Сущность управленческого учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:42, курс лекций

Описание

Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
1. Концепция управленческого учета
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия –с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учетауправленческим учетом.

Работа состоит из  1 файл

Лекции.docx

— 90.44 Кб (Скачать документ)

Поэтому наиболее прогрессивным  оказывается метод учета нормативных  затрат, особенно в условиях рыночных отношений и конкуренции. Система  учета стандартных (нормативных) затрат включает разработку стандартов на затраты  по приобретению и использованию  материалов, основных фондов, на затраты  труда, накладных расходов, составление  калькуляции себестоимости по нормативным  затратам и учет фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет. Норма –заранее установленное  числовое выражение результатов  хозяйственной деятельности в условиях прогрессивной технологии и организации  производства. Нормативные калькуляции  рассчитываются на основе технически обоснованных норм расхода материальных и трудовых ресурсов, которые устанавливаются  в соответствии с технической  документацией на производство продукции (чертежами деталей и узлов, разработанными конструкторскими бюро).

Нормативная калькуляция  используется для определения фактической  себестоимости продукции, оценки брака  в производстве и размеров незавершенного производства. Все изменения действующих  норм отражаются в течение месяца в нормативных калькуляциях. По мере освоения производства, улучшения использования  материальных и трудовых ресурсов нормативы  могут изменяться (снижаться). Нормативный  метод учета и калькулирования  себестоимости продукции обычно характеризуется тем, что на предприятии  по каждому изделию на основе действующих  норм и смет расходов составляется предварительная калькуляция нормативной  себестоимости изделия. В идеале, если бы в течение месяца все затраты  на предприятии соответствовали  действующим нормам, нормативам и  сметам, а объем производства соответствовал запланированному, фактическая себестоимость  изделия была бы равна нормативной. Учет организуется таким образом, чтобы  все текущие затраты подразделить на расход по нормам и отклонениям  от норм. Данные о выявленных отклонениях  позволяют управлять себестоимостью изделия и вместе с тем калькулировать фактическую себестоимость путем  прибавления к нормативной себестоимости (вычитания из нее) соответствующей  доли отклонений от норм по каждой статье. Нормативный метод учета затрат позволяет, не дожидаясь окончания  месяца, иметь фактическую себестоимость  изделий и регулярно анализировать  причины отклонений, выявлять виновников. Существует возможность устанавливать  причины отклонений в момент их возникновения.

В целом процесс калькулирования  нормативной себестоимости является трудоемким, но при этом позволяет  получить достоверную информацию о  затратах, пригодную для следующего анализа и контроля.

Нормативный метод может  подразделяться на полный и неполный учет нормативных затрат.

Неполный учет нормативных  затрат является менее точным и менее  трудоемким методом. Под нормирование попадают только прямые затраты, нормативная  калькуляция составляется только по ним.

Нормативный метод имеет  ряд недостатков при использовании  его на практике. Например, часто  неверно учитываются отклонения: отклонения выявляются расчетами за длительный период, не всегда документируются, ведется укрупненный учет без  определения причин и виновников, существенны суммы неучтенных отклонений. Нормативный метод учета и  контроля затрат на производство и  калькулирования себестоимости  не нашел должного и широкого применения на промышленных предприятиях, из-за высокой  трудоемкости. Кроме того, он неприменим в условиях высокой инфляции (часто  пересматривать нормы). 
 
    2. Система “стандарт-кост”.

Система С-К возникла в  США в начале XX века. Название “standard costs” подразумевает себестоимость  установленную заранее. В СССР в 30-е годы на основе С-К был разработан нормативный метод.

Суть системы С-К –в том, что в учет вносится то, что  должно произойти, а не то, что произошло, и обособленно отражаются возникшие  отклонения. Основная задача–учет  потерь и отклонений в прибыли  предприятия. В ее основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, зарплаты и всех других расходов, связанных  с производством продукции. Причем установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80% означает успешную работу. Превышение нормы означает, что она была установлена ошибочно. Расчет стандартной себестоимости  имеет определенный алгоритм. Все  операции, связанные с изготовлением  изделия нумеруются. Определяется перечень сдельных и повременных работ, приходящихся на данное изделие. Расходы на повременные  работы определяются умножением стандартного времени, необходимого для выполнения операции, на стандартную часовую  ставку. Стандартная стоимость материалов рассчитывается как произведение стандартной  цены на стандартный расход. В качестве стандартных цен часто используются рыночные цены. Отдельно определяются ставки распределения косвенных  расходов. Наиболее распространенной базой являются затраты на основную заработную плату производственных рабочих. Одно из основных преимуществ  системы С-К –при правильной ее постановке не требуется большой бухгалтерский  штат, поскольку учитываются только отклонения от стандартов. Чем стабильнее работает предприятие, тем более  стандартизированы производственные процессы, тем менее трудоемким становится учет и калькулирование.

В системе стандарт-кост текущий учет изменений не ведется, при нормативном методе ведется  в разрезе причин и инициаторов. Отклонения документируются и относятся  на виновных лиц и финансовые результаты в обеих системах. Учет по системе  С-К нерегламентирован, не имеет  единой методики установления стандартов и ведения учетных регистров. Нормативный метод регламентирован, разработаны общие и отраслевые стандарты и нормы.

Положительные стороны системы  “стандарт-кост”, которые могут  быть заимствованы и внедрены в практику российских предприятий–все выявленные отклонения от норм (стандартов) попадают, в конечном счете, не на себестоимость, а списываются на счет прибылей и  убытков с указанием, в каком  подразделении, по какой причине  и по чьей вине допущены эти отклонения. Это показывает влияние качества хозяйствования в производственных цехах на конечный результат работы всего предприятия. Отчетливым становится вклад каждого подразделения, каждой структурной единицы в достижение рентабельной и высокоэффективной  работы.

Законы рынка диктуют  необходимость разрабатывать нормы (стандарты) таким образом, чтобы  стандартная калькуляция продукции  была значительно ниже возможной  рыночной цены, обеспечивая необходимый  уровень рентабельности. Если в условиях централизованной экономики к цене приходили от затрат, то в рыночных условиях к нормативным (стандартным) затратам необходимо идти от рыночной цены. 
 
    Тема № 7. Бюджетирование в системе управленческого учета 
    Понятие бюджета. Цели бюджетирования

Порядок построения генерального бюджета производственного предприятия 
 
    Понятие бюджета. Цели бюджетирования

Под бюджетированием в  УУ понимают процесс планирования. Планирование –одна из функций управления, процесс определения действий, которые  должны быть выполнены в будущем.

При рассмотрении планирования деятельности предприятия речь ведут  о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.

Бюджет (или смета) –это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз  будущих финансовых операций. Бюджет–количественный  план в денежном выражении, подготовленный и принятый до определенного периода  времени, обычно показывающий планируемую  величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые  должны быть понесены в течение этого  периода, и капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели. 
 
    Составление бюджетов преследует следующие цели: 
    Разработка концепции ведения бизнеса:

планирование финансово-хозяйственной  деятельности предприятия на определенный период; 
 
    оптимизация затрат и прибыли предприятия;

координация — согласование деятельности различна подразделений  предприятия. Коммуникация — доведение  планов до сведения руководителей разных уровней; Мотивация руководителей  на местах на достижение целей организации; Контроль и оценка эффективности  работы руководителей на местах путем  сравнения фактических затрат с  нормативом;

Выявление потребностей в  денежных ресурсах и оптимизация  финансовых потоков. Существуют следующие  этапы разработки бюджетов;

• сообщение основных направлений  развития предприятия лицам, ответственным  за разработку бюджетов; 
 
    • разработка первого варианта бюджетов;

• координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов; • утверждение бюджетов руководством предприятия;

• последующий анализ и  корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями. Бюджеты  в широком смысле подразделяются на два основных вида: текущие (операционные) бюджеты, отражающие текущую (производственную) деятельность предприятия, и финансовый бюджет, представляющий собой прогноз  финансовой отчетности. В зависимости  от поставленных задач различают  также бюджеты: а) генеральные и  частные; 
 
    б) гибкие и статические.

Бюджет, охватывающий общую  деятельность предприятия – генеральный (общий) бюджет. Цель генерального бюджета  –суммировать сметы и планы различных  подразделений предприятия (частные  бюджеты).

Генеральный бюджет состоит  из двух частей – операционного  и финансового бюджетов. В зависимости  от целей сравнения и анализа  показателей деятельности предприятия  бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статический бюджет –бюджет  организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические. При сравнении статического бюджета  с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень  деятельности организации, т. е. все  фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости  от достигнутого объема реализации. Гибкий бюджет –бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой  активности, а для определенного  его диапазона, т. е. предусматривается  несколько альтернативных вариантов  объема реализации. Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат. Гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой  динамическую базу для сравнения  достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого  бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в  статическом бюджете затраты  планируются, то в гибком бюджете  они рассчитываются. В идеальном  случае гибкий бюджет составляется после  анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу  продукции, т. е. рассчитывают размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую  сумму переменных затрат в зависимости  от уровня реализации.

Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов. В отличие от финансовой отчетности, формы бюджетов нестандартизированы. Их структура зависит от объекта  планирования, размера организации  и степени квалификации разработчиков.

Бюджеты могут разрабатываться  на годовой основе (с разбивкой  по месяцам) и на основе непрерывного планирования (в течение 1 квартала пересматривается смета на 2 квартал  и составляется смета на 1 квартал  следующего года, бюджет все время  проецируется на год вперед).

2. Порядок построения  генерального бюджета производственного  предприятия Операционный и финансовый  бюджет образуют генеральный  бюджет предприятия. Существуют  и другие взаимосвязи; в частности,  бюджет потребностей в материалах  влияет на план денежных потоков,  но эта зависимость на схеме  не показана.

Поскольку основой для  разработки финансовых планов являются бюджеты текущей деятельности, рассмотрим далее составление текущих бюджетов. 
 
    Бюджет реализации

В бюджете реализации указывается  прогноз сбыта по видам продукции  в натуральном и стоимостном  выражении. Этот бюджет представляет собой  прогноз будущих доходов и  является основой для всех остальных  бюджетов: в конечном итоге расходы  зависят от объема выпуска, а объем  выпуска устанавливается на основе объема реализации. Примерный вид  бюджета реализации: Наименование продукции 
 
    Количество, шт. 
    Цена без НДС, 
    руб. 
    Выручка без НДС, руб. 
    НДС, 
    руб. 
    Выручка с НДС, руб. 
    А 
    Б 
    В 
    Итого

Прогноз количества реализованной  продукции каждого вида, а также  цен на них разрабатывается в  отделе маркетинга предприятия. Объем  реализации зависит как от спроса на продукцию, так и от производственной мощности предприятия. Поскольку провоз реализации всегда содержит в себе некоторый элемент неопределенности, полезно указать максимально  возможное, минимально возможное и  наиболее вероятное значения.

Информация о работе Сущность управленческого учета