Косвенное налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Работа состоит из  1 файл

Косвенное налогообложение в РФарер.docx

— 235.03 Кб (Скачать документ)

     10% - для продовольственных товаров,  по перечню установленному кодексом, товаров для детей, периодических  печатных изданий, медицинских  товаров;

     18% - для остальных товаров

     При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.

     Судя  по всему, фискальное значение НДС будет  постепенно снижаться, а издержки связанные  с ним, неуклонно расти. В итоге  нам придется всерьез задуматься о существенном уточнении налоговой  базы, объекта налогообложения и  ставок этого эффективного, но проблемного  налога.

     Не  исключено, что Россия будет вынуждена  пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой  не налоговой политики, а социальной политики [11, c. 78].

     С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости.

     Не  менее важным является переход с 1 января 2005 года на принцип «страны  назначения» в торговле с Украиной, Казахстаном и Беларусью. Теперь экспорт нефти и газа в эти  государства СНГ рассматривается  как нормальный экспорт и экспортеры получили возможность предъявлять  по вычету соответствующие суммы  налога на добавленную стоимость, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер  было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений.

     ФНС России  в 2009 году  по сравнению  с  2008 годом снизило поступления  администрируемых доходов в бюджет Российской федерации с 10032,8 млрд. р. до 8379,3 млрд. р.,  снижение составило 16,5% (Приложение А) [35].

     Всего в 2009 году (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. р. администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году (рисунок 2.1).

     Показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном  законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. р.

     

Рисунок 2.1- Поступление администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет 

     Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (рисунок 2.2).

     

     Рисунок 2.2 – Структура поступления администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет

     Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд. р. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.

     Снижение  поступлений обусловлено ухудшением результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций и снижением  с 2009 года ставки налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,5% до 2 процентов.

     Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509,8 млрд. р. и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд. р., или на 1%.

     Поступления налога на добавленную стоимость  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 176,6 млрд. р. и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.

     Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. р., что на 24% меньше, чем в 2008 году.

     Управление  ФНС России по Республике Мордовия сообщает, что за январь-декабрь 2009 года в федеральный бюджет  поступило налогов и сборов  в сумме  3 820,0 млн. р. (с учетом ЕСН).

     Основная  доля доходов, поступивших в федеральный  бюджет, обеспечена поступлениями НДС (50,2%), ЕСН (42,1%) и налога на прибыль (4,5 %).  
Основные поступления в федеральный бюджет за январь-декабрь 2009 года составили:

     - налог на прибыль организаций в сумме 172,3 млн. р.;

     - налог на добавленную стоимость в сумме 1 917,3 млн. р.;

     - ЕСН, зачисляемый в доход федерального бюджета – 1 610,9 млн. р.

     По  сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления сократились на 2 991,0 млн. р., или на 43,9 процента. Основные налоги, по которым произошло снижение, - налог на прибыль (снижение на 1 030,9 млн. р.), НДС (снижение на 1 802,5 млн. р.), акцизы (снижение на 199,5 млн. р.).

     Во  внебюджетные фонды (без ЕСН в  федеральный бюджет) поступило 

     5 428,9 млн. р., что на 116,9 млн. р. больше поступлений соответствующего периода прошлого года (темп роста 102,2%).  
Общая сумма акцизов, поступивших в федеральный бюджет за январь – декабрь 2009 года составила 46,1 млн. р., что на 199,5 млн. р. меньше, чем в январе – декабре 2008 года.

     Плановые показатели за январь – декабрь 2009 года по поступлениям в федеральный бюджет (без МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам) выполнены на 104 %, в том числе по налогу на прибыль – на 82 %, по НДС – на 109 %, по акцизам – на 124 %, по единому социальному налогу – на 102 %, по ресурсным платежам – на 96 процентов. 
 

     2.2 Исследование действующего  механизма акцизного                                  налогообложения 

     С 1 января 2001 года, в связи с введением  в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием Закона об акцизах утратившим силу, перечень подакцизных товаров  регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 «Акцизы» НК РФ.

     Согласно  НК РФ  подакцизными товарами признаются:

     1) спирт этиловый из всех видов  сырья, за исключением спирта  коньячного;

     2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие  виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового  спирта более 9 процентов.

     Не  рассматриваются как подакцизные  товары следующая спиртосодержащая продукция:

  • лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства и препараты, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов, разлитые в сосуды вместимостью не более 100 мл;
  • парфюмерно-косметическая продукция, прошедшая государственную регистрацию, если вместимость сосуда, в который она разлита, не превышает 270 мл;
  • спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;
  • подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации и внесенные в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной  и алкогольсодержащей продукции в РФ;

     3) алкогольная продукция (спирт  питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5 процента, за исключением виноматериалов);

     4) пиво;

     5) табачная продукция;

     6) автомобили легковые и мотоциклы  с мощностью двигателя свыше  112,5 кВт (150 л.с.);

     7) автомобильный бензин;

     8) дизельное топливо;

     9) моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных)  двигателей.

     10) прямогонный бензин. Под прямогонным  бензином понимают бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.

     Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая  лица, признаваемые плательщиками акцизов  в связи с перемещением подакцизных  товаров через таможенную границу  РФ.

     Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный  месяц.

     В соответствии с п. 1 ст. 193 НКРФ налогообложение  подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым  ставкам (приложение А).

     Налоговым кодексом РФ установлен особый режим  налогового склада в отношении алкогольной  продукции. Под режимом налогового склада понимается комплекс мероприятий  налогового контроля, осуществляемый налоговыми органами в отношении  алкогольной продукции с момента  окончания ее производства и поступления  на акцизный склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям. Под  действием режима налогового склада находится территория, на которой  расположены производственные помещения, используемые для производства алкогольной  продукции, а также находящиеся  вне этой территории акцизные склады для ее хранения. Алкогольная продукция, находящаяся в режиме налогового склада, хранится под контролем сотрудников  налоговых органов в специально обустроенных помещениях до момента  ее отгрузки (акцизные склады).

     Должностные лица акцизного склада обязаны:

  • вести учет хранящихся на складе подакцизных товаров и представлять налоговым органам отчетность об этих товарах;
  • обеспечивать невозможность выбытия с акцизного склада подакцизных товаров без контроля сотрудников налоговых органов;
  • обеспечивать невозможность доступа на акцизный склад посторонних лиц;
  • выполнять требования налоговых органов по обустройству склада, обеспечению доступа сотрудников налогового органа к хранящимся товарам и предоставлению указанным сотрудникам безвозмездно оборудованных помещений и средств связи в целях обеспечения налогового контроля;
  • по требованию налоговых органов оборудовать склад двойными запорными устройствами, одно из которых должно находиться в ведении налогового органа.

     В связи с действием режима налогового склада в отношении производства и реализации алкогольной продукции  налогообложение производится по следующим ставкам:

    • при реализации покупателям, не являющимся акцизными складами, по обычным ставкам;
    • при реализации на акцизные склады оптовых организаций — в размере 50 % от действующих ставок;
    • при реализации оптовыми организациями с акцизных складов конечным потребителям — в размере 50 % от действующих ставок;
    • при реализации оптовыми организациями с акцизных складов на акцизные склады других  оптовых организаций акцизы не взимаются.

     При реализации подакцизной продукции  налогоплательщик обязан предъявлять  сумму налога покупателю. В расчетных  документах, в том числе в реестрах чеков и аккредитивов, первичных учетных документах, счетах-фактурах, сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределы территории Российской Федерации.

     Вместе  с тем продавцы подакцизных товаров, которые не являются налогоплательщиками акцизов, не обязаны выделять сумму акциза в расчетных документах и счетах-фактурах. Поэтому, если в указанных документах акциз не будет выделен, у налогоплательщика акцизов, использующих в процессе производства подакцизные товары, приобретаемые у продавцов, не являющихся их непосредственными производителями, не будет оснований для налоговых вычетов.

Информация о работе Косвенное налогообложение