Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:28, шпаргалка
Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Бухгалтерский учет".
1. Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России.
В РФ сложилась четырехуровневая система регулирования отчетности и учета.
К 1 уровню относятся законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ.
1. Федеральный закон от 21.11.1996г. N128-ФЗ «О бухгалтерском учете». В соответствии с ним общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство РФ, предоставившее это право Министерству финансов РФ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1 от 30.11.1994 г. N. 51-Ф3, ч. 11 от 26.01.1996 г. N. 14-Ф3 и ч. 111 от 26.11.2001 г. N.146-Ф3.
3. Налоговый кодекс РФ ч. 1 от 31.07.1998 г. 146-Ф3, ч. 11 от 05.08.2000 г. N. 117-Ф3.
4. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 г. N. 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»,
Нормативные акты 2 уровня содержат положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), разработанные Минфином РФ, планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению. Документы этого уровня определяют общую концепцию, правила и способы ведения бухгалтерского учета, порядок составления и предоставления бухгалтерской отчетности.
1.ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. N, 60н.
2.ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н.
3.ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержд. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. № 44н.
4. ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н.
5. ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н.
6. ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н.
7. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденное Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н.
В настоящее время в РФ утверждено 20 положений по бухгалтерскому учету.
К 3 уровню нормативного регулирования бухгалтерской отчетности относятся документы рекомендательного характера. Это инструкции, комментарии, письма Минфина РФ, и других ведомств.
Так в приказе Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» указаны требования к порядку составления и предоставления бухгалтерской отчетности.
Документы 4 уровня - это документы внутреннего регламента, созданные организациями. Они включают рабочий план счетов предприятия, учетную политику организации, положение о службе бухгалтерского учета предприятия, положение о службе аудита и др.
2. Пользователи бухгалтерской отчетности в РФ.
Пользователями бухгалтерской отчетности являются юр.и физ.лица, заинтересованные в получении информации об организации (ПБУ 4/99).
Требования к информации, содержащейся в отчетности, в зависимости от интересов пользователей различны. Пользователи бухгалтерской отчетности подразделяются на две категории: внутренние и внешние.
Внутренними пользователями отчетности предприятия являются собственники, администрация, менеджеры, персонал. Собственникам предприятия информация необходима, чтобы оценить эффективность использования материальных и денежных ресурсов руководством организации, проанализировать возможные направления дальнейшего развития предприятия.
Администрация использует учетную информацию для. принятия управленческих решений, выбора стратегии развития организации. Сотрудники предприятия нуждаются в учетной информации, характеризующей финансовую устойчивость организации, своевременность выплаты заработной платы, социальных пособий.
Предпочтение в получении информации отдается собственникам. Так, в п. 1 ст. 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете" говорится, что бухгалтерская отчетность предоставляется в первую очередь участникам организации или собственникам ее имущества и в органы государственной статистики.
Внешние пользователи подразделяются на пользователей, имеющих прямой финансовый интерес и не имеющих прямого финансового интереса.
Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес, - это инвесторы, существующие и потенциальные кредиторы, акционеры, поставщики и покупатели.
Кредиторы желают получить информацию о возможности предприятия своевременно погасить долг. Коммерческие партнеры (поставщики и покупатели) заинтересованы в стабильности коммерческих связей и выполнении обязательств.
К внешним пользователям, не имеющим прямого финансового интереса, относятся налоговые органы, профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, депозитарии, клиринговые организации, фондовые биржи), правительственные структуры и прочие группы пользователей.
Основная задача налоговых·органов заключается в сборе налогов и иных платежей.
Профессиональные участники фондового рынка формируют свой финансовый результат за счет спроса и предложения на ценные бумаги эмитента.
Гос.органы - это органы по управлению экономикой, отраслевые министерства и ведомства, нуждающиеся в информации об уплате налогов, объеме производства для получения данных по формированию валового внутреннего продукта и национального дохода.
Прочие пользователи бухгалтерской отчетности - это аудиторские фирмы, органы статистики, арбитраж, профессиональные союзы, общественность.
3. Основополагающие принципы или допущения, в учете и отчетности.
Бух учет и отчетность основывается на универсальных положениях, применяемых для решения практических задач,— принципах. Они носят общий характер и соответ. принятым в мировой практике принципам ведения учета и формирования отчетности.
Принципы, применяемые в международной учетной практике, делятся на две группы: 1) базовые, или допущения, и 2) основные, или требования.
Базовые принципы определяют условия, не подлежащие изменению, которые создает субъект хозяйствования при постановке учета. допущения: имущественная обособленность, непрерывная деятельность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость.
- имущественная обособленность означает, что организация, составляющая отчетность, - самостоятельный хозяйствующий субъект, и хозяйственные операции собственника не включаются в учетные данные его организации.
- непрерывность деятельности- означает, что организация предполагает продолжать свою деятельность в будущем, у нее отсутствуют намерения прекратить или существенно сократить, а также изменить характер деятельности.
- допущение приоритета содержания над формой базируется на том, что факты хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должны отражаться исходя из правовой формы, а также из их экономического содержания и условий хозяйствования.
- допущение непротиворечивости – предполагает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по синтетическим счетам на отчетную дату.
Основные принципы: полноты, временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принцип начисления), двойной записи, последовательности применения учетной политики, осмотрительности, рациональности, периодичности отчетности.
- требование двойной записи -организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств, капитала и хозяйственных операций методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
- требование последовательности применения учетной политики предполагает, что выбранная организацией учетная политика должна применяться в бухгалтерском учете последовательно, от одного отчетного периода к другому.
- требование осмотрительности – означает образование резервов по сомнительным долгам - могут создаваться в течение финансового года (ежеквартально) на основе проведенной инвентаризации при выявлении не погашенной в установленный срок дебиторской задолженности.
- требование рациональности - в экономном и эффективном ведении бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования, вида деятельности и размеров организации.
- требование периодичности - непрерывная хозяйственная деятельность организации требует периодического подведения итогов. Для составления отчетности ее деятельность условно останавливается и разбивается на временные отрезки — отчетные периоды. В ПБУ 4/99 Годовая бух. - за период с 1 января по 31 декабря. Кроме того, организации составляют квартальную и месячную отчетность, банки — ежедневный баланс.
4. Состав, порядок представления бухгалтерской отчетности и ее публикация.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность совокупность итоговых данных бухгалтерского учета, выраженная в определенной системе показателей, используется для анализа имущественного состояния, хозяйственных процессов, обязательств и финансовых результатов.
Организации составляют отчеты по форме и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ, на основе данных синтетического и аналитического учета.
Бухгалтерская отчетность организаций в соответствии с Приказом Минфина России от 22.07.2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций", за исключением отчетности кредитных и бюджетных организаций, включает: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложения, предусмотренные нормативными актами; аудиторское заключение, подтверждающее достоверность отчетности организации (если организация в соответствии с законодательством подлежит обязательному аудиту); пояснительную записку.
В зависимости от объемов деятельности отчетность может формироваться для организаций ведущих учет не по специальным налоговым режимам в одном из 3-х вариантов.
1. упрощенный- для малых предприятий и некоммерческих организаций, кроме бюджетных. Предприятия сдают: бух. Баланс и отчет о прибылях и убытках -1 и 2 форма, и некоммерческие организации ф.-6 Отчет о целевом использовании полученных средств.
2. стандартный- для коммерческих организаций, относящихся к группе средних. При сдачи годовой отчетности сдаются все 5 форм и пояснительная записка.
3. множественный- сдают крупные организации, осуществляющие сразу несколько видов деятельности. В состав годовой отчетности входит 5 форм, помимо этого к форме 5 разрабатываются формы бух. Отчетности самостоятельно, где более детально представлены размеры текущих расходов организаций.
В соответствии с российским законодательством практически все организации обязаны представлять отчетность учредителям или собственникам имущества, территориальным органам статистики и налоговым органам. Такая публикация осуществляется в полном объеме в виде буклетов или брошюр, а также в сокращенном варианте в средствах массовой информации, доступных заинтересованному пользователю, например, в "Финансовой газете".
Публикация делается после проведения аудиторской проверки и утверждения отчетности на общем собрании акционеров. Обязательной публикации подлежат прежде всего баланс и отчет о прибылях и убытках.
5. Качественные характеристики бухгалтерской отчетности.
1. Понятность отчетности – предполагает, что лицо, имеющее специальную подготовку может разобраться в финансовых показателях и проанализировать их для принятия управленческих решений.
2. Уместность – в отчетность включается информация, которая способствует оценке прошлых, настоящих и будущих событий. Определение уместности в Российских нормативных документах отсутствует.
3. Существенность - информация считается таковой, если ее отсутствие или искажение может повлиять на решение пользователей. Определяется в относительных величинах.
4. Надежность – трактовка МСФО: информация надежна, если в ней нет существенных ошибок и пользователи могут на нее положиться. Надежность информации не гарантируется ее существенностью или уместностью. Российская трактовка: достоверной считается отчетность сформированная по правилам установленным нормативными актами РФ.
5. Сопоставимость – означает, что для определения тенденций развития организаций необходимо обеспечить методологическое единство отчетности составленной в разные промежутки времени.
6. Контроль показателей БФО.
1. Формальный контроль – в формах отчетности выделяют статьи, которые занимают наибольший удельный вес в итоговых показателях и выявляют необходимость их детализации.
2. Арифметическая проверка – контроль над правильностью детализации показателей, а также точностью заполнения всех форм отчетности.
3. Логическая проверка – осуществляется финансово-экономической службой или аналитиком, при которой выясняется можно ли доверять данным внутренней и внешней информации о качестве выпускаемой продукции, доходах, расходах организации, о добросовестности ее руководителей и персонала, состоянии бухучета и контроля.
4. Корректировка стоимости имущества, балансовой прибыли и размеров собственного капитала. Внесение корректировок необходимо из-за постоянно меняющегося законодательства.
7. Основные модели бухгалтерского финансового учета и отчетности.