Учет расчетов по НДС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы являются вопросы исчисления налога на добавленную стоимость и, в частности, отражение налога на добавленную стоимость в бухгалтерском учете.
Задачами курсовой работы является: систематизация, закрепление, углубление и расширение знаний, умений, навыков по учету расчетов по налогу на добавленную стоимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1. Налог на добавленную стоимость как основной
косвенный налог………………………………………………………... 5
Роль НДС в налоговых системах стран с развитой рыночной экономикой………………………………………………………. 5
Теоретические варианты расчета НДС…………………………. 9
Сущность НДС в России…………………….………………….. 13

Глава 2. Бухгалтерский учет налога на добавленную стоимость…….16
2.1. Порядок ведения бухгалтерского учета по НДС………………… 16
2.2. Расчет НДС при реализации товаров (работ, услуг)………….…. 24
2.3. Налоговые вычеты, уплата и отчетность по НДС……………….. 32
Заключение……………………………………………………………… 50
Список использованной литературы………

Работа состоит из  1 файл

Учет расчетов по НДС.docx

— 93.03 Кб (Скачать документ)

           GDP = C + I + Gc + Gw + (X – M).

     В то же время, можно определить валовой  внутренний доход как сумму доходов  от факторов производства (зарплата, прибыль, процентные платежи), которую обычно называют добавленной стоимостью (V), и амортизации (D). Таким образом:

           GDI = V + D.

     Последнее равенство может быть выражено как  в ценах каждого фактора (т.е. за исключением косвенных налогов  без субсидий), так и в рыночных ценах (включая косвенные налоги без субсидий).

     С использованием первого варианта НДС  – налога, взимаемого с продукта (product-type VAT), – который обозначим  как P-VAT, налогообложению подвергаются все расходы (за исключением государственных  расходов на заработную плату, не подлежащих обложению при любом варианте НДС) в составе ВВП, если налог  взимается по принципу страны происхождения, или расходы с поправкой на сальдо по счету текущих операций — в случае взимания налога по принципу страны назначения. Предположим, что  НДС взимается по ставкам страны происхождения, т.е. экспортируемые товары и услуги, произведенные внутри страны, подлежат обложению налогом, а импортируемые – не подлежат. В таком случае базу налога можно выразить как:

           P-VAT = GDP – Gw = C + I + Gc + (X – M).

     Валовые расходы на инвестиции, являющиеся частью базы первого варианта НДС, отражают совокупные расходы на товары капитального характера в течение определенного  периода времени. Часть этих расходов используется на компенсацию стоимости  основных фондов, закупленных в предшествующие периоды времени, т.е. – на их амортизацию. Несмотря на то, что амортизационные  отчисления фактически представляют собой  бухгалтерские проводки, но не реальные экономические операции, они оказывают  влияние на расчетную величину прибыли, а следовательно, – и на добавленную  стоимость предприятий.

     Второй  вариант НДС — налог, взимаемый  с дохода (income-type VAT – I-VAT), — взимается  с чистых расходов на инвестиции (валовых  расходов за исключением амортизации). Базу такого налога можно выразить как:

           I-VAT = GDP – Gw – D = C + (I – D) + Gc + (X – M)

     Исходя  из расчета ВВП по доходам базу налога можно также записать как:

           I-VAT = GDI – Gw – D = V – Gw.

     Последнее выражение показывает, что базой  второго варианта НДС является сумма  доходов от факторов производства за исключением государственных расходов на заработную плату.

     Если  установить, что кроме амортизации, не подлежат налогообложению инвестиционные расходы, направленные на прирост стоимости  основных фондов, из базы налога на добавленную  стоимость должны быть полностью  исключены расходы инвестиционного  характера. В результате, базой такого варианта налога (налога с учетом основных фондов, capital goods VAT – C-VAT) будет:

           C-VAT = GDP – Gw – I = C + Gc + (X – M).

     Из  приведенного описания видно, что наиболее широкая налогооблагаемая база возникает  при использовании первого варианта НДС, а наиболее узкая — последнего. Применение налога на добавленную стоимость, взимаемого с совокупного продукта, имеет, тем не менее высокую экономическую  цену. При обложении налогом всех приобретаемых основных фондов, без  предоставления льготы по амортизации, возникает дестимулирующий эффект в отношении инвестиций. Более  того, с использованием такого варианта налога возникает каскадный эффект, т.к. амортизация, как часть стоимости  основных фондов, переносимая на затраты  в будущем, не вычитается из налогооблагаемой базы и подлежит повторному налогообложению. Подобные же проблемы, хотя и в меньшей  степени, возникают при использовании  второго варианта НДС [30,24].

     База  обложения для третьего варианта налога на добавленную стоимость  является самой узкой, так как  не вызывает искажений в производственном процессе между входящими потоками капитального и некапитального характера  и является экономически нейтральной. Этот вариант широко распространен  в странах, использующих НДС, несмотря на относительно высокий уровень  ставок, который обеспечивает получение  государственных доходов в заданном масштабе.

     Следует также отметить, что при исключении из базы налога чистого экспорта товаров  и услуг (при переходе на уплату НДС  по принципу страны назначения) база третьего варианта налога сокращается до C + Gc, т.е. становится эквивалентной показателю розничных продаж. Другими словами, с точки зрения конечного результата третий вариант НДС, взимаемый по принципу страны назначения, не отличается от налога с розничных продаж, хотя администрирование и механизмы  сбора этих налогов носят принципиально  различный характер.

     Между НДС на потребление (третий вариант) и НДС на доход (второй вариант) существует различие. Налог на добавленную стоимость  с доходной базы при корректировке  на сумму амортизации является налогом  на экономическую ренту. Другими словами, взимание налога на доходную базу и на базу потребления приведет к одинаковым результатам только в случае отсутствия возрастающей отдачи от масштабов (которая приводит к существованию экономической ренты). На практике НДС на доход почти не используется, т.к. во всех странах, применяющих НДС, существуют налоги на прибыль и на доход физических лиц. Использование в этом случае доходной базы для НДС привело бы к двойному налогообложению ее части [6,17].

     С точки зрения бухгалтерского учета  существует четыре варианта расчета  обязательства по налогу на добавленную  стоимость. Если установить, что базой  налога являются сумма прибыли (p) и  фонда оплаты труда (w) или разность между продажами (o) и покупками (i) , а налог взимается по ставке t, то к одинаковой величине обязательства (VAT) приведут следующие способы:

     1) Прямой аддитивный метод (или  балансовый метод):

               VAT = t · (p + w).

     2) Косвенный аддитивный метод, названный  так, потому что при его использовании  не происходит расчета добавленной  стоимости, а сразу рассчитывается  сумма налоговых обязательств:

               VAT = t · p + t · w.

     3) Прямой метод вычитания (иногда  также называется налогом на  трансферты предприятия (business transfer tax):

               VAT = t · (o – i).

     4) Косвенный метод вычитания (метод  возмещения, счетов-фактур):

               VAT = t · o – t ·  i.

     Подавляющее большинство стран мира, использующих налог на добавленную стоимость, рассчитывают налоговые обязательства  по нему с применением метода возмещения (косвенного метода вычитания). Для  этого существуют следующие причины: во-первых, при использовании этого  метода возникновение налоговых  обязательств тесно связано с  моментом осуществления экономической  операции, а счет-фактура является документальным подтверждением таковой; во-вторых, применение такого метода облегчает налоговый контроль и позволяет устраивать перекрестные проверки; в-третьих, только при таком методе возможно взимание НДС по нескольким ставкам, а в-четвертых, метод возмещения предполагает, что можно использовать любой налоговый период, в то время как методы бухгалтерского баланса позволяют исчислять налоговые обязательства только за период сдачи бухгалтерской отчетности, что является их основным недостатком [9,34].

     Таким образом, модельной системой НДС  для всего мира стал фактурный  метод возмещения, применяющийся  в странах Европейского Союза. Формально  фактурный метод применяется  и в Российской Федерации, т.е. заполнить  налоговую декларацию по НДС возможно с использованием только счетов-фактур. Однако некоторые положения налогового законодательства не позволяют обойтись без данных баланса при составлении  отчета по налогу на добавленную стоимость  для некоторых коммерческих операций. 

1.3. Сущность налога на добавленную стоимость в России

     НДС является налогом федерального уровня и представляет собой модифицированный налог с оборота, рационализированный  таким образом, чтобы снять тот  кумулятивный эффект, которым изначально обладал классический налог с  оборота. Этот налог взимается на всех стадиях производства и распределения  и является универсальным косвенным  налогом на потребление. В настоящее  время он применяется 137 государствах, в частности, введение такого налога при одновременной гармонизации правил его применения было обязательным для государств ЕС.

     Основной  функцией НДС является – фискальная (распределительная), т. е. реализуется  главное назначение данного налога – формирование финансовых ресурсов государства. В январе — ноябре 2009 года в федеральный бюджет поступило 2718 млрд. руб. администрируемых налоговой  службой доходов, что на 30% меньше, чем за аналогичный период 2008 года. Однако показатели, заложенные на 2009 год  в Федеральном законе «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», в части поступлений, за которые ответственна ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 108 млрд. руб. Основная масса доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (40%), налога на добычу полезных ископаемых (32%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (диаграмма).

      Особенностью налога на добавленную  стоимость является такая его  организация, при которой в общем  случае продавец обязан уплатить налог  только с налоговой базы, равной той стоимости, которую он добавил  к продаваемым товарам или  услугам [14,12]. Технически для достижения этого результата налог сконструирован таким образом, что первоначальная сумма налога рассчитывается умножением налоговой ставки на всю цену, за которую налогоплательщик продает товары или услуги, но для определения величины налогового обязательства перед государством ему разрешается уменьшить первоначальную сумму налога на те суммы налога, которые он ранее уплатил своим поставщикам (или подрядчикам), приобретая материальные ресурсы или услуги, используемые потом в процессе производства продаваемых товаров или услуг. Точно так же эта схема работает в случае, когда налогоплательщик перепродает приобретаемые им на стороне товары или услуги.

     Несколько иначе налог на добавленную стоимость  организуется в отношении внешнеторговых операций. Любой ввоз товаров на таможенную территорию государства  в режиме выпуска для свободного обращения (для других таможенных режимов  обычно предусматриваются определенные особенности) должен облагаться налогом  применительно к полной таможенной стоимости этих товаров, увеличенной  на сумму таможенной пошлины. Одновременно в отношении экспорта товаров  должна применяться нулевая ставка НДС, обеспечивающая не только освобождение экспортера от уплаты налога на добавленную этим экспортером стоимость, но и возмещение ему со стороны государства тех сумм налога, которые он уплатил своим поставщикам или контрагентам. Такая схема налога в отношении внешнеэкономических операций, с одной стороны, является формой государственной поддержки экспортера, а с другой стороны, обеспечивает равные конкурентные условия для всех товаров – независимо от страны их происхождения – на внутреннем рынке любого государства, применяющего НДС, поскольку независимо от страны его происхождения любой товар вначале полностью «очищается» от своего национального НДС, а затем обременяется налогом той страны, где он реализуется [17,9].

     В то же время налоговое законодательство предусматривает некоторые льготы или особенности для политически  чувствительных сфер или тех секторов экономики, где трудно организовать эффективное администрирование. Например, от уплаты этого налога обычно освобождаются  мелкие индивидуальные предприниматели, поскольку вряд ли целесообразно  ограниченные финансовые ресурсы налоговых  органов тратить в погоне за суммами, которые могут оказаться меньше предполагаемых расходов на контроль за правильностью уплаты налога. Уже  из соображений политической чувствительности налогом зачастую не облагаются услуги в сфере медицинского обслуживания и перевозки общественным транспортом, услуги в области культуры и некоторые  другие операции, если такие услуги предоставляются (операции совершаются) исключительно в общественных интересах  и не имеют целью получение  прибыли (здесь нелишне отметить, что, вероятно, еще одной целью  освобождения от налогообложения НДС  является нежелание государства  компенсировать суммы «входящего»  налога по таким операциям). Главным  образом из-за трудностей определения  налоговой базы, а также для  облегчения доступа к соответствующим  секторам экономики от налогообложения  освобождаются финансовые, банковские и страховые (включая перестрахование) услуги, что не исключает введения специального альтернативного налога на подобные операции.

     Глава 2. Бухгалтерский учет налога на добавленную  стоимость

     2.1. Порядок ведения бухгалтерского  учета по НДС

     Правила начисления налога на добавленную стоимость  определяются главой 21 НК РФ.

    Налогоплательщиками НДС признаются все организации  и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками  НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации, определяемые в  соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

     Объектом  налогообложения признаются следующие  операции:

  1. реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;
  2. передача на территории Российской Федерации (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету ( в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
  3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4. ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Информация о работе Учет расчетов по НДС