Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121

Работа состоит из  1 файл

Отдан 2 Диплом Косвенные налоги в РФ и перспективы их развити 20102345.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

     Предполагается  также включение в соответствующие статьи Кодекса норм, предусматривающих обязанность налогоплательщиков акцизов восстанавливать суммы акциза, принятые к вычету, по использованному подакцизному сырью, в случае возврата налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в процессе производства и хранения до момента реализации, а также в случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров.

     3. В соответствии с действующим  порядком исчисления и уплаты  акцизов налогоплательщики, реализующие произведенные ими подакцизные товары на экспорт, имеют право на освобождение от уплаты акциза при условии представления в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. При этом не уточнено, в течение какого периода после отгрузки товаров могут быть представлены в налоговый орган поручительство или гарантия банка, на какой период должно распространяться действие этих документов, в частности должно ли их действие распространяться на период проведения проверки налоговым органом представленных налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта, а также в каком порядке должен исчисляться акциз и применяться санкции к налогоплательщику, если срок действия поручительства (гарантии) закончился до представления налогоплательщиком указанных документов.

     С этой целью предполагается уточнить нормы, регламентирующие представление  банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками  реализации подакцизных товаров  на экспорт.

     4. Действующей редакцией статей 202 и 203 Кодекса установлены взаимоисключающие нормы, касающиеся порядка зачета суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза. Так, согласно статье 202 Кодекса налогоплательщик имеет право самостоятельно зачесть указанную сумму в счет предстоящей уплаты акциза, а согласно статье 203 Кодекса такой зачет должен производить налоговый орган.

     Кроме того, статьей 203 Кодекса предусмотрен только порядок возмещения налогоплательщику, реализующему подакцизные товары на экспорт, суммы акциза, уплаченной им поставщику при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья. Такой порядок может быть применен только в случае реализации подакцизных товаров на экспорт при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии. В то же время согласно статье 184 Кодекса в случае отсутствия поручительства банка или банковской гарантии налогоплательщики, реализующие подакцизные товары на экспорт, исчисляют и уплачивают акциз в общеустановленном порядке и после представления документов, подтверждающих факт экспорта, имеют право на возмещение уплаченной в бюджет суммы акциза не только по товарам, использованным в качестве сырья, но и по товарам, произведенным и реализованным на экспорт налогоплательщиком акцизов.

     Действующей редакцией указанной статьи установлен порядок и сроки проверки документов, подтверждающих факт экспорта, осуществленного  налогоплательщиком, не представившим  в налоговый орган поручительство банка (банковскую гарантию). В то же время этой статьей не предусмотрены порядок и сроки проведения налоговым органом проверки документов, подтверждающих правомерность освобождения от уплаты акцизов при реализации подакцизных товаров на экспорт налогоплательщиком, представившим поручительство банка (банковскую гарантию).

     С целью устранения имеющихся противоречий предполагается уточнить порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы  превышения налоговых вычетов над  исчисленной суммой акциза, а также  порядок возмещения акцизов (подтверждения  правомерности освобождения от уплаты акцизов) при экспорте подакцизных товаров.

     4. Предполагается осуществлять ежегодную  индексацию ставок акцизов с  учетом реально складывающейся  экономической ситуации.

     При этом предлагается реализовать следующую  политику в области индексации ставок акцизов:

  • в отношении нефтепродуктов – сохранение действующей величины ставок на 2010 г. с индексацией на прогнозируемый уровень инфляции в последующие годы. Как и было предусмотрено ранее, в последующем будет осуществлен переход к установлению дифференцированных ставок акциза на нефтепродукты в зависимости от экологического класса автомобильного бензина и дизельного топлива (при условии сохранения прежнего уровня доходов бюджета в результате такой дифференциации);
  • в отношении табачных изделий – индексация специфических ставок повышенными темпами по сравнению с предусмотренными действующей редакцией Кодекса, увеличение адвалорной ставки на 0,5 процентных пункта в год;
  • в отношении других подакцизных товаров – индексация специфических акцизных ставок в соответствии с прогнозируемыми значениями индекса потребительских цен.

     Таким образом, для преодоления кризиса ликвидности в 2008 году был изменен порядок уплаты налога на добавленную стоимость по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. В части налога на добавленную стоимость предполагается в 2010-2012 гг. продолжить работу по его совершенствованию, с тем чтобы этот налог оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения администрирования.

     В плановом периоде предполагается продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, по мере осуществления  мероприятий по реализации Концепции  создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 228-р, и создания указанной системы.

     В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем, планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности.

     Начиная с 1 января 2010 года, предлагается отказаться от данного порядка, установив единую дату уплаты налога – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем; предполагается уточнить нормы, регламентирующие представление банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками реализации подакцизных товаров на экспорт; уточнить порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, а также порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов) при экспорте подакцизных товаров и  осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. 

     Заключение 

     Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. 

     После свержения монголо-татарской зависимости  налоговая система была реформирована Иваном III, который отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины Эпоха реформ Петра I (1672—1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги Становление российской налоговой системы продолжалось своим чередом вплоть до революционных событий 1917 года. В дореволюционной России основными являлись следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; промысловый налог; алкогольные акцизы и др.

     В 1898 году Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства. В 1930—1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах — налоге с оборота и отчислениях от прибыли.

     Вместо  налога с оборота и налога с  продаж с 1 января 1992 года в Российской Федерации были установлены два  других косвенных налога: акцизный; налог на добавленную стоимость.

     Косвенные налоги — это налоги на товары и  услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в  цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и другие.

     Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

     При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения.

     Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой  на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг. Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Значительное распространение НДС обусловлено многочисленными преимуществами данного налога по сравнению с другими. Эти преимущества сводятся к трем основным: от НДС значительно труднее уклониться благодаря системе зачета налога по всей цепи производства и обращения товара; при НДС существенно упрощается вопрос об освобождении от налога производительного потребления; с помощью НДС легче осуществляется обложение услуг, что не только ведет к увеличению доходов, но и выравнивает условия производства товаров и услуг.

     Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с порядком. Общая сумма налога не исчисляется налогоплательщиками - иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Уплата налога по операциям на территории Российской Федерации производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

     Акцизы  – вид косвенных налогов на товары преимущественно массового  потребления. Сумма акциза включается в цену товара и тариф. Акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает  цену товара и поэтому оплачивается потребителем.  Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговым периодом признается календарный месяц.

     Основную  долю составляет доход от  налога на добавленную стоимость     на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ в 2009г 97,5% и только 2,5% приходится на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, аналогичная ситуация была в 2007 году. В 2008 году удельный вес налога на добавленную стоимость     на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ незначительно сократился до 96,1%, одновременно повысилась доля налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь, на 1,4 %.

     Согласно  данным Федеральной налоговой службы (ФНС), за 2009  года в федеральный бюджет поступило 3012,37 млрд. руб., что на 26,14% меньше, чем в 2008 году и на 19,62 % 2007 года Изменения законодательства по налогу на добавленную стоимость в 2008 году снизило доходы в федеральный бюджет в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 386,03 млрд. руб. (на 27,1%), в 2009 году положение улучшилось на 168,53 млрд. руб.(16,23%) и в сравнение с 2007 годом уменьшение на 217,5 млрд. руб.(15,27%).

     Изменения налогового законодательства 2008 и 2009 годов  изменили структуру налоговых поступлений ФНС. НДС остался главным российским налогом (кроме 2008 года), его доля в федеральном бюджете почти не изменилась — 40,07% против 38,02% в 2007 году. НДС в 2008 году на 13,87 п.п. меньше налога на добычу полезных ископаемых.

     В проекте федерального бюджета 2010 г. не учтены дополнительные поступления налога в связи с проведением мероприятий по укреплению платежной дисциплины. Вместе с тем, по данным отчета Федеральной налоговой службы по форме № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость», сумма налога, доначисленная по результатам контрольной работы, составила на 1 августа 2009 года 81,0 млрд. рублей.

     По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, задолженность  по налогам и сборам, учитываемая  с момента ее возникновения (без учета задолженности по уплате пеней и налоговых санкций), в бюджетную систему Российской Федерации на 1 января 2009г. составила 559,1 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2008г. она сократилась на 2,8%, в том числе по налогу на добавленную стоимость - на 2,7%.

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития