Налогообложение малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа

Описание

Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться ни одно государство. Во многих странах он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Малый бизнес способствует более полному и качественному удовлетворению потребностей населения, усилению конкуренции, внедрению инноваций, созданию новых рабочих мест, сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры, а также формированию среднего класса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Методологические основы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь……………………………………………….
Основные понятия и сущность налогообложения. Функции налогов……………………………………………………………
Основные принципы построения налоговой системы……………
Место малого бизнеса в экономике государства, его роль и значение ……………………………………………………………..
Общая характеристика малого бизнеса……………………………
Социально-экономическая роль малого бизнеса ………………...
Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2013 году
Анализ системы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь ………………………………………………………………..
Правовые основы налогообложения малых предприятий……….
Анализ налогообложения малого бизнеса Республики беларусь
Основные направления совершенствования малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….
Опыт налогообложения малого бизнеса за рубежом…………..
Проблемы и пути совершенствования малого бизнеса в Республики Беларусь………………………………………………
Налоговое стимулирование малого бизнеса…………………….
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Приложение А……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 198.51 Кб (Скачать документ)

  Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.

  Налоговая система государства складывается в результате его исторического развития под влиянием множества факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя, соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее значение имеют политико-правовые факторы, определяющие распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местных органов государственной власти.[8,c.46]

  Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их установления, введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства; а так же форм и методов налогового контроля. [18,c.25]

Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках государства  одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.

В этих условиях предъявляются  очень высокие требования к механизму  налогообложения, который должен, прежде всего, содействовать высокой деловой  активности предпринимателей, обеспечить мощную мотивацию труда промышленных коллективов, работников. В то же время  он должен способствовать качественному  прогрессу в отраслях национальной экономики, установлению оптимальных  пропорций между ними, побуждать  предприятия активно использовать фонды экономического стимулирования, минимизировать товарные запасы, сокращать  производственные расходы.

Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов  показывают, каким образом реализуется  их общественное назначение как инструмента  распределения и перераспределения  государственных доходов.

Выделяют четыре функции  налогов: фискальная, распределительная, регулирующая и стимулирующая.

Фискальная функция налогов  проявляется в бесперебойном  обеспечении государства финансовыми  ресурсами, необходимыми для осуществления  его деятельности. Это основная функция, характерная для всех государств на различных этапах их развития.

Последние десятилетия в  мировой практике характеризуются  резким увеличением налоговых поступлений  в бюджеты государств, что связано  с ростом объемов производства, развитием  научно-технического прогресса, реальным увеличением национального дохода.

Фискальная функция отражает форму принудительного лишения  принадлежащей юридическому или  физическому лицу собственности  в форме капитала или заработка  и может рассматриваться как  своеобразный вид эксплуатации со стороны  государства.

Для этой функции характерно лишь одно свойство: максимальная мобилизация  финансовых ресурсов в доходы государственного бюджета, что позволяет бесперебойно обеспечивать его расходы.

Налоги формируют большую  часть государственного бюджета, который  в свою очередь предназначен для  развития науки, здравоохранения, культуры и других общественных потребностей. Разумное использование бюджетных  ресурсов стимулирует общественный прогресс.

Отсюда следует, что налоговые  отношения включают также стимулирующую  функцию, которая реализуется через  систему льгот, исключений, преференций (предпочтений).

Существуют следующие  виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных категорий  плательщиков; понижение налоговых  ставок; целевые налоговые льготы; прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению  прибыли предприятий направлены на стимулирование:

- финансирования затрат  на развитие производства и  жилищное строительство;

- малых форм предпринимательства;

- занятости инвалидов;

- благотворительной деятельности, социально-культурной и природоохранительной  сфер.

Преференции могут устанавливаться  в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой  льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Для стимулирующей функции  в отличие от фискальной характерно стимулирование социально-экономической деятельности плательщика, приоритетных для государства направлений. Стимулирующее воздействие оказывается возможным через введение различных видов налоговых льгот и преференций.

Из сущности налогов вытекает и распределительная (перераспределительная) функция. Она обеспечивает процесс перераспределения валового внутреннего продукта. При этом одна его часть направляется на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства (капитала, труда, природных ресурсов), а другая часть – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства. В этой функции реализуется общественное назначение налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений.

Через налоги реализуется  главное их общественное назначение – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной  системе и внебюджетных фондах, необходимых  для осуществления собственных  функций государства (политических, оборонных, внешнеэкономических, социальных и др.).

