Учет расчетов с покупателями и заказчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 05:15, дипломная работа

Описание

Целью исследования является анализ организации бухгалтерского учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами на предприятии, выявление проблем путем проведения аудиторской проверки и разработка рекомендаций по совершенствованию управления дебиторской и кредиторской задолженностью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТРАЖЕНИЯ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ 6
1.1 Понятие дебиторской и кредиторской задолженности 6
1.2 Методологические основы бухгалтерского учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами 8
1.3 Аудиторская проверка как инструмент контроля за расчетами с разными дебиторами и кредиторами 15
ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПАРТНЕР СВ» 26
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Партнер СВ» 26
2.2 Организация учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами в ООО «Партнер СВ» 32
2.3 Проведение аудиторской проверки расчетов с разными дебиторами и кредиторами в ООО «Партнер СВ» 38
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАСЧЕТОВ С РАЗНЫМИ ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ В ОО «ПАРТНЕР СВ» 47
3.1 Разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью 47
3.2 Совершенствование учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом_Максим_исправл.doc

— 732.00 Кб (Скачать документ)

     Взаимозачеты  долгов являются распространенным методом  реструктуризации задолженности. В  процессе анализа дебиторской и  кредиторской задолженностей было выявлено, что ООО «Партнер СВ» имеет долговые обязательства перед компанией, к которой у него есть также встречные требования. В такой ситуации ООО «Партнер СВ» может зачесть обе суммы. Более того, взаимозачет может быть осуществлен в одностороннем порядке путем уведомления второй стороны (желательно в письменном виде и с подтверждением доставки письма). ООО «Партнер СВ» также может попытаться выкупить долги кредитора у третьей стороны со значительной скидкой, после чего произвести взаимозачет на полную сумму.

     6. Переоформление кредиторской задолженности.

     Очень часто задолженность перед кредиторами ничем не обеспечена. Если такие кредиторы потребуют возмещения долга в судебном порядке, то они рискуют получить только часть или вообще ничего не получить, поскольку их претензии будут удовлетворяться в последнюю очередь. ООО «Партнер СВ» может предложить «необеспеченным» кредиторам переоформить задолженность в обеспеченные обязательства в обмен на сокращение суммы долга, процентов и (или) увеличение срока погашения долга. Для реструктуризации необеспеченного кредита можно также предложить кредитору обеспечение в виде гарантии или поручительства третьей стороны, в соответствии с которыми третья сторона обязуется погасить задолженность предприятия в случае, если оно не сможет сделать этого самостоятельно.

     7. Погашение кредиторской задолженности за счет предоставления векселей.

     Вексель как средство реструктуризации долгов является новым обязательством, которое  должно быть исполнено в соответствии с вновь установленными сроками  и зачастую с меньшими процентными  ставками. Это освобождает предприятие от уплаты долга в данном периоде, способствуя улучшению показателей деятельности компании. Предприятия, находящиеся в тяжелом финансовом положении, могут использовать векселя как инструмент реструктуризации кредита в том случае, если есть третья сторона, заинтересованная в приобретении обязательств компании.

     Гораздо эффективнее использование банковских векселей. Для этого заключается кредитный договор с банком под обеспечение на сумму, необходимую для покупки банковских векселей. В дальнейшем предприятие расплачивается со своим кредитором банковскими векселями. В этой сделке предприятие фактически замещает своих многочисленных «необеспеченных» кредиторов одним «обеспеченным» - банком, который предоставляет кредит предприятию с процентной ставкой ниже, чем ставки по нереструктурированным долгам.

     Кредиторы выигрывают, потому что взамен сомнительных долгов они получают вполне определенные требования к банку. Компании, использующие этот метод реструктуризации, как  правило, имеют много мелких кредиторов, хорошие отношения со стабильным банком и располагают активами, которые можно использовать в качестве залога по кредиту.

     Так, большая часть кредиторов ООО «Партнер СВ» - поставщики товаров из-за пределов республики. В ситуации, когда возникает просроченная кредиторская задолженность, ООО «Партнер СВ» использует два подхода.

     Первый  — с поставщиком заключается  соглашение о том, что ООО «Партнер СВ» будет гасить задолженность по мере приобретения новых партий товаров. К примеру, осуществляется новая закупка товара. При этом выплачиваются полная стоимость приобретенной партии и часть старой просроченной кредиторской задолженности.

     Второй  подход - кредиторская задолженность  перед поставщиком либо реструктуризируется  с переносом оплат на будущее, либо погашается за счет краткосрочного банковского кредита, выданного на пополнение оборотных средств с учетом реальной оборачиваемости «зависших» запасов, полученных от данного поставщика.

     Если  оценивать предложенные методы, то наиболее эффективный инструмент реструктуризации кредиторской задолженности - это погашение кредиторской задолженности в результате переуступки прав требования к одному или нескольким дебиторам. Этот метод не требует отвлечения денежных средств из оборота и позволяет сэкономить на затратах по обслуживанию кредиторской задолженности.

     Кроме того, основным механизмом при реструктуризации кредиторской задолженности является заключение мирового соглашения, утверждаемого судом. В таком случае ООО «Партнер СВ» и лица, заинтересованные в выводе компании из кризиса, в какой-то степени застрахованы от недобросовестных кредиторов. Ведь предприятие, находящееся в кризисе, является очень интересным объектом для специалистов по слияниям и поглощениям (по корпоративным захватам).

     А уже в рамках мирового соглашения можно осуществлять мероприятия по реструктуризации: рассрочку, обмен долгов на ценные бумаги, прощение долга и т. п.

     Подводя итог, можно отметить, что вопрос управления дебиторской и кредиторской задолженностью актуален для любого предприятия. При правильном управлении задолженностью и воспользовавшись выше изложенными рекомендациями, предприятие может значительно поправить свое финансовое состояние. Главное правильно оценить и проанализировать состояние предприятия и подобрать наиболее подходящие для себя методы. 

3.2 Совершенствование учета расчетов  с разными дебиторами и кредиторами

 

     Расчеты с разными дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

     Отражаемые  в бухгалтерской отчетности суммы  по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

     В ООО «Партнер СВ» к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» открыты субсчета, рассмотренные во 2 главе работы. К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» открыт следующий субсчет: 19.3 «НДС по приобретенным товарно-материальным запасам». Такой учет затрудняет работу бухгалтера, поскольку в такой ситуации достаточно сложно сразу оценить величину задолженности за товары. Поэтому в настоящее время сверка расчетов происходит вручную по каждому контрагенту на основании заключенных хозяйственных договоров и товаросопроводительных документов (актов выполненных и принятых заказчиком работ). Сверка осуществляется вручную, поскольку документооборот на предприятии небольшой, однако не стоит забывать, что ООО «Партнер СВ» - предприятие динамично развивающееся, с каждым годом возрастает выручка от реализации, следовательно, увеличивается документооборот и сверка данных вручную будет отнимать много рабочего времени у бухгалтерских работников.

     Оценивая  данную ситуацию руководству можно  предложить следующие рекомендации по совершенствованию учета расчетов с разными дебиторами и кредиторами:

     1. К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» изменить действующие и добавить следующий субсчет 76.7 «Неотфактурованные поставки»;

  1. К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям» добавить следующие субсчета:
  • 19.1 «НДС по приобретенным товарам»,
  • 19.2 «НДС по оказанным услугам»,
  • 19.4 «НДС по неотфактурованным поставкам».

     Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится. Сгруппируем  для наглядности данные рекомендации в таблицу 3.1.

     Таблица 3.1

     Открытие  субсчетов

Субсчета, использующиеся в настоящее время Субсчета, рекомендованные  к применению Выгода от предложенных рекомендаций
К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:

76.1, 76.2, 76.3, 76.4, 76.5, 76.6

К счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:

76.7

Сокращение  времени обработки документов сотрудниками бухгалтерии, повышение производительности труда. Позволяет систематизировать учет расчетов.
К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»:

19.3

К счету 19 «НДС по приобретенным ценностям»:

19.1, 19.2, 19.3, 19.4

 
 

     Данные  рекомендации позволят сделать учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами более прозрачным, наладить и систематизировать систему расчетов.

     Предполагается, что в связи с этими нововведениями объем работ бухгалтерских работников существенно сократится, при этом отпадет необходимость в наборе дополнительных специалистов в бухгалтерскую службу как предполагалось ранее.

     В целях повышения производительности труда и эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью рекомендуется разработать следующий учетный регистр, обобщающий информацию о величине задолженности и позволяющий сгруппировать учетные данные в разрезе каждого контрагента.

     Содержащаяся  в принятых к учету первичных  документах информация, необходимая для отражения в бухгалтерском учете, накапливается и систематизируется в учетных регистрах.

     Информация  о хозяйственных операциях, произведенных  ООО «Партнер СВ» за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год), из учетных регистров переносится в сгруппированном виде в бухгалтерские отчеты.

     В ООО «Партнер СВ» используются формы учетных регистров, приведенные в компьютерной программе «1С: Бухгалтерия», но их бывает недостаточно для качественной и оперативной обработки данных.

     На  основе нового регистра бухгалтеру будет наглядно представлено, какие операции и когда были произведены с конкретным контрагентом за определенное число, а также позволит оценить реальную задолженность предприятия за период.

     Регистры  бухгалтерского учета являются коммерческой тайной, поэтому для сохранности данных первичных документов и регистров бухгалтерского учета рекомендуется разработать порядок хранения первичных документов и учетных регистров.

     Порядок хранения первичных документов и учетных регистров заключается в том, что первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы подлежат обязательной передаче в архив.

     Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские  отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия должны храниться  в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах.

     Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив  обеспечивает главный бухгалтер  предприятия. Выдача первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов из бухгалтерии и из архива предприятия работникам других структурных подразделений предприятия, как правило, не допускается, а в отдельных случаях может производиться только по письменному распоряжению главного бухгалтера.

     Ответственность за организацию хранения учетных  документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности будет нести руководитель ООО «Партнер СВ» (Приложение 5). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Подводя итоги работы, сделаем следующее резюме.

     Из  всех счетов, применяемых в современном  российском учете, счет 76 «Расчеты с  разными дебиторами и кредиторами» используется чаще всего. Это связано  с тем, что основной и массовый поток расчетов, как правило, идет именно через этот счет. Обилие самых разных записей по этому счету подтолкнуло составителей плана счетов к тому, чтобы открыть ряд субсчетов, каждый из которых должен быть предназначен для строго определенных видов расчетов.

     Таким образом, счет 76 «Расчеты с прочими дебиторам и кредиторами» предназначен для обобщения информации о расчетах по операциям с различными дебиторами и кредиторами, кроме тех, для расчетов с которыми Планом счетов предусмотрены отдельные бухгалтерские счета (поставщики, покупатели, заимодавцы, бюджет, внебюджетные фонды, персонал предприятия, учредители).

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками