Косвенное налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.

Работа состоит из  1 файл

Косвенное налогообложение в РФарер.docx

— 235.03 Кб (Скачать документ)

     Эпоха Петра I (1672 - 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных  преобразований. Для пополнения казны  изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до налога на усы и бороды.

     На  протяжении XIX в. главным источником доходов государства Российского  оставались государственные прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Второе место среди прямых налогов занимал  оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. В апреле 1836 г. были «высочайше утверждены» новые  налоги и сборы «для приращения городских  доходов» с торговых и ремесленных  заведений, с разных лиц, обязанных  по занятиям и промыслам своим платежом акцизы городу, с разных других статей городских доходов, сборы существующие, по коим допускается усиление.

     В восьмидесятых годах XIX в. наряду с  общей отменой подушной подати стало  внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с  ценных бумаг. Затем государственный  квартирный налог. Действовали пошлины  с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения, паспортные сборы, в том числе с заграничных  паспортов. Облагались полисы по страхованию  от пожаров. Среди косвенных налогов  в XIX в. крупные доходы Российскому  государству давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла  и ряд других товаров. Значительными  были поступления от производства и  торговли алкогольными напитками. Но система  акцизов, как и таможенные пошлины, имела отнюдь не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную  поддержку отечественным предпринимателям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.

     В 1898 году Николай II утвердил положение  о Государственном промысловом  налоге. Налог просуществовал вплоть до революции 1917 года. Основной промысловый  налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий  и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Они взимались при ежегодной  выборке промысловых свидетельств по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России.

     Акционерные общества платили дополнительный промысловый  налог в форме налога с капитала и процентного сбора с прибыли, который устанавливался пропорционально  чистой прибыли. Косвенные сборы  и пошлины взимались за клеймение  мер, гирь и весов, за утверждение  планов и чертежей на постройки в  частных владениях, за прописку, выдачу справок из адресного стола. К  этой же статье относились сборы с  аукционной продажи векселей, заемных  писем и договоров, судебных пошлин.

     Первая  мировая война губительно сказалась  на финансовом положении страны. Резко  выросла бумажноденежная эмиссия. Чтобы покрывать растущие военные  расходы, правительству потребовалось  систематически повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы. Стремительно росли суммы займов, как внутренних, так и внешних.

     После февральской революции положение  дел еще более ухудшилось. Временное  правительство не сумело справиться с экономическими и финансовыми  трудностями. Нарастали темпы инфляции. Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после Октября  1917 г. Основным источником доходов центральных органов советской власти стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций.

     Определенный  этап в налаживании финансовой системы  страны наступил в период новой экономической  политики, когда были сняты запреты  на торговлю, на местный кустарный  промысел. Была разработана система  налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. Опыт НЭПа показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при  определенном построении отношений  собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий  от государственного аппарата управления, что необходимо также для нормального  механизма перелива капитала между  отраслями и предприятиями, для  формирования рынка капиталов. Финансовая система во время НЭПа имела много  специфических особенностей, но тем  не менее она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной  России.

     В 1923 - 1925 гг. существовали следующие виды налогов:

     1. Прямые налоги. К ним относились  сельскохозяйственный, промысловый,  подоходно-имущественный рентный  налоги, гербовый сбор и тому  подобные пошлины, наследственные  пошлины.

     2. Косвенные налоги: акцизы и таможенные  обложения.

     Акцизы  были установлены на продажу чая, соли, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов и др.

     В дальнейшем финансовая система нашей  страны эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла  к административным методам изъятия  прибыли предприятий и перераспределения  финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств  и отсутствие какой-либо самостоятельности  предприятий в решении финансовых вопросов лишали финансовых руководителей  всякой инициативы и постепенно подводили  страну к финансовому кризису. Кризис разразился на рубеже 80 - 90 годов XX в., его возникновению способствовал и ряд других объективных и субъективных факторов.

     Начало  девяностых годов явилось также  периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

     В новой налоговой системе одно из главных мест заняли косвенные  налоги на потребление: налог на добавленную  стоимость и акцизы, входящие в  цену товара (работ, услуг), т.к. реформирование экономики России с самого начала было ориентировано на переход к  либеральной модели рынка. Это привело, начиная с 1992 года к освобождению цен на 90% товаров и услуг, что  дало сильный их скачок и увеличению налоговых поступлений в бюджет в первоначальный период.

     Но  эти первые годы рыночных преобразований в России привели к значительному  спаду производства, сокращению инвестиций, разладу финансовой системы и, самое  главное, снижению уровня жизни подавляющей  части населения: в декабре 1992 г. по сравнению с декабрем 1991 г. средняя заработная плата возросла в 1,3 раза, а сводный индекс потребительских цен в 26 раз.

     Учитывая  сложившуюся ситуацию, в послании Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» отмечены были те резервы реформирования экономики, которые надлежало в  полной мере использовать в 1994 году. В  числе этих резервов были названы:

     - создание системы регулирования  рыночной экономики;

     - демонополизация производства и  формирование конкурентной среды;

     - эффективное преобразование налоговой  системы (имея в виду, что она  должна быть стабильной и оптимальной,  поддерживать товаропроизводителя,  стимулировать инвестиции).

     В это же время формируется Государственная  налоговая служба (с 1998 г. - министерство Российской Федерации по налогам и сборам). В 1998 году принимается первая часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году - вторая. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства, что, в первую очередь, связано с происходящими изменениями в экономической и социальной сфере государства.

     Анализ  структуры и ставок местных налогов  в западных странах позволяет  разделить их на три основные группы. Первая - это собственные налоги, которые собираются только на данной территории. Сюда относятся прямые и косвенные налоги. Из прямых основными являются поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений. Косвенное налогообложение весьма разнообразно. Оно представлено как универсальным акцизом, т.е. общим налогом с продажи, так и специфическими акцизами. Невозможность поддерживать эффективную конкуренцию на общем рынке при сохраняющихся различиях во взимании косвенных налогов отмечалась в документах Комиссии ЕС с конца 60-х годов. Налог на добавленную стоимость (НДС) заменил целую серию других косвенных налогов, регрессивный характер которых лишь камуфлировал рост налогового бремени.

     Система налогообложения, базирующаяся на НДС, дает возможность изымать налоги частями, постепенно. Под обложение  попадают все продажи фирмы, но налоги, уплаченные в результате промежуточных  покупок, в дальнейшем вычитаются из общей суммы. Этот метод, известный  как “налоговый кредит”, вносит в  налоговую систему элемент саморегулирования, что улучшает порядок изъятия  налогов. Главное преимущество НДС  в том, что на каждой стадии производства можно вычислить сумму уплаченного  налога. Это позволяет, например, точно рассчитывать налоговые скидки на экспорт и предотвращать нарушения при предоставлении экспортных субсидий. Кроме того, использование такой многоуровневой налоговой шкалы уменьшает сумму налога при производстве товаров в рамках одной фирменной структуры (или ассоциации предприятий) и тем самым стимулирует вертикальную интеграцию фирм. С 1977 г. налог на добавленную стоимость рассчитывается в ЕС по единой системе, хотя сохраняется значительная дифференциация по количеству ставок и по их уровням. В Дании, например, одна ставка процента, в Ирландии и Португалии - 4, а в Бельгии - 7. Величина же НДС варьируется от 38% на некоторые предметы роскоши в Италии до 0% на товары первой необходимости в Великобритании и Ирландии. Значительно больший разрыв существует в акцизах, особенно на вино и спиртные напитки. Все вместе это дает довольно значительные отклонения цен на один и тот же товар в разных странах, ведет к злоупотреблениям и ущемлению конкуренции.

     В Италии, Франции, Германии, некоторых  других странах важное место занимает вторая группа местных налогов, которые  взимаются в качестве надбавок к  общегосударственным. Например, в Италии это надбавки к поземельному и  сельскохозяйственному налогам. В  Германии подоходный налог распределяется так: по 42,5% в федеральный бюджет и в бюджет Земли и 15% - в местные бюджеты. Налог с корпораций делится поровну (по 50%) между федеральным центром и Землей. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами, но 50 % поступлений перечисляется в бюджеты Земли и федеральный. Налог с продаж также распределяется по различным уровням. Но в данном случае пропорции могут быть самыми различными. Этот налог выступает как регулирующий, за его счет идет выравнивание финансового положения Земель при формировании текущих бюджетов. Каждые 2-3 года финансовые органы федерального правительства и Земель проводят переговоры о распределении налога с продаж. В 1991 г. его ставка - 14%, но на отдельные товары ниже (до 7%).

     В то же время почти во всех странах  местные органы управления не имеют права налоговой инициативы. Виды налогов утверждаются центральным правительством (в США - это прерогатива штатов), а вопрос о ставках решает города. В некоторых странах центральное правительство формально разрешает местным органам самим устанавливать налоги. Но в этом случае оно оставляет за собой контроль за их ставками и суммами.

     Самостоятельным звеном местных финансов являются финансы  предприятий, подчиненных муниципалитетам. Обычно это предприятия транспорта, энергетического хозяйства, водоснабжения, жилищного хозяйства, водоочистные и канализационные сооружения, дорожные предприятия. В местных бюджетах учитываются только доходы или убытки от их деятельности и лишь в отдельных  странах включаются валовые доходы, а в расходную часть бюджета - все затраты на их текущую деятельность. Прибыльными являются, как правило, морские и воздушные порты, энергетические хозяйства, водоснабжение. Но прибыль  соответствующих предприятий обычно не изымается в городской бюджет, а используется на их собственное  развитие. В бюджете же городов  она просто учитывается. Убыточными отраслями почти повсеместно  становятся городской пассажирский транспорт, служба благоустройства.

     Итак, можно сделать следующие выводы:

     1) Система налогообложения в России  в своём формировании прошла  несколько этапов:

     I этап (IX - XVII вв.) характеризуется введением  прямого налога или дани, собираемой  с населения. Со второй половины XVII в. налоги и сборы стали  взиматься в денежной форме.

     II этап включает в себя налоговые  реформы Петра I (XVIII в.). Главным  изменением в системе прямых  налогов был переход от подворного  налога к подушной подати, которая  представляла собой вид прямого  личного налога, взимаемого с  «души» в размерах, независимых  от величины имущества и дохода. С конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства, на него приходилось свыше 50% всех доходов.

     III этап - налоговые реформы XIX - начала XX вв. при Александре I (1777 - 1825) вносятся  крупные изменения в части  таких налогов, как оброчные  сборы, пошлины с наследств,  горная подать, гербовый сбор, введены  новые сборы (процентный сбор  с доходов от недвижимого имущества), реформируется система организации  сбора налогов.

     IV этап - налоговые реформы СССР. 8 ноября (26 октября) 1917 года учреждается Народный  комиссариат финансов, в обязанность  которого входит контроль за  поступлением и взиманием налогов.  Одними из первых вводятся  прямые налоги (на прибыль предприятий  и доходы от личных промыслов), затем объявляется введение чрезвычайного  единовременного 10-миллиардного  революционного налога на нужды  революционного строительства и  оборону страны, который устанавливается  для богатой части городского  населения и зажиточных крестьян. Существенные изменения в налоговом  законодательстве СССР произошли  в годы Великой Отечественной  войны, появились налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан,  подоходный налог с физических  лиц, сельскохозяйственный налог,  государственная пошлина и др. С принятием 30 июня 1987 г. Закона СССР «О государственном предприятии» начинается реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет, формируется правовая база для введения налогов с индивидуальных предпринимателей. С этого времени была признана целесообразность отчислений платежей в бюджет в форме налогов.

Информация о работе Косвенное налогообложение