Сегодня регулирующие возможности  налогов настолько велики, что  их можно рассматривать как проявление регулирующей функции налогов. Налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Необходимость регулирования экономических процессов порождена функциями государства по регулированию экономики. Экономические функции государства усложняются и получают развитие в рыночных условиях, предполагающих свободу хозяйствующих субъектов, расширение их прав, рост самостоятельности и одновременно ответственности за результаты производства.

Регулирующая функция  неотделима от других функций налогов. Расширение налоговых методов изъятия и мобилизации государством части дохода хозяйствующих субъектов происходит при постоянном соприкосновении вех функций в процессе производства. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений.

Таким образом, выделяют следующие  функции налогов: фискальная, перераспределительная, регулирующая и стимулирующая. Функции налогов являются проявлением сущности налогов, способом выражения их свойств. Функции налогов показывают, каким образом реализуется их общественное назначение как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

 

1.2. Основные принципы  построения налоговой системы

Принципы построения налоговой  системы государства обсуждаются  практически с тех пор, как  возникло государство. Еще Адам Смит в своей книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» в 1776 г. Сформулировал четыре правила («максимы»):

1)налоги должны уплачиваться  в соответствии со способностями и силами подданных;

2)размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены до начала налогового периода;

3)время взимания налогов  устанавливается удобным для  налогоплательщика;

4)каждый налог должен быть задуман и разработан так, чтобы он брал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

В современных условиях могут  быть сформулированы следующие принципы построения налоговой системы:

  1. Обязательность. Этот принцип означает, что все налогоплательщики обязаны своевременно и полно уплатить налоги.
  2. Справедливость. Принцип справедливости означает, что, с одной стороны, все налогоплательщики, находящиеся в равных условиях по объектам налогообложения, платят одинаковые налоги, а, с другой стороны, справедливым должны быть налоги, которые платят разные по доходам налогоплательщики. Богатые платят больше, чем бедные.
  3. Определенность. Нормативные акты до начала налогового периода должны определить правила исполнения обязанностей налогоплательщиком.
  4. Удобство (привилегированность) для налогоплательщика. Процедура уплаты налогов должна быть удобной прежде всего для налогоплательщика, а не для налоговых служб.
  5. Экономичность. Издержки по собиранию налогов не должны превышать сумму собираемых налогов, а должны быть минимальны.
  6. Пропорциональность. Предполагает установление ограничения (лимита) налогового бремени по отношению к валовому внутреннему продукту.
  7. Эластичность. Подразумевает быструю адаптацию к изменяющейся ситуации.
  8. Однократность налогообложения. Один и тот же объект налогообложения должен облагаться налогом за установленный период один раз.
  9. Стабильность. Изменение налоговой системы не должно производиться часто и очень резко.
  10. Оптимальность. Цель взимания налога, например, фискальная, или природоохранная и т.д., должна достигаться наилучшим образом с точки выбора источника и объекта налогообложения.
  11. Стоимостное выражение. Налоги должны уплачиваться в денежной форме.
  12. Единство. Налоговая система действует на всей территории страны для всех типов налогоплательщиков.

Реализация принципов  налогообложения в разных странах  осуществляется с учетом особенностей развития, существующей социально-экономической  ситуации. Наличие собственной, независимой  от других государств налоговой системы  является одним из признаков суверенного  государства.

 

 

1.3. Место малого бизнеса  в экономике государства, его  роль и значение 

1.3.1 Общая характеристика малого бизнеса

Малый бизнес – важнейший  элемент рыночной экономики, без  которого не может гармонично развиваться  государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального  продукта, малые предприятия формируют  здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства .

Под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство  употребляется английский аналог – бизнес) понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.

Малое предприятие – это небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающие крайне небольшую долю в общем по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия; об этой доле судят по стоимости создаваемой и реализуемой продукции. К малым относят также, кроме производственных, коммерческие, консалтинговые фирмы, многие предприятия розничной торговли, сферы услуг.

Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Но во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь от 16 октября 1996 г. №685-XIII «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» под субъектами малого предпринимательства понимаются предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и юридические лица со следующей среднесписочной численностью работников:

Ø  в промышленности и  на транспорте – до 100 человек;

Ø  в сельском хозяйстве, включая фермерские (крестьянские)хозяйства, и в научно-технической сфере – до 60 человек;

Ø  в строительстве  и оптовой торговле – до 50 человек;

Ø  в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – до 30

  человек;

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса