Производственный учет как составная часть управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:23, доклад

Описание

Управленческий учет состоит из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосредственно в организации.. Они существуют обособленно: производственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производства и сбыта, а финансовая — кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответствующей деятельностью. В небольших организациях функции управленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.

Работа состоит из  1 файл

шпоры б.у новые.doc

— 676.00 Кб (Скачать документ)

Основная цель УУ – предоставление руководителям  и специалистам организации и  структурных подразделений плановой, фактической и прогнозной инф-ии о деят-ти  организации и внешнем  окружении для обеспечения возможности принятия обоснованных управленческих решений.

Основные пользователи инф-ии УУ – высшее руководство организации, руководители структурных подразделений  и специалисты.

Предметом УУ является совокупность объектов в процессе всего  цикла управления производством. Объектами УУ являются затраты (издержки), расходы, доходы, бюджетирование и система управления в целом. Субъекты УУ: организации и граждане (на микроуровне); госуд. , научные организации, комитеты при Гос. Думе, общественные организации (на макроуровне). Метод УУ – совокупность способов, посредством которых отражаются его объекты в системе управления организацией. Метод УУ состоит из следующих элементов: документооборот, инвентаризация,группировка и обобщение данных, контрольные счета.  

Высшее руководство  формирует стратегические цели управления организацией. Для достижения этих целей оно использует: интегрированные  управленческие отчеты о результатах  производственной, финансовой и инвестиционной деят-ти организации и ее основные структурных подразделений за прошедший отчетный период и на конкретный период; материалы анализа влияния внутренних и внешних факторов на рез-ты деят-ти орг-ии и ее основных структурных подразделений; плановые и прогнозные показатели на предстоящий период.

Руководители  структурных подразделений формируют  оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации. Они получают управленческие отчеты о деятельности подразделений на конкретный момент, результаты их аналитической  обработки, плановую и прогнозную информацию о подразделении, а также инф-ю о смежных подразделениях и контрагентов. Специалисты получают инф-ию в пределах своей компетенции о деят-ти организации.

 Принципы и назначение управленческого учета.

Основное назначение учета состоит в обеспечении управленческого аппарата информацией для принятия решений, планирования, собственно управления и контроля.

Управленческий  учет как самостоятельная система  учета основывается на ряде принципов:

1. непрерывность  деятельности предприятия. Сущность данного принципа выражается в отсутствии намерений предприятия самоликвидироваться, и сократить масштабы производства.

2. использование  единых для планирования и  учета единиц измерения. Планово-учетные  единицы раскрывают сущность  планирования на разных его уровнях, С их помощью возникает возможность разработки методологии системы учета, основанной на тесной связи показателей управленческого учета производства и бухгалтерского учета затрат, определения результатов хозяйственной деятельности отдельных структурных подразделений

3. оценка результатов  деятельности подразделений предприятия.  Она  предусматривает определение  тенденций и перспектив каждого  подразделения в формировании  прибыли предприятия от производства  до реализации продукции. 

4. преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления (принцип комплексности). Реализация данного принципа позволяет из минимального количества информация получить максимально необходимое для управленческих решений количество информации.

5. формирование  показателей внутренней отчетности. Он позволяет так формировать  показатели внутренней отчетности  по данным первичного учета,  что они образуют  многоуровневую  систему коммуникаций внутри  предприятия. На верхнем уровне  происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую отчетную документацию отделами - планово- экономическим, бухгалтерией. По данным, содержащимся в данных отчетах, проводят анализ для долгосрочного планирования и прогнозирования.

6. применение  бюджетного метода управления  затратами, финансами, коммерческой  деятельностью используется на  крупных предприятиях как инструмент  планирования, контроля и регулирования.

7. полнота и  аналитичность, обеспечивающие исчерпывающие информацию об объектах учета. Показатели, содержащиеся в отчетах, должны быть представлены в удобном для анализа виде, не требовать дополнительной аналитической обработки.

8. периодичность.  Информация для руководителей  необходима только тогда, когда это целесообразно — ни раньше и ни позже. Как правило, аппарат управления предприятием устанавливает график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговую информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17.Концепции  и терминология классификации  издержек.

Основной целью классификации  является обеспечение информацией  внешних и внутренних пользователей. Потребности внешних пользователей  обеспечиваются финансовым и налоговым  учетом.

В налоговом учете издержки учитываются согласно требованиям НК РФ. Издержки разделены на прямые (включаются в состав незавершенного производства) и косвенные (относятся на уменьшение налогооблагаемой базы отчетного периода).

В финансовом учете затраты  делятся по трем признакам: 1. По характеру деятельности- расходы по обычным видам деятельности, операционные расходы, внереализационные расходы и чрезвычайные. 2. По сферам деятельности- расходы производственной деятельности, расходы снабженческой и сбытовой д-ти.  3. По элементам затрат - материальные затраты, зарплата, отчисления с нее, амортизация ОС и прочие ( косвенные издержки)

В управленческом учете издержки делятся исходя из его функций, сегментов  и задач управления. В России используются различные подходы к классификации  затрат. Общепринятыми являются три признака:  1.  По роли в производстве, снабжении или сбыте - основные и накладные. 2. По отношению  к объему производства- условно – постоянные и условно – переменные. 3. По способу включения в с/ст-ть – прямые и косвенные.

Кроме того используется функциональный подход к кл-ии издержек. Три направления:

1. Для целей калькулирования  себестоимости произведенной продукции,  оценка стоимости запасов и  полученной прибыли. Издержки- входящие  и истекшие, прямые и косвенные,  основные и накладные, входящие в себестоимость (производственные) и затраты отчетного периода (периодические), одноэлементные и комплексные, текущие и единовременные.

2.  Для принятия управленческих  решений и планирования. Издержки - постоянные (условно-постоянные) и переменные, безвозвратные затраты, вмененные (упущенная выгода), предельные и приростные, планируемые и непланируемые.

3. Для осуществления функций  контроля и регулирования в  управленческом учете различают  регулируемые и нерегулируемые  затраты. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Центры  расходов,прибыли,ответ-ти и бюджетирования

Центр затрат –  это любая единица деятельности организации, определяемая в учете  для осущ-я контроля за затратами  данной единицы. В этой единице можно  организовать нормирование, планирование, учет использованных ресурсов, оценку их использования и определить ответственного за расходы. Центром затрат может быть отдельное рабочее место, отдельная производственная операция, отдельный станок, бригада, цех или другая часть организации.

Выбор центров  затрат зависит от организационных  и других особенностей организации, а также целей, поставленных ее рук-вом.

Следует учесть, что с увеличением центров  затрат эффективность контроля за затратами  повышается с одновременным увеличением расходов на ведение учета. На выбор центром затрат большое  влияние оказывает возможность закрепления ответственности руководителей структурных подразделений и исполнителей за затраты по каждому центру. В связи с этим центры затрат создаются в соответствии с детализированной схемой организации предприятия и перечнем должностных обязанностей каждого работника организации.

Определение центров  затрат начинают с низшего уровня управления затратами – отдельных  исполнителей. За каждым исполнителем закрепляют ответственность за те затраты, величина которого зависит от него.

По каждому  центру затрат ответственность соответствующих  исполнителей устанавливается только по контролируемым ими расходам.

При установлении контролируемых расходов возникает  проблема, так как многие расходы могут контролироваться частично.

При отнесении  расходам к контролируемым и неконтролируемым необходимо учитывать уровень управления и время осуществления расходов. Сущность влияния 1-го фактора заключается  в том, что одни и те же расходы могут быть неконтролируемыми на одном уровне и контролируемыми – на другом. Фактор времени также влияет на контролируемость отдельных затрат.

После выбора центров  затрат по каждому из них составляется смета затрат. При этом в смету  включают только те затраты, которые непосредственно контролируются исполнителем.

Прямые расходы  учитывают по центрам затрат на основании  первичных документов, в которых  проставляют шифры затрат. Косвенные  расходы по центрам делятся на 2 вида: 1. непосредственно относящиеся к данному центру затрат 2. распределяемые из других центров затрат.

 Центры прибыли.

Под центром ответственности в управленческом учете понимается область, сфера, вид деятельности, во главе которых находится ответственное лицо (менеджер), имеющий права и возможности принимать и осуществлять решения. В отличие от места затрат центр ответственности, как правило, более масштабен. Каждый центр ответственности может состоять из нескольких мест затрат и, кроме того, осуществлять расходы, не имеющие четко выраженного места формирования внутри предприятия. Довольно часто центр ответственности связан с выполнением функций, не имеющих четко выраженного измерителя объема деятельности.

Однако, если у  данного места затрат есть лицо, служебно ответственное не только за объем и качество производственно-хозяйственной деятельности, но и за расходы, такое подразделение можно считать центром ответственности.

Опыт организации  управленческого учета на зарубежных предприятиях свидетельствует о том, что чаще всего центры ответственности классифицируют по объему полномочий и обязанностей соответствующих менеджеров, а также функциям, выполняемым каждым центром. Соответственно первому признаку центры ответственности подразделяют на центры текущих затрат, центры инвестиций, центры продаж и центры прибыли. При классификации по выполняемым функциям различают основные и обслуживающие места затрат и центры ответственности.

Это подразделение (центры прибыли) компании, которое:

самостоятельно  получает прибыль;

является источником определенной части суммарной прибыли;

обладает (в лице руководителя) полномочиями принимать  решения, влияющие на прибыль путем  снижения затрат и путем увеличения доходов.

Центры прибыли  представляют собой подразделения, руководители которых ответственны не только за затраты, но и за финансовые результаты своей деятельности. Это могут быть отдельные предприятия в составе крупного объединения, филиалы, дочерние организации (торговые представительства, магазины, фирмы и т.п.). Их руководители имеют возможность контролировать все компоненты деятельности, от которых зависит величина прибыли: объемы производства и продаж, цены, затраты. Обычно центры прибыли включают несколько мест затрат. Общие расходы и результаты их деятельности отражаются в системе бухгалтерского учета.

 Центры ответственности.

Центр ответственности- сегмент организации в котором  учитываются и контролируются затраты, расходы или доходы. Центр ответственности  как часть системы  управления имеет вход и выход. Вход-это сырье, материалы, трудовые издержки. Выходом- является готовая продукция, работы и услуги. Цель учета по центру ответственности  состоит в обобщении данных о затратах, доходов и расходов по каждой структурной единице (т.е. отдел, цех и т.д.)

К центру ответственности  предъявляют следующие требования: 1. центр ответственности  необходимо увязать с производственной структурой. 2. каждый центр ответственности должен возглавить менеджер 3. центр ответственности используется показатели для измерения объемов деятельности и базы для распределения затрат.4. четкое определение полномочий, обязанностей, и ответственности менеджеров. 5. использование форм внутрифирменной отчетности. Деление организации на центры ответственности зависит от отраслевых особенностей, технологии производства, уровня обеспечения технических и др. факторов.

Наличие центров  ответственности зависит от форм организации управления: 1. линейная форма управления  по вертикали  –т.е. прямое подчинение нижестоящих  звеньев управления вышестоящими.2. функциональная форма- это управление по функциям, отделам, участкам (финансы, бухгалтерия, отдел кадров).3. линейно-функциональная форма.

Классификация центров ответственности:  объем  полномочий и ответственности –  центр ответственности исходя из объема полномочий и ответственности делится:1 на центр затрат, 2. дохода 3.прибыли, 4. инвестиций.

Центр затрат - это  часть организации в которой  формируется информация об издержках (цех, производственный участок) .В таком  центре организуется планирование, нормирование и учет затрат в целях контроля, анализа и управления. Центр затрат делится: 1 на центр регулируемых 2.центр проводных  издержек. Для центра регулируемых затрат устанавливается оптимальное соотношение между реализацией продукции. Управление центром  регулирования издержек осуществляется с помощью бюджетов. Для центра произвольных  затрат оптимального соотношения между издержками и доходами не существует (ремонтный цех, лаборатории).

Информация о работе Производственный учет как составная часть управленческого учета