Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:42, курс лекций
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
1. Концепция управленческого учета
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия –с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учетауправленческим учетом.
Поэтому наиболее прогрессивным
оказывается метод учета
Нормативная калькуляция
используется для определения фактической
себестоимости продукции, оценки брака
в производстве и размеров незавершенного
производства. Все изменения действующих
норм отражаются в течение месяца
в нормативных калькуляциях. По мере
освоения производства, улучшения использования
материальных и трудовых ресурсов нормативы
могут изменяться (снижаться). Нормативный
метод учета и калькулирования
себестоимости продукции обычно
характеризуется тем, что на предприятии
по каждому изделию на основе действующих
норм и смет расходов составляется
предварительная калькуляция
В целом процесс калькулирования
нормативной себестоимости
Нормативный метод может подразделяться на полный и неполный учет нормативных затрат.
Неполный учет нормативных затрат является менее точным и менее трудоемким методом. Под нормирование попадают только прямые затраты, нормативная калькуляция составляется только по ним.
Нормативный метод имеет
ряд недостатков при
2. Система “стандарт-кост”.
Система С-К возникла в
США в начале XX века. Название “standard
costs” подразумевает
Суть системы С-К –в
том, что в учет вносится то, что
должно произойти, а не то, что произошло,
и обособленно отражаются возникшие
отклонения. Основная задача–учет
потерь и отклонений в прибыли
предприятия. В ее основе лежит четкое,
твердое установление норм затрат материалов,
энергии, рабочего времени, труда, зарплаты
и всех других расходов, связанных
с производством продукции. Причем
установленные нормы нельзя перевыполнить.
Выполнение их даже на 80% означает успешную
работу. Превышение нормы означает,
что она была установлена ошибочно.
Расчет стандартной себестоимости
имеет определенный алгоритм. Все
операции, связанные с изготовлением
изделия нумеруются. Определяется перечень
сдельных и повременных работ, приходящихся
на данное изделие. Расходы на повременные
работы определяются умножением стандартного
времени, необходимого для выполнения
операции, на стандартную часовую
ставку. Стандартная стоимость
В системе стандарт-кост
текущий учет изменений не ведется,
при нормативном методе ведется
в разрезе причин и инициаторов.
Отклонения документируются и относятся
на виновных лиц и финансовые результаты
в обеих системах. Учет по системе
С-К нерегламентирован, не имеет
единой методики установления стандартов
и ведения учетных регистров.
Нормативный метод
Положительные стороны системы
“стандарт-кост”, которые могут
быть заимствованы и внедрены в практику
российских предприятий–все выявленные
отклонения от норм (стандартов) попадают,
в конечном счете, не на себестоимость,
а списываются на счет прибылей и
убытков с указанием, в каком
подразделении, по какой причине
и по чьей вине допущены эти отклонения.
Это показывает влияние качества
хозяйствования в производственных
цехах на конечный результат работы
всего предприятия. Отчетливым становится
вклад каждого подразделения, каждой
структурной единицы в
Законы рынка диктуют
необходимость разрабатывать
Тема № 7. Бюджетирование в системе управленческого
учета
Понятие бюджета. Цели бюджетирования
Порядок построения генерального
бюджета производственного
Понятие бюджета. Цели бюджетирования
Под бюджетированием в УУ понимают процесс планирования. Планирование –одна из функций управления, процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.
При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.
Бюджет (или смета) –это финансовый
документ, созданный до выполнения
предполагаемых действий. Это прогноз
будущих финансовых операций. Бюджет–количественный
план в денежном выражении, подготовленный
и принятый до определенного периода
времени, обычно показывающий планируемую
величину дохода, которая должна быть
достигнута, и (или) расходы, которые
должны быть понесены в течение этого
периода, и капитал, который необходимо
привлечь для достижения данной цели.
Составление бюджетов преследует следующие
цели:
Разработка концепции ведения бизнеса:
планирование финансово-
оптимизация затрат и прибыли предприятия;
координация — согласование деятельности различна подразделений предприятия. Коммуникация — доведение планов до сведения руководителей разных уровней; Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации; Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом;
Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков. Существуют следующие этапы разработки бюджетов;
• сообщение основных направлений
развития предприятия лицам, ответственным
за разработку бюджетов;
• разработка первого варианта бюджетов;
• координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов; • утверждение бюджетов руководством предприятия;
• последующий анализ и
корректировка бюджетов в соответствии
с изменившимися условиями. Бюджеты
в широком смысле подразделяются
на два основных вида: текущие (операционные)
бюджеты, отражающие текущую (производственную)
деятельность предприятия, и финансовый
бюджет, представляющий собой прогноз
финансовой отчетности. В зависимости
от поставленных задач различают
также бюджеты: а) генеральные и
частные;
б) гибкие и статические.
Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия – генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета –суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия (частные бюджеты).
Генеральный бюджет состоит из двух частей – операционного и финансового бюджетов. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.
Статический бюджет –бюджет
организации, рассчитанный на конкретный
уровень деловой активности. Доходы
и расходы планируются исходя
из одного уровня реализации. Все бюджеты,
входящие в генеральный бюджет статические.
При сравнении статического бюджета
с фактически достигнутыми результатами
не учитывается реальный уровень
деятельности организации, т. е. все
фактические результаты сравниваются
с прогнозируемыми вне
В основе составления гибкого
бюджета лежит разделение затрат
на переменные и постоянные. Если в
статическом бюджете затраты
планируются, то в гибком бюджете
они рассчитываются. В идеальном
случае гибкий бюджет составляется после
анализа влияния изменений
Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т. е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.
Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов. В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.
Бюджеты могут разрабатываться на годовой основе (с разбивкой по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал и составляется смета на 1 квартал следующего года, бюджет все время проецируется на год вперед).
2. Порядок построения
генерального бюджета
Поскольку основой для
разработки финансовых планов являются
бюджеты текущей деятельности, рассмотрим
далее составление текущих
Бюджет реализации
В бюджете реализации указывается
прогноз сбыта по видам продукции
в натуральном и стоимостном
выражении. Этот бюджет представляет собой
прогноз будущих доходов и
является основой для всех остальных
бюджетов: в конечном итоге расходы
зависят от объема выпуска, а объем
выпуска устанавливается на основе
объема реализации. Примерный вид
бюджета реализации: Наименование продукции
Количество, шт.
Цена без НДС,
руб.
Выручка без НДС, руб.
НДС,
руб.
Выручка с НДС, руб.
А
Б
В
Итого
Прогноз количества реализованной
продукции каждого вида, а также
цен на них разрабатывается в
отделе маркетинга предприятия. Объем
реализации зависит как от спроса
на продукцию, так и от производственной
мощности предприятия. Поскольку провоз
реализации всегда содержит в себе
некоторый элемент