Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
Актуальность темы исследования. Налоги
возникли с появлением государства как
один из методов мобилизации денежных
средств. На ранних этапах исторического
развития они взимались с населения и
имели либо натуральную форму, либо форму
трудовых повинностей. Вместе с доходами
в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми
доходами) государство покрывало налогами
свои расходы. Но с увеличением территорий,
ростом экономической и политической
мощи государство начинает взимать налоги
со своих подданных. С развитием товарно-денежных
отношений налоги приобретают преимущественно
денежную форму.
Таким образом, налоги как экономическая категория имеют исторический характер. Они менялись вместе с развитием государства. Современное государство, экономика которого основана прежде всего на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений.
В состав таких интересов включаются:
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении. Поступление от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает.
Во-первых, от него трудно уклониться. Во-вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В-третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд не решенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.
Таким образом, основой для выбора данной тематики курсовой работы послужила все возрастающая актуальность проблем, связанных с косвенным налогообложением в РФ.
Степень
разработанности проблемы. Большой
вклад в решение проблем
Разработка теоретических и методических проблем формирования механизма косвенного налогообложения в условиях рыночных отношений является достаточно новой для российской науки. Отдельные вопросы, посвященные проблемам построения структуры, определения функций налогового механизма нашли свое отражение в работах таких ученых, как С. В. Барулина, Р. Г. Сомоева, Т. Ф. Юткиной и других.
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ и анализ действующей практики исчисления и уплаты косвенных налогов и определение дальнейшего пути их развития.
Для достижения поставленной цели в работе решались следующие основные задачи:
– изучить историю возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом;
– определить место и роль косвенного налогообложения в налоговой системе;
– исследовать проблемы косвенного налогообложения в РФ;
– проанализировать динамику показателей поступления НДС в бюджет;
– провести исследование действующего механизма акцизного налогообложения;
– проанализировать проведение налогового контроля в области косвенного налогообложения;
– определить пути совершенствования механизма взимания НДС в России;
– определить пути совершенствования системы акцизного налогообложения;
– проанализировать использование зарубежного опыта косвенного налогообложения в российской практике
Объектом исследования является Управление ФНС России по РМ.
Предметом исследования выступает механизм взимания косвенных налогов.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблемам косвенного налогообложения, Налоговый кодекс РФ, законодательные и нормативные акты, регулирующие налоговые отношения, материалы периодической печати.
В процессе исследования использовались методы системного, структурного, логического, сравнительного анализа, экономико-статистический, методы наблюдения, графического представления результатов исследования.
Информационную
базу исследования составили отчетно-
Научная новизна и наиболее значимые результаты исследования заключаются в следующем:
-
уточнено понятие косвенных
-
разработан метод оценки
-
обоснованы основные
-
разработаны предложения и
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что методические положения и выводы могут быть использованы финансовыми и налоговыми органами при разработке государственной и региональной налоговой политики. Теоретические и практические аспекты работы могут быть использованы в учебном процессе.
1
Теоретические аспекты
косвенного налогообложения
1.1 История возникновения и развития косвенного налогообложения в России и за рубежом
Налог
это обязательный взнос, осуществляемый
плательщиком в бюджет определенного
уровня или во внебюджетные фонды. Порядок
внесения и размер суммы взноса устанавливается
законодательством. С помощью налогов
определяются взаимоотношения
Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения
взаимосвязи
Российская система налогообложения на притяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в ее политическом устройстве и вместе с историческими вехами.
Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы. Так, в Древней Греции в VII - VI вв. до н.э. представителями знати были введены налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, возведение укреплений вокруг городов государств, строительство храмов, водопроводов, дорог, устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.
Позже
Римской, Греческой и Византийской
стала складываться финансовая система
Руси. Объединение Древнерусского государства
началось лишь с конца IX в. Основным
источником доходов княжеской казны
была дань. Это был сначала нерегулярный,
а позже все более
Косвенное
налогообложение существовало в
форме торговых и судебных пошлин.
Пошлина «мыт» взималась за провоз
товаров через горные заставы, пошлина
«перевоз» - за перевоз через реку,
«гостиная» пошлина - за право иметь
склады, «торговая» пошлина - за право
устраивать рынки. Пошлины «вес»
и «мера» устанавливались соответственно
за взвешивание и измерение
Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 - 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей.
Несколько упорядочена налоговая система была в царствование Алексея Михайловича (1629 - 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ. Но войны со шведами и поляками, которые он вел, требовали огромных расходов. К тому же Россию во второй половине сороковых годов XVII в. постигло несколько неурожайных лет и падеж скота от эпидемических болезней. Правительство прибегало к экстренным сборам. С населения взимали сначала двадцатую, потом десятую, затем пятую деньгу. То есть прямые налоги «с животов и промыслов» поднялись до 20%. Увеличивать их дальше стало невозможно. Введенный для поправки финансового положения косвенный налог - акциз на соль - вскоре был временно отменен, т.к. начались народные соляные бунты среди беднейшего населения России. Началась работа по упорядочению финансов на более разумных основаниях.