на
основе проведенных теоретических
исследований автором сделаны следующие
выводы: на протяжении столетий мировая
налоговая система изменялась под
воздействием политических, социальных
и экономических причин; эволюция
налоговой системы ознаменовалась
цикличностью в смене периодов господства
подсистемы косвенного и прямого
налогообложения; практические и теоретические
аспекты налогообложения зачастую
развивались самостоятельно, что
не могло не сказаться на состоянии
экономики стран. В настоящее
время в результате изменившихся
подходов к пониманию теории налогообложения
продолжается познание и совершенствование
налоговых отношений, в основном,
в рамках монетаристской, кейнсианской
теорий и теории переложения налогов.
Преобладание
косвенного налогообложения как
в европейских странах, так и в РФ
обусловлено рядом причин:
- социальной
– косвенные налоги не так заметны, как
прямые, поэтому их изъятие происходит
незаметно для налогоплательщика;
- экономической
– косвенные налоги за счет более широкой
базы обложения обеспечивают приемлемый
уровень государственных доходов, кроме
того, они взимаются на каждой стадии производственного
процесса;
- политической
– образование в Западной Европе единого
экономического пространства требует
от правительств европейских стран унификации
системы налогообложения для свободного
перемещения товаров в рамках единой экономической
системы;
- интеграционной
– бурное развитие процесса глобализации
подталкивает страны к формированию такой
налоговой системы, которая обеспечивала
бы конкурентные преимущества перед другими
участниками международного рынка, в этой
связи система косвенного налогообложения
позволяет высокоразвитым индустриальным
странам изымать существенную долю доходов
развивающихся стран.
Налог
на добавленную стоимость (НДС) –
косвенный налог на потребление, который
взимается практически со всей видов товаров
и таким образом ложится на плечи конечного
потребителя. На территории Российской
Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС,
предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается
как разность между суммами налога, исчисленными
со всей суммы реализованных налогоплательщиком
за приобретенный товар, сырье, материалы,
работы и услуги. Доля НДС в налоговых
доходах федерального бюджета в 2009 г. составила
около 39%.
Поступления
налога на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации, в
2009 году составили 1 176,6 млрд. р. и по сравнению
с 2008 годом выросли на 18%.
Налога
на добавленную стоимость на товары,
ввозимые на территорию Российской Федерации
из Республики Беларусь, поступило в 2009
году 30,6 млрд. р., что на 24% меньше, чем в
2008 году.
Налоговые
органы проводят налоговые проверки
налогоплательщиков, плательщиков сборов
и налоговых агентов. Налоговой
проверкой могут быть охвачены только
три календарных года деятельности налогоплательщика,
плательщика сбора и налогового агента,
непосредственно предшествовавшие году
проведения проверки.
По
НДС было проведено 25080 проверок из
них по 2040 проверкам былы выявлены
нарушения.
В
настоящий момент акцизы выполняют
в большей своей части фискальную
функцию, что выражается в стремлении
властей при введении тех или
иных акцизов не столько к регулированию
производства и потребления тех
или иных товаров, сколько к пополнению
бюджета. Фискальная направленность акцизов
на бензин не вызывает сомнений, и это
при том, что повышение цен
на бензин - один из факторов, влияющих
на повышение издержек практически
любого производства, следовательно, повышения
общественно необходимых затрат
на производство той или иной продукции,
что приводит к снижению конкурентоспособности
экономики в целом. Тем не менее,
регулирующее воздействие акцизов
все же проявляется, и наиболее оно
благотворно в сфере оборота
алкогольной продукции. Таким образом,
государство не только пополняет
казну, не только уменьшает уровень
потребления алкоголя, но и способствует
реализации только качественной продукции.
Спорными
остаются величины ставок акцизов, а
также способы индексирования величины
специфических ставок. Применение адвалорных
ставок приводит к серьезным трудностям
при оценке объекта налогообложения.
Специфические же ставки недостаточно
оперативно корректируются в связи
с инфляционными процессами.
Законодательная
база в сфере акцизов еще недостаточно
проработана. В частности это
относится к большому объему документов,
которые недостаточно систематизированы
и трудны для восприятия.
Список
использованных источников
- Конституция
РФ — Электронная версия «Консультант+».
- Налоговый
Кодекс Российской Федерации (часть первая)
(ред. от 02.01.2000). – Электронная версия «Консультант+».
- Налоговый
Кодекс Российской Федерации (часть вторая).
– Электронная версия «Консультант+».
- Агеева О.
А. Учетная политика предприятия как элемент
налогового планирования // Налоговое
планирование, 2008. –№3. – С. 5 - 8.
- Вареха Ю.
М. Совершенствование системы налогообложения
// Аудит и финансовый анализ, 2008. – №3.
– С. 98-101.
- Васильев
А. Налоговое планирование: быть или не
быть?// Налоговый инспектор, № 9, 2000, Internet-версия.
- Виссарионов
А., Федорова И. Налоговое регулирование
экономической активности// Экономист.
2006. – № 4. – С. 69.
- Галимзянов
Р. Ф. Приказ об учетной политике предприятия
как элемент минимизации налогов. – www.cfin.ru.
- Галимзянов
Р. Ф. Общие принципы минимизации налогов.
– www.cfin.ru. 2008.
- Галимзянов
Р. Ф. Управление налогами на предприятии,
в 2-х тт./ Том первый – Уфа: «Эксперт», 2008.
– 250 с.
- Гаретовский
Н. В. Финансовые методы стимулирования
интенсификации производства. – М.: Финансы,
2009. – 320 с.
- Григорьев
С. Г., Гриншкун В. В., Скворцов О. В. Налоги
России: Электронный учебник. Необходимость
налогового планирования/ Финансовая
академия при Правительстве Российской
Федерации, Международный научно-консультационный
центр по проблемам налогообложения. –
www.fa.ru
- Гуськов
С. Налоги в экономике предприятий – М.:
Дашков и Ко, 2004. – 356 с.
- Даниэль
М. Марти. Российское налоговое законодательство:
препятствия на пути инвестиций//Проблемы
Теории и Практики Управления, 2008. –
№2. – С. 35-42
- Евстигнеев
Е. Н. Основы налогообложения и налоговое
право. Учебное пособие. – М.: Инфра – М.
2008. – 254 с.
- Завьялов
Н. Ф. Налоговое планирование: мировой
опыт и Россия. / /Бухгалтерский учет и
налоговое планирование. – 2008. – N 6. –
С. 308.
- Засухин
А. Т. Доходы и налоги. – М.: ОАО «НПО «Издательство
«Экономика», 2009. – с. 280
- Значение
налоговой системы для иностранного инвестора//
Закон. 2005. – № 5. – С.15-17.
- Караваева
И. Налоговые методы стимулирования производственных
инвестиций (зарубежный опыт)// Вопросы
экономики. – 2006. – №3. – С.95-101.
- Карасева
М. В.: Финансовое право. Общая часть: учебник
/ М.В. Карасева – М.: Юрист 2008 . – 443с.
- Карбушев
Г. И., Зимин В. М. Совершенствование налоговой
системы России// ЭКО № 2. – 2007. – С. 58.
- Козенкова
Т. А. Налоговое планирование на предприятии.
– М.: АиН, 2008.
- Комарова
И. Ю. Совершенствование налогообложения
прибыли предприятий в Российской Федерации)/
Автореферат на соискание ученой степени
кандидата экономический наук. Специальность:
08.00.10. – Москва, 2008.
- Комментарий
к Налоговому Кодексу РФ, части 1 / под ред.
А. В. Брызгалина – М.: Аналитика – Пресс,
2004. – 364 с.
- Красницкая
В. А. Организация и методика налоговых
проверок. – М.: Финансы и статистика, 2009.
– 356 с.
- Кузнецова
А. П. Политика государства в налоговой
сфере. Н. Новгород, 2008, С. 199-203.
- Кабылбеков
М. Налоговая система США/материал с сайта/http://www.adviser.kg/scripts/foxweb.exe/base
- Кучеров
И. И. Налоговое право России: курс лекций
/ И. И. Кучеров. – М.: «Юринфор», 2008. – 308
с.
- Лермонтов
Ю. М. Как правильно уплатить НДФЛ. – М.:
ЭКСМО, 2007. – 108 с.
- Лыкова
Л. Н. Налоги на чистую стоимость богатства:
мировой опыт и возможности применения
в России (научный доклад). – М.: Институт
экономики РАН, 2008. – 48 с.
- Медведев
А. Н. Как планировать налоговые платежи.
Практическое руководство для предпринимателей.
– М.: ИНФРА-М, 1996.
- Методология
налоговой оптимизации: конкретные приемы//
Консультант, № 22 – 2009. – С.25.
- Налоги и
налоговое право: Учебное пособие/ Под
ред. А. В. Брызгалина. – М.: Аналитика-Пресс,
2009. – 420 с.
- Налоги и
налогообложение / Под ред. М. В. Ромонавского.
– СПб.: Питер, 2010. – 496 с.
- Налоговая
политика ведущих западных государств
в системе экономического регулирования//
Законодательство и экономика. 2005, № 17/18.
- Налоговая
система США. ICSL REPORT/http://www.tymyt.kiev.ua/Pens_nalog_USA_review.htm
- Налоги: Франция/http://www.bareev.com/projects/survival/taxes.php
- Налогообложение
физических лиц: учеб. пособие / Н. А. Филиппова,
Г. В. Морозова, Н. Н. Семенова и др. – Саранск:
Изд-во Мордов. ун-та, 2007. – 200 с.
- Пансков
В. Г. Налоги и налогообложение в РФ: Учебник
для вузов. – М.: Международный центр финансово-экономического
развития, 2004. – 480 c.
- Пансков
В. Г. Налоги и налогообложение в Российской
Федерации: Учебник для вузов – 5-е изд.,
доп. и перераб. – М.: Международный центр
финансово-экономического развития, 2003.
– 544 с.
- Петти В.,
Рикардо Д. Трактат о налогах и сборах:
Начала политической экономии и налогового
обложения. – Петрозаводск: Петроком,
1993. – 154с. – (Шедевры миров. экон. мысли; Т.2).
РЖ ЭП. – 1993. – 250 с.
- Побережская
О. Особенности бюджетов штатов и местных
бюджетов в США//США–Канада: экономика,
политика, культура. – 2000. – № 6 (366). – С.
86.
- Поплавко
Т. А. Анализ согласования финансового
и налогового учета и отчетности в коммерческих
организациях)/ Автореферат на соискание
ученой степени кандидата экономический
наук. Специальность: 08.00.12. – Москва, 1998.
- Попонова
Н. Контроль за уплатой налогов в развитых
странах. М.: ЭКСМО, 2009. – 120 с.
- Практика
семейного налогообложения во Франции
– European Tax Handbook, 1997. Amsterdam: IBFD Publications BV, 1997.
- Проблемы
налоговой системы России: теория, опыт,
реформа. В 2 тт./ Научные труды Института
экономики переходного периода. – М.: ЮРИСТ,
2009 – 340 с.
- Рахманова
С. Ю. Актуально о НДФЛ. – М.: БЕРАТОР-ПАБЛИШИНГ,
2008. – 192 с.
- Рогозин
Б. А. Налоговое планирование на предприятиях
и в организациях (оптимизация и минимизация
налогообложения). 7-е изд., в 3-х тт. – М.:
ИНФРА-М, 2008. – 240 с.
- Румянцев
А. В. Налоговое регулирование в зарубежных
странах/Материал с сайта/http://www.cfin.ru/press/management/1998-6/05.shtml.
- Саладзе
В. Г. К чему приводит снижение налоговых
платежей? // Налоговый вестник, № 1. – 2009.
– С. 108.
- Семенихин
В. В. Налог на доходы физических лиц: «Комментарий
к главе 23 Налогового кодекса РФ». – М.:
«Эксмо-Пресс», 2005. – 174с.;
- Сластенко
В. Б. О налоговой оптимизации/ Актуальные
проблемы управления социально-экономическими
процессами в регионе. Материалы региональной
научно-практической конференции 14-15 апреля
2000 г., г. Калуга. – Internet-версия.
- Сологуб
Н. М. Налоговые преступления: методика
и тактика расследования. – М: ИНФРА-М,
2009. – 376 с.
- Солюс Г.
П. Налоги в системе государственно-монополистического
капитализма. – М.: Финансы, 2004. – 256 c.
- Споры с налоговой
инспекцией/ Составитель В. У. Асташенков
– М.: «ПРИОР», 2008. – 200 с..
- Сутырин
С. Ф., Погорлецкий А. И. Налоги и налоговое
планирование в мировой экономике/ Под
ред. Сутырина С. Ф. – СПб.: Изд-во В. А. Михайлова,
Изд-во «Полиус», 2008. – 280 с.
- Сякин Р.
Р. Налоговые методы активизации инвестиционного
процесса в условиях рынка/ Автореферат
на соискание ученой степени кандидата
экономический наук. Специальность: 08.00.10.
– Саратов, 2000.
- Тереньтева
С. Н. Сравнительная характеристика
налогообложения физических лиц налогом
на доходы в США и во Франции // Финансовый
менеджмент. – №2. – 2009. – С.15-19
- Терещенко
О. В., Каракулов М. В. Управление налоговой
задолженностью предприятий ВПК/ Государственное
регулирование экономики. Региональный
аспект. Материалы Второй международной
научно-практической конференции. Том
I. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2009. – с.185-186.
- Фокин Ю.,
Кирова Е. Налоговая нагрузка: проблемы
и пути решения// Экономист. – № 10. –
2007, С. 52.
- Черник Д.
Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой
системы: Учеб. пособие для вузов/ Под ред.
Д. Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. –
540 с.
- Юткина Т.
Ф. Налоги и налогообложение: Учебник.
– М.: ИНФРА-М, 2007. – 480 с.
- www.nalog.ru
Приложение
А
Поступление
администрируемых ФНС России доходов
в бюджетную систему Российской
Федерации, включая государственные
внебюджетные фонды за 2008-2009 гг., млрд.
р.
|
2008 год |
2009 год |
в процентах
к 2008 году |
Всего
поступило в бюджетную
систему РФ |
10 032,8 |
8 379,3 |
83,5 |
в
том числе: |
|
|
|
Налоги
и сборы в консолидированный
бюджет РФ (вкл. ЕСН) |
8 455,7 |
6 798,1 |
80,4 |
Государственные внебюджетные фонды |
1 577,1 |
1 581,2 |
100,3 |
|
|
|
|
Налоги
и сборы - всего (вкл.
ЕСН) |
8 455,7 |
6 798,1 |
80,4 |
в федеральный бюджет (вкл. ЕСН) |
4 078,7 |
3 012,4 |
73,9 |
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ |
4 377,0 |
3 785,7 |
86,5 |
из
них: |
|
|
|
Налог на прибыль организаций |
2 513,0 |
1 264,4 |
50,3 |
в федеральный бюджет |
761,1 |
195,4 |
25,7 |
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ |
1 751,9 |
1 069,0 |
61,0 |
Налог на доходы физических
лиц |
|
|
|
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ |
1 665,6 |
1 665,0 |
100,0 |
Единый социальный налог в
федеральный бюджет |
506,8 |
509,8 |
100,6 |
Налог на добавленную стоимость |
|
|
|
на товары (работы, услуги), реализуемые
на территории Российской Федерации |
998,4 |
1 176,6 |
117,9 |
на товары, ввозимые на территорию
Российской Федерации из Республики
Беларусь |
40,3 |
30,6 |
76,0 |
Акцизы |
314,7 |
327,4 |
104,0 |
в федеральный бюджет |
125,2 |
81,7 |
65,2 |
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ |
189,4 |
245,7 |
129,7 |
Налоги
и сборы и регулярные платежи
за пользование природными ресурсами
|
1 742,6 |
1 080,9 |
62,0 |
в федеральный бюджет |
1 637,5 |
1 006,3 |
61,5 |
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ |
105,1 |
74,7 |
71,1 |
в
том числе: |
|
|
|
налог на добычу полезных ископаемых |
1 708,0 |
1 053,8 |
61,7 |
в федеральный бюджет |
1 604,7 |
981,5 |
61,2 |
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ |
103,4 |
72,3 |
70,0 |
из него нефть: |
1 571,6 |
934,3 |
59,5 |
в федеральный бюджет |
1 493,0 |
887,6 |
59,5 |
в консолидированные бюджеты
субъектов РФ |
78,6 |
46,7 |
59,5 |
|
|
|
|
Государственные
внебюджетные фонды -
всего |
1 577,1 |
1 581,2 |
100,3 |
в
том числе: |
|
|
|
Страховые
взносы, зачисляемые в Пенсионный
фонд (ПФР) |
1 251,4 |
1 267,7 |
101,3 |
Фонд
социального страхования (ФСС) (без
учета суммы расходов,
произведенных налогоплательщиками
на цели государственного
социального страхования) |
74,0 |
61,5 |
83,1 |
Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования
(ФФОМС) |
89,3 |
89,8 |
100,6 |
Территориальные
фонды обязательного медицинского
страхования (ТФОМС) |
162,4 |
162,2 |
99,9 |