Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:02, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является изучение учета и анализа налогов уплачиваемых в бюджет Калинковичским райпо, выработка предложений по их совершенствованию.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи, вытекающие из содержания дипломной работы, а именно:
— изучить экономическую сущность налогов;
— исследовать организацию учета расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам;
— установить проблемы учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам и налоговому кредиту, определить пути их преодоления;
— произвести анализ расчетов Калинковичского райпо по налогам и сборам, предложить пути оптимизации расчетов по налогам и сборам.

Работа состоит из  1 файл

пример.docx

— 153.61 Кб (Скачать документ)

Кроме того, по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" в корреспонденции  с дебетом счета 99 "Прибыли  и убытки" отражаются суммы начисленных налоговых санкций и пени, подлежащие уплате в бюджет.

По дебету счета 68 "Расчеты по налогам и  сборам" отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные с кредита счета 18 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам".

Аналитический учет расчетов по налогам и сборам ведется по каждому виду платежей.

Инструкцией о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость, утвержденной постановлением Минфина РБ от 16.12.2003 № 176 (с изменениями и дополнениями, внесенными в т.ч. постановлением Минфина РБ от 31.12.2004 № 193) (далее - Инструкция № 176), установлено, что к счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» могут быть открыты следующие субсчета:

  • «Налог на добавленную стоимость по операционным доходам (расходам)» - для отражения организацией сумм налога на добавленную стоимость, начисленных и подлежащих уплате в бюджет РБ по операционным доходам и по операционным расходам (не связанным с получением операционных доходов), являющимся объектами налогообложения в соответствии с законодательством;
  • «Налог на добавленную стоимость по внереализационным доходам (расходам)» - для отражения организацией сумм налога на добавленную стоимость, начисленных и подлежащих уплате в бюджет РБ по внереализационным доходам и по внереализационным расходам (не связанным с получением внереализационных доходов), являющимся объектами налогообложения в соответствии с законодательством;
  • «Налог на добавленную стоимость по товарам, ввезенным из Российской Федерации» - для отражения организацией сумм налога на добавленную стоимость, начисленных и подлежащих уплате в бюджет РБ по товарам, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь из Российской Федерации;
  • «Налоговый кредит по налогу на добавленную стоимость» - для отражения налогового кредита, предоставленного организации по товарам, ввезенным на таможенную территорию Республики Беларусь;
  • другие субсчета.

 

Таблица 2.2.1- Корреспонденция счетов по учету  налогов и сборов

№ п/п

Наименование налогов, сборов и отчислений

Дебет

Кредит

1

Земельный налог (платежи за землю) в  части налога по вновь строящимся объектам

08

68

2

Налог на приобретение автомобильных  транспортных средств

08

68

3

Земельный налог, исчисленный в двукратном и десятикратном размере

99

68

4

Гербовый сбор при выдаче векселей

С 1 июля 2006 г. 92

68

5

Акцизы при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь

10, 41, 92 и т.д.

68

6

Единый налог для производителей с/х продукции 

91, 92

68

7

Налог на доходы иностранных юридических  лиц, не осуществляющих деятельности на территории Республики Беларусь через  постоянное представительство

60, 76

68

8

Оффшорный сбор

92

68

9

Таможенные пошлины

08, 10, 41

68

10

НДС, исчисленный по реализации объектов

91-3,(92-3)

68

11

НДС, исчисленный по реализации объектов в Российскую Федерацию в случае неподтверждения ставки налога 0%

92

68

12

НДС, исчисленный по нормируемым затратам при их списании сверх установленных  норм и от расходов, неучитываемых  при исчислении налога на прибыль

92

68

13

НДС, исчисленный при безвозмездной  передаче объектов (за исключением  передачи объектов в пределах одного юридического лица)

92

68

14

НДС, исчисленный при использовании  объектов на непроизводственные нужды

92 (29)

68

15

НДС, исчисленный при недостаче, хищении, порче товаров сверх норм естественной убыли

94

68

16

НДС, исчисленный при недостаче, хищении, порче товаров сверх норм естественной убыли, при возмещении суммы ущерба материально ответственным лицом

98 (73)

68

17

НДС, исчисленный при принятии на учет по результатам инвентаризации основных средств и нематериальных активов, за исключением приобретенных

18

68

18

Целевой бюджетный фонд национального  развития

99 (прим.)

68

19

Налог на доходы от дивидендов и приравненных к ним доходов (удерживается источником выплат у юридических лиц)

75

68

20

Часть прибыли, исчисляемая в бюджет государственными унитарными предприятиями, имущество которых находится  на праве хозяйственного ведения

84

75

21

Курортный сбор

50,76

76,68

22

Санкции и пени по налогам, сборам и  отчислениям

99

68, 69, 76-2


 

Все субъекты хозяйствования, которые занимаются коммерческой деятельностью, в соответствии с налоговым кодексом Республики Беларусь обязаны вести регистры налогового учета. В указанных регистрах  на основе данных бухгалтерского учета отображается и группируется сводная информация об элементах налогового учета. Элементами налогового учета признаются показатели, которые имеют соответственные характеристики и прибавляются или вычитаются при определении величины налоговой базы. Налоговой базой является стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения, которыми являются юридические факты (действие, события). В совокупности эти юридические факты предопределяют обязанность субъекта хозяйствования заплатить налог.

Регистры  налогового учета представляют собой  документы для систематизации и накопления учетных данных, которые помещаются в принятых к учета первичных документах об элементах налоговой базы за отчетный период. Это могут быть специально разработанные книги, журналы, карточки и ведомости. Они ведутся ежемесячно со следующим отражением соответственных показателей в расчете налоговой базы. Величина налоговой базы определяется по каждому налоговому платежу в специальном расчете, который составляется плательщиком или другим обязанным лицом как за налоговый, так и за отчетный период.

Регистры  налогового учета должны обеспечить формирование полной и достоверной информации о показателях, которые участвуют при определении налоговой базы в соответствии с законодательством. Их виды и порядок ведения определяет Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в нормативных актах о порядке начисления и уплаты в бюджет соответственных налоговых платежей. Инструкцией о порядке ведения налогового учета установлено, что регистры налогового учета и расчеты налоговой базы являются сводными формами для отражения такой информации за налоговый или отчетный период, где она группируется без отражения на бухгалтерских счетах.

В настоящее время нормативными актами налогового законодательства предусмотрено ведение налоговых регистров по формам, которые разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно. Разработанные формы регистров налогового учета и порядок их ведения должны быть приведенный в утвержденном управляющим организацией положении о ведении налогового учета. В регистрах налогового учета, обязательное ведение каких предписывается Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, нормативными документами о порядке начисления и выплаты в бюджет соответственных налоговых платежей предусматривается только обобщенная информация в разрезе элементов налоговой базы.

Это синтетические  регистры налогового учета. Для их составления необходимый аналитические регистры, в каких накапливается нужная информация для определения налоговой базы за отчетный и налоговый периоды. Количество и оглавление аналитических регистров определяются главным бухгалтером организации с учетам отраслевых особенностей деятельности и специфики ведения бухгалтерского учета. В том случаю, когда организация занимается несколькими видами деятельности, по каких действует разный порядок налогообложения, в регистрах налогового учета необходимо обеспечить раздельный учета налоговых баз па каждому виду деятельности.

С этой целью  могут использоваться хронологические  и систематические регистры налогового учета. В хронологических регистрах  элементы налоговой базы накапливаются по мере осуществления тех или иных хозяйственных операций. Такие регистры могут открываться для накопления информации об однородных хозяйственных операциях и фактах, нужных для формирования соответственного элемента налоговой базы. Накопленная в аналитических регистрах информация переноситься затем общими суммами в синтетические регистры налогового учета. Могут использоваться и комбинированные регистры, где информация накапливается в хронологическом порядке с одновременной систематизацией по разработанной классификации.

Как синтетические, так и аналитические, а также хронологические и систематические регистры налогового учета должны иметь обязательные реквизиты, без каких они не могут считаться настоящими. К обязательных реквизитам регистров налогового учета относятся следующие:

" наименование регистра;

" название отчетного месяца и год, за который ведется регистр;

" состав и название показателей, внесенных в регистр;

" стоимостная характеристика показателей, отраженных в регистры на основе данных бухгалтерского учета до проведения расчетных корректировок;

" оглавление (уменьшение или увеличение) и суммы проведенных расчетных корректировок соответственного показателя, отраженного в регистре, основание для его проведения со ссылкой на соответствующие нормы налогового законодательства и общая сумма корректировок по данным регистра;

" стоимостная характеристика показателей, отраженных в регистре вследствие проведения, при необходимости, расчетных корректировок;

" подпись лица, которое составило регистр, и главного бухгалтера организации.

Основным  источником информации для ведения регистров налогового учета являются записи в соответственных регистрах бухгалтерского учета или первичных учетных документах. Однако весьма часто для осуществления записей в налоговые регистры требуется составление расчетов, которые делаются на основании информации регистров бухгалтерского учета или первичных учетных документов. В качества примера можно привести расчет платы за использование природных ресурсов. Для того чтобы такие расчеты имели юридическую силу, они должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к первичным учетным документам бухгалтерского оформления.

