Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 22:21, курсовая работа
Целью курсового проекта по «Бухгалтерскому управленческому учету» является: закрепление знаний, полученных по курсу и приобретение навыков ведения расчетов по различным методам учета затрат и анализ учетной информации для принятия оперативных управленческих решений, а также развитие умения вести исследовательскую работу.
Введение
1. Управленческий учет как составная часть информационной системы
1.1 Управленческий учет и его место в информационной системе организации
1.2 Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
1.3 Классификация затрат и их использование в системе управленческого учета
1.4 Классификация методов учета затрат и особенности ведения бухгалтерского учета затрат, готовой продукции и ее продажи при использовании каждого из методов учета затрат
2. Использование различных систем управленческого учета для принятия оперативных управленческих решений
2.1 Характеристика системы «Стандарт – кост» и ее использование при планировании и контроле за деятельностью организации
2.2 Характеристика системы «Директ - костинг» и ее использование при планировании и контроле за деятельностью организации
2.3 Характеристика системы «ABC» и ее использование при планировании и контроле за деятельностью организации
2.4 Характеристика системы «JIT» и ее использование при планировании и контроле за деятельностью организации
3. CVP- анализ и его роль в принятии оперативных управленческих решений
Заключение
Список литературы
1.2
Сравнительная характеристика
финансового и
управленческого
учета
Ещё в начале XX века, в связи с потребностями представления финансовой информации для разных целей, выделились две ветви учетной деятельности. Учет, целью которого является формирование периодической внешней отчетности для того, чтобы любой пользователь, даже не имеющий никакого отношения к данной организации, мог создать некоторое впечатление об её финансовом состоянии на отчетную дату, - это бухгалтерский финансовый учет. Если же учет ведется для того, чтобы обеспечить менеджеров организации информацией для принятия ими управленческих решений на будущее, более или менее отдаленное, - это бухгалтерский управленческий учет.
Несмотря на некоторые общие черты, два этих раздела учета имеют ряд существенных различий.
Сравнительный
анализ финансового и управленческого
учета представлен в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета
Область сравнения | Финансовый учет | Управленческий учет | ||||||||||||
А | 1 | 2 | ||||||||||||
1. Обязательность ведения | Его ведение и представление отчетности обязательно в соответствии с законодательством; это официальный учет и обязателен для всех организаций | Его ведение является внутренним делом самого предприятия и может проводиться по указанию руководства, когда предполагается, что выгоды от него превышают затраты на сбор информации | ||||||||||||
2. Цель ведения учета | Составление финансовых документов для внешних пользователей. Процесс – периодичен, когда документы составлены – цель достигнута. | Обеспечение процесса принятия решений информацией. Цель эта непрерывна | ||||||||||||
3. Временные рамки информации | Финансовый учет имеет дело лишь со свершившимися фактами; имеет ретроспективную направленность | Имеет дело с тем, как должно быть (в будущем); перспективная направленность | ||||||||||||
4. Пользователи информации | Внешние пользователи: покупатели, поставщики, подрядчики, клиенты, потенциальные собственники, общественность, заимодавцы, акционеры, кредиторы, наблюдательные органы, государственные налоговые органы и т.д. | Внутренние
пользователи:
руководители, менеджеры организации, сотрудники, помогающие им в сборе и анализе информации (в том числе бухгалтеры) | ||||||||||||
5. Базисная структура | Строится вокруг уравнения: Активы = Собственный капитал (капитал учредителей) + Заемный капитал | Такого четкого базиса нет, структура информации зависит от запросов пользователей | ||||||||||||
6.
