Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:42, курс лекций
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
1. Концепция управленческого учета
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия –с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учетауправленческим учетом.
Управленческий учет - (лекции)
Дата добавления: март 2006г.
Тема № 1. Сущность управленческого
учета
Концепция управленческого учета
Информация в системе управленческого
учета
Сравнительная характеристика
финансового и управленческого
учета
1. Концепция управленческого учета
Одна из важнейших задач
руководителя любого предприятия –с
максимальной отдачей использовать
имеющиеся в его распоряжении
ресурсы. Для этого необходима информация
о наличии таких ресурсов. Стандартный
бухгалтерский учет такой информации
не дает. Поэтому в середине ХХ века
развитие рыночной экономики в индустриально-
Таким образом, единая система
бухгалтерского учета стала включать
финансовый и управленческий учет.
А – производственный учет
Б – финансовый учет для внутреннего пользования
В – финансовый учет в узком смысле для внешних пользователей Г – налоговые расчеты на базе финансового учета (налоговый учет).
Выделяют два подхода
к пониманию сущности термина
“управленческий учет”. Первый связан
с management accounting, второй – с европейским
“контроллинг” (Германия). В соответствии
с первым термином основной задачей
любой учетной деятельности является
обеспечение управленческого
В узком смысле под управленческим учетом можно понимать учет и контроль затрат и доходов, связанных с деятельностью предприятия.
В российской практике чаще управленческий учет рассматривается в широком смысле (в соответствии с термином management accounting) как система, которая в рамках одной организации обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации.
Предметом УУявляется производственная деятельность организации в целом и его отдельных структурных подразделений (ЦО).
Объектами УУ являются издержки
предприятия и его отдельных
структурных подразделений –
Различные сочетания экономических,
юридических, организационных и
технико-технологических
В практике управленческого
учета на Западе два варианта связи
управленческой и финансовой бухгалтерии.
Эта связь осуществляется при
помощи контрольных счетов, какими
являются счета расходов и доходов
финансовой бухгалтерии. При наличии
прямой корреспонденции счетов управленческой
бухгалтерии с контрольными счетами
имеет место интегрированная (монистическая)
подсистема учета на предприятии. Если
подсистема управленческого учета
автономная, замкнутая, используются парные
контрольные счета одного и того
же наименования, т. е. отраженные, зеркальные
счета, или счета-экраны.
Методы, используемые в УУ, разнообразны:
некоторые элементы метода БУ (ФУ) (счета, двойная запись, инвентаризация и документация, балансовое обобщение, отчетность);
приемы и методы, применяемые в статистике и экономическом анализе (индексный метод, факторный анализ и т. д. );
математические методы (корреляция,
линейное программирование, метод наименьших
квадратов и т. д. )
Цели УУ:
оказание информационной помощи управляющим в принятии оперативных управленческих решений;
контроль, планирование и
прогнозирование экономической
деятельности предприятия и центров
ответственности;
обеспечение базы для ценообразования;
выбор наиболее эффективных путей развития
предприятия.
2. Информация в системе управленческого
учета
Информация –сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, т. е. все то, что расширяет представление об объекте исследования.
Цель УУ –обеспечить менеджеров информацией. К информации такого рода предъявляются иные требования, чем к информации, предназначенной для внешних пользователей. Адресность(конкретным адресатам в соответствии с их уровнем подготовленности и иерархии);
Оперативность(должна предоставляться в сроки, дающие возможность сориентироваться и вовремя принять эффективное хозяйственное решение);
Достаточность(в достаточном объеме для принятия на соответствующем уровне управленческого решения; не должно быть избыточной информации и отвлекать внимание ее потребителя на несущественные или не относящиеся к делу сведения); Аналитичность(должна содержать данные текущего экспресс-анализа и предлагать возможность проведения последующего анализа с наименьшими затратами);
Гибкость и инициативность(
Полезность(привлекать внимание управляющих к сферам потенциального риска и объективно оценивать работу менеджеров предприятия);
Достаточная экономичность(затраты по подготовке информации не должны быть больше экономического эффекта от ее использования)
В УУ может быть использована неколичественная информация (слухи, результаты социальных опросов и т. п. ) и количественная, которая в свою очередь может быть учетной и неучетной, т. е. документально обоснованной и нет. Для принятия оперативных управленческих решений может использоватьсяполная и неполная информация об объекте исследования. В УУ учетная информация занимает 20-30 %; остальные – экономический анализ (в ФУ соотношение 40-60). Информация УУ носит конфиденциальный характер и требует защиты.
3. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Управленческий и финансовый
учет образуют единую систему бухгалтерского
учета на предприятии. Общепринятые
принципы финансового учета действуют
и в управленческом учете. И в
ФУ и УУ используется оперативная
информация. Предъявляются единые требования
в первичной документации, которая
является источником информации как
для финансового, так и управленческого
учета. Данные и ФУ и УУ используются
для принятия решений.
Область сравнения
Финансовый учет
Управленческий учет
Обязательность
ведения
Обязательно. Должны быть приложены
определенные усилия для сбора данных
в требуемой форме и с
Всецело зависит от воли
руководства: никакие посторонние
органы и организации не имеют
права указывать, что нужно и
ненужно делать. Нет смысла в сборе
и обработке ненужной информации
2. Цель ведения учета
Составление финансовых документов
для пользователей вне
УУ –средство обеспечения
планирования, управления и контроля
в организации (процесс непрерывный).
3. Пользователи информации
Внешние пользователи: акционеры, кредиторы, государственные налоговые органы и т. д.
Внутренние пользователи:
менеджеры организации, сотрудники,
помогающие им в сборе и анализе
информации
4. Базисная структура
Строится на основополагающем
балансовом уравнении: Активы=Собственный
капитал (капитал учредителей) + Обязательства
Структура информации зависит от запросов
пользователей
5. Основные правила
Ведется в соответствии с нормами и правилами БУ. У пользователей должна быть уверенность в правильном понимании данных БУ
Управленческий аппарат
может следовать любым
6. Привязка ко времени
Отражает финансовую историю организации. Проводки делаются после совершения операций. “Как это было”.
Кроме исторической информации
включаются оценки и планы на будущее.
“Как это должно быть”.
7. Тип информации
Финансовые документы
– конечный продукт ФУ – содержит
информацию в стоимостном выражении
Информация в стоимостном и натуральном
выражении
8. Степень точности информации
Высокая степень точности
Могут использоваться приближения
и примерные оценки, ради оперативности
9. Периодичность отчетности
Полный финансовый отчет – по итогам года
и ежеквартально
Детализированные отчеты в больших организациях – ежемесячно; могут составляться еженедельно, ежедневно, иногда – немедленно. 10. Сроки предоставления отчетности
Т. к. необходимо время для аудиторской проверки, для оформления отчетности, то она попадает к пользователям через несколько недель после окончания отчетного периода
Обычно составляются и
предоставляются в течение
В финансовых отчетах организация – единое целое; в крупных организациях – выручку и доход отражают по большим сегментам. Основное внимание сравнительно небольшим подразделениям, обособленным по отдельным производствам, видам деятельности, центрам ответственности 12. Ответственность за правильность ведения учета
Налоговые органы могут наложить штрафные санкции за неправильное отражение отчетности
Т. к. нет норм и правил,
то руководителя могут привлечь к
ответственности только за неправильное
управленческое решение на основе данных
УУ, но не за сами данные УУ
Тема № 2. Затраты и их классификация
Затраты живого и овеществленного
труда на производство и реализацию
продукции (Р, У)– издержки производства.
В отечественной практике для
характеристики всех издержек производства
за определенный период применяют терминзатраты
на производство. В соответствии с
международными стандартами расходы
– убытки и затраты, возникающие
в ходе основной деятельности предприятия.
Затраты отражают стоимость ресурсов,
использованных в процессе деятельности
предприятия по производству продукции.
Состав затрат, включаемых в себестоимость
продукции, устанавливается
Одной из предпосылок рациональной организации учета затрат является экономически обоснованная их классификация. В соответствии с международными стандартами и практикой учета в странах с развитой рыночной экономикой все затраты целесообразно обобщать и группировать по трем направлениям деятельности:
для калькулирования себестоимости, оценки запасов и незавершенного производства, определения прибыли;
для принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования; для осуществления контроля и регулирования.
В рамках этих направлений деятельности можно использовать различные варианты классификации затрат в зависимости от конкретных задач.
В практике производственного учета российских предприятий исторически превалировало первое направление деятельности–калькулирование себестоимости продукции. Существовал определенный круг классификаций, которые были направлены на расчет себестоимости продукции для последующего ценообразования. Калькулирование себестоимости продукции являлось основной целью группировки затрат.
Классификации затрат для расчета себестоимости, оценки запасов, незавершенного производства и прибыли.
По экономическому содержаниювыделяют
следующие группировки: по элементам
затрат и по статьям калькуляции.
Для определения объемов
отчислений на социальные нужды,
амортизации основных средств,
прочих затрат.
По статьям
сырье и материалы;
возвратные отходы (вычитаются);
покупные изделия, полуфабрикаты,
услуги производственного характера
сторонних предприятий;
топливо и энергия на технологические
нужды;
основная заработная плата производственных
рабочих;
дополнительная заработная плата;
отчисления на социальные нужды;
расходы на подготовку и освоение производства;
расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования;
цеховые расходы;
общезаводские;
потери от брака;
прочие производственные расходы.