Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа
В статье обоснована система базовых аналитических показателей, необходимых для оперативного менеджмента продаж (аспекты товарного ассортимента), взаимоотношений с покупателями, применения торговых скидок. Для обеспечения оперативного формирования аналитических показателей предложена методика управленческого учета продаж для малых и средних организаций оптовой торговли.
Методом исчисления разниц (с применением разработанного нами на базе MS Excel шаблона "Оперативный анализ продаж") мы рассчитали вспомогательные показатели для динамического факторного анализа изменения прибыли от продаж с шагом "месяц" (табл. 2). Данные в формате таблицы позволяют приемами классического факторного анализа выявить влияние указанных факторов на изменение прибыли от продаж:
ДЕЛЬТАП = П - П ,
отч баз
ДЕЛЬТАП = (В - В ) x ПЕ ,
V усл баз баз
ДЕЛЬТАП = (ПЕ - ПЕ ) x В ,
S усл баз усл
ДЕЛЬТАП = П - П ,
ТН отч усл
где П - прибыль;
П , П , П - прибыль отчетного периода, базисного (прошлого)
баз отч усл
периода и условная соответственно;
ДЕЛЬТАП - изменение прибыли;
ДЕЛЬТАП , ДЕЛЬТАП , ДЕЛЬТАП - изменение прибыли за счет изменения
V S ТН
объема продаж (V), структуры реализации (S) и торговой надбавки (ТН)
соответственно;
В - выручка от продаж;
В , В , В - выручка отчетного периода, базисного (прошлого)
баз отч усл
периода и условная соответственно;
ПЕ - прибылеемкость, то есть отношение прибыли от продаж к выручке, или доля торговой надбавки в цене продажи;
ПЕ , ПЕ , ПЕ - прибылеемкость отчетного периода, базисного
баз отч усл
(прошлого) периода и условная соответственно.
Таблица 2
Вспомогательные показатели для факторного анализа
изменения прибыли от продаж
|
|
|
|
|
Выручка |
Себестоимость |
Прибыль |
|
Декабрь |
2 072 |
1 667 |
405 |
0,20 |
- |
- |
- |
- |
Январь |
2 347 |
1 899 |
448 |
0,19 |
2 322 |
1 904 |
418 |
0,18 |
Февраль |
2 225 |
1 830 |
395 |
0,18 |
2 225 |
1 800 |
425 |
0,19 |
Март |
2 200 |
1 728 |
472 |
0,21 |
2 140 |
1 728 |
412 |
0,19 |
Апрель |
2 669 |
2 126 |
543 |
0,20 |
2 607 |
2 063 |
544 |
0,21 |
Май |
2 805 |
2 281 |
524 |
0,19 |
2 805 |
2 202 |
603 |
0,21 |
Июнь |
2 621 |
2 123 |
498 |
0,19 |
2 503 |
2 072 |
431 |
0,17 |
Июль |
2 149 |
1 690 |
459 |
0,21 |
2 129 |
1 690 |
439 |
0,21 |
Август |
2 092 |
1 637 |
454 |
0,22 |
2 092 |
1 637 |
454 |
0,22 |
Сентябрь |
2 152 |
1 714 |
439 |
0,20 |
2 135 |
1 703 |
432 |
0,20 |
Октябрь |
2 159 |
1 754 |
405 |
0,19 |
2 159 |
1 754 |
405 |
0,19 |
Ноябрь |
1 826 |
1 514 |
312 |
0,17 |
1 838 |
1 514 |
325 |
0,18 |
Декабрь |
2 059 |
1 718 |
342 |
0,17 |
2 059 |
1 718 |
342 |
0,17 |
Итого (в |
27 303 |
22 013 |
5 290 |
0,19 |
27 013 |
21 784 |
5 228 |
0,19 |
------------------------------
<*> Для простоты расчета
использован показатель
<**> Условные показатели
рассчитаны с учетом
В результате применения приведенных формул получаем данные для анализа тенденции влияния факторов на изменение прибыли от продаж (табл. 3).
Таблица 3
Результаты динамического
прибыли от продаж, тыс. руб.
Месяц |
Изменение прибыли по сравнению
с предыдущим | |||
Всего |
В том числе за счет | |||
Объема |
Структуры |
Торговой | ||
Январь |
43 |
49 |
-36 |
30 |
Февраль |
-53 |
-23 |
0 |
-30 |
Март |
77 |
-15 |
32 |
60 |
Апрель |
71 |
87 |
-15 |
-1 |
Май |
-19 |
28 |
32 |
-79 |
Июнь |
-26 |
-56 |
-37 |
67 |
Июль |
-39 |
-93 |
35 |
20 |
Август |
-5 |
-12 |
7 |
0 |
Сентябрь |
-16 |
9 |
-32 |
7 |
Октябрь |
-34 |
1 |
-35 |
0 |
Ноябрь |
-93 |
-60 |
-20 |
-13 |
Декабрь |
30 |
40 |
-10 |
0 |
Среднемесячный прирост
(+), |
-5,3 |
-3,8 |
-6,6 |
5,1 |
% к среднемесячной величине |
-1,2 |
-0,9 |
-1,5 |
1,2 |
Выводы, которые позволяют сделать результаты динамического факторного анализа полезными для управленцев, заключаются в следующем:
- в среднем за каждый месяц анализируемого периода прибыль от продаж снижалась на 5,3 тыс. руб., или 1,2% от среднемесячной величины; отмечаем также, что прибыль снижалась в восьми случаях из анализируемых 12;
- наибольшее отрицательное
влияние на изменение
- наибольшее положительное
влияние на изменение
Факторный анализ в предлагаемом формате мы рекомендуем делать один раз в год по окончании сбора отчетной информации. Выводы, которые могут следовать из данного анализа, позволяют определить рациональный формат оперативного сбора управленческой информации, которая анализируется с требуемой периодичностью: в большинстве случаев - ежемесячно, а при высокой оборачиваемости товаров либо резком ее спаде - подекадно.
Следует отметить, что подекадная аналитическая отчетность более полезна для принятия оперативных управленческих решений, но не всегда рациональна: затраты на сбор и анализ информации могут быть несопоставимы с эффектом от ее рассмотрения. Безусловно, подекадная отчетность полезна для динамического анализа по товарам с коротким жизненным циклом либо небольшим сроком годности. В этом случае резкий спад оборачиваемости свидетельствует о регрессивной стадии жизненного цикла либо об "эффекте замены", когда товары с истекающим сроком годности менее охотно выбираются потребителями, чем более "свежие" товары.
Итак, принятие оперативных управленческих решений по каждому вопросу должно достигаться путем сравнительного анализа некоторых показателей. При этом требования достоверности и рациональности будут достигнуты, если:
- методика расчета показателей
для оперативного анализа
- в условиях автоматизированной
обработки информации будут
- учитывается готовность
менеджеров оперативно
Разработка методики сбора информации о продажах должна основываться на полезных для анализа показателях (табл. 4).
Таблица 4
Базовые показатели, необходимые для принятия управленческих
решений в сфере продажи товаров в оптовой торговле <*>
┌────────────────┬────────────
│ Вопрос, в │
│
│аспекте которого│ Анализируемые │
│ принимается │ показатели │ Формула расчета │ Направления анализа│
│ управленческое │
│
│ решение │
│
├────────────────┼────────────
│Ассортимент: │Оборот по │ M,K │В динамике - │
│какой товар │каждому │ В = SUM В │ежемесячно, при │
│наиболее │наименованию │ i j=1,k=1 i │снижении │
│прибылен и │(номенклатуре)
│
│почему? │товара
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
│
├───────────────┼─────────────
│ │Прибылеемкость │ ТН │В динамике - │
│ │по каждому виду│ i │ежемесячно, при │
│ │товара (при │ ПЕ = --- │снижении │
│ │необходимости -│ i В │оборачиваемости - │
│ │каждому │ i │подекадно. │
│
│номенклатурному│
│
│номеру) │
│
│
│
│
├───────────────┼─────────────
│
│Оборачиваемость│
│ │товара каждого │ i │ежемесячно, при │
│ │вида (при │ Об = -- │снижении │
│ │необходимости -│ i З │оборачиваемости - │
│ │каждого │ i │подекадно. │
│
│номенклатурного│
│
│номера) │