Свобода выбора методов |
Ведется
в соответствии с четкими стандартами,
профессиональными или |
Ведется методами, удобными для самой организации. Это могут быть методы и методики, известные по научно – методическим публикациям и получившие широкое распространение в бизнес – сообществе, либо наоборот, выработанные внутри организации ее сотрудниками и специалистами, - организация выбирает сама. | ||||||||||||
7. Правила ведения учета | Ведется в соответствии с нормами и правилами БУ. Ведение четко регламентировано и регулируется государственными нормативными актами | Управленческий
аппарат может следовать любым
внутренним правилам в зависимости
от их полезности; нормы и правила
устанавливаются | ||||||||||||
8. Методы ведения учета | Важнейшими элементами являются счета и двойная запись, документация, инвентаризация и т. д. | Пользуется этими методами, но не всегда. Использует методы анализа, информатики, статистики. | ||||||||||||
9. Источники информации | Данные учетной системы предприятия, системы налогообложения | Данные учетной системы предприятия, различные нормы, нормативы, маркетинговые исследования. | ||||||||||||
10. Формы представления информации | Формы утверждаются соответствующими министерствами и ведомствами, существуют унифицированные бланки отчетности | Унифицированных форм и бланков нет, формируются и разрабатываются самим предприятием | ||||||||||||
11. Используемые измерители | Ведется в российской валюте – рублях. В рублевой оценке должна быть составлена и финансовая отчетность | Используются как денежные, так и неденежные измерители: натуральные показатели (шт, литры, тонны …), условно – натуральные, комплексные (маш – часы, чел – часы …). | ||||||||||||
12. Объекты учета | Собираются данные по организации в целом и финансовая отчетность составляется единая для всей организации | В уу могут
рассматриваться отдельные | ||||||||||||
13. Набор показателей | Определен точно. Относительные показатели используются незначительно | Набор до конца не определен | ||||||||||||
14.Способы группировки затрат и доходов | Затраты группируются по экономическим элементам, доходы по видам деятельности | Затраты группируются по статьям калькуляции, доходы по структурным подразделениям или по видам производимой продукции | ||||||||||||
15. Степень точности информации | Финансовая отчетность основывается на уже свершившихся фактах хозяйственной жизни, поэтому данные, представленные в ней, максимально точны. | Управленческие
данные чаще всего касаются отдельных
событий и поэтому носят | ||||||||||||
16.Степень открытости информации | Не представляет коммерческой тайны. Является открытой, публичной и в ряде случаев заверяется независимыми аудиторами | Является коммерческой тайной, не подлежит публикации и носит конфиденциальный характер | ||||||||||||
17. Периодич-ность отчетности | Готовится
регулярно, раз в квартал или
месяц, а итоговая – раз в год.
Частота определяется нормативными
актами или профессиональными |
Готовится по требованию, строгой периодичности нет. Регламент и периодичность – внутреннее дело самой организации. | ||||||||||||
18.Сроки предоставления отчетности | Т.к. необходимо
время для аудиторской |
Обычно составляются и предоставляются в течение нескольких дней после окончания отчетного периода; при оперативных отчетах – на следующее утро | ||||||||||||
19. Объект отчетности | В финансовых отчетах организация – единое целое; в крупных организациях – выручку и доход отражают по большим сегментам. | Основное внимание сравнительно небольшим подразделениям, обособленным по отдельным производствам, видам деятельности, центрам ответственности | ||||||||||||
20.Ответствен-ность за правильность ведения учета | В соответствии с российским законодательством руководители, бухгалтеры и сами организации несут административную и уголовную ответственность за представление данных финансового учета | Т.к. нет норм и правил, то руководителя могут привлечь к ответственности только за неправильное управленческое решение на основе данных управленческого учета, но не за сами данные управленческого учета. За ведение уу ответственность только дисциплинарная, внутри организации. | ||||||||||||
21.Связь с другими дисциплинами | Основан, главным образом, на собственных методах | Тесно связан с другими дисциплинами – микроэкономикой, финансами, экономическим анализом, математической статистикой и др. |
Итак, управленческий учет в отличие от финансового - учет не фактической величины имущества, затрат и доходов, состояния расчетов и обязательств, а учет факторов, обстоятельств и условий, влияющих на производственно - хозяйственную и финансовую деятельность организации. Его цель - дать информацию для принятия решений по управлению экономикой предприятия и проверить эффективность выполнения принятых решений.
Управленческий
и финансовый учет образуют единую
систему бухгалтерского учета на
предприятии. Общепринятые принципы финансового
учета действуют и в
1.3
Классификация затрат
и их использование
в системе управленческого
учета
Затраты
– это стоимостные оценки ресурсов,
используемых организацией в процессе
своей деятельности. Хотя базисным
принципом оценки ресурсов в учете
считается принцип «
Классификация затрат является одной их важнейших составляющих информационного поля управленческого учета. Не будет большим преувеличением сказать, что без учета затрат нет управленческого учета, а без четкого понимания типологии затрат нет ни квалифицированного экономиста, ни профессионального бухгалтера. Классификация затрат может быть осуществлена по множеству классификационных признаков (Приложение А). Помимо представленных в Приложении классификационных признаков и типов выделяют и другие. В частности, в бухгалтерском учете используется вполне очевидная классификация затрат по организационным функциям на производственные, коммерческие, административные, финансовые и т.п., в микроэкономическом анализе широко применяется деление затрат по степени их усреднения на общие (полные) и средние (удельные).
Информация о затратах используется в различных направлениях учета. Направление учета - это область деятельности, требующая обособленного и целенаправленного учета затрат.
Термин
«калькуляция» имеет два
Классификация затрат по элементам была разработана давно, в ней выделяется обычно пять элементов:
- материальные затраты;
- расходы на оплату труда;
- расходы на социальные нужды;
- амортизационные отчисления;
- прочие расходы.
В управленческом учете классификация затрат по элементам не используется в силу обобщенного характера. Гораздо больше информации несет в себе классификация по статьям калькуляции. Чаще всего используется следующий перечень статей калькуляции:
- сырье и материалы (основные и вспомогательные);
- возвратные отходы (вычитается из предыдущей статьи);
-
полуфабрикаты и комплектующие,
-
топливо и энергия на
- основная заработная плата производственных рабочих ( по категориям рабочих и по видам доплат);
-
отчисления и расходы на
-
расходы на подготовку и
- потери от брака (по видам продукции и видам брака);
-
прочие производственные
- общепроизводственные расходы;
Итогом этих статей является цеховая себестоимость
- общехозяйственные расходы (по видам);
Итогом является производственная себестоимость
- коммерческие расходы (по видам).
Итогом является полная себестоимость
Для понимания процесса отнесения затрат на себестоимость текущего периода принципиальным является понимание того, что такое затраты входящие и исходящие. Входящие затраты – это ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и , как предполагается, принесут доходы в будущем. В балансе они регистрируются как активы. Если эти ресурсы были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, они переходят в разряд исходящих. Понимание процесса превращения входящих затрат в исходящие принципиально для разграничения следующих двух категорий – затрат на продукт и затрат за период.
Затраты, входящие в производственную себестоимость (затраты на продукт), - материализованные производственные затраты, которые овеществлены в запасах материалов, объемах НЗП и остатках готовой продукции на складе, их можно инвентаризировать. К ним относятся прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты, общепроизводственные расходы. Затраты за период (периодические затраты) связаны с полученными в течение периода услугами и расходами непроизводственного характера – коммерческими и административными. Они не включаются в себестоимость произведенной продукции, а относятся сразу на финансовый результат.
В
основе следующей классификации
затрат лежит представление о
том, что часть затрат можно прямо
и целиком отнести к конкретной
единице произведенной
1.
Постоянные затраты, не
2.
Переменные затраты, строго
3.
Условно – переменные затраты,
величина которых меняется
4.
Условно – постоянные (ступенчатые)
затраты, величина которых
5.Затраты,
увеличивающиеся обратно
Для расчета себестоимости единицы продукции по способу включения в себестоимость единицы продукции затраты делят на прямые и косвенные.
Прямые: прямые материальные, прямые трудовые, т.е. те, которые прямо относятся на готовый продукт. Прямые материальные – затраты основных материалов, которые становятся частью готовой продукции, их стоимость может прямо и экономично относить на определенное изделие. Косвенные (общепроизводственные, общезаводские) – нельзя отнести на готовый продукт прямо, они распределяются между отдельными изделиями согласно выбранной на предприятии методики (пропорционально основной заработной плате, количеству отработанных машино-часов, часов отработанного времени и т.п.). Они не зависят от объема производства.
Отнесение затрат к прямым и косвенным определяется принятой в организации учетной политикой и методами калькулирования затрат.
Практика показывает, что наибольшую трудность при интерпретации затрат разных категорий вызывают различия между прямыми и основными, косвенными и накладными. Разграничить две эти категории можно с точки зрения направления учета, по отношению к которому определяются основные и накладные расходы.
К основным расходам относятся все виды ресурсов, потребление которых связано с выпуском конкретной продукции – это сырье и материалы, заработная плата прямых производственных рабочих и прочие прямые затраты. К накладным, помимо оставшихся производственных косвенных затрат, относят все прочие расходы, которые несет предприятие: на управление, на продажу, на исследования и т. д.
В общем накладные затраты делят на :
1. Общепроизводственные;
2.
Общехозяйственные (
Накладные расходы подлежат распределению пропорционально какой – либо выбранной базе. Система распределения накладных расходов является одним из ключевых моментов управленческого учета, поскольку весьма сильно влияет на представление о результативности различных сегментов организации. Выбор метода распределения будет «лучшим» только для данного предприятия с данной структурой продукции и затрат в данный период времени.
При анализе подходов к решению определенной управленческой задачи следует в первую очередь решить, какие виды затрат и доходов имеют к ней отношение, а какие – нет.
Релевантные доходы и затраты – доходы и затраты, имеющие отношение только к данной проблеме. Это те доходы и затраты, величина которых будет зависеть от принятого решения. Нерелевантные – те, которые от принятого решения не зависят.
Устранимые затраты – те, которых можно избежать, выбрав альтернативный курс действий. Неустранимые – те, которых избежать невозможно ни при каком варианте. То есть необходимо принимать те варианты действий, которые создают доход, превышающий устранимые затраты.
Безвозвратные затраты – те затраты, которые уже сделаны, и вернуть их нельзя никаким управленческим решением. Все безвозвратные затраты являются нерелевантными.
Вмененные (альтернативные) затраты характеризуют возможность, которая будет потеряна или которой жертвуют, когда выбор альтернативного курса действий требует отказа от другого.