Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:19, дипломная работа
В условиях рыночной экономики и совершенствования управления усиливается роль и значение бухгалтерского учета. Основной целью бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов является формирование качественной и своевременной информации о финансовой и хозяйственной деятельности субъекта, необходимой для управления и становления рыночной экономики, для подготовки, обоснования и принятия управленческих решений на различных уровнях, для определения поведения субъекта на рынке и выявления субъектов-конкурентов.
По факту инвентаризации бухгалтер составляет ведомость по кредиторской задолженности, в которой отражается дата возникновения задолженности, причина возникновения, название предприятия (кредитора), с указанием его РНН, сумма задолженности.
Просматриваются все первичные документы, возникшие после отгрузки или поступления товаров, работ и услуг, а также задолженности, возникшие после оплаты поставщикам, которые длительное время не выполняют условия договора. Это необходимо, так как при списании кредиторской задолженности возникают обязательства с НДС. При списании кредиторской задолженности НДС, ранее начисленный к уплате идет к начислению в бюджет, по ранее взятому в бюджет.
В бухгалтерском балансе предприятия не отражается списанная в свое время кредиторская задолженность, она отражается на забалансовых счетах, и только по истечении трех лет данная задолженность списывается на текущие расходы предприятия.
В налоговом учете обязательства делятся на списанные обязательства и сомнительные обязательства.
К доходам от списания обязательств согласно ст. 83 Налогового кодекса относится:
списание обязательств с налогоплательщика его кредитором, включая обязательства, не востребованные кредитором на момент утверждения ликвидационного баланса при ликвидации налогоплательщика;
списание обязательств в связи с истечением срока исковой давности, установленного законодательством Республики Казахстан, за исключением обязательств признанными сомнительными в соответствии с Налоговым Кодексом;
списание обязательств по решению суда.
Сумма дохода, полученного в результате списания обязательств, равна сумме списанной кредиторской задолженности, то есть обязательств по НДС в данном случае не возникает.
Доходами по сомнительным обязательствам согласно ст. 84 Налогового кодекса являются обязательства, возникшие по приобретенным товарам (работам, услугам), определенным в соответствии с п.2 ст. 149 Налогового Кодекса и не удовлетворенным в течении трех лет, то есть в течении исковой давности, с момента возникновения. Они признаются сомнительными и подлежат включению в совокупный годовой доход налогоплательщика за исключении налога на добавленную стоимость, который подлежит восстановлению по взаиморасчетам с бюджетом по ставке, принятой при возникновению кредиторской задолженности, то есть если при возникновении кредиторской задолженности ставка 16 % , то именно это сумма будет иметь отражение в декларации по НДС.
Согласно ст. 238 Налогового Кодекса при включении суммы сомнительных обязательств по товарам в доход ранее принятая в зачет по таким товарам (работам, услуги) сумма налога по указанным товарам (работам, услуги) подлежит восстановлению в зачете в том периоде, в котором была произведена оплата.
Статьей 95 Налогового кодекса предусматриваются вычеты по выплаченным сомнительным обязательствам. В случае если ранее признанные доходом сомнительные обязательства были выплачены налогоплательщику кредитору, то допускается вычет на величину произведенной оплаты. Такой вычет производится в пределах величины, ранее отнесенной на доходы в том налоговом периоде, в котором была произведена выплата.
Порядок отнесения на вычеты, предусмотренный настоящей статьей, применяется также в случае выплаты обязательств, ранее признанных доходом в соответствии со ст. 83 Налогового Кодекса.
Вычеты по сомнительным требованиям рассматривается ст. 96 Налогового Кодекса. Вычету подлежат требования, признанные сомнительными в соответствии с Налоговым Кодексом.
Отнесение налогоплательщиком сомнительных требований на вычеты производится при соблюдении следующих условий: при их отражении в бухгалтерском учете на момент отнесения на вычеты и при наличии следующих документов, оформленных и установленном порядке: счетов-фактур; письменного уведомления налогового органа по месту регистрации налогоплательщика отнесении па вычеты данных расходов.
В соответствии ст. 2 Налогового кодекса производится корректировка размера облагаемого оборота по сомнительным требованиям.
Если часть или весь размер оплаты за реализованные товары (работ, услуг) является сомнительным требованием, плательщик налога на добавленную стоимость имеет право уменьшить сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую взносу в бюджет, в следующих условиях:
по истечении исковой давности после завершения налогового периода, в котором был учтен налог на добавленную стоимость, связанный с возникновением сомнительного требования;
в налоговом периоде, в котором вынесено решение органов юстиции об исключении дебитора, признанного банкротом, из Государственного реестра юридических лиц.
Корректировка размера облагаемого оборота производится в соответствии ст. 96 Налогового кодекса, в том налоговом периоде, в котором произошла оплата. Просроченные дебиторские и кредиторские задолженности, не получившие в свое время отражения в налоговом учете, необходимо исправить при составлении дополнительных деклараций за тот период, когда произошла оплата. Просроченные дебиторские и кредиторские задолженности, не получившие в свое время отражения налоговом учете, необходимо исправить при составлении дополнительных деклараций за тот период, когда возник срок списания данных задолженностей согласно Налогового кодекса.
Например, бухгалтер ПФ ТОО «KSP Steel» не отразил в декларации по КПН за 2007 г. сумму кредиторской задолженностей (сомнительное обязательство), по которой срок возникновения свыше 3-х лет, срок исковой давности возник именно в этот период. Пропустив все сроки, в 2009 году бухгалтер сделал проводки по бухгалтерскому учету, а вот дополнительную декларацию он обязан подать за 2007 год.
Таким образом, проводя вовремя инвентаризацию кредиторской задолженности, бухгалтер избежит трудностей в исправлении ошибок.
3 Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
3.1 Оценка эффективности системы внутреннего контроля в области расчетов с поставщиками и подрядчиками
До начала проведения аудита мы должны обязательно ознакомиться с деятельностью предприятия. Поэтому планирование является важным и ответственным этапом аудиторской проверки. Планирование включает в себя следующие стадии:
предварительное планирование;
изучение и оценка системы бухгалтерского учета;
оценка системы внутреннего контроля;
установление уровня существенности;
построение аудиторской выборки;
подготовка общего плана и программы аудита.
Планирование аудиторской проверки производится в три этапа:
на первом этапе проводится предварительное планирование;
на втором этапе разрабатывается общий план аудита с указанием ожидаемого объема, графика и сроков проведения;
на третьем этапе составляется аудиторская программа, определяющая объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.
При предварительном планировании аудиторской проверки мы осуществляем принятие решения о согласии начать аудит клиента. Предварительное планирование начинается с бесед с представителями руководства предприятия, главным бухгалтером, сотрудниками подразделений. Беседы строятся таким образом, чтобы получить представление о том, чего ожидает клиент, характер работы, сроки и объемы выполнения работы. При этом получаются разъяснения для подтверждения непрерывности деятельности предприятия, а также получается информация о организации процесса заключения договоров с поставщиками и подрядчиками. Принимая во внимание пожелание руководства, а также учитывая требования законодательства к проведению аудиторских проверок и оформления заключения мы очерчиваем круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и четко формулируем цели, которые должны быть достигнуты по итогам проведения проверки.
Этап предварительного планирования завершается изучением и оценкой системы внутреннего контроля и системы бухгалтерского учета.
Аудитором составляется анкета состояния внутреннего контроля на основании которой делаются соответствующие выводы. Анкета представлена в приложении.
В таблице 5 представлен план аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Таблица 5 - План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Виды аудиторских процедур | Исполнитель | Время | Итого тенге |
Сверки взаиморасчетов | Руководитель аудиторской проверки, аудитор | 24 часа |
|
Письменный запрос | аудитор | 12 часов |
|
Документальная проверка | Руководитель аудиторской проверки, аудитор | 9 часов |
|
Арифметическая проверка | аудитор | 5 часов |
|
Сканирование | аудитор | 3 часа |
|
Аналитические процедуры | Руководитель аудиторской проверки, аудитор | 6 часов |
|
Общее время |
| 59 часов |
|
Ставка за час |
|
| 1500 |
Общая сумма |
|
| 88500 |
На предварительном этапе аудита изучается учетная политика и дается оценка правильности ее составления, в дальнейшем проверяется выполнение учетной политики.
Рассматривается уровень внутреннего контроля на предмет наличия графика проверок расчетов, а также сверок взаиморасчетов с контрагентами.
Внутренний контроль над совершаемыми хозяйственными операциями осуществляется бухгалтерией в момент принятия первичных учетных документов к учету и включает в себя контрольные процедуры, реализующие следующие направления:
контроль санкционирования (каждая хозяйственная операция должна быть соответствующим образом разрешена);
контроль законности (каждая хозяйственная операция должна быть проверена на предмет соответствия действующему законодательству);
контроль полномочий (для осуществления хозяйственных операций и отражения их в учете должно быть предусмотрено адекватное разделение обязанностей учетных работников, а также контроль над их выполнением);
контроль обработки данных (со стороны руководства должен быть предусмотрен контроль над документированием и системными записями);
контроль системы защиты (должен быть обеспечен ограниченный доступ к активам);
независимый контроль (должна быть обеспечена независимость проверяющих и контролирующих от проверяемых и контролируемых).
Составляя программу проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, мы выясняем, насколько можем опереться на проведенную в этом направлении работу внутреннего аудита, и выявить состояние внутреннего контроля и учета. Для этого проводится тестирование, по данным которого определяется, на каком уровне организован внутренний контроль над операциями по расчетам с поставщиками и состояние учета.
Анкета для проверки состояния системы внутреннего контроля представлена в таблице 6.
Таблица 6 - Анкета внутреннего контроля
Вопрос
| Ответ | Ответ дан на основе | ||||
Да | Нет | Нехарактерно | Наблюдения | Опроса | Проверки | |
Имеются ли в бухгалтерии оригиналы счетов - фактур? | ü |
|
|
|
| ü |
Имеются ли договора с поставщиками? | ü |
|
|
|
| ü |
Имеются ли акты выполненных работ? | ü |
|
|
|
| ü |
Имеют ли место покупки ТМЗ за наличный расчет? | ü |
|
| ü |
| ü |
Имеются ли первичные документы при покупке ТМЗ за наличный расчет (счет-фактура, разовый талон, чек) | ü |
|
|
|
| ü |
Правильно ли оприходованы товарно-материальные запасы от поставщиков | ü |
|
|
|
| ü |
Правильно ли составлены корреспонденции счетов | ü |
|
|
|
| ü |
Своевременно ли осуществляются расчеты с поставщиками | ü |
|
| ü | ü | ü |
Существует ли разделение обязанностей работников бухгалтерии по расчетам с поставщиками | ü |
|
| ü |
|
|