Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121

Работа состоит из  1 файл

Отдан 2 Диплом Косвенные налоги в РФ и перспективы их развити 20102345.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

     Наибольшую  практическую значимость имеют следующие  предложения:

  • переход на уплату акцизов на нефтепродукты исключительно нефтеперерабатывающими заводами с распределением доли поступлений, закрепленной за субъектами Российской Федерации, через федеральный бюджет, что приведет к максимальному сокращению числа налогоплательщиков акцизов на нефтепродукты, упрощению и удешевлению администрирования и наиболее равномерному распределению налоговых поступлений между бюджетами субъектов Российской Федерации;
  • установление ставки акциза на прямогонный бензин в размере, предусмотренном статьей 193 Налогового кодекса РФ для высокооктанового бензина, что разрешит проблему массового производства фальсифицированного автомобильного бензина из данного нефтепродукта;
  • установление в законодательном порядке для предприятий, производящих алкогольную продукцию, минимального уровня использования производственных мощностей (1/3 от имеющихся в наличии предприятия), что сократит возможности для занижения производителями объемов легального выпуска алкогольной продукции;
  • ограничение периода времени движения алкогольной продукции в оптовом звене и возложение на продавца обязанности по уплате акциза в случае превышения данного временного лимита для решения проблемы исчезновения не обложенной акцизом алкогольной продукции при ее передаче с одного акцизного склада на другой;
  • установление нулевой ставки акциза на выдержанные спирты для создания равных и улучшенных условий для производства всех видов спиртных напитков, изготавливаемых с использованием выдержанных спиртов (коньяки, бренди, виски, кальвадосы);
  • распространение единой ставки (ставки на крепкий алкоголь) на пиво с целью увеличения объема налоговых поступлений;
  • снижение ставки акциза на натуральные вина в среднем до 10% от единой ставки (ставки на крепкий алкоголь) с целью увеличения удельного веса натуральных вин в структуре производства алкогольной продукции.

     Таким образом, НДС вместе с единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц создает основу устойчивости российской бюджетной системы. Поэтому снижение налогового бремени целесообразнее осуществлять за счет тех налогов, поступления по которым в большей степени зависят от нефтяных цен (так называемые конъюнктурные доходы бюджета). В связи с этим уже реализованы инициативы Минфина России о снижении НДПИ на нефть и уменьшения налоговой нагрузки по налогу на прибыль путем повышения скорости амортизации основных средств. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки по НДС, не сопровождаемое соответствующим увеличением прочих налогов или сокращением расходов, может подорвать устойчивость бюджетной системы.

     По  мере снижения доли экспорта ВВП и  роста качества администрирования сделок, связанных с получением вычетов, со стороны налоговых органов, острота проблемы противоправного получения возмещений НДС резко снизится.

     В России по акцизам наблюдается преимущество применения специфических ставок акцизов по всем видам подакцизных товаров, которое характеризуется более простым порядком налогообложения, стимулированием производства более качественных товаров, невозможностью многократного занижения налогооблагаемой базы на законных основаниях.

     Собираемость  акцизов всегда и, особенно, в настоящее время самым тесным образом связана с эффективностью функционирования системы контроля за оборотом алкогольной продукции. Поэтому последние изменения в законодательстве в части формирования механизма акцизного налогообложения алкогольной продукции были нацелены на усиление контрольной составляющей.

     Основной  проблемой в области акцизного  обложения и контроля за оборотом алкогольной продукции является большие масштабы нелегального производства, приводящие к тому, что вне бюджетной  системы продолжают оборачиваться значительные объемы денежных средств. 

     3.2. Совершенствование системы косвенного  налогообложения в Российской Федерации

     Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и  на плановый период 2011 и 2012 годов  разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Для преодоления кризиса ликвидности  в 2008 году был изменен порядок  уплаты налога на добавленную стоимость  по результатам деятельности налогоплательщиков за квартал. Начиная с четвертого квартала 2008 года суммы налога, исчисленные налогоплательщиками по операциям по реализации товаров (работ, услуг), признаваемым объектом налогообложения этим налогом, уплачиваются в бюджет равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим кварталом, то есть фактическая уплата налога производится не единовременно до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, как это было предусмотрено ранее, а ежемесячно в размере 1/3 в течение трех последующих месяцев. Данный порядок уплаты налога позволил снизить текущий дефицит оборотных средств и стабилизировать деятельность налогоплательщиков. Фактически подобная мера представляет собой беспроцентную рассрочку по уплате сумм налога в бюджет соответственно на 1 и 2 месяца на 1/3 общей суммы налога, исчисленной по итогам квартала.

     В части налога на добавленную стоимость  предполагается в 2010-2012 гг. продолжить работу по его совершенствованию, с тем чтобы этот налог оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения администрирования.

     В плановом периоде предполагается продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, по мере осуществления мероприятий по реализации Концепции создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 г. № 228-р, и создания указанной системы.

     В целях совершенствования процедуры  возмещения налога целесообразно рассмотреть  вопрос о внесении в Кодекс изменений, направленных на сокращение сроков возмещения при осуществлении отдельных операций, облагаемых налогом по нулевой ставке. В частности, предполагается установить особый порядок возмещения налога, при котором решение о возмещении будет приниматься налоговыми органами до прекращения камеральной проверки налоговой декларации и документов, на основании которой налог предъявлен к возмещению.

     Как показывает практика, необходимо уточнить порядок ведения раздельного  учета для целей налога на добавленную  стоимость организациями, осуществляющими  клиринговую деятельность (клиринговыми организациями) на рынке ценных бумаг, деятельность по определению (сверке) обязательств из заключаемых на биржах (организаторах торговли) гражданско-правовых договоров, предметом которых является товар или иностранная валюта, финансовых инструментов срочных сделок, а также обеспечению и (или) контролю их исполнения.

     В связи с этим следует рассмотреть  вопрос о возможности при расчете  пропорции, используемой для определения  сумм налога, принимаемых к вычету, либо учитываемых в стоимости  приобретаемых клиринговыми организациями товаров (работ, услуг), не учитывать сделки с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, иные сделки, по которым такие клиринговые организации являются сторонами сделок в целях осуществления их клиринга, а также сделки, совершаемые клиринговыми организациями в целях обеспечения исполнения обязательств участников клиринга.

     Целесообразно внесение изменений в порядок  оформления счетов-фактур, а также  решение вопроса о возможности  оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов) с целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов.

     В целях снижения издержек налогоплательщиков по исполнению налогового законодательства будет рассмотрен вопрос о внесении изменений в законодательство в  отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Указанные изменения должны определить, при незаполнении или неверном заполнении каких показателей счет-фактура может быть признан несоответствующим установленным требованиям.

     В настоящее время осуществляется подготовка к проведению пилотного проекта по созданию системы составления и выставления счетов – фактур в электронном виде. В ходе пилотного проекта должен быть выработан порядок взаимодействия хозяйствующих субъектов, налоговых органов, операторов электронного документооборота счетов – фактур в рамках электронного документооборота счетов – фактур по телекоммуникационным каналам связи при взаимодействии налогоплательщиков между собой и при представлении документов в налоговые органы. По результатам пилотного проекта в третьем квартале 2009 года будут подготовлены предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты для внедрения системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде.

     В конце 2008 года в главу 21 Кодекса были внесены изменения, направленные на создание возможности принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного в составе авансовых платежей. С учетом практики реализации этой нормы в первой половине 2009 года в Кодекс будут внесены изменения, направленные на уточнение этого порядка – прежде всего, в части уточнения понятия «предварительной оплаты», порядка выставления счетов-фактур при получении авансовых платежей, принятия налога, уплаченного в составе авансового платежа, к вычету при осуществлении операций, облагаемых по нулевой ставке, а также прочие изменения, направленные на то, чтобы исполнение новых норм было менее обременительным для налогоплательщика.

     Перечисленные выше проблемы по акцизам (п 3.1) позволили спрогнозировать мероприятия по акцизному налогообложению с 2010-2012гг.

     В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов  не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем, планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности.

     1. В настоящее время статьей  204 Кодекса установлен порядок,  в соответствии с которым уплата  акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных  ими подакцизных товаров производится  за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. Эта норма была введена с целью снижения акцизного бремени на некоторых налогоплательщиков акцизов (прежде всего, акцизов на нефтепродукты). Однако, как представляется, с учетом отсутствия индексации ставок акцизов на нефтепродукты в течение ряда лет указанный порядок уплаты акциза потерял свою актуальность – в настоящее время нет необходимости фактического предоставления отсрочки налогоплательщикам акцизов на срок до 20 дней.

     В связи с этим, начиная с 1 января 2010 года, предлагается отказаться от данного  порядка, установив единую дату уплаты налога – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

     2. В настоящее время одним из  способов уклонения от уплаты  акцизов на алкогольную продукцию  является использование так называемой  «спиртосодержащей схемы». Суть  этой схемы заключается в том,  что производители алкогольной  продукции в нарушение требований нормативно-технической документации используют в качестве сырья для производства такой продукции не спирт этиловый, а спиртосодержащую продукцию. При этом налогоплательщики акцизов имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.

     Таким образом, неправомерная замена товаров, используемых в качестве сырья, является причиной завышения суммы акциза, подлежащей налоговым вычетам, то есть возмещаемой из бюджета.

     Кроме того, как показывает практика, завышение  суммы акциза, возмещаемой из бюджета, происходит в случае возврата производителю  реализованных им подакцизных товаров  покупателем, в случаях утраты (недостачи) в процессе производства и хранения до момента реализации налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров, а также в случае уничтожения бракованных подакцизных товаров. Так, в настоящее время налоговые вычеты производятся налогоплательщиком акцизов после оплаты приобретенного подакцизного сырья и списания его в производство. При этом исключения для перечисленных случаев в части осуществления налоговых вычетов не предусмотрено. Вследствие этого налогоплательщику из бюджета возмещаются суммы акциза, уплаченные при приобретении сырья, израсходованного на производство продукции, которая реализации не подлежит.

     С целью решения указанных проблем  предлагается уточнить действующий  порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией, согласованной с соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Одновременно предполагается также дополнить перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве.

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития