Производственный учет как составная часть управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 18:23, доклад

Описание

Управленческий учет состоит из двух компонентов: производственного учета, предназначенного для внутреннего управления производством и сбытом продукции, и той части финансового учета, которая служит для управления финансовой деятельностью непосредственно в организации.. Они существуют обособленно: производственная бухгалтерия ведет учет затрат и результатов производства и сбыта, а финансовая — кроме ведения бухгалтерского учета, составления баланса и других форм отчетности, участвует в управлении финансовыми операциями и потоками платежных средств и соответствующей деятельностью. В небольших организациях функции управленческой и финансовой бухгалтерии следует объединить в единой службе.

Работа состоит из  1 файл

шпоры б.у новые.doc

— 676.00 Кб (Скачать документ)

Центр дохода - это  сегмент организации в котором  формируется информация о продажах, выручка (отдел сбыта, магазин, склад). Основными коэффициентами этого центра является выручка от реализации продукции, объем сбыта и цены. Управление центром осуществляется с помощью бюджета прибылей и убытков которые формируются на основе отчета.

Центр прибыли- это сегмент организации, в котором учитывается и планируется доходы, расходы, прибыль. Основной показатель центра –прибыль организации. Менеджер центра прибыли контролируют цены, объем реализации, доходы и расходы. Управление центром прибыли осуществляется посредством бюджета прибыли, посредством бюджета прибылей и убытков, а так же бюджетов доходов и расходов (администрация, бухгалтерия, финансовый отдел).

Центр инвестиций - это сегмент организации в  котором формируется информация о финансовых вложений, капиталах вложений. Руководство данного центра отвечает за прибыль, эффективность инвестиций.

Исходя из функций  центр ответственности делится: основные и прочие. Основные центры занимаются производством продукции (основной вид деятельности)Прочие центры обслуживают основные центры (ремонтный цех, ОТК)

 Сущность  бюджетирования и этапы разработки  бюджетов.

Фактически Б  представляет собой план в денежном выражении, принятый на один год, с разбивкой  на 4 квартала. Как правило, бюджет разбивается  на месяцы, иногда – на недели. Б показывает планируемую величины дохода, которая должна быть достигнута, и/или расходы, которые д.б. понесены в течение определенного периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения поставленных целей.

Профессионально составленный и сбалансированный по всем показателям Б обеспечивает своевременное бесперебойное снабжение производства сырьем и материалами; исключает затраты на хранение излишков сырья и готовой продукции; обеспечивает рациональное использование трудовых и финансовых ресурсов, эффективное размещение денежных средств. Б служит инструментом для управления доходами, расходами и прибылью предприятия.

Разработка Б  предполагает участие квалифицированных  специалистов разного профиля: экономистов, финансистов, бухгалтеров, юристов и др. Формирование бюджета д. идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководителей различных подразделений и руководства предприятия. Только в этом случае Б будет разработан с учетом максимального использования реальных производственных возможностей в целях удовлетворения желаемых результатов.

При формировании Б следует соблюдать следующие  требования: Б является обобщающим планом в натуральных и стоимостных  показателях; Б д.б. сбалансированным по всем показателям; производственные задания д.б. напряженными, но выполнимыми; Б д.б. составлен с учетом существующих форм отчетности в целях обеспечения сопоставимости данных; изменения, вносимые в Б в течение бюджетного периода, д. обсуждаться и утверждаться лицами, ответственными за его составление и выполнение.

Возможны 3 альтернативных варианта формирования Б: пессимистический (преследуется минимальная цель при  максимальном использовании имеющихся  ресурсов); вероятностный (достижение максимальных целей при умеренном  использовании ресурсов); оптимистический (максимальные цели при эффективном использовании ресурсов).

Разработка Б  состоит из следующих этапов: 1. постановка задачи и сбор информации, необходимой  для разработки Б; 2. изучение и анализ имеющейся информации; 3. обобщение и анализ фактических результатов прошлого периода и расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия; 4. формирование Б; 5. экспертиза и оценка проекта Б; 6. принятие и утверждение Б.

Существует два  вида бюджетов: статические – это  твердый план, в котором доходы и расходы планируются исходя только из заданного объема реализации. Позволяет оценить только абсолютные показатели исполнения бюджета. Гибкий – предусматривает несколько альтернативных вариантов объема реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов.

Контроль за исполнением бюджетов осуществляется в виде предварительного, текущего и последовательного видов контроля. Осуществление всех трех форм контроля обеспечивает целесообразное использование  ресурсов и способствует значительному повышению финансовых результатов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Основные модели учета затрат, выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях

Под методом учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции понимают совокупность способов (приемов) регистрации, сводки и обобщения в учетных регистрах данных о затратах на производство продукции и исчисления ее себестоимости (по всей продукции в целом, по видам продукции и единицам продукции).

В настоящее  время применяются различные  методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В основу их классификации положены способы группировки затрат по отдельным объектам учета (отдельным видам продукции или группам однородных изделий, заказам, переделам, процессам) и способы калькулирования себестоимости продукции (нормативный способ, способы суммирования затрат, исключения стоимости попутной продукции из общей суммы затрат, пропорционального распределения затрат и др.).

В зависимости  от этих признаков различают нормативный, по-заказный, попередельный и попроцессный методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции. В последнее время, наряду с названными, некоторые организации стали применять метод директ-костинга (сокращенной себестоимости продукции).

Выбор и проектирование систем учета и  контроля затрат в организациях.

Правильная научно обоснованная экономическая группировка  объектов учета является организующим моментом в построении системы учета затрат в организации, ее основная задача – обеспечение сплошного непрерывного учета всех текущих затрат предприятия.

Как правило, система учета затрат включает в себя: перечень используемых предприятием бухгалтерских счетов; применяемые подходы к группировке своих издержек; метод отражения их в регистрах, с использованием выбранной формы бухгалтерского учета (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная).

Такая система позволяет получать информацию о фактической себестоимости (производственной, полной) готовой продукции (по видам, группам и пр.), незавершенного производства, позволяет определять финансового результата от обычных видов деятельности организации за отчетный период.

Сам учетный процесс слагается из следующих основных элементов: первичный учет; регистры бухгалтерского учета; документооборот; инвентаризация; отчетность.

На организацию  учета затрат оказывает влияние  ряд факторов: вид деятельности предприятия, его размер, организационная структура управления, правовая форма и т.п.

При построении системы учета затрат экономически наиболее целесообразен следующий подход:

1. Выделение  типичных целей (например, контроль за трудозатратами или использованием материалов);

2. Выбор соответствующих  данным целям объектов учета затрат (например, продукция или подразделение);контролироваться работниками организации)

3. Выбор наиболее  удобной классификационной группы затрат.

Для надлежащей организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)  организации:

– осуществляют учет расходов: по статьям затрат, перечень которых определяют самостоятельно, по экономическим элементам,

– разрабатывают  внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы.

Организация учета  затрат  основывается на следующих  принципах: неизменность принятой методологии учета затрат и калькулирования с/с в течение года, полнота отражения в учете всех хозяй-х операций, правильное отнесение расходов и доходов к отчетным периодам, соответствие фактических показателей с/с нормативным и плановым.

В целях контроля и регулирования затрат их надлежит разделить на:

- регулируемые (расходы, величина которых м.  зависеть от менеджера) и нерегулируемые;

- затраты в  пределах норм, смет, плана и отклонения  от норм, плана, сметы. Выявления  указанных отклонений позволит менеджерам принимать решения по управлению затратами.

Также по возможности  осуществления контроля над затратами  они подразделяются на контролируемые (м. контролироваться работниками организации) и неконтролируемые (например, цены на оборудование или налоги).

 

 

 

 

 

 

 

20. Учет  и исчисление затрат по местам  формирования и центрам ответственности.

Центр ответственности  и место  формирования затрат не всегда совпадают. Например, работающий станок — это место формирования затрат; но цех, где он расположен, — центр ответственности.

Место формирования затрат и центр ответственности  могут совпадать лишь в отдельных  случаях, когда невозможна либо нецелесообразна  более детальная дифференциация расходов, например в передельных  производствах, очистных и горно-подготовительных участках добывающей промышленности и т.п.,  где одновременно выполняется  комплекс зависящих друг о друга работ и операций на различном оборудовании.

