Учет расчетов по НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы являются вопросы исчисления налога на добавленную стоимость и, в частности, отражение налога на добавленную стоимость в бухгалтерском учете.
Задачами курсовой работы является: систематизация, закрепление, углубление и расширение знаний, умений, навыков по учету расчетов по налогу на добавленную стоимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Налог на добавленную стоимость как основной
косвенный налог………………………………………………………... 5
Роль НДС в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой………………………………………………………. 5
Теоретические варианты расчета НДС…………………………. 9
Сущность НДС в России…………………….………………….. 13

Глава 2. Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость…….16
2.1. Порядок ведения бухгалтерского учета по НДС………………… 16
2.2. Расчет НДС при реализации товаров (работ, услуг)………….…. 24
2.3. Налоговые вычеты, уплата и отчетность по НДС……………….. 32
Заключение……………………………………………………………… 50
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Учет расчетов по НДС.docx

— 93.03 Кб (Скачать документ)

     Учет  расчетов по НДС

     Оглавление………………………………………………………………. 2

     Введение…………………………………………………………………. 3 

     Глава 1. Налог на добавленную стоимость  как основной

     косвенный налог………………………………………………………... 5

    1. Роль НДС в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой………………………………………………………. 5
    2. Теоретические варианты расчета НДС…………………………. 9
    3. Сущность НДС в России…………………….………………….. 13
 

    Глава 2. Бухгалтерский  учет налога на добавленную стоимость…….16

    2.1. Порядок  ведения бухгалтерского учета  по НДС………………… 16

    2.2. Расчет НДС при реализации товаров (работ, услуг)………….…. 24

    2.3. Налоговые  вычеты, уплата и отчетность по НДС……………….. 32 

    Заключение……………………………………………………………… 50

    Список использованной литературы………………………………….. 53

    Приложения……………………………………………………………... 56 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение

     Налоговая система в каждой стране является одной из стержневых основ экономической  системы. Она, с одной стороны, обеспечивает финансовую базу государства, а с  другой – выступает главным орудием  реализации ее экономической доктрины. Налоги – это объективное общественное явление, поэтому при построении налоговой системы необходимо исходить из  реального социально-экономического состояния страны, а не руководствоваться пожеланиями, возможно, наилучшими, но неосуществимыми. Налоги являются одной из важнейших финансовых категорий. Исторически это наиболее древняя форма финансовых отношений между государством и членами общества. Именно возникновение государства способствовало появлению платежей и взносов в государственную казну для финансового обеспечения выполнения государственных функций. Сначала эти взносы осуществлялись в натуральной форме, затем, с развитием товарно-денежных отношений, был осуществлен переход к денежной форме взносов.

     В системе налогообложения выделяют две группы налогов: прямые налоги и  косвенные налоги. Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика  и их размер прямо зависит от объекта  налогообложения. Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных  товаров, выполненных работ, предоставленных  услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя  косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ  и услуг. В условиях нестабильной экономики, повышения цен, инфляции косвенные налоги представляют особый интерес как средство влияния  на уровень цен в стране, как  регулятор потребления. В наше время расширилась сфера функционирования косвенных налогов, возросло их значение в перераспределении национального дохода, они стали важным способом влияния на процесс потребления, а отсюда и на процесс производства. Непрямые налоги играют очень важную роль в формировании доходов бюджета.

     Налог на добавленную стоимость (НДС) самый  сложный для исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему  РФ. Его традиционно относят к  категории косвенных налогов, которые  в виде своеобразных надбавок взимаются  через цену товара. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и  услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

     Налог на добавленную стоимость занимает важное место в системе налогов  России. Учитывая сущность налога на добавленную  стоимость, можно сказать, что он - довольно эффективное средство пополнения государственного бюджета, так как  обложение конечных стоимостей практически  всех товаров довольно высоким дополнительным платежом, с взиманием последнего в пользу государства в принципе может быть неэффективным только в том случае, если в государстве  полностью прекратится торговля. Однако, это представляется маловероятным.

     Налог на добавленную стоимость является весьма важным налогом для государства  и поэтому его изучению экономистами, менеджерами и другими специалистами должно быть уделено внимание. Изучению этого налога и посвящена данная курсовая работа.

     Целью курсовой работы  являются вопросы исчисления налога на добавленную стоимость и, в частности, отражение налога на добавленную стоимость в бухгалтерском учете.

     Задачами  курсовой работы является: систематизация, закрепление, углубление и расширение знаний, умений, навыков по учету  расчетов по налогу на добавленную  стоимость.

     Тема  курсовой работы представляется актуальной, так  как изучение  порядка  исчисления  и  уплаты НДС позволяет  понять  механизм  его  воздействия  на хозяйствующих  субъектов, оценить  методы  государства,  которые  путем  применения налоговых  льгот  стремится   стимулировать, или стабилизировать  деятельность  ряда  хозяйствующих  субъектов,  создать  преимущества  при  осуществлении  отдельных  видов  предпринимательства.   

     Глава 1. Налог на добавленную стоимость  как основной косвенный налог 

    1. Роль НДС  в налоговых системах стран с  развитой рыночной экономикой

     Налоги  на потребление как особая часть  косвенных налогов использовалась в практике налогообложения развитых стран давно. Но первоначально - до 1950-х  годов - в эту группу входили лишь два налога: налог с оборота  и налог на продажи. Налог с  оборота взимался на каждой стадии движения товара от производителя до конечного потребителя, т.е. многократно. Налог на продажи взимается однократно как доля (в %) от стоимости товара на конечной стадии его реализации. Затем эти налоги начали заменяться НДС, причем этот процесс имел длительную предысторию.

     Налог с оборота стал широко использоваться западными странами в период мировой  войны для удовлетворения ее возрастающих нужд. Налог вызвал серьезные нарекания  и предпринимателей, и потребителей, недовольных многократным удорожанием  товаров по мере прохождения ими  последовательных стадий производства и обращения и обусловленным  этим уменьшением потребления соответствующих  товаров. Кроме того, в качестве важного  недостатка налога с оборота отмечалось то, что он не находится в прямой зависимости от реального вклада каждой стадии производства в стоимость  конечного продукта (из-за различной  доли материальных затрат в обороте  производимого на каждой стадии продукта). Последнее означает, что налог  с оборота оказывается, кроме  всего прочего, под воздействием изменений числа стадий производства (числа операций по реализации). Это  лишает данный показатель нейтральности  по отношению к организационной  структуре производства. Поэтому  после первой мировой войны в  преобладающем большинстве стран  использование данного налога было прекращено. С началом второй мировой  войны рост военных фискальных потребностей вновь заставил многие западные страны либо вернуться к налогу с оборота, либо использовать налог на продажи. Опыт применения второго налога выявил и у него важный недостаток - налог лишает государство возможности воздействовать на все стадии движения товара от производителя к потребителю [27,13].

     После окончания второй мировой войны  западные страны ввиду возросших  фискальных нужд в результате усиления государственного регулирования экономики  не отказались, как это было после  первой мировой войны, от налогов  на потребление. Вместо этого был  избран другой путь - замена налога с  оборота и налога на продажи налогом  на добавленную стоимость. Теоретически НДС представляет собой долю (в %) от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (т.е. на каждой стадии прохождения товара от производителя до конечного потребителя). Величина добавленной стоимости  исчисляется предприятием как разность между стоимостью реализуемой продукции  и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей  продукции (за исключением износа основного  капитала). Налогооблагаемая база для  НДС включает заработную плату со всеми начислениями, прибыль, процентные платежи, амортизацию и некоторые  другие расходы общего характера. Материальные же издержки (за исключением амортизации) налогооблагаемую базу не входят.

     Франция в 1954 году (10 апреля) первая внесла изменение  в структуру косвенных налогов  и провела замену налога с оборота  на НДС. Соответствующая замена базировалась на идее, что НДС, сохраняя достоинства  других косвенных налогов, свободен от их основных недостатков. Во-первых, НДС, как и налог с оборота, многократен, поскольку также взимается  на каждой стадии производства и обращения  и соответственно в отличие от налога на продажи сохраняет возможность  воздействия государства на все  стадии воспроизводства. Во-вторых, поскольку  НДС облагается не вся стоимость  оборота каждой стадии, а только лишь добавленная стоимость, он оказывается  в прямой зависимости от реального  вклада каждой стадии в стоимость  конечного продукта. В результате НДС в отличие от налога с оборота  не испытывает влияния изменений числа стадий оборота товара от производителя к потребителю.

     Примеру Франции последовали и другие страны: в последующие десятилетия  НДС стал использоваться в налоговой  системе преобладающего большинства  развитых стран, фактически вытеснив налог  с оборота и заметно уменьшив значение налога на продажи (а в некоторых  странах даже заменив часть акцизов). Исключением остается США, до сих  пор не использующие НДС и ограничивающиеся в налогообложении потребления  лишь налогом на продажи.

     Наибольшую  роль НДС играет в налоговой системе  стран ЕС. В программе унификации в рамках этой организации проблемы НДС занимают одно из центральных  мест. Более того, наличие НДС  является обязательным условием членства в этой организации. И это не случайно. В ретроспективе некоторые ведущие  страны ЕС, например, Франция, к началу формирования общего рынка отличались широким использованием косвенных  налогов, и поэтому наиболее приемлемым вариантом в постепенном сближении  налогообложения стран ЕС - а это  рассматривалось в качестве одной  из важнейших задач с самого начала интеграционных процессов в Западной Европе (Статья 99 Римского договора была целиком посвящена гармонизации налогов внутри Сообщества с целью снятия налоговых преград на пути движения рабочей силы, товаров, услуг, капиталов) - виделся путь формирования единых основ косвенного обложения. Во всех странах ЕС НДС играет роль единственного налога на потребление [12,43].

     Анализ  свидетельствует о наличии достаточно высоких ставок НДС в странах  ЕС. В некоторых странах (например, в Швеции, Финляндии, Дании, Норвегии) эти ставки превышают максимальный размер ставки, рекомендуемый руководящими органами ЕС (14 - 20% по основным группам  товаров при разрешении использовать более низкие ставки для некоторых  видов социально значимых товаров).

     Необходимо  подчеркнуть, что в последней  группе стран велась достаточно интенсивная  борьба вокруг вопроса о введении НДС. Например, в США уже с 1960-х  годов выдвигались предложения  о введении НДС в качестве средства решения острых финансово-бюджетных  проблем страны (иногда в качестве частичной замены налога на прибыль). Основным аргументом служили ссылки на широкое использование этого  налога в странах ЕС, что по мнению американских сторонников НДС, ставит внешнюю торговлю этих стран в  более выгодное положение по сравнению  с США. Противники же в качестве основного  контраргумента ссылались на опасность  в результате введения этого налога усиления инфляции в США и связанных  с этим других отрицательных последствий, включая снижение платежеспособного  спроса основной массы населения  и обусловленное этим падение  темпов экономического роста. Кроме  того, последняя позиция опиралась  на широко распространенное в общественном мнении США отрицательное отношение  к косвенным налогам ввиду  их откровенного социально несправедливого  характера (поскольку в качестве источника этих налогов служит потребление  всего населения без учета  уровня доходов его отдельных слоев)[19,43].

     В конце, хотелось бы отметить, что фискальную роль современных налогов на потребление (с решающей долей НДС) можно выявить  на базе оценки доли этих налогов в  общих налоговых поступлениях: в  среднем по промышленно развитым странам доля косвенных налогов  в общих налоговых поступлениях составляет 29% (против 32% по подоходному  налогу и 7% - по налогу на прибыль).

     В России же НДС становится решающим налогом во всей системе налогообложения. Причем в РФ НДС имеет одно принципиальное отличие от западного аналога, а  именно - он распространяется на многие денежные сделки и операции, которые  и в странах ЕС, и в других западных странах не являются объектом обложения НДС (пени, штрафы, некоторые банковские операции и т.д.) [16,29]. 

     1.2. Теоретические варианты расчета НДС

     В настоящем подпункте основное внимание уделено правовому аспекту НДС, но без понимания и описания, хотя бы в общих чертах, его экономической сущности было бы невозможно его правильное восприятие. Поэтому настоящий раздел посвящен экономическим основам НДС.

     С экономической точки зрения, возможны три варианта налога на добавленную  стоимость [23,16]. Качественные различия между ними исходят из доходных и расходных компонентов системы национальных счетов. Валовой внутренний продукт (GDP) по расходам состоит из конечного потребления домашних хозяйств (С), валовых инвестиций (I), конечных государственных незарплатных расходов на товары и услуги (Gc), государственных расходов на выплату заработной платы (Gw) и сальдо по счету текущих операций платежного баланса, которое можно представить в виде разницы между экспортом и импортом товаров и услуг (X-M):

Информация о работе Учет расчетов по НДС