Налогообложение малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа

Описание

Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться ни одно государство. Во многих странах он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Малый бизнес способствует более полному и качественному удовлетворению потребностей населения, усилению конкуренции, внедрению инноваций, созданию новых рабочих мест, сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры, а также формированию среднего класса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Методологические основы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь……………………………………………….
Основные понятия и сущность налогообложения. Функции налогов……………………………………………………………
Основные принципы построения налоговой системы……………
Место малого бизнеса в экономике государства, его роль и значение ……………………………………………………………..
Общая характеристика малого бизнеса……………………………
Социально-экономическая роль малого бизнеса ………………...
Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2013 году
Анализ системы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь ………………………………………………………………..
Правовые основы налогообложения малых предприятий……….
Анализ налогообложения малого бизнеса Республики беларусь
Основные направления совершенствования малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….
Опыт налогообложения малого бизнеса за рубежом…………..
Проблемы и пути совершенствования малого бизнеса в Республики Беларусь………………………………………………
Налоговое стимулирование малого бизнеса…………………….
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Приложение А……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 198.51 Кб (Скачать документ)

Ø  в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек.

Особое значение малый  бизнес имеет в переходных экономиках, который, по существу, наряду с приватизацией  есть фундамент, на котором вырастает  негосударственный сектор экономики  и институты рыночной экономики. Именно малые предприятия, не требующие  крупных стартовых инвестиций и  гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских  товаров в переходный период. Малое  предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость.

Занимая определенную нишу в экономической структуре общества, малый бизнес имеет ряд достоинств:

  • сравнительно низкую капиталоемкость и поэтому широкую доступность населению;
  • массовость, что позволяет в короткий срок наладить производство разнообразных товаров и услуг;
  • ориентацию на потребителя, так как выживаемость зависит от быстрой окупаемости;
  • мобильность на рынке и в сфере технологий, что способствует ускоренному развитию НТП;
  • быстрое накопление капиталов и их свободный перелив в наиболее окупаемые отрасли, что способствует их быстрому развитию;
  • способность быстро поглощать большое количество рабочей силы;
  • коллективистский социально-психологический климат, низкий уровень конфликтности, отсутствие бюрократизма в управлении;
  • быструю адаптацию на внешнем рынке;
  • углубление внутриотраслевой специализации, снижение затрат на производство благодаря возникновению узкоспециализированных малых предприятий;
  • значительно меньшее по сравнению с большими предприятиями воздействие на окружающую среду.

Наряду с достоинствами  малому бизнесу присущи и некоторые недостатки:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • высокая зависимость от внешней среды: банков, крупных предприятий, государственной администрации, научных лабораторий, консультационных фирм;
  • сосредоточенность малого бизнеса в крупных городах (Практически невозможно создать и развивать малый бизнес в небольшом населенном пункте или городе, где работает только одно крупное предприятие. Если мастерская по ремонту обуви, одежды или бытовой техники в крупном населенном пункте может приносить заметную прибыль, то в небольшом городе, вероятнее всего, подобный бизнес будет рентабельным, но не слишком прибыльным);
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов;
  • неуверенность и неосторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Некоторые недостатки малого бизнеса могут иногда становиться  его преимуществами. Например, многие считают основным недостатком малого предприятия небольшой штат сотрудников, который, с одной стороны, не позволяет  решать крупные коммерческие задачи, а, с другой стороны, позволяет быстро адаптироваться к любым изменениям рыночной ситуации.

Следует отметить, что Малый  бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

 

1.3.2 Социально-экономическая роль малого бизнеса

 

Роль малого предпринимательства  определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в  развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества – среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Малый бизнес содержит большой  потенциал для оптимизации путей  развития экономики и общества в  целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность  использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации  их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий  пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может  быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики  в целом.

Необходимо особо подчеркнуть  региональную направленность малого бизнеса. Малая экономика является подлинной  базой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет. В свою очередь, малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

Развитие малого бизнеса  в различных странах осуществляется по-разному, но результат был получен  одинаковый: массовое формирование малых  предприятий способствовало ускорению  формирования рыночных отношений, сыграло  важную стабилизирующую роль, как  в экономической, так и социальной сфере.

В экономически развитых странах  давно осознали, что наемный работник – плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение, получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активно поддерживать государство.

Такая политика выгодна государству  и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в  предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей  семье, но и вносит большой вклад  в решение государственных проблем  посредством уплаты налогов, благотворительности.

Примечательна позиция известного немецкого политика Штрауса в  отношении малого бизнеса. Он считал, что обширная и разветвленная  сеть предприятий среднего размера  образует систему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособной экономической системы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой мелкий предприниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным гарантом свободного строя, нежели любой подвизающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в любой общественной системе, но и в любое время заменить.

Активный рост доли малых  предприятий в структуре экономики  западных стран начал происходить  с середины 70-х, начала 80-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для  сравнения можно взять, например, США – где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию – с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения.

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние  годы. Малые предприятия, традиционно  широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся  специализацией и дифференциацией  общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в два раза выше, чем  на заводах со средней специализацией.

Эффект от деятельности малых  предприятий достигается и благодаря  развитию системы субподрядных отношений  с крупными компаниями. Это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкость производства. В западных странах степень зависимости  достигает 70 %, в стоимости продукции доля субподрядных, как правило, малых фирм составляет 25 – 30 %.

В последние годы малые  предприятия все активнее выходят  на внешние рынки. Так экспорт  малых компаний США составляет 20 % совокупного объема товарной продукции, в Голландии, Бельгии, Германии он достигает 35—40 % . Этому способствовал переход  от межотраслевой к внутриотраслевой международной специализации.

Малые предприятия начали активно осваивать новые формы  международного сотрудничества – торговлю интеллектуальными продуктами: лицензиями, ноу-хау, патентами, торговыми марками, - а также вкладывать деньги в развитие сбытовой сферы. В США, Франции, Японии, Швейцарии на долю малых предприятий приходится до 50 % всех экспортных лицензионных сделок.

Наконец, малые фирмы оказались  на гребне научно-технического прогресса, стали своеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических  идей. Они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные  предприятия, которые дают жизнь  лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и  независимые изобретатели. В расчете  на одного занятого они создают почти  в 2,5 раза больше принципиально новых  продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений  по улучшению существующей технологии. Это достигается благодаря жесткой  ориентации на потребителя, гибкости в  управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрению  программно-целевых методов управления и венчурного финансирования.

Указанные свойства малых  фирм позволили им внедриться в начальные  стадии научных исследований, где  не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых  фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией.

Промышленное производство, состоящее преимущественно из крупных  монополизированных предприятий, не поддается  быстрому реформированию на основе рыночных механизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые посредством частного инвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте, домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства, способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людей относительно частного производства.

Очевидно, что при современных  масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает  богатство стране.

 

      1. Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2013 году:

 

  • общий порядок исчисления налогов;
  • упрощенная система налогообложения без выделения НДС;
  • упрощенная система налогообложения с выделением НДС.

 

Общая система налогообложения

 

Юридические лица, зарегистрированные на территории РБ, при общей системе  налогообложения уплачивают следующие  налоги, сборы и иные обязательные платежи :

  • налог на добавленную стоимость – НДС, ставка 20% от оборота по реализации товаров, работ или услуг;
  • налог на прибыль, ставка 18 % от налогооблагаемой прибыли;
  • страховые взносы на обязательное социальное страхование наёмных работников, соцстрах, ставка 34% от фонда оплаты труда;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве, ставка 0,6% от фонда оплаты труда;

кроме того если это требует  законодательство РБ :

  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • акцизы;
  • экологический налог;
  • налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
  • оффшорный сбор;
  • гербовый сбор;
  • другие налоги.

Упрощенные системы налогообложения.

Две упрощенные системы налогообложения  применимы для малого бизнеса. В  таблице №1 приведен пример расчета налогов при различных системах налогообложения. Пример приведен для оценки систем налогообложения в РБ и показывает принципы исчисления налогов в Беларуси.

По состоянию на 1 ноября 2012 года упрощенную систему налогообложения  в республике применяют 138 578 плательщиков, из них 52 305 организаций и 86 273 индивидуальных предпринимателя. Их доля в общем  количестве плательщиков-организаций  и ИП составляет 34,4%. Для справки: количество плательщиков-организаций  составляет 169 492; плательщиков-ИП — 233 555.

Плательщики, применяющие  УСН, по итогам 10 месяцев 2012 года обеспечили поступление в бюджет республики 3 713,9 млрд. рублей, темп роста составил 103,5%.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса