Совершенствования организации учета и аудита основных средств в ООО «Сфера»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2011 в 12:50, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы - совершенствование организации учета и аудита основных средств в ООО «Сфера».

Исходя из указанной цели дипломной работы, ее основными задачами являются:

охарактеризовать методику учета основных средств;
раскрыть сущность аудита основных средств;
рассмотреть организацию учета основных средств на производственном предприятии ООО «Сфера»;
провести аудиторскую проверку основных средств на предприятии;
дать рекомендации по организации учета основных средств в ООО «Сфера»;
внести предложения по совершенствованию контроля основных средств в организации.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы учета и аудита основных средств
1.1. Учет основных средств 7
1.2. Сущность аудита основных средств 16
Глава 2. Учет основных средств в ООО «Сфера»35
2.1. Характеристика ООО «Сфера» 35
2.2. Организация учета основных средств в ООО «Сфера» 41
2.3. Аудит основных средств в ООО «Сфера» 57
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учета основных средств и контроля над ними в ООО «Сфера»
3.1. Мероприятия по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятии ООО «Сфера» 72
3.2. Разработка рекомендаций по совершенствованию организации учета основных средств в ООО «Сфера» 82

Заключение 89
Библиографический список 92

Работа состоит из  1 файл

Аудит основных средств в ООО СФЕРА.doc

— 643.50 Кб (Скачать документ)

     С целью проверки полноты и достоверности бухгалтерских данных по основным средствам, соответствия записей бухгалтерского учета реальному положению дел регулярно производится инвентаризация основных средств, в ходе которой производится их физический пересчет (проверка их наличия и состояния), данные инвентарных карточек или записи в инвентарной книге суммарно сверяются с данными синтетического учета, проверяются учетные записи по движению основных средств и начислению по ним амортизации, проверяется соответствие учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализируются события в жизни организации для выявления объектов основных средств, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, либо подлежащие списанию с бухгалтерского учета.

     Порядок ведения бухгалтерского учета по основным средствам регулируется нормативными документами [9, 10, 13].

     Бухгалтерский учет отдельных операций с основными  средствами документально регламентируется [12, 15, 16, 17, 19, 21]. Эти документы следует признавать действующими лишь в части, не противоречащей вышеуказанным основным и другим более поздно принятым нормативным документам.

     Следует иметь в виду, что в ПБУ 6 / 01 [13] и ПБУ 5 / 01 [12] установлены критерии отнесения имущества к основным средствам (и материально-производственным запасам), отличные от критериев, установленных вышеуказанным Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации [10]. Поскольку указанные ПБУ являются документами той же юридической силы, изданными в более поздний период, то Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации следует считать действующим в части, не противоречащей этим ПБУ.

     Приведенный перечень нормативных документов, регулирующих порядок отражения в учете и основных средств нельзя считать полным, поскольку решения о порядке учета любых операций должны приниматься с учетом требований всех действующих нормативных документов по конкретному вопросу (положений Гражданского Кодекса РФ, Федерального Закона о лизинге, региональных и местных нормативных актов по налогообложению, международных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, соглашений о разделе продукции и соответствующего Федерального Закона и т.д.).

     Согласно  Положению по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» ПБУ 6 / 01 [13] стоимость объектов основных средств, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление) погашается посредством начисления амортизации.

     Амортизация начисляется в течение срока  полезного использования объекта  основных средств. Срок полезного использования – это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

     Все основные средства предприятия подразделяются на однородные группы объектов, объединенных общими технологическими или иными  характеристиками.

     При разбивке имеющихся у организации  объектов основных средств по группам следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» [15].

     В зависимости от того, стоимость какой  группы необходимо погасить – предприятия и организации могут выбрать любой указанных способов начисления амортизации:

  • линейный метод;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

     В течение отчетного года амортизационные  отчисления по объектам основных средств начисляются ежемесячно, независимо от применяемого способа начисления, размере 1/12 годовой суммы. Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока его полного использования.

     Амортизационные отчисления начинаются с первого  числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения этого объекта или его списания с бухгалтерского учета.

     В соответствии с приказом Минфина  России № 147 н все основные средства организации подразделяются на четыре группы [13].

      В приказе Минфина России от 12.12.2005 г. № 147н четко сформулированы две причины выбытия основных средств [13]:

  1. продажа; безвозмездная передача; списание вследствие морального или физического износа; ликвидация при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях; передача в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций; передача по договору мены; внесение в счет вклада по договору о совместной деятельности; передача в виде вклада в паевой фонд; выявление недостачи или порчи активов при инвентаризации; частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции, иные случаи;
  2. несостоятельность приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.

     Расходы на демонтаж, выполненный сторонней  организацией, признаются в налоговом учете на дату подписания акта приемки-передачи работ по демонтажу. Расходы в виде недоамортизированной стоимости ликвидируемого имущества учитываются на дату подписания акта о списании объекта основных средств. По окончании процедуры ликвидации остаточную стоимость основного средства учитывают в составе операционных расходов. В операционные расходы списывают затраты, связанные с ликвидацией объекта, например расходы по демонтажу.

     Организация, которая осуществляет демонтаж основных средств хозяйственным способом, в расходы на демонтаж включает заработную плату персонала, выполняющего подобные работы, и начисленные на нее суммы ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд.

     Как и в налоговом учете, амортизация  объекта в бухгалтерском учете прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания данного объекта. Об этом говорится в п.22 ПБУ 6/01 [13]. В налоговом учете в состав внереализационных доходов включается стоимость материалов и иного имущества, полученных в результате демонтажа или разборки при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств. На это указано в пункте 13 статьи 250 НК РФ [2]. Доход признается на дату составления акта о списании объекта основных средств или акта об оприходовании деталей и запчастей, пригодных к использованию [39].

     Порядок проведения инвентаризации осуществляется согласно Методическим указаниям и оформляются унифицированными формами (описями) утвержденными Постановлением Госкомстата России [29].

     Инвентаризация  основных средств должна проводиться  не реже одного раза в три года, по библиотечным фондам - не реже одного раза в пять лет.

     Инвентаризация обязательна:

  • при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже, а так же в случаях предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального предприятия;
  • при смене материально-ответственного лица;
  • при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
  • в случае чрезвычайных ситуаций;
  • при ликвидации (реорганизации) предприятия перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса.

     Инвентаризацию  проводит постоянно действующая  или рабочая комиссия, создаваемая приказом по предприятию, при обязательном участии представителя бухгалтерии.

      В состав основных средств в соответствии с приказом Минфина России от 12.12.2005 г. № 147н [13] включаются активы, предназначенные для предоставления за плату объектов во временное владение и пользование или во временное пользование. Эти объекты учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», а их амортизация - на счете 02 «Амортизация основных средств», к которому открывается отдельный субсчет.

     Арендные  отношения регулируются главой 34 Гражданского кодекса РФ. Субъектами арендных отношений  являются арендодатели - собственники имущества и арендаторы - получатели этого имущества.

     В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

     В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования.

     Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Договор аренды на срок более года, а с юридическим лицом независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды здания или сооружения сроком не менее года, подлежит государственной регистрации.

     Договор аренды заключается на срок, определенный в договоре, если законом не установлены предельные сроки договора об отдельных видах аренды.

     Арендатор обязан своевременно вносить арендную плату, условия и сроки внесения которой определяются договором. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором.

      В арендный период права и обязанности  собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право  владения и пользования или владения имуществом.

      Арендодатель  учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств.

 

1.2. Сущность аудита основных средств

 

     Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:

  • форма ОС - 1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств;
  • форма ОС - 3 — акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;
  • форма ОС - 4 — акт на списание основных средств;
  • форма ОС - 4а — акт на списание автотранспортных средств;
  • форма ОС - 6 — инвентарная карточка учета основных средств;
  • форма ОС - 14 —  акт о приемке оборудования;
  • форма ОС - 15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;
  • форма ОС - 16 — акт о выявленных дефектах оборудования;
  • синтетический учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10, 10 / 1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02;
  • Главная книга;
  • баланс (форма № 1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

Информация о работе Совершенствования организации учета и аудита основных средств в ООО «Сфера»