Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:02, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение учета и анализа налогов уплачиваемых в бюджет Калинковичским райпо, выработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи, вытекающие из содержания дипломной работы, а именно:
— изучить экономическую сущность налогов;
— исследовать организацию учета расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам;
— установить проблемы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и налоговому кредиту, определить пути их преодоления;
— произвести анализ расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам, предложить пути оптимизации расчетов по налогам и сборам.

Работа состоит из  1 файл

пример.docx

— 153.61 Кб (Скачать документ)

Известно  три способа отражения показателей  формирования налоговой базы по налогам  и сборам:

1) используя  регистры бухгалтерского учета;

2) используя  регистры бухгалтерского учета,  дополненные реквизитами, необходимыми  при исчислении налога на прибыль;

3) используя  самостоятельные регистры налогового  учета.

Использование регистров бухгалтерского учета  для налогового учета возможно только в тех случаях, когда налоговый  учет ведется методом начислений. При кассовом методе это невозможно, поскольку Требования бухгалтерского и налогового учета в отношении  момента отражения хозяйственных  операций не совпадают.

Применение  второго способа, с нашей точки  зрения, не совсем оправдано, поскольку: во-первых, весьма спорным является изображение налогового учета только для одного налога на прибыль. Эта  сфера учетных действий объединяет в определенной степени регламенты формирования налоговых баз нескольких прямых и косвенных налогов. Во-вторых, Это усложнит и запутает данные бухгалтерского регистра, в-третьих, не позволит получать полную информацию о формировании налоговой базы по налогам.

В связи с  отмеченным для того, чтобы система  налогового учета являлась эффективным  инструментом налогового планирования и была призвана решать задачи оптимизации  абсолютной и относительной налоговой  нагрузки для ведения налогового учета необходимо использовать только самостоятельные налоговые регистры. Для этого необходимо разработать  простые, но вместе е тем понятные и эффективные формы налоговых  регистров. Законодательно установленные  требования к регистрам налогового учета в Республике Беларусь подробно описаны в Инструкции о порядке  исчисления и уплаты в бюджет налогов  на доходы и прибыль. Характерно, что  сами регистры в Инструкции не приводятся, перечисляется лишь примерный объем  информации для каждого регистра. Конкретней же разработка регистров  должна производиться предприятиями  самостоятельно. С нашей точки  зрения, это неверно, так как нетрудно представить, до каких размеров увеличится система регистров налогового учета  на различных предприятиях. В этих условиях централизованные вопросы  налогообложения неизбежно будут  решаться на каждом предприятии по-своему. Это приведет к тому, что осуществлять контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов и сборов станет просто невозможно. Поэтому необходимо разработать единые регистры налогового учета дня субъектов предпринимательской  деятельности

 

 

3. Анализ  расчетов Калинковичского райпо  по налогам и сборам, пути его  совершенствования

 

3.1 Информационное  обеспечение и общая методика  анализа расчетов плательщика  по налогам и сборам

 

Информационное  обеспечение анализа расчетов по налогам и сборам основывается на данных бухгалтерского учета, финансовой и налоговой отчетности. Новым  источником являются регистры налогового учета.

Регистры  налогового учета представляют собой  сводные формы ведомостей для  систематизации данных первичных учетных  документов по элементам расходов или  доходов, сформированных в соответствия с требованиями налогового законодательства. Кроме первичных учетных документов для их составления могут использоваться регистры бухгалтерского учета, справки  бухгалтера и промежуточные налоговые  расчеты, которые представляют собой  таблицы с расчетами показателей, нужных для заполнения аналитических  регистров налогового учета. На основе информации аналитических регистров  формируются сводные регистры налогового учета.

Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, имеют определяющую роль в обеспечении действенности  анализа. Анализ не ограничивается только экономическими данными, а широко использует техническую, технологическую и  другую информацию. Все источники  данных для анализа делятся на плановые, учетные и внеучетные.

К плановым источникам относятся все типы планов, которые разрабатываются на предприятии (перспективные, текущие, оперативные, хозрасчетные задания, технологические  карты), а также нормативные материалы, сметы, ценники, проектные задания  и др.

Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа  налогов принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные  явления, процессы, их результаты. Своевременный  и полный анализ данных, которые  имеются в учетных документах (первичных и сводных) и отчетности, обеспечивает принятие необходимых  мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов  хозяйствования.

Данные статистического  учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и  процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей.

Оперативный учет и отчетность способствуют более  оперативному по сравнению со статистикой  или бухгалтерским учетом обеспечению  анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия  для повышения эффективности  аналитических исследований.

Учетным документом, согласно классификации, является и  экономический паспорт предприятия, где накапливаются данные о результатах  хозяйственной деятельности за несколько  лет. Значительная детализация показателей, которые содержатся в паспорте, позволяет  провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и  закономерности развития предприятия.

С расширением  компьютерной техники появились  и новые машинные источники информации. К ним относятся данные, которые  содержатся в оперативной памяти ПЭВМ, на гибких дисках, а также выдаются в виде разнообразных машинограмм.

К внеучетным источникам информации относятся документы, которые регулируют хозяйственную  деятельность, а также данные, которые  не относятся к перечисленным  ранее. Конкретно в их число входят следующие документы.

Официальные документы, которыми обязано пользоваться предприятие в своей деятельности: законы государства, указы президента, постановления правительства и  местных органов власти, приказы  вышестоящих органов управления, акты ревизий и проверок, приказы  и распоряжения руководителей хозяйства.

Хозяйственно-правовые документы: договора, соглашения, решения  арбитража и судебных органов, рекламации.

Решения общих  собраний коллектива, совета трудового  коллектива предприятия в целом  или отдельных ее подотделов.

Материалы изучения передового опыта, приобретенные из разных источников информации (радио, телевидение, газеты и т.д.).

Техническая и технологическая документация.

Материалы специальных  исследований состояния производства на отдельных рабочих местах (хронометраж, фотография и т.п.).

Устная информация, которая получена во время встреч с членами своего коллектива или  представителями других предприятий.

К организации  информационного обеспечения анализа  предъявляется ряд требований. Это  аналитичность информации, ее объективность  единствооперативность, рациональность и др.

Смысл первого  требования заключается в том, что  вся система экономической информации независимо от источников поступления  должна соответствовать потребностям анализа, т.е. обеспечивать поступление  данных именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна аналитику  для всестороннего изучения экономических  явлений и процессов, выявления  влияния основных факторов и определения  внутрихозяйственных резервов повышения  эффективности производства. Поэтому вся система информационного обеспечения анализа должна постоянно совершенствоваться.

Это очевидно в сегодняшней практике организации  учета, планировании и статистики на предприятии. Там постоянно пересматриваются формы документов, их содержание, организация  документооборота, появляются принципиально  новые формы накопления и сохранения данных (имеется в виду компьютерная техника). Все изменения диктуются  не только собственно требованиями учета  или планирования. Они в значительной степени подчинены необходимости  информационного обеспечения анализа  и выработки управленческих решений.

Экономическая информация должна объективно отражать исследуемые явления и объекты. Иначе выводы, сделанные по результатам  анализа, не будут соответствовать  действительности, а разработанные  аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут  стать вредными.

Следующее требование, предъявляемое к организации  информационного потока, - это единство информации, поступающей из разных источников (планового, учетного и внеучетного  характера). Из этого принципа вытекает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждое экономическое  явление, каждый хозяйственный акт  должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут  использоваться в учете, планировании, контроле и анализе.

Эффективность анализа может быть обеспечена только тогда, когда есть возможность оперативно вмешиваться в процесс производства по его результатам. Это значит, что  информация должна поступать к аналитику  как можно быстрее. В этом и  состоит сущность еще одного требования к информации - оперативность. Повышение  оперативности информации достигается  применением новейших средств связи, обработкой ее на ЭВМ и т.д.

И, наконец, система информации должна быть рациональной (эффективной), т.е. требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование  данных. Вместе с тем, она должна максимально полно обеспечивать запросы анализа и управления. Из данного требования вытекает необходимость  изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных.

Таким образом, информационная система анализа  налогов и платежей должна формироваться  и совершенствоваться с учетом перечисленных  выше требований, что является необходимым  условием повышения действенности  и эффективности анализа.

Изучив труды  таких экономистов, как Кравченко  Л.И. [27], Стражев В.И. [1], Савицкая Г.В. [40] для Калинковичского райпо  можно предложить следующую методику анализа расчетов с бюджетом по налогам. Первоначальным этапом анализа налогообложения  организации является изучение и  оценка динамики налогов и других обязательных платежей. При этом используют как абсолютные, так и относительные  показатели. Относительными показателями, в частности, являются удельный вес (доля) отдельных видов обязательных платежей в общей их сумме, темпы  роста или снижения их в динамике. Считаем, что анализ динамики обязательных платежей целесообразно проводить  по всем обязательным платежам как  в разрезе источников их уплаты, так и по каждому налогу.

Далее в ходе анализа необходимо оценить структуру  налогов и других обязательных платежей в зависимости от источника их уплаты. Так, выделяют следующие группы налогов: налоги, уплачиваемые из выручки (косвенные налоги); налоги, относимые  на расходы по реализации; налоги, уплачиваемые из прибыли.

На заключительном этапе анализа структуры и  динамики налоговых и неналоговых  платежей оценим степень участия  кредиторской задолженности по налогам  и сборам в формировании имущества  Калинковичского райпо.

Важным этапом анализа является проведение факторного анализа наиболее значимых видов  налогов. Основными источниками  информации при этом являются налоговые  декларации (расчеты) по налогам, уплачиваемым исследуемой организацией, в частности  по налогу на добавленную стоимость, налогу на недвижимость и на прибыль.

 

3.2 Анализ  структуры и динамики налогов  и сборов, уплачиваемых организацией  в бюджет

 

Анализ структуры  и динамики налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет целесообразно  начинать с анализа состава, структуры  и динамики налогов.

Данный анализ позволит увидеть и сделать выводы по поводу увеличения тех или иных налогов уплачиваемых в бюджет в  отчетном периоде по сравнению с  аналогичным периодом прошлого года.

Проанализируем  состав, структуру и динамику налогов, уплачиваемых Калинковичского райпо, предварительно составив таблицу 3.2.1.

 

Таблица 3.2.1- Данные о составе, структуре и  динамике налоговых и неналоговых  платежей Калинковичского райпо  за 2005-2006 гг.

Виды налогов

2005 г.

2006 г.

Отклонение (+;-)

Темп изменения %

Сумма, млн р.

Уд. вес, %

Сумма, млн р.

Уд. вес, %

Сумма, млн р.

Уд. вес, %

Налог на недвижимость

33

1,838

31

1,542

-2

-0,297

93,94

Налог на прибыль

46

2,563

32

1,591

-14

-0,971

69,57

Налог на добавленную стоимость

1581

88,078

1784

88,712

203

0,634

112,84

Земельный налог

4

0,223

3

0,149

-1

-0,074

75,00

Чрезвычайный налог и отчисления в фонд содействия занятости

21

1,170

27

1,343

6

0,173

128,57

Экологический налог

2

0,111

3

0,149

1

0,038

150,00

Подоходный налог с физических лиц

39

2,173

52

2,586

13

0,413

133,33

Местные налоги и сборы

57

3,175

67

3,332

10

0,156

117,54

Отчисления в инновационный фонд

12

0,669

12

0,597

0

-0,072

100,00

Итого

1795

100

2011

100

216

х

980,79

Информация о работе Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования