Налогообложение имущества физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:49, дипломная работа

Описание

Цель данной дипломной работы: изучить особенности налогообложения имущества физических лиц в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре.
Для достижения данной цели в настоящей работе поставлены и решены следующие задачи:
 изучено реформирование порядка взимания налога на имущество физических лиц в Российской Федерации;
 оценена особенность, роль и значение налогов на имущество в доходах местных бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа;
 проанализирован существующий порядок особенностей уплаты налогов на имущество физических лиц;
 представлены основные направления совершенствования взимания налогов на имущество физических лиц.
 определены проблемы и перспективы введения налога на недвижимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
1.1. История возникновения и развития имущественных налогов с физических лиц
1.2. Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц.
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕИСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (на материалах УФНС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре).
2.1. Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц.
2.2. Анализ поступления и взимания налогов на имущество физических лиц……………………
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц в РФ
3.2. Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

диплом печатать.doc

— 6.56 Мб (Скачать документ)

Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных затрат. И вновь эти средства обеспечивали налоги. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились другие налоги. Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых "сидеть и чинить государю прибыли", т. е. изобретать новые источники доходов государственной казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — 10% доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, именно он предложил применить гербовую, или орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. Напомним, что до 1678 г. единицей налогообложения была "соха", устанавливаемая "сошным письмом". С 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали огораживаться единым плетнем.

Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. Перепись учла 5 600 000 податных душ мужского пола, в том числе 5400000 крестьян и 183400 посадских людей, неподатное население исчислялось в 515000 душ мужского пола, а общая численность населения — 15500000 чел.

Размер подушной подати был определен следующим образом: расходы на содержание армии 4000000 руб. возложили на крестьян. Получилось 74 коп. с души. Содержание флота возложили на посадское население, получился 1 руб. 14 коп.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить, как мы сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем прежде всего для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать, просуществовавшая в России чуть менее двух веков и фактически заменившая подворные подати (стрелецкую, ямскую, полоняночную, конскую и «десятую деньгу»).

В 80-х гг. XIX в. Была отменена подушная подать. В 1863 г. Подушная подать оказалась заменена всесословным налогом. Новому налогу подлежали все строения и земли в городской черте, за исключением малоценных имуществ, с которых пришлось бы менее 25 коп. В 1872 г. Реформу городских налогов распространили на Сибирь. [16, с.58].

Основные трудности были связаны с оценкой недвижимости. Единая методология отсутствовала. Городские оценки поначалу были не везде, а существовавшие – не всегда отличались качеством. В 1875 г. Министру финансов специальным указом было поручено составить инструкцию для единообразной оценки недвижимости и провести оценку одновременно во всех городах. Однако закон не подразумевал дополнительного финансирования, а имевшихся сил было явно недостаточно. Министр финансов взял за основу сведения противопожарного страхования. На основе страховых данных, городской оценки, числа жителей и численности облагаемых имуществ в 1884 г. Правительство вывело «оценки городских поселений». По каждому городу была подсчитана суммарная стоимость городской недвижимости в рублях. Исходя из нее Минфин установил, что платежи каждого города находились на уровне 0,3 % его оценки.

С 1894 г. В России (в Сибири – с 1901 г.) взимался также квартирный налог. Целью его введения было обложение зажиточной части общества. Налог взимался не повсеместно, а лишь в тех городах, которые податной надзор находил достаточно зажиточным.

В целом по Российской Империи в 1913 г. поступление квартирного налога  составили 9 млн. руб. против 33 млн. руб. государственного налога  с городской недвижимости. Итак, налоги с городской недвижимости стали одним из основных прямых налогов Российской Империи.[16, с.60]

В ноябре 1923 г. в период проведения новой экономической политики был введен налог со строений.  С этого момента с небольшим перерывом и изменениями он действовал в системе местного обложения до 1 июля 1981 г. [32,с.183].

До 1981 г. владельцы земельных участков платили земельную ренту, позже она была переименована в земельный налог. Исчислялся он по всей площади, входящей  в пределы земельного участка, включая земли под садами, огородами, прудами, оврагами, сооружениями (хотя последние не  облагались налогом с владельцев строений), строениями. Взимался земельный налог независимо от того, используется участок или нет. Ставки налога были дифференцированы по шести классам в зависимости от административного назначения поселений, численности населения, развития торговли и промышленности и других экономических условий. Они устанавливались за каждый квадратный метр земельного участка в год (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Ставки земельного налога

Класс

I

II

III

IV

V

VI

Ставка. коп.

1,8

1,5

1,2

0,9

0,6

0,4

Источник: [28, с.16]

 

В 1981 г. вместо налога со строений был введен налог с владельцев строений. Налог взимался по двум ставкам: 0,5% - при обложении жилого фонда и 1% - при обложении остальных строений. Рассчитывалась сумма налога финансовым органом на основании данных об инвентаризации на начало года, а при их отсутствии – по страховой оценке. Налог с владельцев строений, также как и земельный налог, уплачивался ежегодно равными долями до 15 июня и до 15 августа.

Кроме этого налога, в городской местности граждане, имеющие автомобили, мотоциклы, яхты, лодки, ялики, паромы, выездных и рабочих лошадей и других животных, используемых в извозном промысле, платили сбор с владельцев транспортных средств, который относился к числу местных сборов[1]. Этот сбор не взимался за моторные и протезные коляски, принадлежавшие инвалидам, мотороллеры, а также непригодных к работе лошадей.

Позже этот сбор был переименован в налог. Из объекта налогообложения были исключены ялики, паромы, лошади и другие животные, а включены моторные лодки, мотосани, катера[2].

В 1992 г. вступил в силу Закон РСФСР от 9 декабря 1991 г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», который объединил два налога: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства[3].

В результате сложилась ситуация, когда владельцы транспортных средств облагались разными налогами в зависимости от того, какими транспортными средствами они располагают.  Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов), платили налог с владельцев транспортных средств. Физические лица, имевшие в собственности вертолеты, самолеты, теплоходы, яхты, катера, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок), платили налог на транспортные средства, который с 1 января 2003 г. после вступления в силу главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации «Транспортный налог» [4] вошел в состав транспортного налога. В его состав в 2003 г. также вошел налог с владельцев транспортных средств.

В ходе реформирования имущественного налогообложения в 1997 – 2003 гг. в городах Великом Новгороде и Твери проводился эксперимент по налогообложению недвижимости: был установлен местный налог на недвижимость, с момента введения которого организации и физические лица освобождались от уплаты налога на имущество за исключением налога на транспортные средства.

Однако для введения налога нужно было составить единый кадастр недвижимости. Мероприятия по созданию кадастра носят долговременный характер и требуют привлечения значительных материальных и трудовых ресурсов. К примеру, в указанных городах свыше 1,5 лет ушло на проведение учета объектов недвижимости. При этом в Великом Новгороде было выявлено около 30% неучтенных объектов, а в Твери – около 2%. В результате ошибок, допущенных при создании единого реестра недвижимости в г. Твери, возможность введения налога оказалась под вопросом. [28, с.23].

Организаторами эксперимента был сделан вывод о невозможности единовременной замены налога на недвижимость земельного и поимущественных налогов и о необходимости переходного периода.

Общую тенденцию развития налогов с физических лиц можно охарактеризовать как движение от налогообложения имущества к налогообложению доходов. Исторически сложилось так, что платежи, налогооблагаемой базой которых служила стоимость имущества, появились раньше. Они и назывались имущественными налогами.

Однако при рассмотрении вопроса о налогообложении имущества следует различать налогообложение доходов (капитала) и налогообложение владения (пользования). Вначале эти понятия были едины и потому облагались доходы, владение имуществом как бы само собой подразумевалось. В дальнейшем, когда владелец имущества и получатель доходов стали разными лицами, налогообложение доходов от имущества наряду с другими источниками дохода было включено в состав подоходного налога. Имущество же стало лишь одним, порой даже не главным и тем более не единственным источником доходов гражданина.

Широко используемое в современном налоговом законодательстве понятие "имущественные налоги" является, по существу, собирательным. Под общей шапкой скрывается целый конгломерат налогов и сборов по отношению к различным видам имущества. Наиболее общий, объединяющий их признак состоит, во-первых, в том, что все они принадлежат к числу прямых. Во-вторых, их плательщиками являются лица, владеющие имуществом. В-третьих, объектом обложения служит имущество само по себе, а не как источник дохода. В остальном можно говорить об огромном разнообразии и многовариантности имущественных налогов. Различия касаются их наименования, круга субъектов и видов облагаемого имущества, способов исчисления, порядка уплаты налогов и прочее. Среди них есть как регулярные (систематические, текущие), взимаемые с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом (например, земельный налог), так и разовые, уплата которых связывается с каким-либо событием (переход имущества в порядке наследования и дарения, сделки купли-продажи и другие операции с имуществом).

Чаще всего источником уплаты имущественных налогов выступает доход физического лица от неимущественных видов доходов, что является существенным недостатком налогов на имущество. Редко источником уплаты служит доход от имущества (аренда, продажа). Поэтому налог на владение имуществом предполагает более низкие ставки и льготы для определенных видов имущества.

Налоги, взимаемые с отдельных видов имущества, разнообразны во всех странах. Они относятся обычно к компетенции органов местного самоуправления, при том, что общий порядок их взимания регламентируется на федеральном уровне. В России удельный вес их в доходах местных бюджетов пока невелик — до 1%, несмотря на активное инвестирование гражданами денежных средств в имущество. Зачастую затраты на сбор налогов на владение имуществом превышают доходы. Поэтому реформирование налогов на владение имуществом с физических лиц связано не только с регулирующими процессами (дифференциация базы обложения), но и с доходами бюджета (повышения уровня налогообложения).

В настоящее время  в состав налогов на имущество физических лиц входят налог на недвижимое имущество (строения, сооружения, здания и т.п.), транспортный налог. Дополнительную группу налогов на недвижимость составляет земельный налог. Группа названных налогов объединяется одним понятием - "имущественные налоги с граждан".

 

 

1.2. Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц.

 

 

Государственная власть любого государства, в том числе России, на

протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается и будет нуждаться в дешевых средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из таких дешевых средств являются налоги.

Налоги - это обязательные индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с физических и юридических лиц, установленные органами законодательной власти с определением размеров и сроков их уплаты, предназначенные для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления.

Налоги  выражают денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Таким образом, экономическая сущность налогов сводится к изъятию государством части валового внутреннего продукта, создаваемого в экономике, с целью формирования единого фонда денежных средств для последующего финансирования за счет него предоставления государственных услуг.

Налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутренние свойство, признаки и черты налога, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса воспроизводства, инструмента распределения и перераспределения доходов.

Выделяют следующие функции налогов:

      распределительную;

      фискальную;

Информация о работе Налогообложение имущества физических лиц