Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:42, курс лекций
Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
1. Концепция управленческого учета
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия –с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учетауправленческим учетом.
На первый взгляд должен
последовать отрицательный
Но т. к. речь идет о дополнительном заказе, все постоянные расходы уже учтены калькуляций фактического выпуска 10000 изделий, т. е. заложены в себестоимость и цену производственной программы предприятия. В рамках краткосрочного периода постоянные расходы неизменны.
Принимая решение в
отношении дополнительного
Планирование ассортимента продукции
Перед предприятием, производящим
не один вид продукции, стоит задача
не только определения оптимального
объема производства (анализ безубыточности),
но определения ассортимента реализуемой
продукции.
Рассмотрим на примере.
Предприятие производит продукцию
четырех наименований: А, Б, В, Г. Цена
соответственно: 38; 25; 44; 58. Информация о
расходах на предстоящий месяц:
расходы
а
б
в
Г
Прямые (переменные) расходы
на единицу продукции по видам
изделий – всего, в т. ч. 35
23
42
54
основные материалы
11
8
25
30
заработная плата ОПР с начислениями
8
5
8
8
транспортные расходы
6
5
4
4
погрузочно-разгрузочные расходы
5
3
2
7
налоги
3
1, 5
2
3
прочие
2
0, 5
1
2
Косвенные (постоянные) расходы
на весь объем реализации – всего
(тыс. руб. ), в т. ч. 1800
заработная плата ИТР и МОП
1250
командировочные расходы
300
проценты по кредиту
200
прочие общехозяйственные расходы
50
Структура предполагаемой реализации
изделий на основе исследования рынка:
А – 42%, Б – 13%, В – 20%, Г – 25%.
Предприятие желает получить прибыль
– 800 тыс. рублей.
в соответствии с предполагаемой
долей каждого изделия
желаемая прибыль будет распределена
так:
А – 800*0, 42=336; Б – 104; В – 160; Г – 200.
Руководству нужно знать,
сколько единиц каждого изделия
необходимо продать, чтобы получить
эту прибыль. Для каждого вида
изделий составим уравнение: А - 38х
– 35х – 756000=336000;
3х=1092000
х=364 тыс. шт.
Б - 25х – 23х – 234000=104000;
2х= 338000
х=169 тыс. шт.
В – 44х – 42х – 360=160;
2х=520
х=260 тыс. шт.
Г – 58х – 54х – 450=200;
4х=650
х=162, 5 тыс. шт.
Затем необходимо проанализировать
рентабельность производства отдельных
видов продукции
Рентабельность –соотношение
прибыли и полной себестоимости.
Поэтому необходимо рассчитать полную
себестоимость, а значит распределить
накладные расходы. Базой распределения
накладных расходов будет стоимость
основных материалов, т. к. они имеют
наибольший удельный вес в прямых
затратах на производство изделия. На
долю изделия А будет приходится
постоянных затрат в сумме: 1800*11/(11+8+25+30)=1800*11/
Показатели
А
Б
В
Г
1
Прямые (переменные) затраты, руб.
35
23
42
54
2
Косвенные (постоянные) затраты, руб.
0, 74
1, 15
2, 34
4, 49
3
Полная себестоимость, руб.
35, 74
24, 15
44, 34
58, 49
4
Цена, руб.
38
25
44
58
5
Прибыль, руб.
2, 26
0, 85
-0, 34
-0, 49
6
Рентабельность, %
6, 3
3, 5
-0, 8
-0, 8
Выполненные расчеты свидетельствуют об убыточности производства изделия В и Г. Изделия А и Б обеспечат совокупную прибыль– 966290 (2, 26*364=822640 и 0, 85*169=143650), а товары В и Г принесут убытки – 168025 (88400 и 79625). Совокупная прибыль составит около 798265 рублей. Такой вывод следует из калькулирования полной себестоимости продукции. Как оптимизировать производственную программу? Что последует, если для улучшения финансового положения снять с производства, например, изделие Г?
Независимо от сокращения
объемов производства постоянные расходы
останутся на прежнем уровне–1800
руб. Распределив их между оставшимися
изделиями по тому же принципу и
скалькулировав полную себестоимость,
получим:
№
Показатели
А
Б
В
1
Прямые (переменные) затраты, руб.
35
23
42
2
Косвенные (постоянные) затраты, руб.
1, 24
1, 94
3, 93
3
Полная себестоимость, руб.
36, 24
24, 94
45, 93
4
Цена, руб.
38
25
44
5
Прибыль, руб.
1, 76
0, 06
-1, 93
6
Рентабельность, %
4, 8
0, 24
-4, 2
Из таблицы видно, что финансовые результаты значительно ухудшились. Рентабельность товаров А и Б снизилась и возросла убыточность В. Эта производственная программа позволит получить прибыль148980 (640640+10140-501800) Следовательно, принятое управленческое решение было неверным, и снятие с производства изделия Г не только не улучшит финансовое положение, но и приведет к снижению прибыли, при этом произойдет снижение рентабельности по всем позициям производственной программы.
Целесообразность снятия с производства изделия можно определить по системе директ-костинг. Если продукция носит положительный маржинальный доход, то прекращение его производства может ухудшить финансовое положение. Такой вопрос решать калькулированием полной себестоимости нельзя.
В нашем случае для изделия Г маржинальный доход на единицу – 4 (58 - 54); на весь объем –650000. Следовательно, оно не является убыточным, поскольку реализация единицы изделия приносит предприятию 4 руб. МД, следовательно, вносится вклад в формирование прибыли.
Рассмотрим другую ситуацию.
Предположим, что отсутствие материалов
не позволяет предприятию
Принятие решений по производству новой
продукции
Новым называют продукт, который
обладает новыми свойствами и добавляется
к существующему ассортименту. Изделия
могут быть абсолютно новыми или
состоять из комбинаций новых приспособлений
и механизмов без изменения самого
продукта. Принятие решений по производству
новой продукции опирается на
процедуры принятия решения по инвестициям,
осуществляется на высшем уровне управления
предприятием.
Процесс инноваций можно подразделить
на шесть этапов.
Сбор и систематизация информации о технологических изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из отделов НИОКР, маркетинговых подразделений и т. д.
Отбор информации, касающейся идей нового продукта, определение возможностей их практической реализации, выявление общности и различий в технологии новых и старых продуктов, соответствие новой продукции специализации предприятия и т. д.
Анализ экономической эффективности нового продукта проводится вместе с разработкой программы маркетинга.
Организация производства нового продукта –планирование объема производства нового изделия, создание образца, проведение технических испытаний, разработка наименования, товарного знака, оформления, упаковки, маркировки.
Исследования на ограниченном рынке относительно цены на продукт и других коммерческих условий (скидки, в кредит и т. д. ) в течение трех месяцев; выбор оптимальных каналов реализации, средств и методов рекламы.
Принятие решения о запуске нового продукта в производство на основе расчетов объема продаж, рентабельности продукции, степени удовлетворения спроса и предложения, стабильности связей с покупателями; производственных мощностей, ресурсов, квалификационного состава персонала; предполагаемых результатов по прибыли или убыткам на расчетный период.
В качестве важнейшего критерия принятия решения используется оценка влияния внедрения нового продукта на объем реализации в целом по предприятию и объем реализации других изделий, а также оценка времени окупаемости затрат на разработку, производство, сбыт, рекламу (обычно считается не более пяти лет, включая трехлетний период от начала массового производства до момента безубыточности).
Успех продукта во многом гарантирован установлением цены на продукт. Основным критерием определения цены на продукт на продукт выступает цена на старый или аналогичный продукт на рынке. Кроме того, для установления и расчета цены на новый продукт используются коэффициенты расходов и прибыли, точка реализации и графики безубыточности продукта. При наличии ряда проектов крупные предприятия делают инвестиции сразу в несколько, а при последующей проверке продуктов производят их отбор. Иногда бывает, что неудачный в прошлом проект бывает успешным в будущем. Для установления соответствия цены и стоимости продукта предусматриваются специальные формы отчетов, которые дополняют бухгалтерские отчеты.
После выпуска продукта проводят
проверку процесса его реализации.
Информация о темпах реализации нового
продукта и факторах, влияющих на величину
реализации, регистрируются в бухгалтерском
отчете.
Принятие решений о капиталовложениях
В основе принятия управленческих
решений по капитальным вложениям
могут лежать следующие причины:
обновление имеющейся материально-
Основой оценок является определение
и соотношение затрат и результатов
от осуществления инвестиционного
проекта. Общим критерием эффективности
инвестиционного проекта
Для оценки эффективности капвложений используют ряд показателей, рассчитываемых статическими и динамическими методами.
К статическим методам оценки эффективности инвестиций можно отнести расчет срока окупаемости и нормы прибыли.
Срок окупаемости инвестиций –расчетный период возмещения первоначальных вложений за счет прибыли от проектной деятельности.
Простая норма прибыли
–коэффициент, рассчитываемый аналогично
рентабельности капитала, показывает,
какая часть инвестиционных затрат
возмещается в виде прибыли в
течение одного интервала планирования.
Сравнивая рассчитанную величину нормы
прибыли с минимальным или
средним уровнем доходности, инвестор
может прийти к заключению о целесообразности
дальнейшего анализа
Чистая текущая стоимость
–разность между приведенной
к текущему моменту суммой поступлений
от реализации проекта и суммой инвестиционных
и других дисконтированных затрат,
возникающих в ходе реализации проекта.
Дt – денежные поступления в год t;
r – ставка процента;
А0 – текущая приведенная стоимость издержек
проекта;
n – срок жизни проекта.
На предприятии, где разрабатываются
проекты, и руководство которого
заинтересовано в их эффективной
реализации, следует отдавать предпочтение
только тем из них, для которых
ЧТС имеет положительное
Индекс прибыльности –относительная прибыльность проекта, или дисконтированная стоимость денежных поступлений от проекта, в расчете на одну единицу вложений.
Если индекс прибыльности больше 1, то проект привлекателен. Этот метод можно использовать для ранжирования проектов с различными затратами. Величина ставки процента, которая оказывает влияние на оба коэффициента, зависит от темпа инфляции, минимальной реальной нормы прибыли (наименьший гарантированный уровень доходности на рынке капиталов, т. е. нижняя граница стоимости капитала, или альтернативная стоимость) и степени инвестиционного риска. В качестве приближенного значения ставки процента можно использовать существующие усредненные процентные ставки по долгосрочным банковским кредитам.
Внутренняя норма