Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 05:15, дипломная работа
Целью исследования является анализ организации бухгалтерского учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами на предприятии, выявление проблем путем проведения аудиторской проверки и разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТРАЖЕНИЯ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ 6
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности 6
1.2 Методологические основы бухгалтерского учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами 8
1.3 Аудиторская проверка как инструмент контроля за расчетами с разными дебиторами и кредиторами 15
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПАРТНЕР СВ» 26
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Партнер СВ» 26
2.2 Организация учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами в ООО «Партнер СВ» 32
2.3 Проведение аудиторской проверки расчетов с разными дебиторами и кредиторами в ООО «Партнер СВ» 38
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ОО «ПАРТНЕР СВ» 47
3.1 Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью 47
3.2 Совершенствование учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Таблица 2.3
Анализ
продолжительности оборота
Показатели | Ед. изм. | Расчет | 2008 | 2009 | изм |
Выручка (нетто) (В) | тыс. руб. | … | 33800 | 45167 | 11367 |
Среднегодовая
стоимость операционного |
тыс. руб. | (ОКн + ОКк)/2 | 16542 | 18990 | 2448 |
в том числе оборотного капитала (ОА) | тыс. руб. | (ОАн + ОАк)/2 | 14600 | 15350 | 750 |
Коэффициент оборачиваемости операционного капитала (КОК) | руб. | В / ОК | 2,04 | 2,38 | 0,34 |
в том числе оборотного капитала (КОА) | тыс. руб. | В / ОА | 2,32 | 2,94 | 0,63 |
Продолжительность оборота операционного капитала (ООК) | дни | ОК * 360 / В | 149,76 | 128,65 | -21,10 |
в том числе оборотного капитала (ООА) | дни | ОА * 360 / В | 155,50 | 122,35 | -33,16 |
Оборот
оборотных средств в ООО «
Следует сказать, что для предприятия торговли это очень большой срок оборачиваемости. Связано это, главным образом, с тем, что основными потребителями услуг ООО «Партнер СВ» являются мелкие оптовики, которые, в свою очередь, расплачиваются за товары авансовыми платежами.
ООО «Партнер СВ» должно стремиться к наибольшему обороту, так как это важнейшее направление финансового управления, ведущее к повышению эффективности использования оборотных средств и увеличению их отдачи.
Коэффициент оборачиваемости операционного капитала в 2008 г. составил 20,04 и 2,38 в 2009 г. Тенденция к увеличению коэффициента оборачиваемости означает рост числа оборотов, что ведет к росту выпуска продукции на каждый вложенный рубль оборотных средств, а также то, что на тот же объем продукции требуется меньшая величина оборотных средств.
Одной
из причин низкой оборачиваемости оборотного
капитала является достаточно высокий
уровень дебиторской
Таблица 2.4
Состав и динамика дебиторской задолженности, тыс. руб.
Показатель | 2007 | 2008 | изменение | 2009 | изменение | ||
абс.
(+, -) |
отн. (%) | абс.
(+, -) |
отн. (%) | ||||
дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты | 714 | 892 | 178 | 34,48 | 1269 | 375 | 47,39 |
Как показывают данные таблицы 2.4, что сумма дебиторской задолженности ООО «Партнер СВ» в анализируемом периоде постоянно растет. В 2008 г. рост составил 34,5%, в 2009 г. – 47,4%. Это свидетельствует о том, что ООО «Партнер СВ» неэффективно проводит работу по погашению дебиторской задолженности.
Анализ структуры оборотных активов показал, что дебиторская задолженность в 2007 г. занимала 77,3%, в 2008 г. – 67,9% и в 2009 г. – 65,5% от общей суммы оборотных активов, что схематично отражено на рисунке 2.1.
Рисунок
2.1 Динамика структуры дебиторской задолженности
ООО «Партнер СВ»
Таким образом, ООО «Партнер СВ» активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя покупателей, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В тех случаях, когда платежи предприятию-поставщику задерживаются, оно вынуждено для обеспечения своей хозяйственной деятельности прибегать к заемным источникам, увеличивая тем самым кредиторскую задолженность. В 2007 – 2009 г. отмечается тенденция к снижению темпов роста дебиторской задолженности в общей структуре активов ООО «Партнер СВ».
Структура кредиторской задолженности ООО «Партнер СВ» схематично показана на рисунке 2.2.
Рисунок
2.2 Динамика структуры кредиторской задолженности
ООО «Партнер СВ»
Здесь
также отмечается тенденция снижения
кредиторской задолженности, что вкупе
со снижением дебиторской
Таким образом, можно сделать вывод, что учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в ООО «Партнер СВ» ведется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», другими нормативными правовыми актами и своей учетной политикой. Выявлены некоторые нарушения, но исправлены в ходе проверки. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью достаточно эффективно.
В условиях финансового кризиса ООО «Партнер СВ» не должно полностью отказываться от реализации продукции в рассрочку, так как это, скорее всего, вызовет резкое сокращение объемов продаж. Для того чтобы оптимизировать работу с дебиторами, можно порекомендовать выполнить следующие действия.
1. Структурирование дебиторов по срокам платежа.
К примеру, могут быть выделены следующие группы дебиторов со сроком погашения: до 15 дней, от 15 до 20 дней и т. д. По каждой из групп нужно назначить ответственного (как правило, менеджера по продажам), контролирующего своевременность и полноту выполнения обязательств контрагентами. Целесообразно ввести бонусную схему мотивации менеджеров, привязанную к срокам погашения дебиторской задолженности, например 1% от объема денежных средств, поступивших в срок; 0,5% при поступлении денежных средств с задержкой один - два дня и т. д.
Работа
с существующей на момент возникновения
кризиса дебиторской
2. Рассмотрение вариантов реализации дебиторской задолженности компании-фактору.
3. Разработка формализованных принципов оценки кредитоспособности клиентов. Можно порекомендовать ООО «Партнер СВ» считать покупателя кредитоспособным до тех пор, пока средства, поступающие от него за ранее отгруженную продукцию, покрывают себестоимость реализованного товара. Для вновь привлеченных клиентов оправдано использование в качестве основного условия поставки полной или частичной предоплаты.
4. Формирование шкалы скидок за досрочное погашение и прогнозирование роста потоков денежных средств.
Прежде, чем принимать новые условия расчетов с контрагентами, необходимо смоделировать ситуацию, построив бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов. Если получен оптимальный результат, новая схема расчетов утверждается приказом по ООО «Партнер СВ».
Так, у ООО «Партнер СВ» два основных направления деятельности: производство продуктов как официального дистрибьютора компании «Сибирский деликатес» и торговля продовольственными товарами. В силу неправильного ценообразования на направлении «производство», оно в значительной части финансировалось за счет торговли. Положение усугублялось тем, что пассив баланса ООО «Партнер СВ» был представлен исключительно краткосрочными обязательствами (кредиторской задолженностью и краткосрочными кредитами банков). Самой серьезной проблемой стало то, что производство работало преимущественно на небольшой круг потребителей. Естественно, когда руководство ООО «Партнер СВ» попыталось поднять цены на продукцию, покупатели попросту отказались ее приобретать.
В этих условиях ООО «Партнер СВ» предприняло следующие действия:
Также необходимо было увеличивать оборот по прибыльным товарным позициям. Собственных средств на развитие и активизацию продаж у ООО «Партнер СВ» не хватало, а в банковских кредитах предприятию было отказано. Необходимые средства удалось изыскать за счет использования такого инструмента, как факторинг, что хотя и снизило рентабельность отдельных операций, но позволило значительно сократить финансовый цикл, увеличив при этом объем продаж и общую прибыль.
5. Реструктуризация кредиторской задолженности.
Реструктуризация кредиторской задолженности подразумевает получение различных уступок со стороны кредиторов, к примеру, сокращение суммы задолженности или уменьшение процентной ставки по кредиту в обмен на различные активы, принадлежащие компании. Можно выделить несколько основных способов реструктуризации кредиторской задолженности.
5.1 Уступка прав собственности на основные средства. ООО «Партнер СВ» может договориться с кредитором о погашении части кредиторской задолженности в обмен на основные средства. Прежде чем предлагать какие-либо активы в качестве отступного, надо оценить, насколько они важны для производственной деятельности ООО «Партнер СВ» и не являются ли обеспечением по другим обязательствам. Этот метод подходит ООО «Партнер СВ», так как оно обладает свободными основными средствами, которые сложно продать по приемлемой цене, либо затраты на их хранение и обслуживание достаточно велики. Целесообразно предлагать такой метод реструктуризации тем кредиторам, которые могут использовать или продать полученные активы.
5.2 Акционирование ООО «Партнер СВ».
Одним из видов отступного является предложение пакета акций предприятия. В настоящее время предприятие является ООО, однако его обороты позволяют говорить о необходимость такого шага.
В данном случае акции нового выпуска не могут быть использованы для уменьшения кредиторской задолженности. Соглашение заключается между кредитором и собственниками предприятия, которые готовы уступить часть акций предприятия в обмен на улучшение условий кредитования. Кредиторы могут принять такой подход в случае, если их требования к данному предприятию составляют существенную долю его совокупного долга или они планируют диверсифицировать свой бизнес за счет приобретения пакетов акций других компаний.
5.2 Проведение взаимозачетов.
Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками