Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:23, доклад
Управленческий учет состоит из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосредственно в организации.. Они существуют обособленно: производственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производства и сбыта, а финансовая — кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответствующей деятельностью. В небольших организациях функции управленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.
Центр дохода - это сегмент организации в котором формируется информация о продажах, выручка (отдел сбыта, магазин, склад). Основными коэффициентами этого центра является выручка от реализации продукции, объем сбыта и цены. Управление центром осуществляется с помощью бюджета прибылей и убытков которые формируются на основе отчета.
Центр прибыли- это сегмент организации, в котором учитывается и планируется доходы, расходы, прибыль. Основной показатель центра –прибыль организации. Менеджер центра прибыли контролируют цены, объем реализации, доходы и расходы. Управление центром прибыли осуществляется посредством бюджета прибыли, посредством бюджета прибылей и убытков, а так же бюджетов доходов и расходов (администрация, бухгалтерия, финансовый отдел).
Центр инвестиций - это сегмент организации в котором формируется информация о финансовых вложений, капиталах вложений. Руководство данного центра отвечает за прибыль, эффективность инвестиций.
Исходя из функций центр ответственности делится: основные и прочие. Основные центры занимаются производством продукции (основной вид деятельности)Прочие центры обслуживают основные центры (ремонтный цех, ОТК)
Сущность
бюджетирования и этапы
Фактически Б представляет собой план в денежном выражении, принятый на один год, с разбивкой на 4 квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы, иногда – на недели. Б показывает планируемую величины дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые д.б. понесены в течение определенного периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленных целей.
Профессионально составленный и сбалансированный по всем показателям Б обеспечивает своевременное бесперебойное снабжение производства сырьем и материалами; исключает затраты на хранение излишков сырья и готовой продукции; обеспечивает рациональное использование трудовых и финансовых ресурсов, эффективное размещение денежных средств. Б служит инструментом для управления доходами, расходами и прибылью предприятия.
Разработка Б предполагает участие квалифицированных специалистов разного профиля: экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов и др. Формирование бюджета д. идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководителей различных подразделений и руководства предприятия. Только в этом случае Б будет разработан с учетом максимального использования реальных производственных возможностей в целях удовлетворения желаемых результатов.
При формировании Б следует соблюдать следующие требования: Б является обобщающим планом в натуральных и стоимостных показателях; Б д.б. сбалансированным по всем показателям; производственные задания д.б. напряженными, но выполнимыми; Б д.б. составлен с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости данных; изменения, вносимые в Б в течение бюджетного периода, д. обсуждаться и утверждаться лицами, ответственными за его составление и выполнение.
Возможны 3 альтернативных варианта формирования Б: пессимистический (преследуется минимальная цель при максимальном использовании имеющихся ресурсов); вероятностный (достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов); оптимистический (максимальные цели при эффективном использовании ресурсов).
Разработка Б состоит из следующих этапов: 1. постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки Б; 2. изучение и анализ имеющейся информации; 3. обобщение и анализ фактических результатов прошлого периода и расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия; 4. формирование Б; 5. экспертиза и оценка проекта Б; 6. принятие и утверждение Б.
Существует два вида бюджетов: статические – это твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя только из заданного объема реализации. Позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета. Гибкий – предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов.
Контроль за
исполнением бюджетов осуществляется
в виде предварительного, текущего
и последовательного видов
19. Основные модели учета затрат, выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях
Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность способов (приемов) регистрации, сводки и обобщения в учетных регистрах данных о затратах на производство продукции и исчисления ее себестоимости (по всей продукции в целом, по видам продукции и единицам продукции).
В настоящее время применяются различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В основу их классификации положены способы группировки затрат по отдельным объектам учета (отдельным видам продукции или группам однородных изделий, заказам, переделам, процессам) и способы калькулирования себестоимости продукции (нормативный способ, способы суммирования затрат, исключения стоимости попутной продукции из общей суммы затрат, пропорционального распределения затрат и др.).
В зависимости
от этих признаков различают
Выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях.
Правильная научно обоснованная экономическая группировка объектов учета является организующим моментом в построении системы учета затрат в организации, ее основная задача – обеспечение сплошного непрерывного учета всех текущих затрат предприятия.
Как правило, система учета затрат включает в себя: перечень используемых предприятием бухгалтерских счетов; применяемые подходы к группировке своих издержек; метод отражения их в регистрах, с использованием выбранной формы бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная).
Такая система позволяет получать информацию о фактической себестоимости (производственной, полной) готовой продукции (по видам, группам и пр.), незавершенного производства, позволяет определять финансового результата от обычных видов деятельности организации за отчетный период.
Сам учетный процесс слагается из следующих основных элементов: первичный учет; регистры бухгалтерского учета; документооборот; инвентаризация; отчетность.
На организацию учета затрат оказывает влияние ряд факторов: вид деятельности предприятия, его размер, организационная структура управления, правовая форма и т.п.
При построении системы учета затрат экономически наиболее целесообразен следующий подход:
1. Выделение типичных целей (например, контроль за трудозатратами или использованием материалов);
2. Выбор соответствующих
данным целям объектов учета затрат (например,
продукция или подразделение);
3. Выбор наиболее удобной классификационной группы затрат.
Для надлежащей организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) организации:
– осуществляют учет расходов: по статьям затрат, перечень которых определяют самостоятельно, по экономическим элементам,
– разрабатывают
внутренние положения, инструкции, иные
организационно-
Организация учета затрат основывается на следующих принципах: неизменность принятой методологии учета затрат и калькулирования с/с в течение года, полнота отражения в учете всех хозяй-х операций, правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам, соответствие фактических показателей с/с нормативным и плановым.
В целях контроля и регулирования затрат их надлежит разделить на:
- регулируемые
(расходы, величина которых м.
зависеть от менеджера) и
- затраты в
пределах норм, смет, плана и отклонения
от норм, плана, сметы. Выявления
указанных отклонений позволит
Также по возможности осуществления контроля над затратами они подразделяются на контролируемые (м. контролироваться работниками организации) и неконтролируемые (например, цены на оборудование или налоги).
20. Учет
и исчисление затрат по местам
формирования и центрам
Центр ответственности и место формирования затрат не всегда совпадают. Например, работающий станок — это место формирования затрат; но цех, где он расположен, — центр ответственности.
Место формирования затрат и центр ответственности могут совпадать лишь в отдельных случаях, когда невозможна либо нецелесообразна более детальная дифференциация расходов, например в передельных производствах, очистных и горно-подготовительных участках добывающей промышленности и т.п., где одновременно выполняется комплекс зависящих друг о друга работ и операций на различном оборудовании.
Для учета и исчисления фактической величины затрат совокупности мест расходов и центров ответственности разрабатывают единую систему кодирования группировочных признаков. Учетная группировка осуществляется на основе первичных документов, в которых указывают место издержек или центр ответственности, его код (шифр).
Группировка затрат по местам их формирования осуществляется одним из двух основных способов:
1. путем применения принципов двойной записи на взаимосвязанных счетах и последовательного перенесения (перераспределения) учтенных сумм затрат с первичных на промежуточные и конечные места формирования издержек;
2. на основе
использования специальных
При использовании метода двойной записи разрабатывают специальный план счетов мест издержек для каждого предприятия. Он может быть привязан к действующему плану счетов бухгалтерского учета затрат, а может ориентироваться на применение специальных счетов управленческой бухгалтерии. Но это важно только для обозначения первых двух-трех знаков кода того или иного места издержек. Далее идет нумерация шифра самого места расходов. Чтобы показать возможную степень детализации мест затрат и центров ответственности, приведем выдержку из плана счетов управленческого учета сравнительно небольшой (около 1200 работающих) машиностроительной фирмы.
23 Производственные места обслуживания:
2314 Электромастерские
2315 Стройгруппа
10 Материальное хозяйство:
1030 Участок испытания материалов
1031—1035 Склады сырья и материалов
20 Места производственного изготовления:
2050
Места производственного
2060
Места производственного
2070
Места производственного
2680—2690 Места
затрат хозяйственного
Коды, по которым производится учетная группировка расходов этих подразделений, указывают на первичных документах по учету расхода материалов, комплектующих изделий, заработной платы и других издержек. Дальнейшее обобщение расходов по счетам затрат производится так же, как сейчас в бухгалтерском учете. Взаимосвязь между данными управленческого и финансового учета осуществляется через специальные счета — экраны.
Одним из вариантов
системных записей в
Учет и исчисление затрат по местам их формирования с помощью регистров матричной формы основано на сочетании группировок затрат по видам и местам их возникновения. Для этого составляют специальную шахматную ведомость, по строкам и столбцам которой отражаются виды (статьи, элементы) затрат и мест (центров) их формирования, а на пересечении соответствующих строк и столбцов указываются затраты мест. Если какие-то расходы невозможно отнести на то или иное место затрат прямо, их распределяют пропорционально избранной базе.
Матричное представление
регистра сводного учета и группировки
затрат по местам формирования и центрам
ответственности позволяет
Матрица издержек мест и центров всегда прямоугольна, конечна и ограниченна, а ее элементы представляют собой скаляры, т.е. действительные значения производственных затрат. Количество столбцов матрицы равно числу мест расходов, а число строк — количеству элементов издержек. Общая матрица, характеризующая производственные расходы в целом по предприятию, может подразделяться на подматрицы, выражающие соотношения между видами затрат и центрами их образования в разрезе отдельных подразделений. С каждой из них возможны операции суммирования, умножения, исчисления произведения матрицы на скаляр, т.е. практически все действия по преобразованию планово-учетной информации об издержках.
Информация о работе Производственный учет как составная часть управленческого учета