Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:19, дипломная работа
В условиях рыночной экономики и совершенствования управления усиливается роль и значение бухгалтерского учета. Основной целью бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов является формирование качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности субъекта, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, для определения поведения субъекта на рынке и выявления субъектов-конкурентов.
Общая рентабельность предприятия увеличилась на 25,06 тыс. тенге. Однако наблюдается значительный рост административных расходов на 8042,0 тыс. тенге на конец года. Уменьшилась доля основных средств и нематериальных активов на 1941 тыс. тенге. Численность работающих на предприятии уменьшилась на 28 человек.
2.2 Первичный, аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Первичные оправдательные документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме (полнота и правильность оформления документов, заполнение реквизитов), содержанию (законность документированных операций, логическая увязка отдельных показателей), арифметически (подсчет сумм). Бухгалтер обращает внимание на надлежащее оформление первичных учетных документов, заполнение всех необходимых реквизитов, и наличие соответствующих подписей.
Первичными документами при приобретении товарно-материальных ценностей за наличный расчет являются:
при приобретении ТМЗ у юридических лиц, работающих по общеустановленному режиму: накладная, счет фактура, чек ККМ, договор купли – продажи;
при закупке ТМЗ на рынках у субъектов, осуществляющих деятельность на основе разового талона: закупочный акт (справка) со всеми необходимыми реквизитами, копия разового талона;
при закупке ТМЗ у индивидуальных предпринимателей: закупочный акт со всеми необходимыми реквизитами, а также в документах указываются номер и серия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
После приобретения товарно-материальных запасов у поставщика подотчетное лицо в течение трех дней предоставляет в бухгалтерию авансовый отчет с приложенными к нему документами поставщиков. Авансовый отчет представлен в приложении Б.
Поступившие счета-фактуры вначале регистрируются в «Журнале учета поступающих грузов». Затем по мере поступления ценностей на склады или при приемке выполненных работ и оказанных услуг в журнале отмечаются номера приходных документов и проставляются даты поступления запасов на склады или запросов, связанных с розыском непоступивших грузов. Периодические данные журнала сверяются с данными учетных регистров, которые ведутся по счету 3310 «Краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам». По журналу контролируются также суммы материальных ценностей, находящихся в пути. Записи в журнале производятся отделом снабжения по мере поступления материальных ценностей на склад предприятия на основании товарно-товарно-транспортных документов, приходных ордеров, актов о приемке. В графе «Примечание записывается данные об оплате счета, отказе от акцепта или сумме частичного акцепта. Журнал приведен в приложении Б. В журнал записываются только акцептованные счета-фактуры.
Акцептованные счета с указанием регистрационного номера по журналу учета поступающих грузов передаются в бухгалтерию. Далее записываются их данные в журнал по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками, который бухгалтерия заполняет в три этапа (Приложение Б).
На первом этапе записи в журнал делаются при поступлении акцептованных счетов-фактур и других расчетных документов. При этом записывается регистрационный номер и номер платежного требования-поручения (счета-фактуры), наименование поставщика, сумму акцепта счета-фактуры. Затем счет-фактура поставщика передается отделу материально-технического снабжения или таможенной службе для получения груза у местных поставщиков на железнодорожной станции, складах временного хранения – при поступлении ценностей от прочих поставщиков.
На втором этапе записи в журнал производятся на основании поступивших в бухгалтерию со склада приходных документов (приходных ордеров, товарно-транспортных накладных, актов о приемке материалов). В журнале указываются номера этих документов, стоимость поступивших ценностей по учетным или договорным ценам и их фактическую стоимость согласно платежному требованию поручению (счету-фактуре) в разрезе корреспондирующих счетов по учету товарно-материальных ценностей или затрат на производство.
Приходные документы тщательно проверяются на соответствие по количеству материальных ценностей в платежном требовании-поручении (счете-фактуре). При приемке грузов выявляем недостачу или порчу ценностей, по вине поставщика или транспортной организации, и на основании акта о приемке материалов и расчета суммы претензии, сумму претензии списывается с кредита счета 3310 в дебет счета 1283 «Задолженность по выявленным недостачам ТМЗ». Недостача материальных ценностей устанавливается до акцепта расчетно-платежных документов, поэтому на ее сумму уменьшается акцепт соответствующего расчетно-платежного документа.
В журнале отражаются также операции по учету расчетов с поставщиками по выполненным работам и оказанным услугам (ремонт основных средств, перевозки грузов, предоставление воды, тепла, электроэнергии). При записи в журнал данных счета-фактуры, предъявленного за работы или услуги, указывается за что он предъявлен, а записи по дебету соответствующих счетов - потребителей работ и услуг производят на основании разметки корреспондирующих счетов (субсчетов, статей затрат), сделанной бухгалтерией на счетах-фактурах поставщиков.
На третьем этапе в журнале отражается оплата счетов-фактур. Отметки об оплате делаются на основании выписок по расчетному и другим счетам в банке. При этом указывается дата оплаты счета и оплату с соответствующих счетов денежных средств 1010, 1030, 1050, 1070.
В конце месяца в журнале подсчитываются итоги и выводятся остатки по неоплаченным счетам. Заключение журнала производится по четырем строкам: итого за месяц, сторно материалов в пути на начало месяца, материалы в пути на конец месяца, всего по журналу.
В журнале по учету расчетов с поставщиками содержатся сводно-контрольные данные, с помощью которых расшифровывается остаток по счету 3310 на конец месяца. Построением аналитического учета обеспечивается получение сведений об остатках по расчетам с поставщиками и подрядчиками в следующей группировке, необходимой для оперативного контроля расчетов: поставщики по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; поставщики по неотфактурованным поставкам; поставщики по неоплаченным в срок расчетным документам.
Службой внутреннего аудита или бухгалтерией организации учитывается то, что поступление товаров или других краткосрочных активов осуществляется по следующим основаниям:
по договорам купли-продажи, договорам поставки;
внесения в счет вклада в уставный капитал;
получения активов на безвозмездной основе.
По активам, поступающим на основе договоров поставки или купли-продажи, организация получает от поставщиков расчетные документы и сопроводительные документы, в том числе товаротранспортные накладные, счета, спецификации, сертификаты. В организации установлен порядок приемки, регистрации, проверки, прохождения документов (график документооборота) по поступающим товарам. Схема документооборота представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Схема документооборота
Ответственными лицами проводится:
регистрация документов в журнале учета поступающих грузов;
проверка соответствия данных документов по количеству, номенклатуре, ценам, срокам поставки в соответствии с договором;
проверка правильности показателей расчетных документов;
принятие к оплате расчетных документов;
передача документов в соответствующие службы и отделы организации согласно графику документооборота.
Журнал регистрации счетов-фактур полученных представлен в приложении Б.
Если товар получается со склада поставщика или транспортной организации, работнику выдаются необходимые документы и доверенность на получение запасов. После оплаты за материалы или услуги бухгалтерией предприятия выписывается доверенность на сотрудника отдела снабжения.
Доверенность подписывается директором и главным бухгалтером, скрепляется печатью предприятия с отметкой РНН и регистрируется в Журнале учета выданных доверенностей. В учетной политике оговаривается срок действия доверенности – не более 10 дней. Доверенность и журнал учета выданных доверенностей представлены в приложении Б.
Доверенностью признается письменное уполномочие доверителя для представительства от его имени, выдаваемое им поверенному, согласно ст. 167 Гражданского кодекса Республики Казахстан.
При выдаче доверенности перечень подлежащих получению товаров приводится тогда, когда в документе на отпуск не приведены наименования и количество товаров, подлежащих получению.
Поверенное лицо на следующий день после каждого получения товаров, независимо от того, получены они полностью или частями, представляет в бухгалтерию документы о выполнении поручений и о сдаче товаров на склад или материально ответственному лицу.
Если поверенное лицо не отчиталось об использовании доверенности по истечении срока, новые доверенности ему не выдаются.
Организацией определен перечень лиц, которыми обеспечиваются:
контроль соблюдения правил оформления, выдачи и регистрации доверенностей;
инструктаж лиц, которым выдается доверенность о порядке представления документов о выполнении поручений;
контроль своевременности представления соответствующих приходных документов в пределах срока действия доверенности;
своевременный контроль возврата неиспользованных доверенностей.
Доверенным лицом па следующий день после получения товарно-материальных ценностей предоставляются в бухгалтерию документы, выданные поставщиком:
товарно-транспортная накладная;
счет - фактура.
В соответствии со ст. 263 п. 5 Налогового Кодекса Республики Казахстан в счетах - фактурах обязательно указывается идентификационный номер поставщика и получателя товаров (работ, услуг). В связи с этим принятие счета-фактуры производится только при наличии идентификационных номеров (копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо иного документа подтверждающего присвоение идентификационного номера).
Счет-фактура проверяется на наличие подписей руководителя и главного бухгалтера поставщика, а также печати налогоплательщика, за исключением случаев, когда у налогоплательщика печать отсутствует по основаниям, предусмотренным законодательством Республики Казахстан. Счет-фактура заверяется основной печатью предприятия либо печатью, содержащей специальный реквизит «Для счетов-фактур». Если нет подписи руководителя организации, то счет-фактура заверяется подписью работника, уполномоченного на подписание.
Приемка товаров от транспортных организаций по количеству и качеству производится по правилам, действующим на транспорте, и условиям договоров купли-продажи, поставки.
Приемка товаров по количеству в организации проводится путем проверки соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и (или) расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности – требованиям к качеству товаров, предусмотренным в договоре поставки.
При поставке товара железнодорожным транспортом сопроводительным документом является железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной прилагаются спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной.
Если товар отправляется по железной дороге в контейнерах, то поставщиком оформляется и предоставляется «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере».
При поставке товара автомобильным транспортом выписывают товарно-транспортную накладную, которая состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товара к товарно-транспортной накладной прилагаются документы, следующие с грузом.
Для оплаты поступающих товаров используется счет, по содержанию аналогичный счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемый товар и является основанием для оплаты товара.
Для погашения кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам за март 2010 г. расход денежных средств составил 87546 тенге. Оприходование поступивших товаров оформляется наложением штампа на сопроводительном документе: товарно-транспортной накладной, счете-фактуре, счете или других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
При закупке товара или его приемке проверяется обязательное наличие сертификата на закупаемый товар.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной.
Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки. Расходная накладная на возврат поставщику представлена в приложении Б.
Документы по операциям, которые противоречат законодательству и установленному порядку приемки, хранения и расходования денежных, товарно-материальных и других ценностей, к исполнению не принимаются, а передаются главному бухгалтеру ПФ ТОО или лицу, уполномоченному для принятия решения.
В ПФ ТОО «KSP Steel» безналичные расчеты осуществляются согласно Закона Республики Казахстан от 29.06.1998 N 237-1 «О платежах и переводах денег», которым регламентируется сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов. Безналичные расчеты осуществляются с помощью платежных поручений.