Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:26, реферат
Прошедшие 6 лет показали, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.
Среди новых
задач - осуществление функций
Говоря о механизмах
реализации государственной стратегии
регионального развития и региональной
политики субъектов РФ, следует выделить
общегосударственные и другие программы,
включая федеральные программы
помощи депрессивным регионам, развития
приграничных районов, а также зоны
Севера. Основу этих программ должна составить
государственная концепция
Для улучшения
взаимодействия федеральных, региональных
и местных органов власти необходимо
укрепить нормативно-правовую базу; провести
изменение бюджетно-налоговой
Региональная
политика призвана способствовать развитию
интеграции субъектов Федерации
в едином экономическом пространстве
при их хозяйственной
В конечном итоге
направление социально-
Статья Трофименко Г.А. ''Государственная региональная политика и Русское Географическое Общество'' (Известия РГО, 1995, ј3)
В современной России проблемы регионального развития и государственной региональной политики приобрели чрезвычайное значение, стали ведущими в развитии государства. Неразрешенность этих проблем, их накал и негативность проявления тормозят ход экономических реформ, искажают их содержание, осложняют этносоциальные, национальные и конфессиональные отношения, усугубляют экономические проблемы.
В конечном итоге противоречия и даже кризис между федеральными и региональными уровнями субъектов власти угрожают самой целостности государства, ввергая страну в стихию, из которой рождаются войны.
При этом в стратегической
направленности регионального развития
и региональной политики федеральные
властные структуры, имея порой различную
идеологическую основу, недостаточно
скоординированы в своих
Осознание всей
остроты ситуации и необходимости
научного сопровождения государственной
региональной политики заставили Комитет
Государственной Думы обратиться к
Русскому Географическому Обществу,
в связи с чем была образована рабочая
группа по формированию концепции законодательного
обеспечения региональной политики РФ
на современном этапе развития реформ.
Основным направлением деятельности рабочей
группы является разработка концепции
государственной региональной политики
на современном этапе реформирования
РФ. В рамках концепции прорабатываются
принципиальные вопросы государственной
стратегии регионального развития и региональной
политики России, модельные подходы региональной
политики субъектов РФ, структура и уровни
реализации регионально-политических
решений. Прорабатываются принципиальные
вопросы социально-экономического районирования,
административно-
Именно государственная
стратегия регионального
Статья Орлова А. ''Есть ли в России региональная политика? Взгляд из Челябинска'' (Российская Федерация, 1996, ј12)
В Челябинске прошла научно-практическая конференция восьми территорий Большого Урала, на которой обсуждалась проблема - выход регионов на путь стабилизации и устойчивого развития.
Могут ли отдельно взятые область или республика самостоятельно добиться стабилизации и устойчивого развития или только в рамках всей страны? Ответ на него в принципиальном плане ясен - нужны совместные усилия Федерации в целом.
Но не все так просто. В России практически перестало существовать единое экономическое пространство. Оно распалось на отдельные звенья, связанные между собой в основном лишь общей денежной единицей, да и то не полностью. Произошел разрыв хозяйственных связей, усилилась региональная замкнутость.
Поэтому постановка вопроса об относительно самостоятельном развитии того или иного субъекта РФ в сложившихся условиях правомерной. Это не возврат к региональному хозрасчету, а реализация философии рыночного хозяйства, в том числе идеи Правительства о ''точечном'' развитии экономики. Нужно лишь одно - соблюдать общероссийские рыночные требования или, иначе говоря, требования государственной региональной политики.
Есть ли таковая в России? В начале апреля 1996 г. Правительство опубликовало ''Основные положения региональной политики РФ''. Следовательно, такая политика вроде бы есть. Но на местах в один голос утверждают обратное. Если есть, то почему которая и области не равны с республиками? Почему существует многократный разрыв в уровне развития субъектов РФ, доходах населения? Незавершенность, рыхлость, отсутствие целевых приоритетов такой политики тормозят ход реформенных процессов - таков вывод участников конференции.
Что ныне главное в региональной политике? Разумный и справедливый раздел предметов ведения и полномочий между центром и регионами. Ведь сейчас 80 % полномочий принадлежит центру, 15 % - субъектам Федерации и около 5 % - органам местного самоуправления. Как будто три четверти населения живет и работает в Кремле. Интересы государства отождествляются с центром, а чиновник в Москве остается главной фигурой, распределяющей бремя нагрузки и расходов на регионы. Отсюда и борьба регионов за самостоятельность, прежде всего налогово-бюджетную, за собственность, за право распоряжаться ресурсами.
Целевые ориентиры региональной политики надо переставить с головы на ноги. И первый шаг этом направлении - сферы налоговой и бюджетной политики должны стать предметом совместного ведения и центра. Так единодушно говорили участники челябинской конференции.
Кроме того региональная политика, подчеркивалось на конференции, должна быть открытой и понятной всем.
Статья Адамеску А. ''К совершенствованию территориально-организационной структуры России'' (Рос. экон. журнал, 1993, ј10)
Территориально-
Социально-экономическое районирование выполняет три важнейшие функции: 1) политическую - способствовать укреплению устойчивости государства; 2) хозяйственно-социальную - создавать наилучшие условия для формирования в стране рациональных территориальных пропорций и развитых эффективных региональных комплексов народного хозяйства; 3) организационную - обеспечивать приносящую требуемые результаты управляемость территориями.
Ныне широко
распространено мнение о настоятельной
целесообразности реформирования всей
территориально-
Анализ районообразующих
факторов предполагает учет сложившейся
и прогнозирование
Районирование призвано обеспечивать удобство, маневренность и эффективность управления, приближение его субъектов к объектам (предприятиям, учреждениям, населению).
Необходимость
существенного пересмотра сложившегося
административно-
Исходя из принципиальных
соображений о характере и
особенностях нового социально-экономического
районирования РФ, представляется целесообразным
рекомендовать проект трехуровневой
системы социально-
|
Статья Бугаева
В.К.. ''Методологические аспекты административно-
В ряду долговременных
задач реформирования общества немаловажное
место занимает проблема совершенствования
административно-
Один из таких
моментов -ответ на вопрос, что же положить
в основу административно-
АТУ обеспечивает
целостную организацию