Управленческий учет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа

Описание

В статье обоснована система базовых аналитических показателей, необходимых для оперативного менеджмента продаж (аспекты товарного ассортимента), взаимоотношений с покупателями, применения торговых скидок. Для обеспечения оперативного формирования аналитических показателей предложена методика управленческого учета продаж для малых и средних организаций оптовой торговли.

Работа состоит из  1 файл

Управленческий учет и анализ продаж.docx

— 64.83 Кб (Скачать документ)

Методом исчисления разниц (с применением разработанного нами на базе MS Excel шаблона "Оперативный анализ продаж") мы рассчитали вспомогательные показатели для динамического факторного анализа изменения прибыли от продаж с шагом "месяц" (табл. 2). Данные в формате таблицы позволяют приемами классического факторного анализа выявить влияние указанных факторов на изменение прибыли от продаж:

 

    ДЕЛЬТАП  = П    - П   ,

               отч    баз

 

    ДЕЛЬТАП  = (В    - В   ) x ПЕ   ,

           V     усл    баз      баз

 

    ДЕЛЬТАП  = (ПЕ    - ПЕ   ) x В   ,

           S      усл     баз     усл

 

    ДЕЛЬТАП   = П    - П   ,

           ТН    отч    усл

 

где П - прибыль;

    П   ,  П   ,  П     -  прибыль отчетного периода, базисного (прошлого)

     баз    отч    усл

периода и условная соответственно;

ДЕЛЬТАП - изменение прибыли;

    ДЕЛЬТАП ,  ДЕЛЬТАП ,  ДЕЛЬТАП    -  изменение прибыли за счет изменения

           V          S          ТН

объема  продаж  (V),  структуры  реализации  (S)  и  торговой надбавки (ТН)

соответственно;

В - выручка от продаж;

    В   ,  В   ,  В     -  выручка отчетного периода, базисного (прошлого)

     баз    отч    усл

периода и условная соответственно;

ПЕ - прибылеемкость, то есть отношение прибыли от продаж к выручке, или доля торговой надбавки в цене продажи;

    ПЕ   ,  ПЕ   ,  ПЕ     -  прибылеемкость  отчетного периода, базисного

      баз     отч     усл

(прошлого) периода  и условная соответственно.

 

Таблица 2

 

 

 

Вспомогательные показатели для факторного анализа

изменения прибыли от продаж

 

 
 
Месяц

 
Выручка, 
тыс. руб.

 
Себестоимость 
продаж <*>,  
тыс. руб. 

 
Прибыль, 
тыс. руб.

 
Прибылеемкость, 
руб.    

Выручка  
условная 
<**>,   
тыс. руб.

Себестоимость 
продаж    
условная   
<**>,     
тыс. руб. 

Прибыль  
условная 
<**>,   
тыс. руб.

 
Прибылеемкость 
условная <**>, 
руб.    

Декабрь  
прошлого 
года   

2 072

1 667  

405 

0,20    

-   

-     

-   

-     

Январь 

2 347

1 899  

448 

0,19    

2 322

1 904  

418 

0,18    

Февраль

2 225

1 830  

395 

0,18    

2 225

1 800  

425 

0,19    

Март   

2 200

1 728  

472 

0,21    

2 140

1 728  

412 

0,19    

Апрель 

2 669

2 126  

543 

0,20    

2 607

2 063  

544 

0,21    

Май    

2 805

2 281  

524 

0,19    

2 805

2 202  

603 

0,21    

Июнь   

2 621

2 123  

498 

0,19    

2 503

2 072  

431 

0,17    

Июль   

2 149

1 690  

459 

0,21    

2 129

1 690  

439 

0,21    

Август 

2 092

1 637  

454 

0,22    

2 092

1 637  

454 

0,22    

Сентябрь

2 152

1 714  

439 

0,20    

2 135

1 703  

432 

0,20    

Октябрь

2 159

1 754  

405 

0,19    

2 159

1 754  

405 

0,19    

Ноябрь 

1 826

1 514  

312 

0,17    

1 838

1 514  

325 

0,18    

Декабрь

2 059

1 718  

342 

0,17    

2 059

1 718  

342 

0,17    

Итого (в 
среднем)

27 303

22 013  

5 290 

0,19    

27 013

21 784  

5 228 

0,19    


 

 

 

--------------------------------

<*> Для простоты расчета  использован показатель себестоимости  продаж исходя из закупочной  цены товара, иначе говоря, дебетовый  оборот субсчета 90-2 "Себестоимость  продаж" в корреспонденции с  аналитическими счетами счета  41 "Товары".

<**> Условные показатели  рассчитаны с учетом количественного  показателя (объема продаж) прошлого  месяца и качественного показателя (себестоимости, цены) отчетного  месяца.

 

В результате применения приведенных  формул получаем данные для анализа  тенденции влияния факторов на изменение  прибыли от продаж (табл. 3).

 

Таблица 3

 

Результаты динамического факторного анализа изменения

прибыли от продаж, тыс. руб.

 

Месяц          

Изменение прибыли по сравнению  с предыдущим  
месяцем                  

Всего 

В том числе за счет       

Объема   
продаж 

Структуры 
реализации

Торговой   
надбавки 

Январь                    

43   

49    

-36    

30      

Февраль                   

-53   

-23    

0    

-30      

Март                      

77   

-15    

32    

60      

Апрель                    

71   

87    

-15    

-1      

Май                       

-19   

28    

32    

-79      

Июнь                      

-26   

-56    

-37    

67      

Июль                      

-39   

-93    

35    

20      

Август                    

-5   

-12    

7    

0      

Сентябрь                  

-16   

9    

-32    

7      

Октябрь                   

-34   

1    

-35    

0      

Ноябрь                    

-93   

-60    

-20    

-13      

Декабрь                   

30   

40    

-10    

0      

Среднемесячный прирост (+), 
уменьшение (-) прибыли    

-5,3 

-3,8  

-6,6  

5,1    

% к среднемесячной величине 
прибыли                   

-1,2 

-0,9  

-1,5  

1,2    


 

Выводы, которые позволяют  сделать результаты динамического  факторного анализа полезными для  управленцев, заключаются в следующем:

- в среднем за каждый  месяц анализируемого периода  прибыль от продаж снижалась  на 5,3 тыс. руб., или 1,2% от среднемесячной  величины; отмечаем также, что  прибыль снижалась в восьми  случаях из анализируемых 12;

- наибольшее отрицательное  влияние на изменение финансового  результата в нашем примере  оказал ассортимент продаж; отмечаем  также, что за счет ассортимента  прибыль снижалась в семи случаях  из анализируемых 12. При этом следует учитывать, что в условиях жесткой конкуренции и финансового кризиса организации оптовой торговли зачастую не могут контролировать общий спад продаж и размер равновесной цены (то есть фактор торговой надбавки). Поэтому ассортимент остается чуть ли не единственным фактором управления прибылью;

- наибольшее положительное  влияние на изменение финансового  результата, не позволив прибыли  снизиться еще вдвое, оказал  рост размера торговой надбавки. Это свидетельствует о том, что существует резерв повышения оборачиваемости товаров и снижения негативного влияния фактора ассортимента за счет применения торговых скидок.

Факторный анализ в предлагаемом формате мы рекомендуем делать один раз в год по окончании сбора  отчетной информации. Выводы, которые  могут следовать из данного анализа, позволяют определить рациональный формат оперативного сбора управленческой информации, которая анализируется  с требуемой периодичностью: в  большинстве случаев - ежемесячно, а  при высокой оборачиваемости  товаров либо резком ее спаде - подекадно.

Следует отметить, что подекадная аналитическая отчетность более  полезна для принятия оперативных  управленческих решений, но не всегда рациональна: затраты на сбор и анализ информации могут быть несопоставимы  с эффектом от ее рассмотрения. Безусловно, подекадная отчетность полезна для  динамического анализа по товарам  с коротким жизненным циклом либо небольшим сроком годности. В этом случае резкий спад оборачиваемости  свидетельствует о регрессивной стадии жизненного цикла либо об "эффекте  замены", когда товары с истекающим сроком годности менее охотно выбираются потребителями, чем более "свежие" товары.

Итак, принятие оперативных  управленческих решений по каждому  вопросу должно достигаться путем  сравнительного анализа некоторых  показателей. При этом требования достоверности  и рациональности будут достигнуты, если:

- методика расчета показателей  для оперативного анализа будет  простой;

- в условиях автоматизированной  обработки информации будут заданы  форматы экспорта данных первичного  учета, регистров аналитического  учета, наименее подверженных  искажениям в результате ошибок  и преднамеренных действий;

- учитывается готовность  менеджеров оперативно анализировать  не более 3 - 4 показателей по  каждому аспекту.

Разработка методики сбора  информации о продажах должна основываться на полезных для анализа показателях (табл. 4).

 

Таблица 4

 

Базовые показатели, необходимые для  принятия управленческих

решений в сфере продажи товаров  в оптовой торговле <*>

 

┌────────────────┬───────────────┬───────────────────────────────────┬────────────────────

│    Вопрос, в   │               │                                   │                    │

│аспекте которого│ Анализируемые │                                   │                    │

│   принимается  │   показатели  │          Формула  расчета          │ Направления анализа│

│ управленческое │               │                                   │                    │

│     решение    │               │                                   │                    │

├────────────────┼───────────────┼───────────────────────────────────┼────────────────────

│Ассортимент:    │Оборот по      │                 M,K               │В динамике -        │

│какой товар     │каждому        │          В  =   SUM   В           │ежемесячно, при     │

│наиболее        │наименованию   │           i   j=1,k=1  i          │снижении            │

│прибылен и      │(номенклатуре) │                                   │оборачиваемости -   │

│почему?         │товара         │                                   │подекадно.          │

│                │               │                                   │В структуре продаж -│

│                │               │                                   │положительно        │

│                │               │                                   │расценивается       │

│                │               │                                   │увеличение доли     │

│                │               │                                   │продаж товара в     │

│                │               │                                   │динамике            │

│                │               │                                   │(структурные сдвиги)│

│                ├───────────────┼───────────────────────────────────┼────────────────────┤

│                │Прибылеемкость │                   ТН              │В динамике -        │

│                │по каждому виду│                     i             │ежемесячно, при     │

│                │товара (при    │             ПЕ  = ---             │снижении            │

│                │необходимости -│               i    В              │оборачиваемости -   │

│                │каждому        │                     i             │подекадно.          │

│                │номенклатурному│                                   │Сравнительный анализ│

│                │номеру)        │                                   │с товарами других   │

│                │               │                                   │видов               │

│                ├───────────────┼───────────────────────────────────┼────────────────────┤

│                │Оборачиваемость│                    В              │В динамике -        │

│                │товара каждого │                     i             │ежемесячно, при     │

│                │вида (при      │              Об  = --             │снижении            │

│                │необходимости -│                i   З              │оборачиваемости -   │

│                │каждого        │                     i             │подекадно.          │

│                │номенклатурного│                                   │Сравнительный анализ│

│                │номера)        │                                   │с товарами других   │

Информация о работе Управленческий учет