Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Налоги возникли с появлением государства как один из методов мобилизации денежных средств. На ранних этапах исторического развития они взимались с населения и имели либо натуральную форму, либо форму трудовых повинностей. Вместе с доходами в виде дани, контрибуции (т.е. неналоговыми доходами) государство покрывало налогами свои расходы. Но с увеличением территорий, ростом экономической и политической мощи государство начинает взимать налоги со своих подданных. С развитием товарно-денежных отношений налоги приобретают преимущественно денежную форму.
V
этап - налоговые реформы Российской
Федерации (1990 - начало XXI в). В этот
период вносятся изменения в
законодательство, устанавливающие
новый порядок налогообложения
физических лиц, принимается
2) Современная налоговая политика государств с рыночной экономикой имеет цели, ориентированные на следующие основные требования:
5.
обсуждение проектов законов
о налогообложении должно
системе
Процесс
глобализации, развитие международных
связей, устранение двойного налогообложения
при перемещении товаров между
странами способствовали появлению
тенденции к гармонизации и унификации
налоговых систем европейских стран.
Основными задачами налоговых реформ
в ЕС были следующие: снижение бремени
прямых налогов; сокращение государственных
расходов и снижение доли государственного
участия в экономике; создание благоприятного
инвестиционного климата в
Сложившаяся
унифицированная система
В
настоящее время косвенные
Отрицательной
стороной данной политики являются активно
развивающиеся инфляционные процессы
(рис. 1.1). В результате значительно увеличивается
налоговое бремя, поскольку рост доходов
идет вслед за развивающейся инфляцией,
что влечет за собой изменение налоговой
базы. Возникает зависимость: рост инфляции à
рост номинальных доходов à рост налогооблагаемой
базы à
рост налоговых доходов бюджета [44, c. 59].
Год | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Инфляция,
% |
18,6 | 15,1 | 12 | 11,7 | 10,9 | 9,0 | 11,9 | 13,3 | 8,1 |
Таблица1.1
– Показатели инфляции в РФ в 2001-2009 гг
В России доля косвенных налогов также
остается высокой и сопоставима с
европейскими странами (таблица 1.2).
Таблица
1.2 - Удельный вес косвенных налогов,
% *
Годы |
в валовом внутреннем продукте | в налоговых доходах бюджета | |||||||||||||||
Великобритания |
Германия | Испания | Италия | Франция | Швеция | ЕС | РФ | Великобритания | Германия | Испания | Италия | Франция | Швеция | ЕС | РФ | ||
1995 | 14,1 | 12,3 | 10,9 | 12,7 | 16,2 | 16,3 | 13,6 | 8,8 | 39,9 | 30,1 | 32,7 | 30,9 | 37,1 | 32,8 | 33,8 | 42,4 | |
1996 | 13,9 | 12,2 | 10,9 | 12,5 | 16,8 | 16,7 | 13,7 | 9,7 | 39,7 | 29,3 | 32,4 | 29,1 | 37,4 | 32,2 | 33,4 | 44,2 | |
1997 | 14,0 | 12,2 | 11,2 | 12,9 | 16,7 | 17,0 | 13,8 | 10,7 | 39,3 | 29,3 | 33,1 | 28,9 | 37,2 | 32,4 | 33,5 | 44,9 | |
1998 | 13,9 | 12,3 | 11,8 | 15,9 | 16,6 | 17,7 | 14,3 | 9,7 | 38,0 | 29,4 | 34,9 | 36,7 | 37,1 | 33,4 | 34,7 | 46,3 | |
1999 | 14,3 | 12,8 | 12,3 | 15,6 | 16,5 | 18,9 | 14,6 | 9,4 | 38,6 | 30,2 | 35,8 | 36 | 36,4 | 35,2 | 34,9 | 43,6 | |
2000 | 14,3 | 12,7 | 12,3 | 15,5 | 16,1 | 16,9 | 14,4 | 10,1 | 38,0 | 29,9 | 35,2 | 36,3 | 35,7 | 31,4 | 34,5 | 42,8 | |
2001 | 13,9 | 12,5 | 12,0 | 15 | 15,6 | 17,0 | 14,0 | 11,2 | 37,2 | 30,6 | 34,4 | 35,3 | 35,0 | 32,8 | 34,3 | 43,0 | |
2002 | 13,7 | 12,3 | 12,1 | 15,1 | 15,5 | 17,4 | 14,0 | 11,2 | 38,4 | 30,5 | 34,2 | 35,8 | 35,5 | 34,6 | 34,8 | 38,6 | |
2003 | 13,7 | 12,4 | 12,5 | 14,8 | 15,6 | 17,5 | 14,0 | 11,2 | 38,3 | 30,7 | 35,1 | 34,5 | 35,5 | 34,5 | 34,8 | 39,7 | |
2004 | 13,5 | 12,1 | 12,2 | 14,3 | 15,5 | 17,0 | 14,1 | 10,8 | 37,5 | 31,3 | 35,3 | 35,3 | 36,0 | 33,9 | 35,1 | 36,9 | |
2005 | 13,3 | 12,1 | 12,5 | 14,5 | 15,8 | 17,1 | 14,4 | 12,7 | 35,8 | 31,1 | 35,1 | 35,8 | 36,0 | 33,8 | 35,0 | 48,9 | |
2006 | 13,9 | 12,4 | 12,9 | 14,8 | 15,4 | 17,6 | 14,1 | 12 | 36,4 | 31,6 | 35,6 | 34,9 | 35,7 | 34,2 | 35,0 | 47,9 | |
2007 | 13,9 | 12,4 | 12,6 | 14,5 | 16,0 | 17,3 | 14,1 | 10,8 | 38,1 | 30,3 | 34,5 | 34,1 | 36,2 | 33,4 | 35,1 | 41,2 |
* Источники:
Евростат, Госкомстат
Преобладание косвенного налогообложения как в европейских странах, так и в РФ обусловлено рядом причин:
В ЕС объектом обложения НДС является добавленная стоимость, создаваемая в производстве и рассчитываемая как разница между стоимостью выпущенной продукции и величиной затрат на производство данного продукта, а в РФ – реализация товаров работ, услуг. Различаются также ставки налога
(рисунок 1.2).
Рисунок
1.2 -
Ставки НДС в России и странах ЕС в 2008 году
Негативным фактом является
постоянный рост задолженности по налоговым
платежам. По косвенным налогам величина
недополученных налоговых платежей в
2008 году составляла около 26,5% от размера
собранных налогов, что свидетельствует
о целесообразности активизации деятельности
налоговых органов по установлению контроля
поступления налоговых платежей и
необходимости принятия мер по устранению
различных противоречий в законодательстве.
Сравнительный анализ систем косвенного налогообложения РФ и Западной Европы позволил автору выявить следующие особенности:
во-первых,
различаются объекты
во-вторых,
значительны расхождения в
в-третьих,
значительно различаются
В
европейских странах под
Рассматривая механизм формирования налоговой базы по НДС, следует отметить, что добавленная стоимость является вознаграждением продавца за его труд и должна покрывать его затраты и оправдывать тот риск, на который он сознательно идет. Другими словами, косвенные налоги являются платой предпринимателя за возможность осуществления деятельности, а также за получаемую им прибыль, но сумму налога продавец имеет возможность переложить на потребителя, в этом случае для покупателя их оплата является правом на покупку товара. Используя особенности косвенных налогов, предприниматели стараются переложить значительную часть налогового бремени на потребителя, тем самым нарушая баланс распределения налоговой нагрузки.
В
этих условиях возникает необходимость
применения методов, позволяющих с
высокой степенью достоверности
оценить уровень негативного
или позитивного влияния
Государство
заинтересовано в формировании справедливого
ценового уровня, соответствующего платежеспособному
спросу на внутреннем рынке, для того чтобы
не наблюдался спекулятивный рост цен,
а также не возникало диспропорций в экономическом
развитии отраслей. Эффективно управлять
данными процессами возможно только при
наличии точной информации о величине
добавленной стоимости и структуре формирования
издержек каждой конкретной продукции.
Для контроля над этими процессами в России
пока не созданы соответствующие условия.
Действующая система налогообложения была введена в 1991 – 1992 годах. Налоговая реформа, проведенная в эти годы, была вызвана тем, что экономические преобразования потребовали проведения принципиально новой налоговой политики. При этом была сделана попытка учета значимости налогов как наиболее действенного инструмента регулирования возникающих рыночных отношений. При этом имелось в виду, что с помощью налогов можно ограничивать стихийность рыночных процессов воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
В
течении последних десяти лет
постоянно говорят о
налоговой системе были ошибочными или
недостаточными для того, чтобы налоги
выполняли свое общественное назначение
как инструмента стоимостного распределения
и перераспределения доходов государства?
Научная
обоснованность налоговых форм зависит
как от профессионализма лиц, занимающихся
реформацией налоговых
Налоговые отношения - это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Эти доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства - бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений.
Налог - категория историческая, она носит общественный характер. Вся история развития общества подтверждает необходимость налогов в обеспечении общественных интересов за счет централизации части финансовых ресурсов. Централизация указанных ресурсов осуществляется для того, чтобы [34, c. 59]:
- способствовать возобновлению
воспроизводственных процессов;
- обеспечивать существование
нетрудоспособных лиц и непроизводственной
сферы;
- обеспечивать обороноспособность страны и управление государством;
- проводить крупномасштабные фундаментальные научные исследова-ния;
- создавать общегосударственные резервы на случай непредвиденных обстоятельств.