Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:42, курс лекций
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
1. Концепция управленческого учета
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия –с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учетауправленческим учетом.
Метод ЛИФО основан на том,
что ресурсы, первыми поступающие
в производство, должны быть оценены
по себестоимости последних в
последовательности по времени закупок.
При применении этого метода оценка
материальных ресурсов находящихся
в запасе (на складе) на конец отчетного
периода, производится по фактической
себестоимости ранних по времени
закупок, а в себестоимости
В условиях инфляции предприятию выгоднее использовать метод ЛИФО, при ожидаемом снижении цен– ФИФО, если неизвестна будущая динамика цен –по средней себестоимости. Выбранный метод оценки израсходованных в производстве материалов предприятие описывает в своей учетной политике.
В системе УУ (в части производственного учета) перед бухгалтером ставится задача такой организации учета расходования материалов, чтобы это позволяло оперативно выявлять перерасход, устранять недостатки, искать пути экономии затрат.
Второй элемент прямых
расходов – заработная плата основных
производственных рабочих с соответствующими
начислениями на нее. В условиях сдельной
формы оплаты трудамогут применяться
различные системы учета
Выработка каждого рабочего определяется
по формуле:
В=Онс+П-Окс
где Онс – остаток деталей или заготовок на начало смены; П – передано за смену на рабочее место;
Окс – остаток необработанных, несобранных деталей на конец смены. После умножения сдельной расценки на фактическую выработку получают размер начисленной заработной платы рабочего-сдельщика.
Одновременно по установленным нормативам производятся расчеты единого социального налога (35, 6).
Заработную плату рабочих
повременщиковопределяют
Косвенные расходы –общепроизводственные затраты, которые не удается быстро и экономично отнести на конкретный носитель затрат.
Общехозяйственные расходы
тоже необходимо признать косвенными,
т. к. они участвуют в
Общепроизводственные расходы
возникают в производственных подразделениях
–участках, цехах, производствах, переделах.
По назначению, характеру и функциям
это затраты связанные
На предприятиях обычно вначале
составляют смету общепроизводственных
расходов для того, чтобы руководители
производства знали размер допустимых
затрат, могли аргументировано
Обычно базой распределения выбирают какой-либо вид прямых затрат. В качестве базы можно выбрать–стоимость основных материалов; время работы производственных рабочих (человеко-часы); заработная плата производственных рабочих; машино-часы; все прямые затраты; объем произведенной продукции в натуральном или стоимостном выражении и т. д.
После определения базы распределения
косвенных расходов рассчитывают коэффициент
распределения косвенных
Общехозяйственные расходысвязаны с обслуживанием и организацией производства и управлением предприятием в целом. В составе общехозяйственных расходов выделяют расходы на управление предприятием, общехозяйственные расходы, налоги, сборы, отчисления, непроизводительные расходы. В настоящее время принято называть эти расходы управленческими.
Расходы на управление подвергаются нормированию и лимитированию со стороны государства. Для затрат по командировкам, представительских расходов, расходов на содержание служебного автотранспорта, компенсации за использование для служебных командировок личных легковых автомобилей законодательно установлены лимиты, нормы и нормативы.
Общехозяйственные расходы
тоже распределяются между видами продукции
пропорционально выбранной базе
распределения (те же, что и для
общепроизводственных). Но здесь нельзя
проследить тесную связь между базой
распределения и
Для предприятий, которые
осуществляют несколько видов деятельности,
учет накладных расходов должен вестись
отдельно по видам деятельности и
распределяться должны расходы пропорционально
размеру выручки, полученной от каждого
вида деятельности в общей сумме
выручки.
2. Производственная себестоимость продукции
В соответствии с Международными
стандартами БУ себестоимость продукции
должна включать производственные затраты.
Управленческие и сбытовые издержки
в калькулировании
Такой порядок позволяет предприятию формировать не полную, а производственную себестоимость. Этот прием предприятие должно отразить в своей учетной политике.
Списание общехозяйственных расходов на себестоимость реализованной продукции, минуя процесс калькулирования, имеет ряд преимуществ:
1. Снижение трудоемкости
учета, его упрощение. Точное
определение себестоимости в
рыночных условиях не
2. Величина налогов,
3. Данный способ калькулирования
позволяет избежать
От принятого предприятием
порядка списания общехозяйственных
расходов зависит последовательность
заполнения формы № 2. Если предприятие
калькулирует полную себестоимость, то
оно отражает ее в статье 020 “Себестоимость
проданных товаров, продукции, работ
и услуг”. Если– производственную
себестоимость, то управленческие расходы
(040) – общехозяйственные расходы.
Строка 030 “Коммерческие расходы”
заполняется всеми
3. Система “директ-костинг”
Одной из модификаций системы
калькулирования неполной себестоимости
является система директ-костинг. Основные
идеи этой системы были сформулированы
в 1936 г. американским экономистом Д.
Ч. Гаррисоном. В первое время система
директ-костинг предполагала включение
в себестоимость только прямых расходов,
а косвенные списывались
Суть системы директ-костинг
в том, что себестоимость учитывается
и планируется только в части
переменных затрат (прямые затраты
и переменная часть общепроизводственных),
т. е. лишь переменные издержки распределяются
по носителям затрат. Оставшуюся часть
издержек (постоянные расходы–постоянная
часть общепроизводственных, общехозяйственные
и коммерческие) собирают на отдельном
счете, в калькуляцию не включают
и периодически списывают на финансовые
результаты, т. е. учитывают при расчете
прибылей и убытков за отчетный период.
По переменным расходам оцениваются
также запасы– остатки готовой
продукции на складах и незавершенное
производство. В соответствии с международными
стандартами БУ метод Д-К не используется
для составления внешней
Отношение к методу Д-К неоднозначное. В одной стороны, постоянные расходы существуют независимо от того, загружены мощности предприятия или нет, какая продукция на них выпускается. Они содействуют производству, но не участвуют в нем; не зависят от объемов производства, связаны с временным периодом. Постоянные расходы являются периодическими, и их следует сразу списывать на финансовый результат без внесения в себестоимость продукции. С другой стороны, без постоянных издержек производство не сможет функционировать, поэтому в оценке запасов должна участвовать постоянная компонента производственных затрат.
В рамках метода Д-К применяется схема построения отчета о доходах, которая содержит два показателя: маржинальный доход (сумма покрытия) и прибыль. Маржинальный доход (МД) –разница между выручкой от реализации продукции и неполной себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам. В состав МД входят прибыль и постоянные затраты предприятия. МД за минусом постоянных издержек– операционная прибыль. Выбранный метод калькулирования влияет не только на величину себестоимости продукции, но и на форму отчета о прибылях и убытках.
В отчете о прибылях и
убытках, составленном при использовании
маржинального подхода, выделяется
постоянная и переменная часть затрат.
При этом обязательно формируется
показатель МД.
Показатели
Сумма
Выручка от реализации
5000
Переменная часть себестоимости реализованной
продукции
2400
Маржинальный доход (стр. 1- стр. 2)
2600
Постоянные затраты
1200
Операционная прибыль (стр. 3 – стр. 4)
1400
В отчете, составленном по результатам
калькулирования полной себестоимости,
показатель маржинального дохода не
рассчитывается.
Показатели
Сумма
Выручка от реализации
5000
Себестоимость реализованной продукции
3000
Прибыль (стр. 1 – стр. 2)
2000
Использование системы Д-К позволяет оперативно изучать взаимосвязи между объемом производства, затратами и доходом, прогнозировать поведение себестоимости или отдельных видов расходов при изменении деловой активности предприятия.
В современных условиях управляющим необходимо знать, во что обходится производство отдельных видов продукции, независимо от того, каков размер арендной платы за помещение или какова заработная плата у директора и его помощников. Поэтому одним из принципов УУ является: самая точная калькуляция–не та, в которую после многочисленных и трудоемких расчетов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции (выполнение работы, оказание услуги). Эту задачу решает система Д-К.
Система Д-К позволяет
существенно упростить
Тема № 6. Нормативный метод учета затрат и калькулирования себестоимости
Нормативный метод учета
затрат и калькулирования
Нормативный метод учета
затрат и калькулирования
С точки зрения оперативности учета затрат можно выделить учет фактических (прошлых, исторических) затрат и учет стандартных (нормативных) затрат, называемый в мировой практике учетом по системе “стандарт-кост”. Учет фактических (исторических) затрат –метод последовательного накопления данных о фактически произведенных издержках без отражения в учете данных о величине их по действующим нормам. Этот метод является традиционным и наиболее распространенным на российских предприятиях. Этот метод имеет ряд недостатков, главные из которых: невозможность осуществления контроля за затратами, выявления и устранения причин перерасхода и недостатков организации производства, нарушений технологических процессов и т. д.