Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:55, дипломная работа
Выбранная тема – Роль местного бюджета в социальной защите населения является в любые времена очень актуальной темой, тем, что без бюджета население не получит достойного жизнеобеспечения.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть понятие и функции местного бюджета;
- рассмотреть нормативно-правовую базу;
- дать характеристику расходов местного бюджета направленных на социальную защиту населения;
Расходы на социальную поддержку населения за 9 месяцев 2009 года составили 165 922 тыс. рублей, что составляет 134,4 % от уровня прошлого года (за 9 месяцев 2008г. – 123 490 тыс. рублей). Увеличение затраченных сумм на реализацию федеральных и окружных законов и постановлений Правительства (региональные категории льготников) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года произошло в связи с увеличением тарифов по жилищно-коммунальным услугам, размером выплат.
По итогам работы за 9 месяцев 2009 года рассмотрено 786 заявлений и оказана материальная помощь 112 получателям в размере 3 620 тыс. рублей Единовременная помощь до 10 тысяч рублей назначена и выплачена 567 получателям на сумму 5 343 тыс. рублей.
Срочная единовременная помощь по справкам лечебного учреждения и об освобождении из мест лишения свободы назначена и выплачена 5 получателям на сумму 7 тыс.рублей.
Государственная социальная помощь (доплата до прожиточного минимума) назначена и выплачена 212 семьям (691 человек) в сумме 1600 тыс. рублей.
С февраля 2009 года специальным отделением социального обслуживания на дому УСО КЦСОН «Катарсис» оказываются социальные услуги для пожилых людей и инвалидов.
Услуги предоставляются как на бесплатной основе, так и на условиях частичной и полной оплаты (в соответствии с нормативно-правовыми актами Правительства РФ и правительства автономного округа, регулирующими вопросы предоставления государственными учреждениями социального обслуживания гарантированных государством социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам).
Численность граждан состоящих на учете в органах социальной защиты в 2010 году составило 9400 человек, рост в прогнозном периоде по данному показателю не ожидается согласно оценки Управления социальной защиты.
Число проживающих в УСО ХМАО-Югры «Дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов «Родник» в 2010 году составило 63 человека, в прогнозируемом 2013 году данный показатель останется на прежнем уровне.
Численность граждан города Нягань, обслуживаемых в Центре социального обслуживания «Катарсис», по оценке в 2010 году составило 10000 человек, к 2013 году ожидается повышение численности обслуживаемых в Центре на 15% (до 11500 человек). Увеличение связано с открытием нового консультативного отделения, расширением спектра услуг, внедрением инновационных технологий по работе с клиентами, введением платных и частично оплачиваемых социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в перспективе за счет внедрения платных услуг в отделениях по работе с семьей и детьми.
Количество граждан, получающих социальную помощь в Центре оказания помощи семье и детям «Гармония» по оценке в 2010 году составило 590 детей или 104,6% к уровню 2009 года. Увеличение произошло за счет ввода в эксплуатацию нового реабилитационного оборудования: СПА-бассейна, «соляной шахты», открытие новой группы в стационарном отделении, применение инновационных технологий, количества обслуживаемых детей с соматическими заболеваниями и другими патологиями, работы по оздоровлению детей, посещающих детские сады города.
В настоящее время государственное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа–Югры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом «Северяночка» проводит капитальный ремонт здания. Мощность по типовому проекту после окончания ремонта (конец 2011 года) составит 90 мест и количество воспитанников к 2013 году достигнет 90 человек.
3.2.Социальная защита населения: пути оптимизации расходов местного бюджета.
Оптимизация расходов местных бюджетов – это сложная система мероприятий, направленных на экономическое и социальное развитие муниципальных образований.
За счет средств мобилизуемых в местные внебюджетные фонды решаются жилищно-коммунальные проблемы пенсионеров и малоимущих граждан, проведение оздоровительных кампаний для детей, мероприятий для молодежи и другие.
Планирование бюджетных ассигнований ведется финансовыми органами по видам мероприятий. Расходы на пенсии, пособия планируются по видам пенсий, пособий исходя из среднегодового числа получателей и среднего расхода на одного получателя. При этом используются статистические данные органов Министерства труда и социального развития РФ, демографические расчеты и утвержденные размеры пенсий и пособий.
Расходы на содержание домов-интернатов планируются по числу мест в них и среднегодовому расходу на одного человека.
Расходы на заработную плату работников социальных учреждений рассчитываются по штатному расписанию этих учреждений и ставкам заработной платы, установленным для бюджетных учреждений.
Прогноз социально-экономического развития муниципального образования города Нягань на 2011-2013 годы выполнен в двух вариантах. Первый консервативный вариант разработан в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении роста заработной платы работников бюджетного сектора на уровне 2009 года, а также медленного восстановления кредитной активности.
Второй умеренно-оптимистичный вариант отражает более быстрое восстановление экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе стимулирования экономического роста и модернизации, сдержанной политики регулирования тарифов на электроэнергию. Наряду с реорганизацией системы бюджетных учреждений после 2010 года предполагается индексация заработной платы в бюджетном секторе пропорционально инфляции.
В структуре расходов населения МО города Нягани в прогнозируемом периоде сохранится приоритет потребительских расходов. В 2009 году снижение реальных денежных доходов населения привело к снижению потребительских расходов: за год население потратило на 841,5 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. В связи с постепенным увеличением реальных денежных доходов населения, объем потребительских расходов населения будет восстанавливаться и в 2013 году составит 79,8% всех расходов. Уменьшение денежных доходов в 2009 году привело к усилению сберегательной активности населения - сбережения во вкладах и ценных бумагах в 2009 году увеличилось по сравнению с 2008 годом на 88,8%, уменьшились расходы населения на покупку иностранной валюты (81,2% к уровню 2008г.). По прогнозу такая тенденция сохранится до 2013 года.
Таблица 4.
Прогноз показателей жизненного уровня населения в 2010-2013 годы.
Показатели | 2009г. отчет | 2010г. оценка | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2013г. к 2009 г. в % |
прогноз (2 вариант) | ||||||
Среднемесячный доход на душу населения, руб. | 24281,2 | 25071,3 | 26695,3 | 28334,2 | 30218,6 | 124,5 |
в % к преды-дущему году | 103,1 | 103,3 | 106,5 | 106,1 | 106,7 |
|
Номинальная среднемесячная заработная плата, рублей | 33023,8 | 35373,0 | 38026,0 | 40687,8 | 43861,4 | 128,9 |
в % к предыдущему году | 102,5 | 104,0 | 107,5 | 107 | 107,8 |
|
Реальная заработная плата, % | 94,1 | 96,3 | 100 | 100 | 101,2 | 97,4 |
Средний размер назначенной пенсии (средне-годовой), руб. | 7845,4 | 10512,3 | 11468,9 | 12260 | 13094 | 166,9 |
в % к предыдущему году | 123,9 | 142 | 109,1 | 106,9 | 106,8 |
|
Соотношение среднего размера пенсии и номинальной среднемесячной заработной платы, % | 23,8 | 29,7 | 30,2 | 30,1 | 30 |
|
Для определения направлений оптимизации расходов местных бюджетов воспользуемся Законом от 8 июля 2005 года N 63-оз Ханты – Мансийского автономного округа-Югры о программе Ханты – Мансийского автономного округа-Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» на 2005-2010 годы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
Итак, для чего нужно найти направления оптимизации расходов местных бюджетов?
Для реализации задач, указанных в данном Законе № 63-03:
- повышения эффективности социального комплекса, в том числе адаптация профессионального образования к перспективным потребностям рынка труда, развитие новых технологий предоставления медицинских услуг и услуг в сфере культуры;
- повышения эффективности в управлении и осуществлении мер социальной поддержки;
- повышения уровня и улучшение качества жизни сельского населения;
- формирования условий для саморазвития национальных домохозяйств, общин и национальных корпораций;
- преодоления наиболее острых экологических проблем.
Именно для решения вышеизложенных задач предлагаю пути или систему мероприятий, ориентированных на качественное исполнение расходов местных бюджетов:
1. Обеспеченивать исполнения расходных обязательств города Нягани, в частности безусловное исполнение действующих расходных обязательств города, увеличение или принятие новых расходных обязательств осуществлять только при наличии их финансового обеспечения;
2. Расширять самостоятельность и ответственность главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедуры оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, укрепление контроля и финансовой дисциплины;
3. Развивать программно-целевое бюджетирование, повышать результативность действий исполнительных органов на основе оценки достижений запланированных результатов бюджетных целевых программ на конечный результат, оценивать результативность бюджетных целевых программ;
4. Применять механизмы, стимулирующие бюджетные учреждения к повышению качества и доступности оказываемых ими услуг и повышение эффективности бюджетных расходов;
5. Повышать уровень жизни населения на основе внедрения новых принципов оплаты труда с учетом специфики видов экономической деятельности в отраслях бюджетной сферы;
6. Повышать эффективность бюджетных расходов за счет перехода к финансовому обеспечению муниципальных услуг на основе муниципального задания и принципов нормативно-подушевого финансирования;
7. Проводить инвентаризацию действующих расходных обязательств и отказаться от низкоэффективных расходов, реформирование и оптимизация бюджетного сектора. Так как, согласно оценки эффективности расходования бюджетных средств Департамента экономической политики Ханты- мансийского автономного округа – Югры доля неэффективных расходов в сфере образования в общем объеме расходов консолидированного бюджета муниципального образования города Нягань в сфере образования составляет 16%,а здравоохранения 30%.
8. Обеспечивать прозрачность и эффективность закупок для муниципальных нужд, соблюдать конкурсные процедуры при осуществлении расходов в соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы государственных закупок.
Итак, для достижения устойчивого развития экономики и создания условий для роста активности муниципального образования города Нягань в социальной сфере являются мероприятия местных бюджетов направленные на социальную защиту населения. Деятельность учреждений социального обслуживания направлена на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса экономику страны в целом, лимиты бюджетных обязательств на реализацию государственных полномочий были утверждены и профинансированы в полном объеме к плановым значениям.
Для повышения уровня и улучшение качества жизни населения города Нягани предлагаю систему мероприятий, ориентированных на качественное исполнение расходов местных бюджетов. В первую очередь это увеличение или принятие новых расходных обязательств осуществлять только при наличии их финансового обеспечения. Во- вторых, разработка и внедрение методов и процедуры оценки качества финансового менеджмента. В третьих оценивать результативность бюджетных целевых программ. В четвертых это принцип нормативно-подушевого финансирования. И конечно реформирование отказ от неэффективных расходов.
Заключение
Бюджет – это форма оперативного направления денежных средств на определенные цели. Причем это форма, которой придали статус закона. С помощью бюджета государство обеспечивает выполнение распределительной и контролирующей целевых задач. Конкретно бюджеты всех уровней обеспечивают распределение собранных в бюджетах средств и реализуют функцию контроля по отношению к их получателям, а также ко всей цепочке распределительного процесса. В целом, государство в форме бюджета имеет мощное средство воздействия на экономические, социальные и даже политические процессы. Бюджет позволяет реализовывать публичные дела государства, все то, что направлено на обеспечение общих интересов и потребностей населения.
Информация о работе Роль местного бюджета в социальной защите населения