Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:42, курс лекций
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
1. Концепция управленческого учета
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия –с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учетауправленческим учетом.
По степени однородности
затраты бывают одноэлементными
и комплексными. Одноэлементные затраты
– те, которые на данном предприятии
не могут быть разложены на слагаемые.
Комплексные –состоят из нескольких
экономических элементов. Например,
цеховые (общепроизводственные), в которые
входят почти все элементы. Для
расчета себестоимости единицы
продукции по способу включения
в себестоимость единицы
Прямые материальные –затраты
основных материалов, которые становятся
частью готовой продукции, их стоимость
может прямо и экономично относить
на определенное изделие. Материалы
могут быть основными и вспомогательными.
Вспомогательные – гвозди для
мебели, болты в автомобили, клей
и т. д. – косвенные
По связи затрат с технологическим процессом затраты бывают основные и накладные. Основные –затраты всех видов ресурсов (сырье, материалы, полуфабрикаты, амортизация основных производственных фондов, заработная плата основных производственных рабочих), которые связаны с выпуском продукции. Это важнейшая часть затрат. Накладные расходы делятся на две группы:
накладные общепроизводственные – организация, обслуживание и управление производством; накладные общехозяйственные – организация и управление предприятием. Общепроизводственные – 1) РСЭО –амортизация оборудования и транспортные средств, текущий уход и ремонт оборудования, энергозатраты на оборудование, услуги вспомогательных производств, заработная плата рабочих, износ МБП и пр. ; 2) общецеховые–производственное управление, подготовка и организация производства, амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря, содержание аппарата управления производственного подразделения и т. д.
Общехозяйственные –административное управление, расходы по техническому, производственному управлению, расходы по управлению снабженческо-заготовительной, финансово-сбытовой деятельностью; на подготовку, набор, отбор, обучение персонала, оплата услуг внешних организаций (аудиторских) ремонт зданий, сооружений, инвентаря, налоги, сборы, платежи.
По сфере возникновения все затраты делят на производственные и внепроизводственные. Первая группа отражает расходы, связанные с производством продукции, а вторая– затраты, формируемые в процессе реализации.
Классификации затрат для
планирования, прогнозирования, принятия
решений Одной из функций управления
затратами является планирование расходов.
С точки зрения степени охвата
планом затраты принято делить на
планируемые и непланируемые. Планируемыерасходы
составляют основу плановой, нормативной
и других калькуляций, составляемых
заранее. Эти затрата обусловлены
нормальными условиями
По отношению к объему
производства – переменные и постоянные.
Переменные затраты возрастают или
уменьшаются пропорционально
Переменные затраты могут носить производственный и непроизводственный характер. Переменные производственные затраты–прямые материальные, трудовые, вспомогательные материалы, полуфабрикаты. Переменные непроизводственные затраты–расходы на упаковку готовой продукции для отгрузки потребителю, транспортные расходы, комиссионные вознаграждения посреднику, зависящие от объема производства.
Затраты, которые остаются
практически неизменными в
В реальной жизни редко
можно встретить издержки, которые
являются исключительно постоянными
или переменными. Следовательно
затраты часто являютсяусловно-
При выработке определенных
решений целесообразно выделять
затраты принимаемые и не принимаемые
в расчет при оценках. Это означает,
что при принятии определенного
управленческого решения
Классификации для контроля и регулирования
Процесс регулирования и
контроля предполагает поиск ответов
на вопрос: насколько велики отклонения
фактических затрат от плановых; чем
они вызваны; кто отвечает за отклонения;
есть ли возможность их корректировки
и т. д. Деятельность, направленная на
регулирование и контроль затрат
требует установить связь между
затратами, доходами и действиями конкретных
ответственных лиц. Поэтому основу
учета затрат для целей регулирования
составляет учет по центрам ответственности,
т. е. по сегментам внутри предприятия,
во главе которых стоит
Тема № 3. Анализ безубыточности
Модель безубыточности позволяет
ответить на следующие вопросы: Какое
влияние окажет прибыль на изменение
цен на реализуемую продукцию, изменение
переменных и постоянных затрат, объема
реализации; Какой объем продаж обеспечит
достижение безубыточности;
Каковы оптимальные объем и структура;
Как изменение в структуре
реализации повлияет на прибыль и
минимальный безубыточный объем;
Какой “запас прочности” есть у предприятия;
Какой объем продаж позволит достичь запланированного объема прибыли; Какую прибыль можно ожидать при данном уровне реализации;
Какой минимальный уровень цен на продукцию предприятия при заданном объеме выпуска позволит избежать убытков;
Как изменение в ассортименте
реализуемой продукции повлияет
на прибыль и минимальный
Производить ли товары самостоятельно или заказывать на стороне; Какова нижняя граница цены на реализуемую продукцию.
Модель безубыточности опирается на ряд исходных предположений: поведение затрат и выручки можно описать линейной функцией одной переменной – объема выпуска; переменные затраты и цены остаются неизменны в течение всего планового периода; структура продукции не изменяется в течение планируемого периода; поведение постоянных и переменных затрат может быть измерено точно; на конец анализируемого периода у предприятия не остается запасов готовой продукции (или они не существенны), т. е. объем продаж соответствует объему производства.
Анализ безубыточности проводят в алгебраической и графической форме: Математический метод (метод уравнения).
Введем условные обозначения:
S – выручка, p – цена, Q – объем
реализации; v – переменные затраты
на единицу продукции; V – совокупные
переменные затраты; F – совокупные
постоянные затраты; I – прибыль. Исходные
формулы:
S=p*Q; V=v*Q; F=const
S-V-F=I,
или
p*Q-v*Q-F=I
На основании этой модели можно рассчитать ряд аналитических показателей, помогающих руководителю в принятии решений: маржинальную прибыль, коэффициент выручки, точку безубыточности, силу операционного рычага, кромку безопасности, запас финансовой прочности.
Маржинальная прибыль
—это разность между выручкой и
переменными затратами. Иногда маржинальную
прибыль называют также суммой покрытия
(это та часть выручки, которая
остается на покрытие постоянных затрат
и формирование прибыли).
Маржинальная прибыль рассчитывается
по формуле:
М = S - V.
Маржинальную прибыль
можно рассчитать не только на весь
объем выпуска в целом, но и
на единицу продукции каждого
вида (удельную маржинальную прибыль).
Экономический смысл этого
Коэффициент выручки (Квыр)
показывает, какой процент выручки
составляет маржинальная прибыль, т. е.
процент выручки, идущий на покрытие
постоянных затрат и образование
прибыли. Он может рассчитываться либо
в процентах, либо в удельных долях:
Квыр=(S-V)/S=(P-v)/P
Коэффициент выручки показывает прирост прибыли предприятия в абсолютном выражении при увеличении выручки на 1 руб. : Квыр=DI: DS,
где DI — изменение прибыли,
руб. ; DS — изменение выручки, руб.
Чем больше коэффициент выручки,
тем сильнее меняется прибыль
в результате колебаний выручки.
Поэтому большой коэффициент
выручки выгоден в случае, если
спрос на продукцию предприятия
стабильно высок: тогда даже небольшой
прирост выручки приведет к довольно
существенному росту прибыли. Если
спрос нестабилен и высока вероятность
того, что фактическая выручка
окажется меньше запланированной, высокий
коэффициент выручки
Точка безубыточности –это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т. е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда се называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным. Q*=F/(p-v)
где Q* — точка безубыточности
(критический объем в
S*=F*p/(p-v)=F/Kвыр=Q*p
S* — критический объем
производства и реализации
Приведенные выше формулы
расчета критического объема производства
и реализации в натуральном и
стоимостном выражении
где Q** - точка закрытия.
Если фактический объем производства и реализации продукции меньше Q**, предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q**, предприятию следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.
Еще один аналитический показатель,
предназначенный для оценки риска,
- “кромка безопасности”: это разность
между фактическим и