При использовании  автономной системы регистры налогового учета, не связанны с регистрами бухгалтерского учета при помощи двойной записи на счетах, и возникает необходимость осуществлять в регистрах налогового учета расчетные корректировки элементов налоговой базы. Оговорено это тем, что в регистрах налогового учета расходы отображаются сначала в полной сумме независимо от того, учитываются они или не учитываются при налогообложении прибыли. Затем, для осуществления корректировок, которые связанны с определением расходов в границах норм, делаются специальные расчеты сумм нормативных расходов, которые в соответствии с действующим положением Правительства подлежат нормированию.

Расчетной корректировкой признается увеличение или уменьшение данных бухгалтерского учета, которые осуществляются плательщиками налогов или другими обязанными лицами в границах налогового учета для получения информации о объектах налогообложения и определения их стоимостных, физических или других характеристик. Основой для проведения расчетных корректировок являются нормы налогового законодательства, которые устанавливают объект налогообложения и порядок определения налоговой базы по конкретным налоговым платежам. Для отражения итогов таких расчетов нужны отдельные регистры расчетных корректировок, информация с которых затем переноситься в регистры налогового учета.

Расчетные корректировки данных бухгалтерского учета осуществляются в регистрах налогового учета вследствие внесения соответственной информации, когда необходимость их осуществления оговорена нормами законодательства, которыми определен объект налогообложения и порядок начисления налога с учетом состава показателей, которые не учитываются при налогообложении. Когда данные бухгалтерского учета об объектах налогообложения или показателях, которые участвуют в определения величины налоговой базы, соответствуют составу и характеристикам информации об объектах налогообложения и элементах налогового учета, то налоговые корректировки не осуществляются. Однако в тех случаях, когда данные бухгалтерского учета содержат недостаточную или излишнюю информацию об объектах налогообложения и элементах налогового учета, возникает необходимость в осуществления налоговых корректировок.

Регистры  налогового учета могут вести  как коммерческие, да и некоммерческие организации, а также бюджетные заведения.

Регистры  налогового учета можно вести  в виде специальных форм на бумажных или электронных носителях информации. В положении о порядке ведения налогового учета необходимо предусмотреть требования к оформлению первичных документов, которые нужны для осуществления расчетов и записей в регистрах, методики определения корректировочных сумм, сверки показателей синтетических и аналитических регистров. Допущенные ошибки в регистрах налогового учета исправляются корректировочным способом. Факт исправления ошибок должен быть сверен подписями лица, которое внесла поправку. Неоговоренные поправки в регистрах налогового учета не допускаются.

 

 





 





 

 





 





 

2.3. Виды и  учет налогового кредита

 

Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана  государственная поддержка в  виде изменения установленного законодательством  срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней индивидуально, в порядке, определяемом Президентом РБ, что  определено ст.43 Общей части Налогового кодекса РБ (далее - НК).

Порядок и условия предоставления государственной поддержки в  виде изменения сроков уплаты налогов  определены Декретом Президента РБ от 19.04.2002 № 11 «Об отмене индивидуальных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам и о совершенствовании государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями) и Указом Президента РБ от 24.09.2002 № 493 «О некоторых мерах государственной поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями и дополнениями), которым утверждены Положение о порядке предоставления отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов и таможенных платежей и Положение о порядке предоставления налогового кредита.

Согласно данным документам изменение срока уплаты налогов  может осуществляться в виде отсрочки с единовременной уплатой суммы  налогов, рассрочки с поэтапной  уплатой суммы налогов и налогового кредита с единовременной либо поэтапной  уплатой суммы налогов в период действия этого кредита.

Следует отметить, что отсрочка и (или) рассрочка по уплате налогов, сборов, таможенных пошлин и пени (далее - платежей) либо налоговый кредит по платежам в республиканский бюджет предоставляются юридическим лицам  и индивидуальным предпринимателям только по решению Президента РБ. Что  касается платежей, поступающих в  местные бюджеты, то Декретом Президента РБ от 23.06.2004 № 5 «О внесении дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2002 г. № 11» право предоставления государственной поддержки по этим платежам делегировано областным и Минскому городскому Советам депутатов.

Отсрочка или рассрочка  по уплате налогов может быть предоставлена  при наличии одного из следующих  оснований:

  • угрозы экономической несостоятельности (банкротства);
  • задержки финансирования из бюджета, в т.ч. оплаты выполненного государственного заказа;
  • если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер;
  • в случае причинения ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.

Информация о работе Учет и анализ расчетов по налогам и сборам, пути их совершенствования