Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121

Работа состоит из  1 файл

Отдан 2 Диплом Косвенные налоги в РФ и перспективы их развити 20102345.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

     Налоговые поступления из  Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры в 2009 году снизились на 470040 млн. руб.  или 62,42% по сравнению с 2008 годом и  на 122318 млн. руб. или 86,46 % по сравнению с 2007 годом. При этом на фоне роста сокращений почти всех налогов  поступления по акцизам в 2009 году – 5478 млн.руб., в 2008 году 5830 млн.руб., а в 2007 году -5801 млн. руб. По данным видно, что, несмотря на финансовый кризис, изменений по акцизам за анализируемый период почти не наблюдается.

     В федеральный бюджет РФ уплачено налогоплательщиками  Ханты Мансийскому автономного  округа в 2009 году 640480 млн.руб., что составило 60,24% от поступлений за предыдущий год (1063257 млн. руб.) и 85,12% 2007 года (752472млн. руб.).

     Наибольший  удельный вес акцизов на бензин, производимый на территории РФ  налога в налоговых доходах по акцизам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2009 году увеличился по отношению к 2008 году с 78,36% до 79,98%, в 2008 году его доля составляла 76,64 %, изменения произошли  в связи с построением на налогообложении автомобильного бензина и дизельного топлива по убывающей шкале ставок в увязке с повышением их качественных показателей, предусмотренных техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". С 2009 года.

     Доля  акцизы на дизельное топливо, производимое на территории РФ, почти в 3 раза меньше, так в 2008 году она снизилась до 20,96% по сравнению с удельным весом 2007 года 22,89%, так как произошло увеличение по доле акцизов на бензин. 
 
 

Глава III. Проблемы и перспективы  развития косвенного налогообложения 

  3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления

     Косвенное налогообложение – это налогообложение налога на добавленную стоимость и акцизов.

       НДС является одним из тех налогов, которые в наименьшей степени зависит от цен на сырьевые ресурсы, формируя структурную составляющую доходов бюджета.

     В России по акцизам наблюдается  преимущество применения специфических ставок акцизов по всем видам подакцизных товаров, которое характеризуется более простым порядком налогообложения, стимулированием производства более качественных товаров, невозможностью многократного занижения налогооблагаемой базы на законных основаниях

     Именно  НДС вместе с единым социальным налогом  и налогом на доходы физических лиц  создает основу устойчивости российской бюджетной системы. Поэтому снижение налогового бремени целесообразнее осуществлять за счет тех налогов, поступления по которым в большей степени зависят от нефтяных цен (так называемые конъюнктурные доходы бюджета). В связи с этим уже реализованы инициативы Минфина России о снижении НДПИ на нефть и уменьшения налоговой нагрузки по налогу на прибыль путем повышения скорости амортизации основных средств. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки по НДС, не сопровождаемое соответствующим увеличением прочих налогов или сокращением расходов, может подорвать устойчивость бюджетной системы.

     1.Возмещение НДС

     Динамика  фактических возмещений НДС в  течение 2001-2006 г. оставалась преимущественно  стабильной, колеблясь в диапазоне 2,0-2,6% ВВП. Отдельно следует отметить, что состоявшийся с 1 января 2007 г. переход на заявительный порядок возмещения НДС несколько улучшил положение дел в этом вопросе администрирования.

     2.Налог на добавленную стоимость и инвестиционная активность

     Одним из аргументов в пользу необходимости  снижения ставки налога на добавленную  стоимость является утверждение  о том, что такая мера является способом создания стимулов для ускоренного инновационного развития отраслей, ориентированных на внутренний рынок и отличающихся высокой добавленной стоимостью производства. Однако, по мнению Минфина России, указанное утверждение не основано на положениях как экономической теории, так и теории государственных финансов.

     В условиях неэластичного спроса объемы выпуска товара не изменятся, несмотря на низкую цену после уплаты налога, а, следовательно, все выгоды снижения налоговой ставки достанутся потребителям. 

     В ситуации совершенно эластичного предложения  (т.е. когда продавцы стремятся реализовать  весь потенциально возможный объем  товара по старой цене до уплаты налога) в цене после налога не будет никаких  изменений, и вновь потребители  получат все выгоды от снижения налоговой ставки. В этом случае, однако, поставляемый объем облагаемых товаров возрастет в ответ на повышение спроса (если этот спрос эластичный). Отметим, что ситуация совершенно эластичного предложения не вполне реальна на практике и предполагает наличие конкурентоспособных поставщиков, способных повысить объем выпускаемой продукции при неизменных единичных затратах на выпуск дополнительной продукции. Наоборот, при совершенно неэластичном предложении (т.е. при фиксированном объеме поставок, который не зависит от цены) снижение налоговой ставки не окажет никакого влияния ни на поставляемый объем товаров, ни на их посленалоговую цену. Это происходит вследствие того, что фиксированное предложение и неизменный спрос, а также та же самая цена (после налогообложения) необходимы для уравновешивания спроса и предложения на рынке. В этом случае все выгоды от снижения ставки налога получат производители. То же самое произойдет при совершенно эластичном спросе (т.е. когда потребители готовы покупать любое количество товара по старой посленалоговой цене). Однако совершенно эластичный спрос встречается крайне редко. 

     Когда же эластичность спроса и предложения  принимает промежуточное значение между нулем и бесконечностью, речь идет о кривых отрицательного наклона спроса и положительного наклона предложения, как правило, типовых для краткосрочного периода (в долгосрочной перспективе предложение может иметь почти совершенную эластичность, особенно в относительно небольшой экономике открытого типа). В этом случае и производители, и потребители получают выгоды от снижения ставки налога. Размер этой выгоды имеет положительную зависимость от соответствующих уровней эластичности спроса и предложения.

     Что касается влияния рыночной структуры  на установление равновесных цен и объемов, то эффект от снижения ставки налога на потребление на монополизированном рынке (или на рынке, где производители обладают значительной рыночной силой) в целом отличается от последствий этого шага на конкурентном рынке. Снижение налоговой ставки на монопольном рынке может привести к более существенному снижению посленалоговой цены по сравнению с конкурентным рынком.

     Что касается влияния снижения ставки НДС  на увеличение инвестиционной активности предприятий, то в условиях российской экономики, являющейся достаточно открытой, существует высокая вероятность того, что эффект от снижения ставки НДС для увеличения инвестиционных ресурсов предприятий, в том числе обрабатывающей промышленности, будет явно сглаженным, так как основные выгоды получат потребители. Кроме того, на инвестиционную активность производителей оказывают существенное влияние еще два фактора, которые также накладывают определенные ограничения на осуществление инвестиций в основной капитал:  доступность инвестиционных товаров (включая импортные) и наличие «длинных» заемных средств в распоряжении производителей.

     А потому снижение налоговой ставки, как показывает теоретический анализ, является не самым лучшим решением проблемы увеличения объема частных  инвестиций. Гораздо более предпочтительным в этом смысле выглядит проведение мероприятий, направленных на увеличение нормы амортизации и улучшение администрирования всей системы налогов и сборов.

     Отдельного  внимания заслуживают особенности  российского НДС, которые могут  повлиять на распределение налогового бремени.

     Другой  особенностью российского администрирования  НДС является высокая доля теневого сектора и масштабного уклонения  от налогообложения, в результате чего добросовестные налогоплательщики  вынуждены конкурировать с недобросовестными. В этих условиях первые, конечно, получат выгоды от снижения ставки НДС, если это снижение не будет сопровождаться повышением уровня других налогов или если уклоняться от этих других налогов станет сложнее.

     Также при анализе экономических эффектов изменения налоговой ставки необходимо иметь в виду следующее.

     Во-первых, снижение ставки НДС сократит величину доходов, поступающих в бюджетную  систему, и какие бы выгоды ни приносило  снижение налоговой ставки, эти выгоды должны быть сбалансированы с соответствующими затратами, связанными с необходимостью снижения бюджетных расходов или повышением иных налогов.

     Во-вторых, если целью налоговой политики является создание стимулов для роста инвестиций и диверсификации российской экономики, снижение ставки НДС необходимо анализировать в сравнении с другими альтернативными вариантами государственной экономической политики, преследующими те же цели.

