Учёт расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам,сборам и отчислениям

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изложение четкого деления налогов по основным источникам их уплаты: налоги и отчисления, включаемые в отпускную цену товаров (работ, услуг); налоги, отчисления и сборы, относимые на себестоимость продукции; налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода) и изучение системы начисления и учета данных налогов в бюджет и во внебюджетные фонды государства.
Задачами написания данной работы является:
изучение сущности и значения налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых предприятием
рассмотрение нормативно-правовой базы, регулирующей учетный и отчетный процесс по начислению налогов
отражение методики расчета налогов, уплачиваемых из прибыли, из выручки, из заработной платы и включаемых в себестоимость
представление и изучение налогов и сборов, уплачиваемых на анализируемом предприятии в полном объеме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономическая сущность и значение налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых в бюджет и во внебюджетные фонды4
1.1 Классификация налогов, сборов в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды 4
1.2 Обзор законодательных и нормативных актов по вопросам учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами 8
2 Аналитический и синтетический учет расчетов по налогам, сборам и отчислениям 11
2.1 Методика расчета и учет налогов, включаемых в себестоимость продукции 11
2.2 Методика расчета и учет налогов, исчисляемых из выручки 15
2.3 Методика расчета и учет налогов, уплачиваемых из прибыли 20
2.4 Методика расчета и учет налогов, на доходы физических лиц 24
2.5 Методика расчета и учет обязательных отчислений от фонда заработной платы 28
3 Практика учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами в организации УП «Днестр» 33
3.1 Организационные и методические аспекты учетной политики организации УП «Днестр» 33
3.2 Исследование организации учета расчета с бюджетом, ФСЗН, Белгосстрахом и отражение сумм налогов и отчислений на бухгалтерских счетах 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Учет налогов и платежей+внебюдж ф.doc

— 349.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым  инструментом построения экономических  отношений в обществе. Они не только обеспечивают финансовую базу для общегосударственных расходов, но и активно используются государственной властью в качестве механизма косвенного управления общественными отношениями в сфере экономики, политики, социальной защиты граждан. Изучение теоретических и практических основ налогообложения необходимо не только студентам экономических специальностей вузов, специалистам предприятий, но и гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью и желающим грамотно выполнять свои налоговые обязательства перед государством.

С развитием государства меняется налоговая политика и весь механизм налогового регулирования. Нынешний этап развития государства характеризуется коренной ломкой прежнего механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Решающую роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования играют налоги.

Рассмотрение темы «Учет  налогов и сборов предприятия» очень актуальна в настоящее время, так как необходимость налогов вытекает из классических функций государства, которое выполняет разнообразную деятельность (политическую, экономическую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др., требующую средств). Кроме налогов у государства, по существу, нет иных источников средств для финансирования своих нужд. Оно может использовать для покрытия своих расходов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию.

Целью данной курсовой работы является изложение четкого деления налогов по основным источникам их уплаты: налоги и отчисления, включаемые в отпускную цену товаров (работ, услуг); налоги, отчисления и сборы, относимые на себестоимость продукции; налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода) и изучение системы начисления и учета данных налогов в бюджет и во внебюджетные фонды государства.

Задачами написания данной работы является:

    • изучение сущности и значения налогов, сборов и отчислений, уплачиваемых предприятием
    • рассмотрение нормативно-правовой базы, регулирующей учетный и отчетный процесс по  начислению налогов
    • отражение методики расчета налогов, уплачиваемых из прибыли, из выручки, из заработной платы и включаемых в себестоимость
    • представление и изучение налогов и сборов, уплачиваемых на анализируемом предприятии в полном объеме.

Курсовая носит как теоретический так и практический характер, основанный на материалах предприятия УП «Днестр».

1 Экономическая сущность  и значение налогов, сборов  и отчислений, уплачиваемых в  бюджет и во внебюджетные фонды

1.1 Классификация  налогов, сборов в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды

Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, а подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.          

Состав налогов налоговой системы  Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом (рис. 1,2) [12, с. 7].

 

Рисунок 1 – Классификация налогов по 5 признакам

 

Рисунок 2 – Классификация налогов по 4 признакам

 

Данная классификация  необходима как для составления  налоговых расчетов, составления отчетности с использованием машинной обработки данных, так и для проведения научно-практических исследований. Пользуясь такой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы по отношению к республиканскому бюджету, местным бюджетам, по отношению к финансовому состоянию как налогоплательщиков, так и государства

Классификация налогов  по определенным признакам является значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплательщиков классификационных кодификаторов и идентификационных номеров.

Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную  информацию о состоянии налоговых  процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их.

Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством и субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги [15, с. 62].

Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги делятся на реальные и личные. Реальные налоги построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.

Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

Основными видами косвенных  налогов являются акцизы, государственные  фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п.

В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение по сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный косвенный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги, делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.

Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.

Самую сложную структуру  имеют таможенные пошлины. Они классифицируются по различным признакам. Наиболее распространенной является классификация по следующим четырем признакам:

  • по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);
  • по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
  • по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
  • по характеру отношений: конвенционные и автономные.

Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.

Автономная пошлина - вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие от договорного тарифа. Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.

Таможенная пошлина  возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.

Таможенная пошлина  дифференциальная - вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.

Одним из классификационных  признаков налогов является их деление  на общие и специальные (целевые).

Общие налоги - налоги, которые  обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.

целевые налоги - налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.

Классификация налогов  по классификационному признаку, отражающему полноту прав использования налоговых сумм, различает налоги в качестве закрепленных и регулирующих.

Закрепленные налоги представляют собой налоги, которые полностью в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены.

Регулирующие налоги - налоги, используемые для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов по ставкам (нормативам), утвержденным в установленном порядке на очередной финансовый год.

Классификация налогов  может быть осуществлена и в зависимости от трех способов налогоизъятия [16, c. 22].

Первый способ (кадастровый) предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует земельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры устанавливаются государственными органами.

На таких же принципах  построен и используется для исчисления налога на землю земельный кадастр в Беларуси. В нем представлен систематизированный свод, перечень сведений, данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях, а также приводится описание земельных угодий, участков, указывается их площадь и место расположения, конфигурация, качество, оценка стоимости. Однако такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых, его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции. В прошлом кадастры широко использовались для переписи лиц при обложении подушным налогом.

Второй способ (декларационный) предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления - декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, поскольку контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Третий способ (административный) предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность от его уклонения. Сумма изъятого налога переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Таким образом, на практике существует несколько классификационных  признаков - По объекту налогообложения, по принадлежности к уровню власти, по полноте права использования налоговых сумм,  в зависимости от источника уплаты, в зависимости от субъектов уплаты, по способу изъятия, по методу обложения (от ставки), по способу обложения, в зависимости от назначения, в зависимости от способов налогоизъятия.

1.2 Обзор законодательных  и нормативных актов по вопросам  учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Рассмотрим какими нормативно-правовыми  актами должен пользоваться бухгалтер  по участку учета налогов и  платежей, которые могут бить сгруппированы  в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Нормативно-правовые акты, регулирующие учет расчетов по налогам и сборам

Нормативные документы

Что регулирует

1

2

Инструкция по бухгалтерскому учету  «Учетная политика организации», [7]

Устанавливает основы формирования и  раскрытия (придания гласности) учетной  политики организации. Инструкция является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Республике Беларусь и должно применяться с учетом других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Инструкция по инвентаризации активов  и обязательств, [4]

Устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете

Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-3(Особенная часть 29 декабря 2009 г. N 71-З) [1]

Регламентирует порядок налогообложения  предприятий по всем видам налогов. В разделе V по республиканским налогам и сборам - сюда относится НДС, Налог на прибыль, подоходный, налог на недвижимость, на землю, экологический, акцизы, госпошлина и др. В разделе VI "Местные налоги с сборы" установлен порядок начисления, уплата и льготы по налогам на услуги, за владение собаками, сбор на развитие территории, курортный сбор, сбор заготовителей. В разделе VII установлен порядок особых режимов налогообложения - налоги по упрощенной системе, единый налог с ИП, налог на игорный бизнес и др. в разделе VIII установлен порядок налогообложения отдельных категорий плательщиков: в свободных экономическтх зонах, в фермерских хозяйствах.

Таможенный Кодекс Республики Беларусь от 04/01/2007 № 204-З [2]

Раздел VII "ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ" Глава 22 "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ТАМОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖАМ" регламентирует порядок взимания таможенных платежей. К таможенным платежам относятся: 1. ввозные таможенные пошлины; 2. вывозные таможенные пошлины; 3. специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины; 4. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 5. акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию; 6. таможенные сборы.

Инструкция по бухгалтерскому учету  активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в  иностранной валюте, [8]

Устанавливает для организаций (за исключением банков и иных небанковских финансово-кредитных организаций и бюджетных организаций) порядок отражения в бухгалтерском учете операций с активами и обязательствами, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

Инструкция по бухгалтерскому учету  «Доходы организации» , а также  Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации» [6]

Устанавливают единый порядок формирования в бухгалтерском учете информации о фактических доходах и расходах, порядок организации и ведения  бухгалтерского учета фактических  доходов и расходов по бюджетной  смете, смете доходов и расходов внебюджетных средств, порядок списания доходов и расходов и корреспонденцию счетов по основным хозяйственным операциям.

Инструкция о порядке составления  и представления бухгалтерской  отчетности, [9]

Устанавливает состав, разделы и  порядок составления всех видов отчетности, а в частности информация о расчетах с бюджетом представдена в разделе 5 Краткосрочные обязательства" и  приложении № 5 к Бухгалтерскому балансу разделе V и VI "Дебиторская и кредиторская задолженность" дана детальная информация о задолженности по расчетам с бюджетом по ее текущему и просроченному состоянию.

Основные положения по составу  затрат, включаемых в себестоимость  продукции (работ, услуг), [10]

Обеспечивают единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость произведенной и реализованной продукции. А в частности в соответствии с п.п.3.20 и 3.21 в состав затрат включаются обязательные страховые взносы по всем видам выплат в денежном и (или) натуральном выражении в ФСЗН и страховые взносы по видам обязательного страхования. Согласно п.18. К элементу "Прочие затраты" в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся: налоги, сборы (пошлины), платежи и другие обязательные отчисления в государственные целевые бюджетные (включая инновационные фонды) и внебюджетные фонды, включаемые в соответствии с законодательством в себестоимость продукции (работ, услуг); платежи за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющих веществ и др.

Инструкция о банковском переводе, [5]

Определяет  порядок осуществления  безналичных расчетов в белорусских  рублях  и иностранной валюте в форме банковского перевода. В ней определяется порядок заполнения платежных документов для осуществления платежей на территории Республики Беларусь.

Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, [11]

Регламентирует счета учета  расчетов по налогам. Синтетический  учет расчетов с бюджетом ведется на счете 68 с использованием субстветов: 1. Налоги и отчисления, включаемые в себестоимость; 2. Налоги и отчисления уплачиваемые из выручки; 3. Налоги, уплачиваемые из прибыли; 4. Налоги на доходы с физических лиц; 5. Прочие налоги, сборы и отчисления.

Информация о работе Учёт расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам,сборам и отчислениям