Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121
Уровень поступления налогов и сборов за отчетный период текущего года относительно индикативных показателей поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет (68 446 млн.руб.) составляет 112%, в сравнении налога на добавленную стоимость (22 535 млн.руб.) или 113% (таблица 2.3.2). Поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации за 2007 год по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре незначительно превысило уровень 2006 года и составило 1003,8 млрд. рублей.
Таблица 2.3.2
Уровень поступления налогов и сборов (Млн.руб.)
Налог | Индикативные показатели | Фактические поступления | % выполнения |
Всего в федеральный бюджет | 68 446 | 76 637 | 112 |
налог на прибыль организаций | 4 544 | 5 526 | 122 |
НДС | 22 535 | 25 546 | 113 |
НДПИ | 30 279 | 34 455 | 113 |
ЕСН в части федерального бюджета | 8 903 | 9 392 | 105 |
В консолидированный бюджет Российской Федерации за 2007 год, по данным Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре, поступило 941,6 млрд. рублей налогов, сборов и иных обязательных платежей (без учета поступлений в государственные внебюджетные фонды), администрируемых налоговыми органами, что на 1,6% меньше поступлений за 2006 год (по Российской Федерации рост поступлений налогов на 28%). Доля Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в общем объеме налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации составила 12,8% (2006 год – 16,6%).
Основной объем 927,6 млрд. рублей или 98,5% поступлений налогов сборов и иных платежей приходится на налоговые доходы.
Поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации обеспечены за счет следующих видов налогов:
налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья - удельный вес налога в общей сумме поступлений 70,1% (2006 год – 66,5%);
налог на прибыль организаций -11,6%, (2006 год -12,8%);
налог на добавленную стоимость - 10,9%, (2006 год -14,9%);
налог на доходы физических лиц - 4,5%, (2006 год -3,5%).
В 2007 году на поступление налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации оказали влияние следующие факторы:
общее состояние экономики автономного округа - темпы роста сохраняются на сравнительно высоком уровне;
в целом благоприятная внешнеторговая конъюнктура на товары российского сырьевого экспорта (на нефть), которая оказывала позитивное влияние на экономическую активность экспортно-ориентированных предприятий;
финансовое положение предприятий и организаций автономного округа.
Сборы НДС по сравнению с 2006 годом уменьшились на 28,1%. Снижение НДС обусловлено постепенной адаптацией хозяйствующих субъектов к налоговым новациям, вступившим в силу в 2006 и 2007 годах (таким, как возможность получения вычетов по НДС при капитальном строительстве до введения объектов в эксплуатацию, уведомительный принцип возмещения НДС экспортерам вместо разрешительного), а также отражением поступления данного налога от деятельности ОАО “НК” “Роснефть” не по автономному округу, а по месту его нахождения в отчетности г. Москвы. По Российской Федерации поступления НДС возросли на 50,4%.
За 1 квартал 2009 год налоговыми органами округа в бюджетную систему Российской Федерации дополнительно начислено платежей в сумме 1 427,5 млн. руб., что в 1,4 раза больше показателя за аналогичный период прошлого года (1 020,1 млн. руб.).
На 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Уральского федерального округа поступило 19.4 млрд. рублей акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации, что составляет 139.3% от объемов поступлений на 1 января 2009 года (темп в среднем по Российской Федерации 129.7%).
Рост поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован во всех регионах.
Наибольший рост поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в следующих субъектах Уральского федерального округа: Ханты-Мансийский автономный округ (рост на 53.3%), Курганская область (рост на 51.5%), Свердловская область (рост на 39.9%), Тюменская область (рост на 37.1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (рост на 34.0%), Челябинская область (рост на 28.1%).
Начисление и поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ в 2007- 2009 году ХМАО следующее: в 2009 году – 780 940 млн.руб., в 2008 году 1250980 млн.руб., а в 2007 году -903258 млн.руб. Как следует из приложения 7, налоговые поступления из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2009 году снизились на 470040 млн. руб. или 62,42% по сравнению с 2008 годом и на 122318 млн. руб. или 86,46 % по сравнению с 2007 годом. При этом на фоне роста сокращений почти всех налогов поступления по акцизам в 2009 году – 5478 млн.руб., в 2008 году 5830 млн.руб., а в 2007 году -5801 млн. руб. По данным видно, что, несмотря на финансовый кризис, изменений по акцизам за анализируемый период почти не наблюдается (приложение 7).
В федеральный бюджет РФ уплачено налогоплательщиками Ханты Мансийскому автономного округа в 2009 году 640480 млн.руб., что составило 60,24% от поступлений за предыдущий год (1063257 млн. руб.) и 85,12% 2007 года (752472млн. руб.).
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, составили в 2009 году 154 тыс. руб., в 2008 году 2220 млн.руб. 0,21% всех налогов, в 2007 году 2191 млн.руб. или 0,29%. Поступления по акцизам в федеральном бюджете играют незначительную роль в общей сумме поступлений по налогам от Ханты – Мансийского автономного округа.
Аналогичная ситуация наблюдается и по поступлениям в консолидированный бюджет субъектов РФ, так налогоплательщиками Ханты Мансийскому автономного округа уплачено в 2009 году 176 602 млн.руб., что составило 77,44%% от поступлений за предыдущий год (228056 млн. руб.) и 100,86% 2007 года (175092 млн. руб.).
Поступления от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, составили в 2009 году 5342 млн. руб. (3,02% всех налогов), в 2008 году 3 368 млн.руб. или 1,48% всех налогов, в 2007 году 3311 млн.руб. или 1,89%.
Структурный состав поступлений от акцизов в анализируемом периоде следующий: акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ; акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, производимый на территории РФ; акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории РФ; акцизы на бензин, производимый на территории РФ; акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ (в части погашения задолженности прошлых лет, образовавшейся до 1 января 2003г.; акцизы на дизельное топливо, производимое на территории РФ; акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ; акцизы на вина, производимые на территории РФ; акцизы на пиво, производимое на территории РФ и акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории РФ.
Из 7 видно, что наибольший удельный вес акцизов на бензин, производимый на территории РФ налога в налоговых доходах по акцизам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2009 году увеличился по отношению к 2008 году с 78,36% до 79,98%, в 2008 году его доля составляла 76,64 %, изменения произошли в связи с построением на налогообложении автомобильного бензина и дизельного топлива по убывающей шкале ставок в увязке с повышением их качественных показателей, предусмотренных техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" с 2009 года.
Доля акцизы на дизельное топливо, производимое на территории РФ, почти в 3 раза меньше, так в 2008 году она снизилась до 20,96% по сравнению с удельным весом 2007 года 22,89%, так как произошло увеличение по доле акцизов на бензин.
Рис. 7. Структура налоговых доходов по акцизам в бюджетную систему РФ 2007-2009гг.
В 2007 году увеличилось поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции): в федеральный бюджет на 58,7%. По Российской Федерации поступления акцизов возросли на 14,4%.
Акцизы, являющиеся федеральным налогом, в 2008 году сформировали 1,9 процента налоговых доходов консолидированного бюджета автономного округа. Сумма поступлений налога в бюджет автономного округа за 2008 год составила 2862 млн. руб.
Предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации, в том числе ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, с учетом необходимости решения задач в области охраны здоровья населения.
При
расчете прогноза доходов бюджета
Ханты-Мансийского автономного
1)
по доходам от уплаты акцизов
на алкогольную продукцию с
объемной долей спирта
-
увеличение норматива
-
изменение методики
2)
по доходам от уплаты акцизов
на автомобильный бензин, прямогонный
бензин, дизельное топливо, моторные
масла для дизельных и
-
изменение методики расчета
3) кроме того, учтена индексация ставок акцизов:
- на нефтепродукты - на 10% к уровню 2009 года;
- на алкогольную продукцию - на 30% к уровню 2009 года или на 20% к ранее утвержденным ставкам на 2010 год;
на пиво - в 3 раза к уровню 2009 года или на 190% к ранее утвержденным ставкам 2010 года.
Вышеприведенные новации налогового и бюджетного законодательства для бюджета автономного округа привели к потерям доходов консолидированного бюджета автономного округа. Несмотря на то, что в структуре налоговых доходов в 2010-2012 годы акцизы занимают незначительный удельный вес – 4,3%, 6,1% и 5,8% соответственно по годам, бюджет Югры недополучит значительный объем средств – более 1 000,0 млн. рублей.
Таким образом, поступление почти 95,3% всех налоговых доходов по ХМАО консолидированного бюджета Российской Федерации в 2009 году обеспечено следующими сборами: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья – 70,4% (574,9 млрд. рублей); налог на прибыль организаций – 8,8% (71,5 млрд. рублей); налог на добавленную стоимость - 10,2% (83,2 млрд. рублей); налог на доходы физических лиц – 5,9% (48,5 млрд. рублей).
К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей относится: падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физических объемов добычи и экспорта нефти. Цена нефти марки “Urals” в январе-ноябре 2009 года значительно снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2008 года и составила 59,9 долл. США за баррель (январь-ноябрь 2008 года - 99,4 долл. США за баррель); налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, снижение ставки налога на прибыль организаций до 20 с 24%, изменение порядка исчисления экспортной пошлины на нефть, увеличения амортизационной премии и налогового вычета в случае приобретения жилья. Сборы НДС по сравнению с 2008 годом уменьшились на 22,7% и составили 83,2 млрд. рублей. По Российской Федерации поступления НДС в 2009 году возросли на 17,9%.
Наибольший рост поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в следующих субъектах Уральского федерального округа: Ханты-Мансийский автономный округ (рост на 53.3%), Курганская область (рост на 51.5%), Свердловская область (рост на 39.9%), Тюменская область (рост на 37.1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (рост на 34.0%), Челябинская область (рост на 28.1%).
Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития