Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:56, дипломная работа
Целью дипломной работы является теоретическое обоснование косвенного налогообложения товаров, работ, услуг как государственного финансово-экономического механизма, а также анализ аналитики поступлений доходов от косвенных налогов в бюджет, проблемы и пути решения совершенствования налогообложения по данным налогам.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ...………………………………………………………………………....6
1.1. Развитие косвенного налогообложения в России……………………….….6
1.2. Сущность и функции косвенного налогообложения…………………..…19
1.3. Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях..24
1.4.Акцизы как второй вид косвенных налогов………………………..……...37
ГЛАВА II. СОСТОЯНИЕ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ..……………………………………………….45
2.1. Налог на добавленную стоимость как источник доходов бюджетной системы ………………………………………………………………..……..…..45
2.2. Оценка состояния доходов бюджета за счет акцизов, их динамика и структура…………………………………………………………………………60
2.2. Оценка состояния доходов бюджета ХМАО за счет косвенных налогов, их динамика, и структура ….………………………………………………..….76
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...87
3.1.Выявление недостатков системы косвенного налогообложения и пути их преодоления……………………………………………………………………...87
3.2.Совершенствование системы косвенного налогообложения в Российской Федерации………………………………………………………………………..96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….105
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….115
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….121
В 2007 г. налоговые поступления от акцизов в долях ВВП продолжили понижательную тенденцию, начавшуюся еще в 2004 г., составив 0,95% ВВП против 1,01% ВВП в 2006 г. Значение акцизов как источников налоговых доходов за период 2004– 2007 гг. заметно снизилось: поступления от акцизов в бюджетную систему страны в 2007 г. составляли чуть более 36% уровня 2003 г.
Анализ поступлений доходов от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ показал рост доходов 2007-2009гг. от 289,9 млрд. рублей 2007 года, 314,7 млрд. рублей до 327,4 млрд. рублей 2010 года. Прирост в 2009 году по акцизам составил 37,8% в сравнении с 2007 годом и 12,7% с 2008году В 2008г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 314,7 млрд.рублей, что на 8,6% больше по сравнению с 2007 годом. Основную часть поступлений (84,5%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и дизельное топливо снизилась по сравнению с предыдущим годом соответственно на 2,1 и 0,8 процентного пункта, по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин - увеличилась на 3,3 и 0,2 процентного пункта.
В составе консолидированного бюджета акцизы занимают одно из последних мест, в 2009 их доля составила 4,82%; в 2008 году – 3,72%, а в 2007 году 3,94% Из-за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса поступления от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ сократились в 2009 году на 34,75% с предыдущим годом (на 24,93% с 2007 годом).
Существенное снижение наблюдается почти по всем налогам, но обратная ситуация наблюдается по собираемости налогов по акцизам, на 1 января 2010 года в консолидированные бюджеты Российской Федерации поступило 245.7 млрд. рублей акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации, что составляет 129,69% от объемов поступлений на 1 января 2009 года и рост на 35,72% на 1,01.2008 года. В структуре налоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов РФ в 2007году на акцизы приходилось 5,01% от общей суммы налогов, в 2008 году 4,33%, а 2009г – 6,49%
Поступление почти 95,3% всех налоговых доходов по ХМАО консолидированного бюджета Российской Федерации в 2009 году обеспечено следующими сборами: налог на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья – 70,4% (574,9 млрд. рублей); налог на прибыль организаций – 8,8% (71,5 млрд. рублей); налог на добавленную стоимость - 10,2% (83,2 млрд. рублей); налог на доходы физических лиц – 5,9% (48,5 млрд. рублей).
К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние на поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей относится: падение мировых цен на энергоносители на фоне снижения физических объемов добычи и экспорта нефти. Цена нефти марки “Urals” в январе-ноябре 2009 года значительно снизилась по сравнению с аналогичным показателем 2008 года и составила 59,9 долл. США за баррель (январь-ноябрь 2008 года - 99,4 долл. США за баррель); налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, снижение ставки налога на прибыль организаций до 20 с 24%, изменение порядка исчисления экспортной пошлины на нефть, увеличения амортизационной премии и налогового вычета в случае приобретения жилья. Сборы НДС по сравнению с 2008 годом уменьшились на 22,7% и составили 83,2 млрд. рублей. По Российской Федерации поступления НДС в 2009 году возросли на 17,9%.
Наибольший рост поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), произведенным на территории Российской Федерации зафиксирован в следующих субъектах Уральского федерального округа: Ханты-Мансийский автономный округ (рост на 53.3%), Курганская область (рост на 51.5%), Свердловская область (рост на 39.9%), Тюменская область (рост на 37.1%), Ямало-Ненецкий автономный округ (рост на 34.0%), Челябинская область (рост на 28.1%).
Налоговые поступления из Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2009 году снизились на 470040 млн. руб. или 62,42% по сравнению с 2008 годом и на 122318 млн. руб. или 86,46 % по сравнению с 2007 годом. При этом на фоне роста сокращений почти всех налогов поступления по акцизам в 2009 году – 5478 млн.руб., в 2008 году 5830 млн.руб., а в 2007 году -5801 млн. руб. По данным видно, что, несмотря на финансовый кризис, изменений по акцизам за анализируемый период почти не наблюдается.
В федеральный бюджет РФ уплачено налогоплательщиками Ханты Мансийскому автономного округа в 2009 году 640480 млн.руб., что составило 60,24% от поступлений за предыдущий год (1063257 млн. руб.) и 85,12% 2007 года (752472млн. руб.).
Наибольший удельный вес акцизов на бензин, производимый на территории РФ налога в налоговых доходах по акцизам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2009 году увеличился по отношению к 2008 году с 78,36% до 79,98%, в 2008 году его доля составляла 76,64 %, изменения произошли в связи с построением на налогообложении автомобильного бензина и дизельного топлива по убывающей шкале ставок в увязке с повышением их качественных показателей, предусмотренных техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту". С 2009 года.
Доля акцизы на дизельное топливо, производимое на территории РФ, почти в 3 раза меньше, так в 2008 году она снизилась до 20,96% по сравнению с удельным весом 2007 года 22,89%, так как произошло увеличение по доле акцизов на бензин.
НДС вместе с единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц создает основу устойчивости российской бюджетной системы. Поэтому снижение налогового бремени целесообразнее осуществлять за счет тех налогов, поступления по которым в большей степени зависят от нефтяных цен (так называемые конъюнктурные доходы бюджета). В связи с этим уже реализованы инициативы Минфина России о снижении НДПИ на нефть и уменьшения налоговой нагрузки по налогу на прибыль путем повышения скорости амортизации основных средств. Дальнейшее снижение налоговой нагрузки по НДС, не сопровождаемое соответствующим увеличением прочих налогов или сокращением расходов, может подорвать устойчивость бюджетной системы.
По мере снижения доли экспорта ВВП и роста качества администрирования сделок, связанных с получением вычетов, со стороны налоговых органов, острота проблемы противоправного получения возмещений НДС резко снизится.
В России по акцизам наблюдается преимущество применения специфических ставок акцизов по всем видам подакцизных товаров, которое характеризуется более простым порядком налогообложения, стимулированием производства более качественных товаров, невозможностью многократного занижения налогооблагаемой базы на законных основаниях.
Собираемость акцизов всегда и, особенно, в настоящее время самым тесным образом связана с эффективностью функционирования системы контроля за оборотом алкогольной продукции. Поэтому последние изменения в законодательстве в части формирования механизма акцизного налогообложения алкогольной продукции были нацелены на усиление контрольной составляющей.
Основной проблемой в области акцизного обложения и контроля за оборотом алкогольной продукции является большие масштабы нелегального производства, приводящие к тому, что вне бюджетной системы продолжают оборачиваться значительные объемы денежных средств.
Для
преодоления кризиса
В
плановом периоде предполагается продолжить
работу по оптимизации перечня
В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов не планируется существенных изменений в акцизном налогообложении. Вместе с тем, планируется внести ряд поправок, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения с целью повышения его эффективности.
Начиная
с 1 января 2010 года, предлагается отказаться
от данного порядка, установив единую
дату уплаты налога – не позднее 25-го числа
месяца, следующего за отчетным месяцем;
предполагается уточнить нормы, регламентирующие
представление банковской гарантии (поручительства
банка), при осуществлении налогоплательщиками
реализации подакцизных товаров на экспорт;
уточнить порядок возмещения (путем зачета
или возврата) суммы превышения налоговых
вычетов над исчисленной суммой акциза,
а также порядок возмещения акцизов (подтверждения
правомерности освобождения от уплаты
акцизов) при экспорте подакцизных товаров
и осуществлять ежегодную индексацию
ставок акцизов с учетом реально складывающейся
экономической ситуации.
Список
литературы
Приложение 1
Налоговые ставки подакцизных товаров (за исключением автомобильного бензина и дизельного топлива)11
│ Виды подакцизных товаров │ Налоговая ставка │
│
│ │ за единицу измерения) │
│
│
│
│
│
├─────────────────────────────
│Спирт этиловый из всех видов │30 руб. 50 │33 руб. 60 │37 руб. 00 │
│сырья (в том числе этиловый │коп. │коп. │коп. │
│спирт-сырец из всех видов │за 1 литр │за 1 литр │за 1 литр │
│сырья) │безводного │безводного │безводного │
│
│
├─────────────────────────────
│Спиртосодержащая парфюмерно- │0 руб. 00 │0 руб. 00 │0 руб. 00 │
│косметическая продукция в │коп. │коп. за │коп. │
│металлической аэрозольной │за 1 литр │1 литр │за 1 литр │
│упаковке
Информация о работе Косвенные налоги в РФ и перспективы их развития