Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:02, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение учета и анализа налогов уплачиваемых в бюджет Калинковичским райпо, выработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи, вытекающие из содержания дипломной работы, а именно:
— изучить экономическую сущность налогов;
— исследовать организацию учета расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам;
— установить проблемы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и налоговому кредиту, определить пути их преодоления;
— произвести анализ расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам, предложить пути оптимизации расчетов по налогам и сборам.

Работа состоит из  1 файл

пример.docx

— 153.61 Кб (Скачать документ)

б) расширение налоговой базы, в т. ч. за счет сокращения вычетов из облагаемого дохода и  уточнения состава издержек по осуществлению  коммерческой деятельности. Для налогоплательщиков-резидентов в облагаемые доходы (прибыль) должны входить все их доходы из источников в Республике Беларусь, а также  доходы от инвестиционной деятельности и финансовых операций из всех источников (т.е. как в Беларуси, так и в  других странах). Налогоплательщики, не являющиеся резидентами, платят налог  только на доходы от источников в Республике Беларусь. Включение инвестиционного и финансового доходов в налоговую базу, даже если они получены из иностранных источников, очень важно, поскольку оно препятствует утечке инвестиционного капитала за границу;

в) сохранение единых унифицированных для всех видов деятельности и налогоплательщиков (резидентов и нерезидентов) порядка  взимания и ставок налога на прибыль. В частности, действующие повышенные ставки налога на прибыль (доходы) банков и страховых организаций следует  уравнять с применяемыми для всех остальных видов деятельности. Пониженная ставка может быть сохранена только для предприятий малого бизнеса;

Одним из направлений  совершенствования бухгалтерского учета по налогам и сборам Республики можно назвать развитие методики учета налога на добавленную стоимость. НДС в Беларуси является в настоящее  время бюджетообразующим налогом, он обеспечивает порядка 25 % поступлений  в бюджет. [16, стр. 112] Существование  его оправдано и целесообразно, учитывая, что при всех издержках  и искажениях, возникающих при  введении НДС в постсоциалистических условиях, это единственный путь создания всеохватывающей системы налогообложения  потребления.

Однако белорусская  модель НДС имеет некоторые особенности, которые значительно снижают  эффективность данного налога. В  частности они ограничивают потребление  в обществе, снижают покупательную  способность населения и потребительский  спрос и, следовательно, не стимулируют  производство, ведут к удорожанию отечественных товаров, делают их невыгодными  по сравнению с приобретением  в других странах, где уровень  косвенных налогов ниже, обуславливают  ввод протекционистских таможенных пошлин, снижают конкурентоспособность  отечественных товаров.

Таким образом, методика исчисления НДС нуждается  в совершенствовании, а ставки –  в большей обоснованности. Ставки НДС в Беларуси выше, чем во многих других государствах (несмотря на снижение основной ставки в 2004 году с 20 до 18 %), кроме того, в отличие от европейских стран, этим налогом облагаются предметы первой необходимости. В развитых странах среди целей НДС можно назвать сдерживание нежелательного импорта, перепроизводства одних товаров и ограничение чрезмерного потребления других товаров. При этом ставки данного налога составляют, например, в Японии 3 %, в Швейцарии 6,5 %, Канаде 7,5 % (начисляется в основном на продукцию потребительского назначения). [33, стр. 88] В США после длительного изучения отказались от введения НДС. Здесь существует налог с продаж, который ограничивает нерациональное потребление. Этим налогом облагаются обработанные продукты питания, все промышленные товары, а, к примеру, овощи и фрукты не облагаются.

Многие отечественные  и зарубежные экономисты предлагают повысить налог на землю и сделать  его одним из основных в налоговой  системе, мотивируя это тем, что  земля является неэластичным с точки  зрения предложения фактором производства, предложение земли постоянно, и  при введении налога общий спрос  на землю не изменится. В данном случае весь налог полностью оплачивается собственником фактора, характеризующегося неэластичным предложением. Налог на землю в условиях рыночной экономики  не искажает экономическую эффективность, так как налог на чистую экономическую  ренту (которым он является) не повлияет на экономическую ситуацию.

Перемещение налоговой нагрузки на природные  ресурсы, изымающие ренту вполне целесообразно. К налогам, полностью  или частично изымающим в доход  государственного бюджета природную  ренту, относятся: платежи за используемые и эксплуатируемые природные  ресурсы, включающие земельные налоги, платежи за использование воды, объектов растительного и животного мира, за разработку месторождений и добычу полезных ископаемых, их экспорт, загрязнение  окружающей среды, других невоспроизводимых  ресурсов.

Спецификой  рентных налогов является обложение  потенциального, а не фактически извлекаемого дохода, так как природопользователи  обязаны обеспечивать рациональное использование природных объектов. Идея учета рентной составляющей весьма перспективна для построения эластичной налоговой системы. Совершенствование  платежей за природные ресурсы является актуальной для нашей республики проблемой, так как действующие  платежи крайне неэффективны. Однако существуют объективные проблемы, связанные  с расчетами рентных доходов, обусловленные отсутствием реального  собственника и реальной стоимости  этих ресурсов.

В качестве одного из направлений совершенствования  налоговой системы может быть введение нового налога на недвижимость по ее рыночной стоимости. Таким образом  создаются условия для повышения  собираемости налогов, так как недвижимость трудно скрыть от налогообложения. При  этом оптимальные ставки налога на недвижимость должны стимулировать  эффективное использование, оптимизацию  размеров недвижимости каждого собственника, рациональное использование земли  и вместе с тем не создавать  дискриминационный режим по отношению  к фондоемким отраслям.

Существующая  сегодня в республике система  налогообложения недвижимого имущества  имеет множество недостатков  и малоэффективна. Налогом на недвижимость облагается стоимость основных производственных и непроизводственных фондов, а также  объектов незавершенного строительства. Таким образом, под налогообложение  в качестве недвижимости попадают все  основные фонды предприятий –  не только здания и сооружения, но и  производственное оборудование, транспортные средства, компьютеры и оргтехника.

Позитивным  фактором могла бы стать попытка  дифференцировать ставки налога на недвижимость в зависимости от ее месторасположения. Так, например, в 2003 году Минский городской  Совет утвердил повышающие коэффициенты к ставкам налога на недвижимость юридических лиц по месту их регистрации в зависимости от экономико-планировочных зон. Однако применяемая практика зонирования городских территорий, по оценкам специалистов, не может быть использована для целей налогообложения, так как не отражает реальной рыночной стоимости имущества.

Сегодня база налогообложения недвижимости в  республике не имеет ничего общего с рыночной стоимость имущества, отличаясь от нее порой в 10 раз. [36 стр. 20] В результате бюджет лишается значительных средств. Кроме того, нарушается принцип нейтральности налогообложения: рассчитанные по существующим методикам  стоимости равнозначных объектов в  центре города и где-нибудь на периферии  отличаются весьма незначительно, хотя разница в прибыльности и реальной рыночной стоимости существенна.

Таким образом, совершенствование налогообложения  недвижимости предполагает, в первую очередь, более объективную оценку налогооблагаемой базы налога исходя из рыночной стоимости объектов, что  будет стимулировать их наиболее рациональное использование. Кроме  того, целесообразно исключить из налогообложения объекты, не попадающие под определение недвижимости –  производственное оборудование, компьютеры и оргтехнику, транспортные средства и др.

Акцизные сборы на отдельные  виды товаров применяются во всех странах. Обычно в перечень подакцизных  товаров входят товары, вредные для  здоровья человека и окружающей среды, т.е. табак, алкогольные товары, нефть  и нефтепродукты. Основные принципы построения акцизов: равные условия  налогообложения для отечественных  и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта  и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более  доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки.

Из всех этих принципов в белорусской модели акцизов нарушается в основном последнее  требование. Применяются, как правило, специальные ставки в евро или  белорусских рублях. Причем уровень  ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно  меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что  не позволяет производителям подакцизных  товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в  бюджете плана по поступлениям акцизов. Очевидно, что в реформировании этого  налога главной задачей является введение механизма законодательного утверждения стабильных ставок.

С 1992 года, когда  налоговая система Республики Беларусь только начала формироваться, в ней  произошли значительные изменения. В частности вводились и отменялись различные налоги, изменялись налоговые  ставки, порядок уплаты налогов. Была сформирована нормативно-правовая база налогообложения, в основе которой  лежит Налоговый кодекс, принятый в 2002 году. Однако, несмотря на все изменения  направлений, которые нуждаются  в совершенствовании и реформировании остается достаточно много, а белорусская  налоговая система по-прежнему далека от совершенства.

Для совершенствования  и оптимизации как бухгалтерского, так и налогового учета по налогам  и сборам необходимо провести автоматизацию  данных операций. Проблемы, связанные  с постоянными изменениями в  законодательстве, серьезно затрудняют разработку специальных программных  продуктов для автоматизации  бухгалтерского учета — необходимо оперативно реагировать и вносить  все изменения. Сочетать высокий  уровень автоматизации с корректностью  выполнения бухгалтерских операций весьма и весьма непросто.

Использование «пиратских» — дешевых, но, увы, ненадежных программ либо программ, созданных  давно и неспособных подстраиваться под современные условия ведения  учета, не дает желаемого уровня автоматизации. Современная автоматизация – это возможность ведения учета, не требующая дополнительного изучения бухгалтером специальных технических дисциплин, позволяющая избежать трудоемких расчетов и анализа массивов первичных документов (с сопоставлением их содержания, дат и сумм) и тому подобной рутинной, отнимающей массу времени работой. Кроме этого, программа должна быть гибкой, т.е. иметь способность адаптироваться к существенным изменениям внешних факторов (например, законодательства, учетной политики, видов деятельности) без кардинальной внутренней перестройки. Попросту говоря, бухгалтер должен «узнать» свою программу после того, как над ней поработал программист, добавив в нее, к примеру, книгу покупок.

«1С:Бухгалтерия» является универсальной системой для  автоматизации ведения бухгалтерского учета. Она может поддерживать различные  системы учета, различные методологии  учета, использоваться на предприятиях различных типов деятельности. В  системе «1С: Бухгалтерия» основные особенности ведения учета задаются (настраиваются) в конфигурации системы. К ним относятся основные свойства плана счетов, виды аналитического учета, состав и структура используемых справочников, документов, отчетов. Для  организации аналитического учета  по бухгалтерским счетам в системе  используются виды субконто. Виды субконто вводятся в конфигурацию для того, чтобы предоставить возможность  назначать бухгалтерским счетам свойства ведения аналитического учета  с использованием определенных типов  данных. Непосредственный состав видов  субконто, используемых в типовой  конфигурации для организации аналитического учета по конкретным счетам, определяется, с одной стороны, требованиями нормативных  документов, регламентирующих ведение  аналитического учета (Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета), а с другой стороны, возможностью получения бухгалтерских итогов в разрезе объектов аналитики, как для составления отчетности, так и для внутренних целей предприятия.

Главное меню содержит перечень всех работ, а подменю  содержит перечень процедур обработки  информации, осуществляемых в рамках каждой работы головного меню. Головное меню содержит следующие пункты: файл, журналы, отчеты, обработка, настройка, сервис, окна, помощь.

Все факты  хозяйственной деятельности организации  в «1С:Бухгалтерии» хранятся в виде операций. Каждая операция содержит одну или несколько проводок, отражающих хозяйственную операцию в бухгалтерском  учете в натуральном и денежном выражении. Каждая проводка, в свою очередь, может состоять из одной  или нескольких корреспонденций, называются «сложными».

Операция  включает в себя не только проводки, но и некоторую общую часть, характеризующую  ее в целом: содержание, общая сумма  по всем проводкам, дата, номер и  др. Перечень реквизитов операции определяется конфигурацией. Операции могут автоматически  формироваться документами «1С:Бухгалтерия» или вводится вручную. «1С:Бухгалтерия» включает набор стандартных отчетов, позволяющих бухгалтеру получить информацию по любому счету за произвольный период, в различных разрезах аналитики  и с необходимой степенью детализации: оборотно-сальдовая ведомость, по счету  в разрезе объектов аналитики; шахматная  ведомость; главная книга; журнал-ордер  и ведомость по счету; анализ счета - за период и по датам; анализ счета  в разрезе объектов аналитики; анализ объекта аналитики по счетам; карточка операций по объекту аналитики; карточка счета. Существует также возможность  для создания других произвольных отчетов.

Даже если у предприятия нет средств  на покупку какой то специальной  программы, на сайте www.gb.by можно скачать  несколько новых Excel-программ, способных  наладить налоговый учет в соответствии с установленными правилами его  ведения. Каждая программа содержит много подсказок, для пользователя, содержащихся во всплывающих примечаниях  к ячейкам, имеющим верхний красный уголок, или написанных непосредственно на черном фоне рабочих листов Excel-книги. Они помогают правильно заполнить ячейки шаблонов и воспользоваться инструментами управления. Электронные таблицы MS Excel в предлагаемой программе позволяют самостоятельно выполнить расчет, создать базу данных или учетный регистр, оформить отчет или декларацию.

Так же одним  из направлений проводимой в настоящее  время в Республике Беларусь налоговой  реформы является усиление контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов. В решении этой задачи важная роль отводится ведению налогового учета субъектами предпринимательской  деятельности как самостоятельного участка учетной работы.

Следует отметить, что ведение налогового учета  в Республике Беларусь вызывает необходимость  совершенствования действующих  или разработки новых регистров  учета.

Информация о работе Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования