Учет готовой продукции и ее реализации (на примере ОАО "Пензадизельмаш")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:24, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы − исследовать организацию учета и проведение аудита готовой продукции на предприятии ОАО «Пензадизельмаш».
Данная цель детализируется следующими задачами:
− обозначить экономическую характеристику готовой продукции;
− исследовать учет готовой продукции на предприятии ОАО «Пензадизельмаш»;
− в рамках данного исследования изучить особенности учета и документальное оформление выпуска и реализации готовой продукции;
− сделать рекомендации по совершенствованию учета готовой продукции;
− исследовать планирование и проведение аудита выпуска и реализации готовой продукции;
− изучить основные процедуры аудиторской проверки готовой продукции;
− сформулировать итоги аудита в рамках аудиторского заключения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЁТА И АУДИТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
1.1 Экономическая сущность, цели и задачи учёта готовой продукции и её реализации
1.2 Нормативно- правовое регулирование учета и аудита готовой продукции и её реализации
1.3 Аналитический обзор литературы по актуальным вопросам учёта и аудита готовой продукции и её реализации
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЁТА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В ОАО «ПЕНЗАДИЗЕЛЬМАШ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Пензадизельмаш»
2.2 Документальное оформление учёта готовой продукции и её реализации в ОАО «Пензадизельмаш»
2.3 Синтетический и аналитический учет готовой продукции и её реализации в ОАО «Пензадизельмаш»
2.4 Рекомендации по совершенствованию учёта в ОАО «Пензадизельмаш»
ГЛАВА 3 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ В ОАО «ПЕНЗАДИЗЕЛЬМАШ»
3.1 Оценка системы внутреннего контроля и планирование аудиторской проверки готовой продукции и её реализации в ОАО «Пензадизельмаш»
3.2 Сбор аудиторских доказательств в ОАО «Пензадизельмаш»
3.3 Обобщение результатов аудита в рабочих документах аудитора и составление аудиторского заключения по ОАО «Пензадизельмаш»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 97.98 Кб (Скачать документ)

Третий  уровень − методологический, включает в себя документы, постановления, нормы  и стандарты саморегулирующих организаций  аудиторов. Данные стандарты являются обязательными для аудиторских  организаций и аудиторов, являющихся членами данной саморегулируемой организации аудиторов.

 Четвертый  уровень − организационно - технический,  включает в себя внутрифирменные  аудиторские стандарты. Они разрабатываются  аудиторскими организациями, исполняются  при проведении аудита и сопутствующих ему услуг. Могут дополнять федеральные правила и правила СОА, но не могут им противоречить.

Таким образом,  аудит должен основываться как на федеральных законах, так и нормативных актах, постановлениях и стандартах аудиторской деятельности, а так же внутрифирменных стандартах.

 

    1. Аналитический обзор литературы по актуальным вопросам учёта  и аудита готовой продукции и её реализации

 

Данная  тема весьма актуальна на данный момент, так как производство является основным видом деятельности предприятий  в нашей стране. Поэтому не возможно обойтись без статей о готовой  продукции и её реализации, так как они помогают как бухгалтеру, так и аудитору в их деятельности. В данной работе приведено несколько статей по данной теме.

Первая  статья − это статья из всероссийского информационно-аналитического журнала «Аудит и налогообложение» № 11 за 2011 год. В ней говорится об ошибках, с которыми может столкнуться аудитор в ходе проведения проверки на предприятии.

По мнению специалистов основными ошибками являются:

1.    Оценка готовой продукции не соответствует методу оценки, установленному учетной политикой организации.

2.    Оценка отгруженной продукции не соответствует методу оценки, установленному учетной политикой организации.

3.    Неправильный расчет и отражение в учете отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции от стоимости ее по учетным ценам (при учете готовой продукции по учетным ценам).

4.    Неполное отражение в учете выпущенной продукции.

5.    Несвоевременное и неполное отражение в учете отгруженной и реализованной продукции.

6.    Отсутствие налаженного аналитического учета готовой продукции по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

7.    Отсутствие проведения инвентаризаций готовой продукции.

8.    Неправильное отражение в учете морально устаревшей, испорченной при хранении готовой продукции.

9.   Неверное отражение в бухгалтерском учете различных товарно-материальных ценностей как готовой продукции.

