Производственный учет как составная часть управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:23, доклад

Описание

Управленческий учет состоит из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосредственно в организации.. Они существуют обособленно: производственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производства и сбыта, а финансовая — кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответствующей деятельностью. В небольших организациях функции управленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.

Работа состоит из  1 файл

шпоры б.у новые.doc

— 676.00 Кб (Скачать документ)

С точки зрения оперативности учета затрат можно выделить учет фактических (прошлых, исторических) затрат и учет стандартных (нормативных) затрат, называемый в мировой практике учетом по системе “стандарт-кост”. Учет фактических (исторических) затрат – метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Этот метод является традиционным и наиболее распространенным на российских предприятиях.

Этот метод  имеет ряд недостатков, главные из которых: невозможность осуществления  контроля за затратами, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков организации производства, нарушений технологических процессов и т.д.

Норма – заранее  установленное числовое выражение  результатов хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации производства.

Нормативные калькуляции  рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов, которые устанавливаются  в соответствии с технической документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро). Нормативная калькуляция используется для определения фактической себестоимости продукции, оценки брака в производстве и размеров незавершенного производства.

Все изменения  действующих норм отражаются в течение  месяца в нормативных калькуляциях. По мере освоения производства, улучшения  использования материальных и трудовых ресурсов нормативы могут изменяться (снижаться).

Нормативный метод  учета и калькулирования себестоимости продукции обычно характеризуется тем, что на предприятии по каждому изделию на основе действующих норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной себестоимости изделия. В идеале, если бы в течение месяца все затраты на предприятии соответствовали действующим нормам, нормативам и сметам, а объем производства соответствовал запланированному, фактическая себестоимость изделия была бы равна нормативной.

Учет организуется таким образом, чтобы все текущие  затраты подразделить на расход по нормам и отклонениям от норм. Данные о выявленных отклонениях позволяют управлять себестоимостью изделия и вместе с тем калькулировать фактическую себестоимость путем прибавления к нормативной себестоимости (вычитания из нее) соответствующей доли отклонений от норм по каждой статье. Нормативный метод учета затрат позволяет, не дожидаясь окончания месяца, иметь фактическую себестоимость изделий и регулярно анализировать причины отклонений, выявлять виновников. Существует возможность устанавливать причины отклонений в момент их возникновения.

В целом процесс  калькулирования нормативной себестоимости  является трудоемким, но при этом позволяет  получить достоверную информацию о  затратах, пригодную для следующего анализа и контроля. Нормативный метод может подразделяться на полный и неполный учет нормативных затрат. Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом.  Под нормирование попадают только прямые затраты, нормативная калькуляция составляется только по ним. Нормативный метод имеет ряд недостатков при использовании его на практике. Например, часто неверно учитываются отклонения: отклонения выявляются расчетами за длительный период, не всегда документируются, ведется укрупненный учет без определения причин и виновников, существенны суммы неучтенных отклонений.

Нормативный метод  учета и контроля затрат на производство и калькулирования себестоимости  не нашел должного и широкого применения на промышленных предприятиях, из-за высокой  трудоемкости. Кроме того, он неприменим в условиях высокой инфляции (часто пересматривать нормы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25.Директ-кост.

Это подход, когда  по носителям затрат планируется  и учитывается неполная, сокращенная  с/с . Такая с/с может включать только прямые затраты, она может калькулироваться на основе только производственных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с производством продукции, даже если они косвенные. В основе ее лежит классификация издержек на переменные и постоянные, а сущность –с/с учитывается и планируется только в части переменных затрат, т.е. лишь переменные расходы распределяются по носителям затрат. Оставшуюся часть издержек (постоянные расходы) собирают на отдельном счете, в калькуляцию не включают и периодически списывают на финансовые результаты, т.е. учитывают при расчете прибылей и убытков за отчетный период. По переменным расходам оцениваются также запасы — остатки готовой продукции на складах и незавершенное производство.

Общехозяйственные расходы также исключаются из калькулирования. Они являются периодическими и полностью включаются в с/с реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий. В конце отчетного периода такие расходы списываются непосредственно на уменьшение выручки от продаж:Д-т сч. 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» К-т сч. 26 «Общехозяйственные расходы».

Применение системы  «директ-кост» на практике предполагает дифференцированный учет общепроизводственных расходов. Их следует разделить на постоянную и переменную части. К счету 25 создаются два субсчета: 25-1 « Общепроизводственные переменные расходы» (учитывается основная часть расходов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования) и 25-2 «Общепроизводственные постоянные расходы» (учитывается та часть расх.одов по содержанию и эксплуатации машин и оборудования, которая не зависит от объема производства) Оборот счета 25-1 в конце отчетного периода, распределяясь по носителям затрат, списывается на счет 20 «Основное производство». Счет 25-2 закрывается счетом 90 «Продажи» (субсчет «С/с продаж»).

При исчислении сокращенной с/с используются показатели маржинального дохода и остаточного  дохода (прибыль от производства).

Маржинальный  доход определяют, вычитая из выручки  от продажи продукции или стоимости произведенной продукции сумму переменных затрат. Показатель остаточного дохода или прибыли от производства исчисляются  вычитанием из маржинального дохода постоянных затрат.

Данные показатели имеют важное значение для управления с/с продукции. Они показывают зависимость этих показателей от цен на продукцию, структуры выпускаемой продукции, величины переменных и постоянных затрат. На основе анализа взаимосвязи «затраты-объем-прибыль» определяют критическую точку объема производства в единицах продукции или стоимости продукции. 

Данный  метод может быть применен в любой  из отраслей, однако в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета «директ-кост» не должен использоваться для составления финансовой отчетности и расчета налогов. Он применяется именно в управленческом учете для осуществления контроля, экономического анализа и принятия управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. Использование  данных управленческого учета  для анализа и обоснования  решений на разных уровнях управления.

Как свидетельствуют исследования, в  дореволюционной России любой предприниматель (имеющий, к примеру, собственную юридическую контору, занимающийся коммерцией или врачеванием) был обязан владеть основами бухгалтерского учета. Современные менеджеры, напротив, зачастую даже гордятся отсутствием бухгалтерского образования. Вместе с тем управленческий учет должен стать фундаментом менеджмента, его банком данных. Важнейшее предназначение бухгалтерского управленческого учета состоите информационной поддержке менеджмента. В противном случае ведение управленческого учета в организации окажется бессмысленным, а управление предпринимательской деятельностью — процессом эфемерным и ненаучным, осуществляемым интуитивно.

Актуальной  в настоящее время становится интеграция бухгалтерского управленческого учета и менеджмента. Взаимодействие менеджмента (как концепции управления) и управленческого учета (как концепции информационной поддержки управления) создает возможность снижения риска принятия ошибочных управленческих решений. Владение информацией управленческого учета позволит менеджерам не только принимать эффективные управленческие решения, но и оценивать их экономические последствия.

Как отмечалось ранее, управленческий учет должен быть адаптирован к реальным потребностям организации, в связи с чем единых стандартов его ведения существовать не может. Задача постановки управленческого учета в организации поддается решению лишь в том случае, когда четко определены управленческие потребности организации. Последнее является прерогативой менеджмента.

Бухгалтерский управленческий учет призван «сопровождать» менеджмент на всех его стадиях. Последний может быть структурирован следующим образом:

I уровень — стратегический менеджмент, подразумевающий разработку обобщенной стратегии, направленной на достижение будущего устойчивого преимущества перед конкурентами бизнеса в целом или какой-либо его части. Решение этих задач возлагается на «высшее руководство» предприятия;

II уровень — регулярный (операционный) менеджмент, предполагающий принятие решений по использованию всех видов ресурсов организации для производства продуктов и услуг в соответствии со стратегическими целями данного предприятия. Постановка и решение задач этого уровня является целью менеджеров среднего и нижнего звена;

III уровень — административный менеджмент, включающий контроль успешности выполнения задач, определенных на предыдущих двух уровнях, и осуществляемый всеми менеджерами организации.

Решение задач менеджмента на каждом из названных уровней должно быть, увязано с соответствующим элементом системы управленческого учета. Матрица взаимосвязи элементов управленческого учета с функциями менеджмента представлена на рис. 1.4.

Представленная  матрица позволяет сделать два вывода: 1) менеджер каждого уровня управления должен не только обладать определенными полномочиями в части принятия решений, но и обеспечиваться информацией соответствующего элемента управленческого учета;

2) управленческий  учет в организации должен  строиться таким образом, чтобы обеспечить адекватное решение управленческих задач на любом уровне менеджмента.

Управленческий учет призван аккумулировать не только количественную, но и качественную информацию о деятельности сегментов организации. Последние не являются статичными. Развитие бизнеса, как правило, сопровождается расширением действующих производств, консервацией неперспективных сегментов, появлением новых направлений деятельности и т.д. Изменениям, происходящим в предпринимательской деятельности, должны сопутствовать адекватные изменения в системе управленческого учета. Другими словами, управленческий учет должен быть динамичным в той же степени, в которой динамичен бизнес коммерческой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.Б/баланс  и модели его построения

Имущество организации  и ее обязательства непрерывно участвуют  в сфере производства. Чтобы определить величину всего имущества и обязательств, дать им экономическую оценку за отчетный период, а также оперативно руководить организацией, управлять финансово-хозяйственной деятельностью, необходимо располагать обобщенными данными о ее имуществе и обязательствах. Такое обобщение достигается в процессе составления бухгалтерского баланса.

Существуют различные  виды бухгалтерских балансов:

– периодический (месячный, квартальный);

– годовой;

– вступительный - составляется при создании новой  или при преобразовании ранее  действующей организации;

– соединительный - составляется при объединении нескольких организаций в одно юридическое  лицо;

– разделительный - составляется, когда из одной организации выделяется несколько самостоятельных организаций;

– санируемый - составляется при приближении организации  к банкротству;

– ликвидационный - составляется с начала ликвидационного  периода;

– сводный - составляется путем объединения отдельных заключительных балансов организаций; в основном им пользуются министерства, ведомства и концерны;

– сводно-консолидируемый - составляется путем объединения  балансов юридически самостоятельных  организаций, взаимосвязанных между  собой экономически; такими балансами пользуются холдинговые компании (владеющие контрольными пакетами акций других компаний), головные организации со своими дочерними и зависимыми обществами;

– баланс-брутто - бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи (02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов»);

– баланс-нетто - бухгалтерский баланс без регулирующих статей.

Бухгалтерский баланс - важнейший источник информации о финансовом положении организации  за отчетный период. Он позволяет определить состав и структуру имущества организации, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности, конечный финансовый результат (прибыль или убыток). Бухгалтерский баланс знакомит учредителей, менеджеров и другие заинтересованные стороны, связанные с управлением имуществом, с состоянием организации, показывает, чем владеет собственник, т. е. каков в количественном и качественном отношении запас материальных средств, как он используется и кто принимал участие в создании этого запаса. По бухгалтерскому балансу можно определить, сумеет ли организация в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями, продавцами или ей угрожают финансовые затруднения. Разумеется, бухгалтерский баланс не в состоянии охватить весь объем информации о деятельности организации, поэтому недостающая часть информации представляется в других формах отчетности. Данные бухгалтерского баланса широко используются налоговыми инспекциями и налоговой полицией, кредитными учреждениями, органами статистики и другими пользователями.

Информация о работе Производственный учет как составная часть управленческого учета