Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа
В статье обоснована система базовых аналитических показателей, необходимых для оперативного менеджмента продаж (аспекты товарного ассортимента), взаимоотношений с покупателями, применения торговых скидок. Для обеспечения оперативного формирования аналитических показателей предложена методика управленческого учета продаж для малых и средних организаций оптовой торговли.
"Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 36
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ ПРОДАЖ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ
В статье обоснована система
базовых аналитических
Управление доходами и расходами организации - объективная необходимость рыночных отношений. В связи с этим потребность в проведении методологических разработок по определению, учету, анализу финансовых результатов в экономике любой организации несомненна.
Проблемам бухгалтерского
финансового и управленческого
учета расходов в настоящее время
уделяется большое внимание в
учебно-методической литературе и диссертационных
исследованиях. Вопросы использования
учетной информации для управления
доходами организации, для принятия
оперативных решений в
Проблема управленческого учета доходов от продаж является сегодня весьма актуальной для многих торговых организаций. Суть ее в следующем. Для большинства управленцев и других внутренних пользователей отчетности торговых организаций показателей бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках недостаточно для принятия оперативных управленческих решений. Поэтому необходима рациональная детализация доходов от продаж, то есть такая детализация количества и суммы продаж, которая позволяла бы с необходимой периодичностью решать как минимум следующие управленческие вопросы:
- какой вид реализуемых товаров наиболее прибылен и почему;
- какой клиент (покупатель) является наиболее "ценным";
- какой центр доходов наиболее эффективен и почему;
- какой размер скидки
следует применить к
Требование рациональности в данном контексте означает, что детализация не должна быть настолько глубокой и сложной, чтобы уменьшать готовность менеджера анализировать выходные данные управленческого учета.
Наши исследования показали,
что специалисты планово-
- по поводу каждого
управленческого аспекта - не
более 3 - 4 показателей; учитывая,
что каждый из них может
оцениваться в динамике и
- в аспекте общих целей
деятельности каждого
Сбор "лишней" информации считается нерациональным, если принятие более конкретных управленческих решений на основе дополнительных данных требует больших затрат, нежели эффект от их внедрения.
Таким образом, в данной
статье нами сделана попытка решить
следующие задачи в аспекте рационализации
управленческого учета и
- предложена методика
отбора "узких мест", требующих
оперативных управленческих
- с точки зрения полезности
для внутренних пользователей
информации рекомендованы
- предложен инструментарий
сбора аналитической
В отечественной практике методика факторного анализа продаж обстоятельно изложена в трудах Н.П. Любушина, Г.В. Савицкой, А.А. Максютова, где приведены факторные модели, алгоритм и подтверждающие расчеты с выводами.
Результативность
Тем не менее большинство прикладных методик не учитывает отраслевых особенностей анализа результатов продаж, а также устойчивости тенденций изменения основных факторов, влияющих на изменение прибыли (убытка) от основного вида деятельности.
В частности, Н.В. Климова, обосновывая методику стратегического решения по увеличению объема продаж, оперирует статическими данными о цене, постоянных и переменных затратах. Это снижает практическую ценность методики в условиях разнонаправленных тенденций жизненного цикла товарного ассортимента в торговле при непредсказуемых колебаниях закупочных и реализационных цен [3].
Ежемесячное накопление данных о количестве реализуемых товаров, их закупочных ценах, цене реализации может предоставить менеджеру-аналитику исходную информацию для факторного анализа прибыли (табл. 1).
Таблица 1
Исходные данные для факторного анализа продаж товаров
по видам в торговой организации
|
Товар А |
Товар Б |
Товар В | ||||||
|
Закупочная |
Цена |
|
Закупочная |
Цена |
|
Закупочная |
Цена | |
Декабрь |
600 |
1 100 |
1 450 |
440 |
1 000 |
1 300 |
1 050 |
540 |
600 |
Январь |
500 |
1 100 |
1 500 |
490 |
990 |
1 300 |
1 600 |
540 |
600 |
Февраль |
450 |
1 100 |
1 500 |
500 |
990 |
1 300 |
1 500 |
560 |
600 |
Март |
600 |
1 100 |
1 500 |
400 |
990 |
1 300 |
1 200 |
560 |
650 |
Апрель |
620 |
1 100 |
1 600 |
490 |
1 020 |
1 300 |
1 600 |
590 |
650 |
Май |
790 |
1 200 |
1 600 |
410 |
1 020 |
1 300 |
1 550 |
590 |
650 |
Июнь |
500 |
1 200 |
1 700 |
460 |
1 020 |
1 300 |
1 700 |
620 |
690 |
Июль |
500 |
1 200 |
1 700 |
400 |
1 020 |
1 350 |
1 100 |
620 |
690 |
Август |
550 |
1 200 |
1 700 |
320 |
1 020 |
1 350 |
1 050 |
620 |
690 |
Сентябрь |
450 |
1 200 |
1 700 |
350 |
1 050 |
1 400 |
1 300 |
620 |
690 |
Октябрь |
390 |
1 200 |
1 700 |
280 |
1 050 |
1 400 |
1 600 |
620 |
690 |
Ноябрь |
250 |
1 200 |
1 650 |
270 |
1 050 |
1 400 |
1 500 |
620 |
690 |
Декабрь |
300 |
1 200 |
1 650 |
230 |
1 050 |
1 400 |
1 800 |
620 |
690 |
Итого |
5 900 |
Х |
Х |
4 600 |
Х |
Х |
17 500 |
Х |
Х |
На основе расчета прибыли по вышеприведенным данным можно отобразить общие тенденции финансовых результатов реализации в целом по организации, и в том числе по каждому товару (рис. 1).
Анализ прибыли от продажи товаров трех видов, тыс. руб.
Тыс. руб.
600 ┬─────────────────────────────
│
│
│
│ @
│
500 ┼───#-------------------------
│ # #
│ @ # @ @ 2
│ @
│
│
400 ┼────────────@----------------
│
│
│
│
│
300 ┼─────────────────────────────
│
│
│ * *
│
│
200 ┼───*-------------------------
│ *
│
│ о о
о
о о
│
о
│ х о х о х х
100 ┼───х-------------------------
│
│
х
│
│
│
0
┼────────┬────────┬────────┬──
Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
*** Товар А ооо Товар Б
@@@ Товар В ххх Итого прибыль
### Линейный тренд итоговой прибыли
Рис. 1
В нашем примере очевидны следующие тенденции:
- наибольшую прибыль организации приносит продажа товара А, а наименьшую - товара В;
- прибыль от продажи товара Б имеет неярко выраженную тенденцию к снижению, а товара В - к увеличению;
- прибыль от продажи товара А имеет неярко выраженную сезонность (наименьшие финансовые результаты - зимой, наибольшие - май - август);
- общая тенденция прибыли - снижение.
Однако такой простой метод анализа не дает возможности вскрыть причины уменьшения эффективности продаж, за исключением сезонности, и тем самым обосновать направления систематического анализа для принятия оперативных управленческих решений.
Выявить причины изменения финансового результата от продаж в динамике позволяет факторный анализ. Как отмечают Н.П. Любушин и др. в учебнике "Экономический анализ", традиционный подход к проведению такого анализа предполагает включение в модель следующих факторов: изменение объема продаж, цены, себестоимости и структуры реализации (ассортимента) [4, с. 286].
Мы предлагаем модифицировать традиционную модель с учетом специфики оптовой торговли, где ключевыми "управляемыми" факторами, влияющими на финансовый результат, являются изменение объема продаж, модификация структуры реализации (ассортимента), оперативное управление торговой надбавкой.