Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121

Работа состоит из  1 файл

Отдан 2 Диплом Косвенные налоги в РФ и перспективы их развити 20102345.doc

— 1.21 Мб (Скачать документ)

     Уровень поступления налогов и сборов за отчетный период текущего года относительно индикативных показателей поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет (68 446 млн.руб.) составляет 112%, в сравнении налога на добавленную стоимость (22 535 млн.руб.) или 113% (таблица 2.3.2). Поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2007 год по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре незначительно превысило уровень 2006 года и составило 1003,8 млрд. рублей.

     Таблица 2.3.2

     Уровень поступления налогов и сборов (Млн.руб.)

Налог Индикативные  показатели Фактические поступления % выполнения
Всего в федеральный бюджет 68 446 76 637 112
налог на прибыль организаций 4 544 5 526 122
НДС 22 535 25 546 113
НДПИ 30 279 34 455 113
ЕСН в  части федерального бюджета 8 903 9 392 105
 

     В консолидированный бюджет Российской Федерации за   2007 год, по данным Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, поступило 941,6 млрд. рублей  налогов, сборов и иных обязательных платежей (без учета поступлений в государственные внебюджетные фонды), администрируемых налоговыми органами, что  на 1,6% меньше поступлений за  2006 год  (по Российской Федерации рост поступлений налогов  на 28%). Доля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в общем объеме  налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации  составила 12,8% (2006 год – 16,6%).

     Основной  объем   927,6 млрд. рублей или  98,5%  поступлений  налогов сборов и  иных платежей приходится на налоговые  доходы.

     Поступления налоговых доходов в  консолидированный  бюджет Российской Федерации обеспечены за счет следующих видов налогов:

     налог  на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья -  удельный вес налога в общей сумме поступлений 70,1% (2006 год – 66,5%);

     налог на прибыль организаций  -11,6%, (2006 год -12,8%);

     налог на добавленную стоимость  - 10,9%,  (2006 год -14,9%);

     налог на доходы физических лиц   - 4,5%,  (2006 год -3,5%).

     В 2007 году на поступление налоговых  доходов в бюджетную систему  Российской Федерации оказали влияние  следующие факторы:

     общее состояние  экономики  автономного округа  - темпы роста  сохраняются на  сравнительно высоком уровне;

     в целом  благоприятная внешнеторговая конъюнктура на  товары российского  сырьевого экспорта (на нефть), которая  оказывала позитивное влияние на  экономическую активность экспортно-ориентированных предприятий;

     финансовое  положение  предприятий и организаций  автономного округа.

     Сборы НДС по сравнению с 2006 годом уменьшились  на 28,1%. Снижение  НДС обусловлено  постепенной адаптацией хозяйствующих  субъектов к налоговым новациям, вступившим в силу в 2006 и 2007 годах (таким, как возможность получения вычетов по НДС при капитальном строительстве до введения объектов в эксплуатацию, уведомительный принцип возмещения НДС экспортерам вместо разрешительного), а также отражением поступления данного налога от деятельности  ОАО “НК” “Роснефть” не по автономному округу, а по месту  его нахождения в отчетности г. Москвы. По Российской Федерации поступления  НДС возросли на 50,4%.

     За 1 квартал 2009 год налоговыми органами округа в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено платежей в сумме 1 427,5 млн. руб., что в 1,4 раза больше показателя за аналогичный период прошлого года (1 020,1 млн. руб.).

     На 1 января 2010 года в консолидированные  бюджеты Уральского федерального округа поступило 19.4 млрд. рублей акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации, что составляет 139.3% от объемов поступлений на 1 января 2009 года (темп в среднем по Российской Федерации 129.7%).

     Рост  поступлений акцизов по подакцизным  товарам (продукции), произведенным  на территории Российской Федерации  зафиксирован во всех регионах.

     Наибольший  рост поступлений акцизов по подакцизным  товарам (продукции), произведенным  на территории Российской Федерации зафиксирован в следующих субъектах Уральского федерального округа: Ханты-Мансийский автономный округ (рост на 53.3%), Курганская область (рост на 51.5%), Свердловская область (рост на 39.9%), Тюменская область (рост на 37.1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (рост на 34.0%), Челябинская область (рост на 28.1%).

     Начисление  и поступление налогов, сборов и  иных обязательных платежей в бюджетную  систему РФ в 2007- 2009 году ХМАО следующее: в 2009 году – 780 940 млн.руб., в 2008 году 1250980 млн.руб., а в 2007 году -903258 млн.руб. Как следует из приложения 7, налоговые поступления из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2009 году снизились на 470040 млн. руб. или 62,42% по сравнению с 2008 годом и на 122318 млн. руб. или 86,46 % по сравнению с 2007 годом. При этом на фоне роста сокращений почти всех налогов поступления по акцизам в 2009 году – 5478 млн.руб., в 2008 году 5830 млн.руб., а в 2007 году -5801 млн. руб. По данным видно, что, несмотря на финансовый кризис, изменений по акцизам за анализируемый период почти не наблюдается (приложение 7).

     В федеральный бюджет РФ уплачено налогоплательщиками  Ханты Мансийскому автономного  округа в 2009 году 640480 млн.руб., что составило 60,24% от поступлений за предыдущий год (1063257 млн. руб.) и 85,12% 2007 года (752472млн. руб.).

     Акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, составили в 2009 году 154 тыс. руб., в 2008 году 2220 млн.руб. 0,21% всех налогов, в 2007 году 2191 млн.руб. или 0,29%. Поступления по акцизам в федеральном бюджете играют незначительную роль в общей сумме поступлений по налогам от Ханты – Мансийского автономного округа.

     Аналогичная ситуация наблюдается и по поступлениям в консолидированный бюджет субъектов РФ, так налогоплательщиками Ханты Мансийскому автономного округа уплачено в 2009 году 176 602 млн.руб., что составило 77,44%% от поступлений за предыдущий год (228056 млн. руб.) и 100,86% 2007 года (175092 млн. руб.).

     Поступления от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, составили в 2009 году 5342 млн. руб. (3,02% всех налогов), в 2008 году 3 368 млн.руб. или 1,48% всех налогов, в 2007 году 3311 млн.руб. или 1,89%.

     Структурный состав поступлений от акцизов в анализируемом периоде следующий: акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ; акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, производимый на территории РФ; акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории РФ; акцизы на бензин, производимый на территории РФ; акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003г.; акцизы на дизельное топливо, производимое на территории РФ; акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ; акцизы на вина, производимые на территории РФ; акцизы на пиво, производимое на территории РФ и акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории РФ.

     Из  7 видно, что наибольший удельный вес акцизов на бензин, производимый на территории РФ  налога в налоговых доходах по акцизам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2009 году увеличился по отношению к 2008 году с 78,36% до 79,98%, в 2008 году его доля составляла 76,64 %, изменения произошли  в связи с построением на налогообложении автомобильного бензина и дизельного топлива по убывающей шкале ставок в увязке с повышением их качественных показателей, предусмотренных техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" с 2009 года.

     Доля  акцизы на дизельное топливо, производимое на территории РФ, почти в 3 раза меньше, так в 2008 году она снизилась до 20,96% по сравнению с удельным весом 2007 года 22,89%, так как произошло увеличение по доле акцизов на бензин.

    

     Рис. 7. Структура налоговых доходов по акцизам в бюджетную систему РФ 2007-2009гг.

     В 2007 году увеличилось поступление  акцизов по подакцизным товарам  (продукции): в федеральный бюджет на 58,7%. По Российской Федерации поступления  акцизов возросли на 14,4%.

     Акцизы, являющиеся федеральным налогом, в 2008 году сформировали 1,9 процента налоговых  доходов консолидированного бюджета  автономного округа. Сумма поступлений  налога в бюджет автономного округа за 2008 год составила 2862 млн. руб.

     Предполагается  осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально  складывающейся экономической ситуации,  в том числе ставок акцизов  на табачную и алкогольную продукцию  темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения.

     При расчете прогноза доходов бюджета  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры учитывались предполагаемые к принятию в 2009 году изменения и  дополнения в законодательство Российской Федерации, вступающие в действие с 1 января 2010 года:

     1) по доходам от уплаты акцизов  на алкогольную продукцию с  объемной долей спирта этилового  свыше 9% (за исключением вин)  учтено:

     - увеличение норматива зачисления  в бюджеты субъектов Российской  Федерации с 20% до 40% по месту производства алкогольной продукции;

     - изменение методики распределения  доходов через УФК Смоленской  области.

     2) по доходам от уплаты акцизов  на автомобильный бензин, прямогонный  бензин, дизельное топливо, моторные  масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей учтено:

     - изменение методики расчета нормативов  распределения доходов через  УФК Смоленской области.

     3) кроме того, учтена индексация  ставок акцизов:

     - на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;

     - на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год;

     на  пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или  на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года.

     Вышеприведенные новации налогового и бюджетного законодательства для бюджета автономного округа привели к потерям доходов консолидированного бюджета автономного округа. Несмотря на то, что в структуре налоговых доходов в 2010-2012 годы акцизы занимают незначительный удельный вес – 4,3%, 6,1% и 5,8% соответственно по годам, бюджет Югры недополучит значительный объем средств – более 1 000,0 млн. рублей.

     Таким образом,  поступление почти 95,3% всех налоговых доходов по ХМАО консолидированного бюджета Российской Федерации в 2009 году обеспечено следующими сборами: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья – 70,4% (574,9 млрд. рублей); налог на прибыль организаций – 8,8% (71,5 млрд. рублей); налог на добавленную стоимость - 10,2% (83,2 млрд. рублей); налог на доходы физических лиц – 5,9% (48,5 млрд. рублей).

     К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей относится: падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физических объемов добычи и экспорта нефти. Цена нефти марки “Urals” в январе-ноябре 2009 года значительно снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2008 года и составила 59,9 долл. США за баррель (январь-ноябрь 2008 года - 99,4 долл. США за баррель); налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, снижение ставки налога на прибыль организаций до 20 с 24%, изменение порядка исчисления экспортной пошлины на нефть, увеличения амортизационной премии и налогового вычета в случае приобретения жилья. Сборы НДС по сравнению с 2008 годом уменьшились на 22,7% и составили 83,2 млрд. рублей. По Российской Федерации поступления НДС  в 2009 году возросли на 17,9%.

     Наибольший  рост поступлений акцизов по подакцизным  товарам (продукции), произведенным  на территории Российской Федерации  зафиксирован в следующих субъектах Уральского федерального округа: Ханты-Мансийский автономный округ (рост на 53.3%), Курганская область (рост на 51.5%), Свердловская область (рост на 39.9%), Тюменская область (рост на 37.1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (рост на 34.0%), Челябинская область (рост на 28.1%).

Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития