Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
10%
- для продовольственных товаров,
18% - для остальных товаров
При
реализации товаров (работ, услуг) выставляются
соответствующие счета-фактуры
Судя по всему, фискальное значение НДС будет постепенно снижаться, а издержки связанные с ним, неуклонно расти. В итоге нам придется всерьез задуматься о существенном уточнении налоговой базы, объекта налогообложения и ставок этого эффективного, но проблемного налога.
Не исключено, что Россия будет вынуждена пойти по пути ряда европейских стран, вводя значительное количество пониженных ставок, что представляется мерой не налоговой политики, а социальной политики [11, c. 78].
С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости.
Не
менее важным является переход с
1 января 2005 года на принцип «страны
назначения» в торговле с Украиной,
Казахстаном и Беларусью. Теперь
экспорт нефти и газа в эти
государства СНГ
ФНС России в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизило поступления администрируемых доходов в бюджет Российской федерации с 10032,8 млрд. р. до 8379,3 млрд. р., снижение составило 16,5% (Приложение А) [35].
Всего в 2009 году (по предварительным данным) в федеральный бюджет поступило 3 012,4 млрд. р. администрируемых доходов, что на 26% меньше, чем в 2008 году (рисунок 2.1).
Показатели, заложенные на 2009 год в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в части ФНС России, выполнены. Бюджет получил дополнительно 402 млрд. р.
Рисунок
2.1- Поступление администрируемых ФНС
доходов в федеральный бюджет
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДС (39%), налога на добычу полезных ископаемых (33%), ЕСН (17%) и налога на прибыль (6%) (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2 – Структура поступления администрируемых ФНС доходов в федеральный бюджет
Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195,4 млрд. р. По сравнению с 2008 годом поступления снизились в 3,9 раза.
Снижение
поступлений обусловлено
Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2009 году составили 509,8 млрд. р. и по сравнению с 2008 годом выросли на 3 млрд. р., или на 1%.
Поступления налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2009 году составили 1 176,6 млрд. р. и по сравнению с 2008 годом выросли на 18%.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь, поступило в 2009 году 30,6 млрд. р., что на 24% меньше, чем в 2008 году.
Управление ФНС России по Республике Мордовия сообщает, что за январь-декабрь 2009 года в федеральный бюджет поступило налогов и сборов в сумме 3 820,0 млн. р. (с учетом ЕСН).
Основная
доля доходов, поступивших в федеральный
бюджет, обеспечена поступлениями НДС
(50,2%), ЕСН (42,1%) и налога на прибыль (4,5
%).
Основные поступления в федеральный бюджет
за январь-декабрь 2009 года составили:
- налог на прибыль организаций в сумме 172,3 млн. р.;
- налог на добавленную стоимость в сумме 1 917,3 млн. р.;
-
ЕСН, зачисляемый в доход
По
сравнению с аналогичным
Во внебюджетные фонды (без ЕСН в федеральный бюджет) поступило
5
428,9 млн. р., что на 116,9 млн. р. больше
поступлений соответствующего периода
прошлого года (темп роста 102,2%).
Общая сумма акцизов, поступивших в федеральный
бюджет за январь – декабрь 2009 года составила
46,1 млн. р., что на 199,5 млн. р. меньше, чем
в январе – декабре 2008 года.
Плановые
показатели за январь – декабрь 2009 года
по поступлениям в федеральный бюджет
(без МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам)
выполнены на 104 %, в том числе по налогу
на прибыль – на 82 %, по НДС – на 109 %, по
акцизам – на 124 %, по единому социальному
налогу – на 102 %, по ресурсным платежам
– на 96 процентов.
2.2
Исследование действующего
механизма акцизного
С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием Закона об акцизах утратившим силу, перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 «Акцизы» НК РФ.
Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:
1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
2)
спиртосодержащая продукция (
Не
рассматриваются как
3)
алкогольная продукция (спирт
питьевой, водка, ликероводочные
изделия, коньяки, вино и иная
пищевая продукция с объемной
долей этилового спирта более
1,5 процента, за исключением виноматериалов)
4) пиво;
5) табачная продукция;
6)
автомобили легковые и
7) автомобильный бензин;
8) дизельное топливо;
9)
моторные масла для дизельных
и (или) карбюраторных (
10) прямогонный бензин. Под прямогонным бензином понимают бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.
Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.
В
соответствии с п. 1 ст. 193 НКРФ налогообложение
подакцизных товаров и
Налоговым
кодексом РФ установлен особый режим
налогового склада в отношении алкогольной
продукции. Под режимом налогового
склада понимается комплекс мероприятий
налогового контроля, осуществляемый
налоговыми органами в отношении
алкогольной продукции с
Должностные лица акцизного склада обязаны:
В связи с действием режима налогового склада в отношении производства и реализации алкогольной продукции налогообложение производится по следующим ставкам:
При реализации подакцизной продукции налогоплательщик обязан предъявлять сумму налога покупателю. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и аккредитивов, первичных учетных документах, счетах-фактурах, сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределы территории Российской Федерации.
Вместе с тем продавцы подакцизных товаров, которые не являются налогоплательщиками акцизов, не обязаны выделять сумму акциза в расчетных документах и счетах-фактурах. Поэтому, если в указанных документах акциз не будет выделен, у налогоплательщика акцизов, использующих в процессе производства подакцизные товары, приобретаемые у продавцов, не являющихся их непосредственными производителями, не будет оснований для налоговых вычетов.