Знание  наиболее частых ошибок в бухгалтерском учете организации, позволяет свести риск необнаружения к минимуму и увеличить эффективность работы аудитора.

Вторая  статья была взята из практического  журнала «Помощник бухгалтера» № 10 за 2011 год. Этот материал посвящен анализу счета 43 «Готовая продукция». Статья подготовлена Я.В. Соколовым, д.э.н., зам. председателя Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и отчетности, членом Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, первым Президентом Института профессиональных бухгалтеров России, В.В. Патровым, профессором Санкт-Петербургского государственного университета и Н.Н. Карзаевой, к.э.н., зам. директора аудиторской службы ООО «Аудит-Эксперт».

Счет 43 «Готовая продукция» предназначен для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции. Этот счет используется организациями, осуществляющими промышленную, сельскохозяйственную и иную производственную деятельность.

Готовые изделия, приобретенные для  комплектации (стоимость которых  не включается в себестоимость выпускаемой  продукции организации) или в  качестве товаров для продажи, учитываются  на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных услуг на счете 43 «Готовая продукция» не отражается, а фактические затраты по ним по мере продажи списываются со счетов учета затрат на производство на счет 90 «Продажи».

Принятие к бухгалтерскому учету  готовой продукции, изготовленной  для продажи, в том числе и  продукции, частично предназначенной  для собственных нужд организации, отражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Если готовая продукция полностью направляется для использования в самой организации, то она на счет 43 «Готовая продукция» может не приходоваться, а учитывается на счете 10 «Материалы» и других аналогичных счетах в зависимости от назначения этой продукции.

При признании в бухгалтерском  учете выручки от продажи готовой  продукции ее стоимость списывается  со счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 90 «Продажи».

Если выручка от продажи отгруженной  продукции определенное время не может быть признана в бухгалтерском  учете (например, при экспорте продукции), то до момента признания выручки  эта продукция учитывается на счете 45 «Товары отгруженные». При фактической отгрузке ее производится запись по кредиту счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетом 45 «Товары отгруженные».

При учете готовой продукции  на синтетическом счете 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себестоимости в аналитическом учете движение ее отдельных наименований возможно отражать по учетным ценам (плановой себестоимости, отпускным ценам и т.п.) с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются организацией исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий.

При списании готовой продукции  со счета 43 «Готовая продукция» относящаяся к этой продукции сумма отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по ценам, принятым в аналитическом учете, определяется по проценту, исчисленному исходя из отношения отклонений на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по продукции, поступившей на склад в течение отчетного месяца, к стоимости этой продукции по учетным ценам.

Суммы отклонений фактической производственной себестоимости готовой продукции  от ее стоимости по учетным ценам, относящиеся к отгруженной и проданной продукции, отражаются по кредиту счета 43 «Готовая продукция» и дебету соответствующих счетов дополнительной или сторнировочной записью, в зависимости от того, представляют ли они перерасход или экономию.

Аналитический учет по счету 43 «Готовая продукция» ведется по местам хранения и отдельным видам готовой продукции.

Приведенный официальный текст почти полностью  раскрывает природу этого счета. Он всегда должен быть активным, его  сальдо всегда может быть проинвентаризировано. И он должен вестись в оценке по себестоимости. Аудитор должен тщательно проверить учет данного раздела, во избежание возможных ошибок в бухгалтерском учете.

Третья  статья из журнала «Бухгалтерский вестник» № 3 за 2012 год. В ней Богатова И.Н. рассматривает продажу продукции и поступления от выполненных работ и услуг как завершающую стадию оборота средств любой организации. Выручка от продажи продукции и поступления, связанные с выполнением работ и услуг, представляют собой доходы от обычных видов деятельности.

Четвертая статья из журнала «Актуальная бухгалтерия» № 1 за 2013 год определяет порядок отнесения поступлений к доходам от обычных видов деятельности исходя из предмета деятельности организации. Доходы организации в зависимости от их характера, условия их получения и направления деятельности организации подразделяются на:

    1. доходы от обычных видов деятельности;
    2. операционные доходы;
    3. внереализационные доходы.

Доходы  по обычным видам деятельности признаются в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условии:

  1. организация имеет право на получение этой выручки, вытекающей из конкретного договора или подтвержденная иным соответствующим способом;
  2. сумма выручки  может быть  определена;
  3. имеется уверенность в том, что в  результате  конкретной операции  произойдет увеличение  экономических выгод  организации;
  4. право собственности ( владения, пользования, распоряжения) на продукцию перешло от организации покупателю  или работа принята заказчиком;
  5. расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

В соответствии со статьей Вещуновой Н.Л. в журнале «Бухгалтерский учет» № 7 от 2010 года  организации производят расчет расходов организации и принимают их для бухгалтерского учета организации. Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением  и продажей продукции, приобретением  и продажей товаров.

Расходы по обычным видам деятельности  формируют расходы, связанные с  приобретением сырья, материалов, товаров  и иных материально- производственных запасов для целей производства продукции, а так же продажи товаров.

В журнале «Помощник бухгалтера»  № 8 за 2012 год Камышанов П.И. пишет, что расходами, обусловленными  продажей продукции, являются: расходы на тару и упаковку, производимую после сдачи изделий на склад; расходы на транспортировку и погрузку за счет поставщика; комиссионные сборы, уплачиваемые посредническими организациями; затраты на рекламу; другие аналогичные по значению расходы.

В учетных регистрах записи о  величине выручки и составных  частях полной себестоимости реализованной  продукции ведут накопительным  итогом с начала года, что необходимо для составления бухгалтерской отчетности.

В своей статье в журнале «Консультант бухгалтера» № 1 за 2011 год Мялкина Л.И. особое внимание уделяет сделкам по продаже продукции, которые осуществляет организация в соответствии с договорами, оформленными исходя из положений ГК РФ.

 К ним относятся договоры  купли- продажи, поставки, мены, комиссии и другое.

Несмотря на многообразные формы  договоров в них обязательно  должен быть сформулирован предмет  договора – конкретное наименование и количество товаров или услуг, подлежащих реализации, а так же сроки и условия выполнения договора. Как показывает хозяйственная практика, цена товара представляет собой существенное условие любого договора.  Соблюдение требований, предъявляемых к оформлению договоров, весьма важно, поскольку  их содержание предопределяет порядок  документального оформления и отражения  сделок в системе бухгалтерского  учета.

Одним из наиболее существенных моментов в договорах купле- продажи является, по ее мнению, условие о переходе права собственности на продукцию, переданную организацией покупателю. Другими словами, момент отчуждения имущества обязательно предусматривается в договоре между сторонами сделки, поскольку это условие является определяющим для отражения совершения факта продажи на счетах бухгалтерского учета. Если в договоре не указываются условия перехода права собственности, то в таких случаях право собственности у покупателя-контрагента возникает с момента передачи продукции. При этом моментом передачи продукции является момент ее вручения непосредственно покупателю, но и сдача ее перевозчику для отправки покупателю  или предприятию.

Большое значение предает реализации по договорам-поставкам – важнейшему показателю работы, определяющим эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.  В объем реализации включается отгруженная продукция независимо от того, зачислен или нет платеж на расчетный счет предприятия.

Таким образом, процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных  средств предприятия, что позволяет ему выполнить обязательства перед  государственным бюджетом, банком по ссудам, рабочим и служащим, поставщикам и возмещать производственные затратыэ невыполнение плана реализации вызывает замедление оборачиваемости оборотных средств, штрафы за невыполнение договорных обязательств пред покупателями, задерживает платежи, ухудшает финансовое положения предприятия.

Гетьман В.Г. в журнале «Консультант бухгалтера» №5 за 2012 обращает внимание на то, что при заключении договора между поставщиком и покупателем дается оговорка о франко-месте, до которого все расходы по отгрузке  продукции несет поставщик. Различают следующие виды:

  1. франко-склад поставщика, когда все расходы, связанные с отгрузкой, предприятие-поставщик включает  в платежное требование;
  2. франко-станция отправления – поставщик включает в платежное требование железнодорожный тариф  и стоимость погрузки груза в вагоны;
  3. франко-вагон станция назначения – поставщик включает в платежное требование только сумму железнодорожного тарифа;
  4. франко-станция назначения – все расходы по отгрузке, включая железнодорожный тариф, оплачивает поставщик;
  5. франко склад покупателя – кроме указанных расходов поставщик оплачивает разгрузочно-погрузочные работы на станции покупателя, на его складе и стоимость перевозки до его склада и так далее.

Информация о работе Учет готовой продукции и ее реализации (на примере ОАО "Пензадизельмаш")