Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 19:34, контрольная работа
В статье обоснована система базовых аналитических показателей, необходимых для оперативного менеджмента продаж (аспекты товарного ассортимента), взаимоотношений с покупателями, применения торговых скидок. Для обеспечения оперативного формирования аналитических показателей предложена методика управленческого учета продаж для малых и средних организаций оптовой торговли.
│Динамика │Два балла - рост с высокой и средней │ 0 │ 1 │ 0 │
│прибылеемкости │степенью достоверности; один балл - │ │ │ │
│ │рост с низкой степенью достоверности; │ │ │ │
│ │ноль баллов - показатель существенно не│ │ │ │
│ │менялся; минус один балл - снижение с │ │ │ │
│ │низкой степенью достоверности; минус │ │ │ │
│ │два балла - снижение со средней и │ │ │ │
│ │высокой степенью достоверности │ │ │ │
├───────────────┼─────────────
│Оборачиваемость│Два балла - наибольшая в среднем за │ 2 │ -2 │ 0 │
│товара │период, далее балл уменьшается с │ │ │ │
│ │ 1 │ │ │ │
│ │интервалом -----, где n - количество │ │ │ │
│ │ n - 1 │ │ │ │
│ │наименований товаров; минус два балла -│ │ │ │
│ │наименьшая доля в среднем за период │ │ │ │
├───────────────┼─────────────
│Динамика │Два балла - рост с высокой и средней │ -2 │ 1 │ 2 │
│оборачиваемости│степенью достоверности; один балл - │ │ │ │
│ │рост с низкой степенью достоверности; │ │ │ │
│ │ноль баллов - показатель существенно не│ │ │ │
│ │менялся; минус один балл - снижение с │ │ │ │
│ │низкой степенью достоверности; минус │ │ │ │
│ │два балла - снижение со средней и │ │ │ │
│ │высокой степенью достоверности │ │ │ │
├───────────────┼─────────────
│Итого
│
└───────────────┴─────────────
Балльная
оценка разработана нами с
учетом необходимости
оценки позитивных факторов и отрицательной оценки негативных факторов.
Повышение качества оценки влияния факторов обеспечивается включением в
расчет баллов достоверности тенденции показателя в отчетном периоде:
например, чем выше достоверность роста выручки от продажи товара некоторой
2
номенклатуры (R >= 0,4, то есть средняя и высокая степень достоверности
аппроксимации), тем в большей мере балльная оценка по данному товару
свидетельствует в пользу увеличения закупок и продвижения данного
наименования для организации-оптовика, так как сигнализирует о росте
спроса, и наоборот.
В примере, рассмотренном в табл. 5, выводы на базе анализа совокупности противоречивых факторов дают возможность принять адекватное управленческое решение в пользу продвижения продаж товара В, в том числе за счет снижения доли товара Б.
Предлагаемая нами методика
не противоречит традиционным способам
анализа ассортиментной политики торговой
организации, в числе которых
можно отметить наиболее часто применяемые
ABC-анализ и XYZ-анализ. Достоинствами
предлагаемой методики по сравнению
с традиционными способами
- однородность исходных
данных для расчета
- сниженное влияние
- возможность комплексной
формализации процессов сбора
отчетной информации для
Аналогичный анализ в предложенных форматах графиков и аналогичных контрольных листов целесообразен в целях принятия оперативных управленческих решений по поводу клиентов (в рамках так называемого CRM-анализа) и центров доходов (точек продаж).
Более подробного описания требует методика оперативного ценообразования в части применения обоснованной скидки к цене. Предлагаемая нами методика включает следующие этапы анализа для принятия управленческого решения об обоснованности и размере скидки к цене [5].
1. Определение эластичности спроса на товар по цене, формула которой представлена в табл. 4, а методика расчета на конкретном примере (данные табл. 1) - в табл. 6.
Таблица 6
Вспомогательные показатели для определения ценовой
эластичности спроса на товары
|
Темп прироста спроса, % |
Темп прироста цены, % | ||||
Товар А |
Товар Б |
Товар В |
Товар А |
Товар Б |
Товар В | |
Январь |
-16,7 |
11,4 |
52,4 |
3,4 |
0,0 |
0,0 |
Февраль |
-10,0 |
2,0 |
-6,3 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Март |
33,3 |
-20,0 |
-20,0 |
0,0 |
0,0 |
8,3 |
Апрель |
3,3 |
22,5 |
33,3 |
6,7 |
0,0 |
0,0 |
Май |
27,4 |
-16,3 |
-3,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Июнь |
-36,7 |
12,2 |
9,7 |
6,3 |
0,0 |
6,2 |
Июль |
0,0 |
-13,0 |
-35,3 |
0,0 |
3,8 |
0,0 |
Август |
10,0 |
-20,0 |
-4,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Сентябрь |
-18,2 |
9,4 |
23,8 |
0,0 |
3,7 |
0,0 |
Октябрь |
-13,3 |
-20,0 |
23,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Ноябрь |
-35,9 |
-3,6 |
-6,3 |
-2,9 |
0,0 |
0,0 |
Декабрь |
20,0 |
-14,8 |
20,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
В среднем |
-3,1 |
-4,2 |
7,2 |
1,1 |
0,6 |
1,2 |
Коэффициент эластичности |
-2,7 |
-6,7 |
6,0 |
Эластичность спроса по
цене показывает, на сколько процентов
изменится величина спроса при изменении
цены на 1%. На эластичность спроса по цене
влияют различные факторы: наличие
товаров-конкурентов или
Произведенные расчеты
позволяют классифицировать товары
по степени эффективности
- наиболее эластичен ценовой спрос по товару Б: при снижении цены на него на 1% спрос в среднем увеличивается на 6,7%; следовательно, применение скидки именно по этому товару даст наибольшие результаты по повышению оборачиваемости;
- менее эластичен спрос по товару А: при снижении цены на него на 1% ожидается в среднем рост продаж на 2,7%;
- неэластичен спрос на товар В, его изменение в большей мере обусловлено влиянием неценовых факторов; следовательно, применение скидки на этот товар будет эффективным только в условиях жесткой конкуренции. Кроме того, парадоксально прямая зависимость спроса от цены наблюдается по так называемым товарам Гиффена. Как правило, это малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. В этом заключается "парадокс Гиффена": при повышении цен на определенные виды товара (в основном товары первой необходимости) их потребление повышается за счет экономии на других товарах.
2. После принятия решения
о возможности применения
Показатель запаса финансовой прочности (З ) помогает оценить,
насколько фактическая выручка приближается к критической. Традиционная
формула расчета, основанная на методе анализа безубыточности:
З = d x (q - q'),
фп
где d - цена продажи;
q - объем продаж фактический;
q' - объем продаж критический, при котором организация не понесет убытка.
Преобразованная формула
расчета относительного запаса прочности
будет выглядеть следующим
1 1
d x (q - q ) q c
З , % = ------------ x 100 = (1 - --) x 100 = (1 - -----------) x 100,
фп dq q q x (d - v)
где c - условно-постоянные затраты (в оптовой торговле - нераспределяемые коммерческие расходы (КР));
v - условно-переменные расходы (в оптовой торговле в расчете на весь объем продаж - это сумма закупочной стоимости товаров, включая затраты на уплату посреднического вознаграждения и прочие аналогичные расходы, или ПС, и прямых издержек обращения - транспортно-заготовительных расходов, или ТЗР).
В целом по организации формула примет вид:
КР КР
З , % = (1 - ------------) x 100 = (1 - --------) x 100.
фп В - ПС - ТЗР ТН - ТЗР
Решение о скидке применяется обычно в отношении отдельного товара,
поэтому в формулу подставляются значения торговой надбавки за отчетный
период (ТН ) и транспортно-заготовительных расходов на товар i-го вида.
i
В отношении нераспределяемых коммерческих расходов, носящих условно-постоянный характер, целесообразно применять в формуле их долю, рассчитанную исходя из доли товара в товарообороте. Тогда формула максимальной скидки к цене товара i-го вида примет вид:
КР x В /В
i
З , % = (1 - ----------) x 100.
фп i ТН - ТЗР
i i
Если вернуться к данным вышеприведенного примера и предположить, что за период январь - декабрь отчетного года:
- величина условно-постоянных (нераспределяемых) коммерческих расходов составила 2560 тыс. руб.;
- величина условно-переменных
(транспортно-заготовительных)
то максимальная величина скидки к цене на товары составит:
2560 x 9552/27303
А. З , % = (1 - -----------------) x 100 = 46,7 (%).
фп А 2689 - 1010
2560 x 6129/27303
Б. З , % = (1 - -----------------) x 100 = 8,3 (%).
фп Б 2689 - 1010
2560 x 11622/27303
В. З , % = (1 - ------------------) x 100 = -71,6 (%).
фп В 1157 - 512
Данные расчеты позволяют сделать следующие выводы:
- по товару А допустимо применение торговой скидки к цене, по расчетам, до 46,7%, но в пределах торговой надбавки, рассчитанной по формуле прибылеемкости, которая для данного товара составляет в среднем 28,0%;
- по товару Б максимальный размер скидки (8,3%) ниже прибылеемкости (23,4%); следовательно, несмотря на то, что спрос на этот товар наиболее эластичен по цене, нецелесообразно применять скидку к цене выше 8,3%;