Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
По НДС было проведено 25080 проверок из них по 2040 проверкам былы выявлены нарушения.
Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
При
проведении камеральной проверки налоговый
орган вправе истребовать у
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев).
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора — организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением установленных требований.
При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
Срок
проведения проверки включает в себя
время фактического нахождения проверяющих
на территории проверяемого налогоплательщика,
плательщика сбора или
Выездная
налоговая проверка, осуществляемая
в связи с реорганизацией или
ликвидацией организации-
Количество проведенных выездных налоговых проверок проведенных Управлением ФНС России по Республике Мордовия представлена в таблице 2.2.
Как видно из данных таблицы 2.2 количество выездных проверок в 2009 году было проведено 3232 проверки, что на 2308 выездных проверок меньше 2008 года. Из 3232 выездных проверок было выявлено нарушений по 1674 проверкам, что составляет 51,78%. Для сравнения в 2008 году было выявлено 43,19% нарушений от общего количества проведенных выездных проверок.
Наибольшее
количество выездных проверок в 2009 году
было проведено по страховым взносам
422 проверки. По результатам выездных
проверок было начислено налогов
на сумму 2114873 р. из них на 330550 штрафных
санкций.
Таблица 2.2 – Количество проведенных выездных проверок
Показатель |
2008 г | 2009 г | ||
Количество проведенных выездных проверок | Количество проведенных выездных проверок | |||
Всего | из них, выявивших нарушения | Всего | из них, выявивших нарушения | |
Налог на прибыль организаций | 451 | 153 | 250 | 160 |
Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами - организациями | 606 | 445 | 356 | 290 |
Налог
с доходов физических лиц, исчисленный
индивидуальными |
235 | 169 | 124 | 107 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, а также на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь | 639 | 448 | 357 | 279 |
Налог на имущество организаций | 426 | 49 | 246 | 41 |
Земельный налог | 380 | 32 | 226 | 22 |
Транспортный налог | 437 | 68 | 258 | 55 |
Налог на игорный бизнес | 23 | 4 | 0 | 0 |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 196 | 64 | 77 | 56 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 259 | 69 | 162 | 50 |
Единый сельскохозяйственный налог | 31 | 17 | 33 | 30 |
Единый социальный налог | 671 | 303 | 356 | 196 |
Страховые взносы | 537 | 118 | 422 | 106 |
Итого | 5540 | 2393 | 3232 | 1674 |
Материалы
проверки рассматриваются руководителем
(заместителем руководителя) налогового
органа. В случае представления
Как показал выполненный анализ основное место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги, к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, также большое значение стал иметь налог на добычу полезных ископаемых. В составе доходов бюджета они занимают определяющее место.
С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием Закона об акцизах утратившим силу, перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 «Акцизы» НК РФ.
Налоговые органы проводят налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
В
2009 году было проведено 3232 проверки, что
на 2308 выездных проверок меньше 2008 года.
Из 3232 выездных проверок было выявлено
нарушений по 1674 проверкам, что составляет
51,78%. Для сравнения в 2008 году было выявлено
43,19% нарушений от общего количества проведенных
выездных проверок.
3.1 Совершенствование механизма взимания налога на добавленную
стоимость
в Российской Федерации.
Одним из важнейших вопросов совершенствования действующей системы налогообложения является реализация комплекса мер по повышению эффективности применения налога на добавленную стоимость, а том числе по администрированию этого налога, обеспечивающему около 50 процентов налоговых доходов налогового бюджета.
Учитывая
особенности механизма
Величина неправомерного возмещения налога из бюджета связана: во-первых, с созданием специальных структур (фирм — «однодневок») и использованием фиктивных документов (контрактов, счетов — фактур, платежно-расчетных и таможенных документов), и во-вторых с ограниченными возможностями налоговых и таможенных органов создавать действенную систему контроля в условиях существующей протяженности территории и границ Российской Федерации с учетом фактического количества налогоплательщиков, в том числе применяющих нулевую ставку налога.
Поскольку, как показывает практика, существующий порядок применения счетов - фактур не обеспечивает достаточный уровень противодействия незаконному возмещению налога, одним из основных инструментов совершенствования действующего механизма исчисления и уплаты НДС может стать установление более эффективной системы учета налога, предъявленного к вычету налогоплательщиками.
Одним из возможных вариантов такой системы могло бы быть введение специальных счетов (НДС — счетов) для учета налога, как получаемого в составе выручки от реализуемых товаров (работ, услуг), так и перечисляемого в составе платежей за приобретаемые материальные ресурсы (товары, работы и услуги производственного назначения). Выделение сумм НДС из общего потока финансовых средств налогоплательщиков позволило бы установить особую систему прохождения сумм налога по специальным счетам всех хозяйствующих субъектов, открываемых в кредитных учреждениях, что повысило бы эффективность контроля за полнотой поступлений налога в бюджет. Однако, как показал углубленный анализ возможных последствий введения такой системы, она может привести к существенному отвлечению оборотных средств организаций и индивидуальных предпринимателей из оборота, что особенно негативно отразится на малом бизнесе, не располагающем свободными денежными средствами и имеющего ограниченный потенциал кредитных ресурсов.
Введение НДС - счетов «в жестком виде» может привести и к некоторым другим отрицательным последствиям. Неоднозначны и первые результаты применения НДС - счетов в республике Болгария, введшей такую систему начиная с 2003 года.
В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность введения НДС — счетов «в смягченном виде» в форме учетных регистров (аналитических субсчетов к расчетным счетам), позволяющих налоговым органам получить информационную базу для контроля за поступлениями налога в бюджет по сравнению с суммами налога, предъявленными к возмещению. Этот вопрос в настоящее время прорабатывается с Банком России и конкретные предложения, о возможных изменениях в законодательство, будут подготовлены позднее.
В качестве эффективного средства налогового контроля за правильностью уплаты налога на добавленную стоимость могло бы стать внедрение электронных реестров счетов - фактур, что позволило бы, практически, создать единое информационное пространство по НДС.
Возможность
для налоговых органов
3.2
Совершенствование
системы акцизного налогообложения
При рассмотрении проблемы распределения налогового бремени и организации оптимальной схемы уплаты акцизов в действующих условиях главной задачей остается усиление контроля над сферой производства и оборота алкогольной продукции, решение которой могло бы обеспечить формирование достаточной налоговой базы для взимания акцизов. При этом анализ позиций специалистов в области налогообложении позволяет выделить несколько вариантов дальнейшего развития системы уплаты акцизов.
1. Возврат к действовавшей ранее системе с переносом обязанности по уплате акцизов на производителей алкогольной продукции с одновременной отменой акцизных складов. Цель данного мероприятия состоит в сокращении количества налогоплательщиков и затрат по налоговому администрированию, упрощение порядка исчисления и уплаты акциза, сохранение государственного контроля. По данным ФНС, данная мера позволит легализовать около 5 % доходов с дополнительными поступлениями для территориальных бюджетов 4,3 млрд. р.
2. Сохранение и совершенствование действующей трехуровневой системы взимания акциза с производителей спирта, алкогольной продукции и предприятий оптовой торговли. В данном случае, в первую очередь, необходимо усиление эффективности контрольной составляющей работы акцизных складов. Специалистами высказываются мнение о целесообразности установления налоговой ответственности плательщика акциза в случае несоответствия объема алкогольной продукции, отгруженной с одного акцизного склада, объему алкогольной продукции, полученной другим акцизным складом. Кроме того, следует предусмотреть для участников алкогольного рынка право свободного доступа к государственному реестру выданных лицензий и сводному реестру разрешений на организацию акцизного склада, а также установить обязанность участников алкогольного рынка осуществлять проверку предоставляемых им лицензий.