Учет готовой продукции и ее реализации (на примере ОАО "Пензадизельмаш")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:24, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы − исследовать организацию учета и проведение аудита готовой продукции на предприятии ОАО «Пензадизельмаш».
Данная цель детализируется следующими задачами:
− обозначить экономическую характеристику готовой продукции;
− исследовать учет готовой продукции на предприятии ОАО «Пензадизельмаш»;
− в рамках данного исследования изучить особенности учета и документальное оформление выпуска и реализации готовой продукции;
− сделать рекомендации по совершенствованию учета готовой продукции;
− исследовать планирование и проведение аудита выпуска и реализации готовой продукции;
− изучить основные процедуры аудиторской проверки готовой продукции;
− сформулировать итоги аудита в рамках аудиторского заключения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА И АУДИТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность, цели и задачи учёта готовой продукции и её реализации
1.2 Нормативно- правовое регулирование учета и аудита готовой продукции и её реализации
1.3 Аналитический обзор литературы по актуальным вопросам учёта и аудита готовой продукции и её реализации
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В ОАО «ПЕНЗАДИЗЕЛЬМАШ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Пензадизельмаш»
2.2 Документальное оформление учёта готовой продукции и её реализации в ОАО «Пензадизельмаш»
2.3 Синтетический и аналитический учет готовой продукции и её реализации в ОАО «Пензадизельмаш»
2.4 Рекомендации по совершенствованию учёта в ОАО «Пензадизельмаш»
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В ОАО «ПЕНЗАДИЗЕЛЬМАШ»
3.1 Оценка системы внутреннего контроля и планирование аудиторской проверки готовой продукции и её реализации в ОАО «Пензадизельмаш»
3.2 Сбор аудиторских доказательств в ОАО «Пензадизельмаш»
3.3 Обобщение результатов аудита в рабочих документах аудитора и составление аудиторского заключения по ОАО «Пензадизельмаш»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 97.98 Кб (Скачать документ)

Суть производства состоит в  преобразовании производственных ресурсов в экономический продукт, необходимый  человеку и обществу. Количество и  качество этого продукта зависят  от ресурсов, которые вовлекаются  в производство.

Экономические продукты, производимые в обществе, делятся по видам:

1. Конечные продукты − это  законченные производственной технологической  обработкой экономические продукты, которые поступают в сферу  своего конечного потребления.

2. Промежуточные продукты −  это экономические продукты, незаконченные  технологической обработкой и  поступающие в сферу дальнейшей  обработки. 

Целью предпринимательской деятельности является обеспечение общественных потребностей и извлечение дохода. В производственном предприятии  данная цель реализуется в производственно-хозяйственном  процессе. Производственно-хозяйственная  деятельность предприятия складывается из отдельных хозяйственных операций по заготовлению сырья и материалов, выпуска готовой продукции, реализации её потребителям, выплате заработной платы, и т.д. Совершаемые хозяйственные  операции отличаются друг от друга  по содержанию, продолжительности совершения, техническим средствам, используемым при их выполнении, и по целому ряду других признаков. Однако все они  взаимосвязаны и представляют собой  составные элементы хозяйственного единого процесса.

В хозяйственном процессе средства предприятия совершают кругооборот, все фазы которого подчинены единой цели − извлечению доходов от производственно-хозяйственной  деятельности.

Готовая продукция − продукция основных и вспомогательных цехов, предназначенная для реализации. Она должна быть полностью закончена производством, укомплектована, отвечать требованиям стандартов или техническим условиям, принята службами технического контроля, снабжена паспортом, сертификатом или другим документом, удостоверяющим ее качество и комплектность, сдана на склад, а при сдаче на месте заказчику − оформлена актами приемки или другими документами.

Изготовленные изделия относятся  к готовой продукции данного  отчетного периода, если они переданы на склад. Продукты и изделия, не прошедшие всех фаз производственной обработки и не принятые службой технического контроля, учитываются в составе незавершенного производства.

Учет готовой продукции ведут  в натуральных, условно-натуральных  и стоимостных показателях. Натуральные показатели, характеризующие количество, объем и вес продуктов в соответствии с их физическими свойствами, используют для количественного учета готовых изделий.

Условно-натуральные измерители необходимы для получения обобщенных показателей  по учету однородной продукции. Количество такой продукции по видам пересчитывают  с помощью определенных коэффициентов  в условный вес, сорт, типоразмер и  т. п.

Затем материальные затраты в виде готовой продукции составляют запасы предприятия, предназначенные для  дальнейшей реализации, а затраты, связанные  с производством, но не до конца материализованные, учитываются как промежуточные  продукты. В завершающем процессе − реализации продукции предприятия  − происходит соизмерение выпуска  единицы продукции с ее полной себестоимостью, что составляет основное содержание метода «затраты − выпуск».

Процесс реализации представляет собой  совокупность операций, в результате которых продукция, произведенная  предприятием, переходит в собственность  покупателя. В процессе реализации продукции предприятия получают денежные средства, за счет которых  возмещаются производственные затраты, осуществляются расчеты с бюджетом по налогам; с работающими по оплате труда; с поставщиками и подрядчиками, с прочими кредиторами. Укрепление финансового положения предприятия  зависит от своевременного выпуска  и реализации продукции. 

В системе  организации бухгалтерского учета  на предприятиях особое место занимает учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации, в задачи которого входят:

  1. постоянный контроль за выпуском готовой продукции (работ, услуг) по объему, ассортименту и качеству;
  2. полный и достоверный учет готовой продукции на складе, систематический контроль за ее сохранностью и состоянием запасов;
  3. своевременный и правильный учет отгруженной и реализованной продукции (работ, услуг), четкая организация расчетов с покупателями;
  4. контроль за выполнением плана по отгрузке и реализации продукции, произведенных работ и оказанных услуг в соответствии с заключенными договорами;
  5. учет и контроль соблюдения сметы коммерческих и других расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции (работ, услуг);
  6. своевременное и достоверное определение результатов от реализации продукции (работ, услуг) и их учет.

Контроль  за сохранностью готовой продукции  обеспечивается наличием на предприятии  должным образом оборудованных  мест хранения готовой продукции, оптимальным  размещением ее запасов на складах, обеспечивающим возможность их быстрой  приемки, отпуска и проверки наличия, а также оснащением складов весовым  хозяйством, измерительными приборами  и мерной тарой, поскольку готовая  продукция в натуральном выражении  оценивается в весовых единицах.

Обеспечение правильного и своевременного учета наличия и движения готовой  продукции на складах обеспечивается путем установления круга лиц, ответственных  за приемку и отпуск запасов (кладовщиков  и экспедиторов), за правильное и  своевременное оформление этих операции, а также за сохранностью вверенных  им запасов и заключением с  этими лицами в установленном  порядке письменных договоров о  материальной ответственности.

Также данные задачи решаются путем  установления организационной формы  бухгалтерской работы по учету готовой  продукции, формирования учетной политики, обоснованностью, оптимальностью и  целесообразностью выбора в учетной  политике организационных, методических и технических аспектов по учету  готовой продукции, обеспечение  методов внутреннего контроля на предприятии. От успешного выполнения этих задач зависит ритмичность  и слаженность работы предприятия, своевременность и объем выпускаемой  продукции и т.д.

Таким образом, бухгалтерский учет выпуска и  реализации готовой продукции призван  обеспечить достоверные данные об объеме производства, выпуска и реализации готовой продукции, а также о  предполагаемых доходах предприятия  от реализации готовой продукции.

 

    1. Нормативно - правовое регулирование учета и аудита готовой продукции и её реализации

 

Нормативное регулирование представляет собой сложную иерархическую  систему федеральных законов  и подзаконных правовых актов, отражающих государственную политику в части  организации и контроля бухгалтерского учета юридическими и физическими  лицами. В настоящее время сложилась  четырехуровневая система нормативно регулирования, в которой правовые акты нижнего уровня призваны раскрывать порядок реализации норм права, закрепленных федеральным законодательством, в  конкретных ситуациях делового оборота.

Верхний уровень системы нормативного регулирования  бухгалтерского учета представлен федеральным законом − Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402−ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2013 г. и действует вместо Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 129 − ФЗ от 21.11.1996 г. и пр. Данный закон в части продажи готовой продукции регламентирует основные требования к ведению бухгалтерского учета, бухгалтерскую документацию и регистрацию.

 К  высшему нормативному уровню  относят также Указы Президента  и Постановления правительства  РФ. А так же  Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации [1], [2],[3].

Поскольку федеральным законом «О бухгалтерском  учете» ответственность за формирование учетной методологии возложена  на Правительство РФ, правовые акты, утверждаемые Приказами Минфина  РФ, Центральным Банком РФ и иными  уполномоченными государственными органами, следует относить ко второму  уровню иерархии нормативного регулирования  бухгалтерского учета в РФ. При  этом общее методологическое руководство  нормативного регулирования остается на Минфин РФ. Соответственно, правовые акты иных государственных структур не должны противоречить правовым актам Минфина РФ, среди которых наибольшей известностью пользуются Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Учет готовой продукции регулирует ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н, зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2001 № 2806. Порядок организации бухгалтерского учета готовой продукции на основе ПБУ 5/01 определяется в методических указаниях, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 119н, регламентирует правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации, в том числе готовой продукции. Включает в себя оценку готовой продукции, отпуск материально-производственных запасов, раскрытие информации о готовой продукции в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

 Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н. с изменениями и дополнениями, внесенными приказами Минфина Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. № 107н, от 24 марта 2000 г. № 31н, от 18 сентября 2006 г. № 116н [6], [7]. Данное положение определяет правила документирования  хозяйственных операций по учету готовой продукции и её реализации. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет в части продажи готовой продукции.

Положения определяют общий порядок  ведения учета, который распространяется на всей территории Российской Федерации.

Порядок применения Положений по бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерских  отчетов,  а также реализация смежных вопросов для различных ситуаций делового оборота детально излагаются в нормативных документах, выпускаемых уже упомянутыми государственными органами и называемыми Рекомендации, Инструкции, Письма и пр. Поскольку в этих правовых актах осуществляется детализация норм, сформулированных в документах второго уровня иерархии, их следует включать в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета третьего уровня. Примерами могут служить «Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово − хозяйственной деятельности организации», утвержденной Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000 г. и методические  указания по бухгалтерскому учету  материально − производственных запасов  (в ред. Приказов Минфина РФ от 23.04.2002 N 33н, от 26.03.2007 N 26н).

Четвертый уровень составляют организационно − распорядительные документы, формирующие  учетную политику организации, которые  разрабатываются самой организацией. Основными из них являются:

−     документ по учетной политике предприятия;

− утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

−    графики документооборота;

−    утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;

− утвержденные руководителем формы внутренней отчетности. 
            В последние годы в системе нормативного регулирования и ведения бухгалтерского учета в России произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при разработке учетной политики организации должны исходить из Федерального закона о бухгалтерском учете, иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, Плана счетов бухгалтерского учета, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов.

Таким образом, ведение бухгалтерского учета в организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам. Это способствует улучшению бухгалтерской деятельности и деятельности организации в целом.

  Система нормативного регулирования аудита так же включает четыре основных уровня.

Первый  уровень − федеральный, включает в себя федеральные законы, постановления  правительства, указы президента, регулирующие аудиторскую деятельность. К данному  уровню относятся:

− ФЗ «Об  аудиторской деятельности» № 307 − ФЗ от 30.12.08;

− ФЗ «О саморегулируемых организациях» № 315− ФЗ от 01.12.08;

− постановление  правительства РФ «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ» № 80 от 06.02.06;

− постановление  правительства РФ «Об утверждении  федеральных правил ( стандартов) аудиторской деятельности» № 696 от 23.09.02.

Данные  законодательные акты  определяют основные понятия, требования, задачи аудита, а так же права и обязанности  участников аудиторской деятельности.

Второй  уровень − нормативный, определяет правила (стандарты) аудиторской деятельности, приказы и постановления Министерства финансов РФ. Они устанавливают правила  аудита для всех субъектов рынка  аудита, требования в области подготовки аудиторов, их аттестации. В настоящее  время утверждено 36 федеральных  аудиторских стандартов, и их разработка продолжается. Федеральные стандарты  аудиторской деятельности определяют требования к порядку осуществления  аудиторской деятельности, а так  же регулируют иные вопросы, предусмотренные  ФЗ «Об аудиторской деятельности», они являются обязательными  к  применению  всеми участниками  рынка аудиторских услуг. К данному  уровню относится  кодекс профессиональной этики аудиторов, который включает в себя свод правил, поведение которых  обязательно при осуществлении аудиторской деятельности.

Информация о работе Учет готовой продукции и ее реализации (на примере ОАО "Пензадизельмаш")