Для учета и  исчисления фактической величины затрат совокупности мест расходов и центров  ответственности разрабатывают единую систему кодирования группировочных признаков. Учетная группировка осуществляется на основе первичных документов, в которых указывают место издержек или центр ответственности, его код (шифр).

Группировка затрат по местам их формирования осуществляется одним из двух основных способов:

1. путем применения  принципов двойной записи на  взаимосвязанных счетах и последовательного перенесения (перераспределения) учтенных сумм затрат с первичных на промежуточные и конечные места формирования издержек;

2. на основе  использования специальных регистров  (сводных ведомостей) и расчетов матричной формы, обобщающих виды затрат по местам их возникновения.

При использовании  метода двойной записи разрабатывают  специальный план счетов мест издержек для каждого предприятия. Он может быть привязан к действующему плану счетов бухгалтерского учета затрат, а может ориентироваться на применение специальных счетов управленческой бухгалтерии. Но это важно только для обозначения первых двух-трех знаков кода того или иного места издержек. Далее идет нумерация шифра самого места расходов. Чтобы показать возможную степень детализации мест затрат и центров ответственности, приведем выдержку из плана счетов управленческого учета сравнительно небольшой (около 1200 работающих) машиностроительной фирмы.

23 Производственные  места обслуживания:

      2314 Электромастерские

      2315 Стройгруппа

10 Материальное  хозяйство:

     1030 Участок испытания материалов 

     1031—1035 Склады сырья и материалов

20 Места производственного изготовления:

     2050 Места производственного изготовления  цеха 1

     2060 Места производственного изготовления  цеха 2

     2070 Места производственного изготовления  цеха 3

2680—2690 Места  затрат хозяйственного управления (дирекция, общее планирование, финансовое планирование и контроль, бухгалтерия, узел связи, отдел персонала и т.п.) и т.д.

Коды, по которым  производится учетная группировка  расходов этих подразделений, указывают  на первичных документах по учету  расхода материалов, комплектующих изделий, заработной платы и других издержек. Дальнейшее обобщение расходов по счетам затрат производится так же, как сейчас в бухгалтерском учете. Взаимосвязь между данными управленческого и финансового учета осуществляется через специальные счета — экраны.

Одним из вариантов  системных записей в управленческом учете является ведение счетов отклонений от нормативной величины расходов. В этом случае обороты по дебету и кредиту счетов сырья и материалов, затрат на производство, готовой продукций  отражают по нормативной стоимости. Все расхождения между нормативными и фактическими издержками снабжения, производства, сбыта относят в дебет или кредит соответствующих счетов отклонений. Таким образом, по местам и центрам формирования учитывают лишь отклонения от норм и нормативов.

Учет и исчисление затрат по местам их формирования с  помощью регистров матричной формы основано на сочетании группировок затрат по видам и местам их возникновения. Для этого составляют специальную шахматную ведомость, по строкам и столбцам которой отражаются виды (статьи, элементы) затрат и мест (центров) их формирования, а на пересечении соответствующих строк и столбцов указываются затраты мест. Если какие-то расходы невозможно отнести на то или иное место затрат прямо, их распределяют пропорционально избранной базе.

Матричное представление  регистра сводного учета и группировки  затрат по местам формирования и центрам  ответственности позволяет взаимно  увязать нормирование и учет по видам, местам и целевому назначению расходов, избежать дублирования и обеспечить единую последовательность в формировании показателей издержек.

Матрица издержек мест и центров всегда прямоугольна, конечна и ограниченна, а ее элементы представляют собой скаляры, т.е. действительные значения производственных затрат. Количество столбцов матрицы равно числу мест расходов, а число строк — количеству элементов издержек. Общая матрица, характеризующая производственные расходы в целом по предприятию, может подразделяться на подматрицы, выражающие соотношения между видами затрат и центрами их образования в разрезе отдельных подразделений. С каждой из них возможны операции суммирования, умножения, исчисления произведения матрицы на скаляр, т.е. практически все действия по преобразованию планово-учетной информации об издержках.

Информация о работе Производственный учет как составная часть управленческого учета