Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:26, реферат
Прошедшие 6 лет показали, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.
Тут справедливо встает вопрос о помощи депрессивным регионам, поэтому им в исследовании уделено довольно-таки много места. Рассмотрение данного очень непростого вопроса начинается с определения самого понятия депрессивный регион, который необходимо отличать от других видов проблемных регионов (районов нового освоения, слаборазвитых регионов, приграничных регионов, зон экологического бедствия и т.д.). Депрессивный регион - это в прошлом относительно благополучная территория с, как правило, высоким промышленно-производственным потенциалом и достаточно развитой инфраструктурой (в том числе социальной). Его кризисное состояние - проявление структурного кризиса российской экономики, обусловившего неравномерный спад производства по отраслям и, соответственно, регионам их сосредоточения. Дальше авторы анализируют формы поддержки депрессивных регионов - данный анализ, по-моему мнению наиболее полный и отражает почти все аспекты данной проблемы. В исследовании предлагается следующее: сосредоточить деятельность и распределение средств Фонда поддержки малого бизнеса (предпринимательства) преимущественно в депрессивных регионах; обеспечить для предприятий депрессивных регионов первоочередное рассмотрение заявок на получение выделяемых на проведение структурной реконструкции и санации производства средств, разработать механизм оказания им технической помощи при подготовке таких заявок; предусмотреть преференциальный (льготный) порядок рассмотрения заявок на получение инвестиционных субсидий, государственных кредитов (в том числе конверсионных), гарантий по банковским кредитам предприятиями депрессивных регионов; предоставлять предприятиям депрессивных регионов налоговый кредит в первоочередном порядке (в случае его отмены - сохранить данную форму поддержки предприятий исключительно для депрессивных регионов); обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, проходящих по федеральным программам развития производственной инфраструктуры; предусмотреть приоритетное использование федеральной части фонда занятости населения (после ее давно назревшего расширения) в депрессивных регионах; предоставлять высвобождаемым работникам промышленных предприятий депрессивных районов целевые кредиты на жилищное строительство (с выделением в собственность земельных участков), а также оказывать им помощь в переселении; предоставлять кредиты населению депрессивных районов на получение образования (в том числе высшего), переквалификацию и т.д. В общем представлена очень детальная программа помощи и развития депрессивных регионов.
Т.о., в целом данное исследование оставляет благоприятное впечатление, хотя, т.к. такое исследование - одно из первых в своем роде, оно не лишено некоторых незначительных недостатков. Авторы добились поставленной перед собой цели: т.е. наиболее полно (как только возможно в современных сложных российских условиях) проанализировано развитие регионов России и, что может в некоторой степени даже еще более важно, даны рекомендации по дальнейшему региональному развитию России, намечены пути выхода регионов из сложившегося социально-экономического кризиса.
Такие исследования очень полезны, можно даже сказать, что они крайне необходимы России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.
Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.
Поэтому назрела
необходимость проведения не только
различных экономических и
Как мне кажется,
федеральный центр в России должен
выступать не только как управляющий
и перераспределяющий финансовые ресурсы
орган Федерации, но скорее как координирующий
отношения между регионами и
являющийся гарантом сохранения единого
экономико-социально-политико-
Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Список публикаций по теме в рефератативном журнале ''География''
1. Абдулатипов Р.Г.
''Россия: нац. возрождение и межнац. сотрудничество''
/ Регионология-1994.-ј2-3.-с.8-
2. Абдулатипов Р.Г. ''Федерализация России и взаимосвязь рег. и нац. политики'' / Этнополит. вестник-1995.-ј1.-с.5-21
3. Адамеску А. ''К совершенствованию терр.-организационной стр-ры России'' / Рос. экон. журнал-1993.-ј10.-с.60-71
4. Анализ тенденций развития регионов России: Типология регионов, выводы и предложения / Прогр. Европ. союза Тасис / Ред. Лавров А.М., Кашин В.К. -М,1996.-96
5. Анализ тенденций развития регионов России в 1992-1995 гг. / Прогр. Европ. союза Тасис-М,1996.-144
6. Баланс интересов центра и регионов / Регионология-1995.-ј1.-с.48-50
7. Барганджия Б.А. ''Рос. федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий'' / Соц. полит. ж.-1996.-ј4.-с.56-57
8. Бачило И.А., Гренбэк В.Г. ''Проблемные регионы ресурсного типа - объекты гос. регулирования'' / Изв. РАН-1994.-ј5.-с.24-29
9. Бойко И.В. ''Экон. реформа и стратегия рег. развития'' /Вести Дальневост. отд-ния РАН-1993.-ј1.-с.3-12
10. Болтенкова Л.Ф.,
Лавриненко И.Г. ''К вопросу о разграничении
предметов ведения и полномочий между
органами гос. власти РФ и ее субъектов''
/Ре-гионология-1996.-ј2.-с.31-
11. Болтенкова Л.Ф. ''Проблемы федерализма в условиях многонац. России'' / Регионология-1994.-ј4.-с.54-58
12. Бородулина Н.А. ''Факторы перераспределения бюджетных средств между фед. центром и регионами'' / Изв. РАН. сер. геогр.-1995.-ј6.-с.87-98
13. Бугаев В.К. ''Методологич. аспекты адм.-терр. устройства РФ'' / Изв. РГО-1993.-125,ј3.-с.17-23
14. Бугаев В.К. ''Некоторые проблемы терр. устройства РФ'' / Теория и практика терр. орг. об-ва: Сб. науч. тр. по результатам рос. пол. семин., СПб -Вроцлав, 1989-1993гг.-СПб, 1995.-с.10-18, 33
15. Бусыгина И. ''Рег. измерение полит. кризиса в России'' / Миров. экон. и междунар. отношения-1994.-ј5.-с.5-17
16. Валентей С.Д. и др. ''Экон. механизм фед. отношений: из доклада Центра соц.-экон. проблем федерализма'' / О-во и экономика-1995.-ј1.-с.48-74
17. Валентей С.Д. и др. ''Экон. механизм фед. отношений'' / О-во и экономика-1995.-ј2.-с.50-65
18. Вардомский Л. ''Проблемы и противоречия рег. развития России'' / Россия и СНГ: дезинтеграц. и интеграц. интересы // Ин-т геогр. РАН-М,1995.-с.48-52
19. Вардомский Л. ''Рег. политика: проблемы и противоречия'' / Власть-1994.-ј11.-с.41-46
20. Вардомский Л. ''Центр и регионы России: экон. аспекты взаимоотношений'' / Вестн. науч. инф.-1994.-ј1.-с.3-33
21. Викторов В.Н.
''Проблемы повышения
22. Гармонизация нац. отношений в России / Регионология-1994.-ј4.-с.3-8
23. Геффе Н., Цапенко И. ''Россия в ''шкуре леопарда'': социальные проблемы рег. политики'' / Миров. экон. и междунар. отношения.-1996.-ј2.-с.17-25
24. Гершкович
БЯ. ''Регион и его интересы'' /Вестник
Пятигор гос. лингв. ун-та, 1996.-ј1-с.66-75
2
Свободные экономические зоны в РФ: проблемы функционирования ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I. Анализ истории создания и функционирования свободных экономических зон в
Российской Федерации
1.1. Сущность, объективная необходимость создания, основные черты и классификация СЭЗ
1.2. Требования по размещению СЭЗ
1.3. История организации СЭЗ в России
1.4 Мировой опыт
и возможности его
II. Современное состояние и проблемы развития отечественных СЭЗ
2.1 Типы СЭЗ, организуемых в России
2.2. Свободные экономические зоны в России: современное состояние
2.3. Проблемы функционирования СЭЗ в РФ
III. Сравнительная характеристика "старейших" СЭЗ России
3.1. Приморская "Находка"
3.2 Балтийский "Янтарь"
Заключение
Список литературы
Приложения 1, 2
ВВЕДЕНИЕ
Свободные экономические зоны (СЭЗ) прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но, как отмечено в [29], к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются "свободными экономическими зонами", не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.
Более того, несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-ти лет ведутся острые, но далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российских СЭЗ, до сих пор нельзя считать вполне ясным: целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших переходных условиях? В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как именно должна при этом сказаться ее специфика? Не являются ли зоны свободного предпринимательства своеобразной "естественной монополией" лишь отдельных приграничных районов Российской Федерации? Насколько обширными могут быть их границы? На каком уровне должны приниматься решения об образовании таких зон, какие процедуры при этом целесообразно применять?
Для ответа на подобного рода вопросы требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный (в том числе - и отрицательный) опыт. Это позволит объективно оценить возможности и перспективы создания и развития свободных зкономических зон в российской экономике.
I. АНАЛИЗ ИСТОРИИ
СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Сущность,
объективная необходимость
В соответствии с документами международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973 г.), под свободной зоной (или "зоной-франко") понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, СЭЗ - это часть территории страны с особым действующим режимом. Выражающее этот режим специальное законодательство, которое регулирует деятельность хозяйствующих субъектов в СЭЗ, охватывает следующий круг вопросов: таможенное регулирование; налогообложение; лицензирование; визовое оформление; банковскую деятельность; имущественные и залоговые отношения (в том числе - касающиеся прав собственности на землю); предоставление концессий; управление свободной зоной. Определенную специфику в СЭЗ могут иметь также акты трудового и социального законодательства.
В современных
теоретических работах, посвященных
проблемам свободных зон, их сущность
трактуется более широко: они определяются
как инструмент выборочного сокращения
масштабов государственного вмешательства
в экономические процессы. Эта
формулировка понятия "свободная
зона" охватывает весь спектр явлений,
связанных с действием