     В-третьих, необходимо иметь в виду, что снижение ставки НДС при условии применения принципа страны назначения (т.е. снижение ставки НДС на импорт) фактически означает ослабление уровня тарифной защиты национальных производителей, что в преддверии присоединения России к ВТО может усилить негативное воздействие и без того существенного сокращения ввозных таможенных пошлин и объемов государственного субсидирования в приоритетных отраслях российской экономики.

     3.НДС и инвестиции

     При анализе влияния налога на добавленную  стоимость на инвестиционную активность необходимо иметь в виду, что НДС  как налог на потребление не облагает инвестиции предприятий.

     НДС непосредственно не оказывает влияние  на инвестиционную активность предприятий. Единственное ограничение может  заключаться в том, что от величины ставки налога напрямую зависит первоначальный объем закупок (т.е. объем денежных средств, который необходимо потратить в момент осуществления инвестиций), а потому снижение НДС будет способствовать лишь незначительной экономии временно отвлекаемых денежных средств, направленных на уплату входящего НДС. Наибольшее время возврата сумм уплаченного НДС будет наблюдаться у предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, и для организаций, осуществляющих операции, освобожденные от обложения НДС. Однако указанные налогоплательщики получают иные выгоды в виде намного более льготного режима налогообложения, чем применяющие общий режим.

     4.НДС и развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью

     Зачастую  в качестве одного из аргументов в  пользу радикального снижения ставки налога на добавленную стоимость  используется утверждение об угнетающем воздействии налога на добавленную стоимость на высокотехнологичные отрасли с большой долей добавленной стоимости. По мнению Минфина России, это утверждение не является правомерным.

     Анализ применяемой в Российской Федерации зачетно-фактурной модели исчисления налога позволяет сделать вывод о том, что от доли добавленной стоимости в структуре цены продукции не зависит как объем налоговых обязательств НДС налогоплательщика НДС перед бюджетом, так и чистый финансовый поток на отдельно взятом предприятии (кроме ситуации приобретения от организаций, применяющих специальные налоговые режимы).

     Также снижение ставки НДС не повлечет за собой ситуацию, при которой уплата налога осуществляется  не на этапе  производства, а на этапе реализации произведенной продукции, так как изменение налоговой ставки не влечет за собой изменение порядка его исчисления и уплаты в бюджет. В настоящее время в России применяется зачетно-фактурная схема взимания налога, при которой обязательства налогоплательщика по уплате НДС перед бюджетом возникают после реализации товара. При этом можно допустить, что денежные средства на уплату НДС получены от покупателя – следующего звена производственной цепочки, для которого сумма уплаченного налога уже является «входящим» НДС.  Другими словами, сумма, которая для одного налогоплательщика является источником уплаты налога по результатам деятельности, для другого представляет собой осуществляемый платеж.

     5.Налоговая ставка и уклонение от налогообложения

     Характерной особенностью российского администрирования НДС является высокая доля теневого сектора и масштабного уклонения от налогообложения, в результате чего добросовестные налогоплательщики вынуждены конкурировать с «нечестными» налогоплательщиками. В этих условиях первые, конечно, получат некоторые выгоды от снижения ставки НДС, если это снижение не будет сопровождаться повышением уровня других налогов или если уклоняться от этих других налогов станет сложнее.

     В России по акцизам наблюдается  преимущество применения специфических ставок акцизов по всем видам подакцизных товаров, которое характеризуется более простым порядком налогообложения, стимулированием производства более качественных товаров, невозможностью многократного занижения налогооблагаемой базы на законных основаниях:

  • выявлено неустранимое противоречие действующего порядка применения акцизов на нефтепродукты, исключающее его совершенствование, когда с одной стороны преимущества данного порядка раскрываются в полной мере при наличии свидетельств у всех участников рынка, а с другой стороны при этом условии максимально затрудняется налоговое администрирование;
  • введение нулевой ставки акциза на прямогонный бензин не решает проблему производства поддельного топлива с его использованием;
  • негативное воздействие существующей практики определения ставок акциза на алкогольную продукцию на реализацию задач налоговой политики в части акцизного налогообложения этой продукции;
  • обоснована эффективность введения единой ставки акциза в расчете на один литр стопроцентного этилового спирта, содержащегося в готовой продукции, на все виды подакцизных товаров, содержащих алкоголь, включая пиво, но за исключением вин.

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития