Налогообложение малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа

Описание

Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться ни одно государство. Во многих странах он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Малый бизнес способствует более полному и качественному удовлетворению потребностей населения, усилению конкуренции, внедрению инноваций, созданию новых рабочих мест, сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры, а также формированию среднего класса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Методологические основы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь……………………………………………….
Основные понятия и сущность налогообложения. Функции налогов……………………………………………………………
Основные принципы построения налоговой системы……………
Место малого бизнеса в экономике государства, его роль и значение ……………………………………………………………..
Общая характеристика малого бизнеса……………………………
Социально-экономическая роль малого бизнеса ………………...
Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2013 году
Анализ системы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь ………………………………………………………………..
Правовые основы налогообложения малых предприятий……….
Анализ налогообложения малого бизнеса Республики беларусь
Основные направления совершенствования малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….
Опыт налогообложения малого бизнеса за рубежом…………..
Проблемы и пути совершенствования малого бизнеса в Республики Беларусь………………………………………………
Налоговое стимулирование малого бизнеса…………………….
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Приложение А……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 198.51 Кб (Скачать документ)

Не вправе применять упрощенную систему организации:

  • производящие подакцизные товары;
  • реализующие (в том числе по договорам поручения, комиссии, консигнации и иным аналогичным договорам) ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней (включая сдачу указанных изделий ломбардами в Государственное хранилище ценностей Министерства финансов Республики Беларусь);

 осуществляющие:

  • лотерейную деятельность;
  • профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;
  • деятельность в рамках простого товарищества и (или) хозяйственной группы, холдинга;
  • деятельность в качестве резидентов свободных экономических зон, специального туристско-рекреационного парка «Августовский канал» или Парка высоких технологий;
  • деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр;
  • риэлтерскую деятельность;
  • страховую деятельность (страховые организации, в том числе общества взаимного страхования, объединения страховщиков);
  • банковскую деятельность (банки);
  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • организации, производящие на территории Республики Беларусь сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

В числе новшеств, внесенных  в упрощенную систему налогообложения  с 2013 года, прежде всего следует отметить:

  • во-первых, изменение ставок налога при УСН. Ставка, применяемая при уплате НДС, снижена с 5% до 3%. Ставка для субъектов, не уплачивающих НДС, с 7% уменьшена до 5%.

С 1 января 2013 года будет упразднена ставка налога при УСН в размере 15% от валового дохода. Как заменяющая ее ставка для плательщиков, не уплачивающих НДС, с численностью работников не более 15 человек и валовой выручкой, не превышающей 4,1 млрд. руб., введена 3-процентная ставка, которая будет применяться  к выручке от реализации в розничной  торговле приобретенных товаров.

Таким образом, результатом  этих изменений стало установление единой налоговой базы в виде валовой  выручки, а также сокращение количества ставок налога при УСН с шести  до четырех, что не только уменьшит налоговую нагрузку при применении упрощенной системы, но и упростит администрирование налога.

  • Во-вторых, с 2013 года увеличены критерии валовой выручки с 3,4 млрд. руб. до 8,2 млрд. руб. и численности работников с 15 человек до 50 человек для применения упрощенной системы без уплаты НДС. Увеличен критерий валовой выручки для желающих вести учет в книге учета доходов и расходов с 3,4 млрд. руб. до 4,1 млрд. руб.
  • В качестве третьего изменения следует отметить введение обязанности для плательщиков налога при УСН при наличии обстоятельств, определенных Налоговым кодексом, уплачивать имущественные налоги.
  • И наконец, четвертое существенное изменение относится к порядку исчисления налоговой базы налога при УСН. Организации, ведущие бухгалтерский учет, будут определять выручку по принципу начисления, а субъекты, осуществляющие учет в книге учета доходов и расходов, — по принципу оплаты.

Изменения в перечне налогов, уплачиваемых плательщиками при  упрощенной системе налогообложения, коснутся не всех субъектов.

Так, для организаций и  индивидуальных предпринимателей, у  которых общая площадь земельных  участков превышает 0,5 га, с 1 января 2013 года введена обязанность уплачивать земельный налог. В то же время в отношении сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, независимо от размера общей площади имеющихся участков, такой налог уплачиваться не будет.

С 2013 года обязанность уплачивать налог на недвижимость в соответствии с общими правилами касается двух категорий плательщиков, применяющих  упрощенную систему налогообложения. Во-первых, это субъекты хозяйствования, у которых общая площадь капитальных  строений, их частей, машино-мест превышает 1,5 тыс. В.м. Вторая категория — субъекты, сдающие капитальные строения, их части или машино-места в аренду, в лизинг, иное возмездное или безвозмездное пользование. Причем налог на недвижимость в отношении объектов, сдаваемых в аренду, лизинг, пользование, они будут уплачивать независимо от размера общей площади имеющейся недвижимости.

При внесении этих изменений  мы исходили из того, что налог при  упрощенной системе — это прежде всего налог на предпринимательскую деятельность. В мировой практике упрощенная система налогообложения не заменяет собой имущественные налоги. Данная норма восстанавливает справедливость в отношении налоговой нагрузки на тех предпринимателей, которые владеют большими имущественными комплексами и земельными участками, а также тех, кто не использует имеющиеся у него объекты недвижимости в производственной деятельности.

 

 

Примечание Б

Сравнительная таблица №1 систем налогообложения в 2013 году

Системы налогооб-

ложения

Данные для расчета, напр. в долларах

Упрощенная система налогообложения  «без НДС» (5% с выручки)

Упрощенная система налогообложения  «с НДС» (3% с выручки+НДС 20% )

Общая система налогообложения (НДС 20%+налог на прибыль 18%)

  1. Выручка от реализации

1200

1200

1200

1200

  1. Затраты Всего (п.п. 2.1-2.5.)

869,2

869,2

786 т.к. без НДС к расчету

786  т.к. без НДС к  расчету

    1. Сырье и материалы

400

400

333 т.к. без НДС к расчету

333 т.к. без НДС к расчету

    1. Аренда  и каммунальные

100

100

83 т.к. без НДС к расчету

83 т.к. без НДС к расчету

    1. Зарплата

200

200

200

200

    1. Отчисления в ФСЗН 34% и БГС 0,6%

69,2

69,2

69,2

69,2

    1. Прочие затраты

100

100

100

100

  1. Прибыль
 

271

184

214

  1. Налоги всего (с учетом платежей в ФОТ)
 

60

147

155

    1. НДС
   

200

200

    1. Зачет НДС
   

83

83

    1. НДС к уплате
   

117

117

    1. Налоги при «упрощенке»
 

60

30

 
    1. Налог на прибыль
     

39

  1. Прибыль после налогов
 

271

184

176

  1. Удельный вес всех налогов в выручке
 

5%

12,22%

12,93%


 

Таблица 1 – Сравнительная  таблица систем налогообложения  в Беларуси в 2013 году

 

Примечание: собственная  разработка

 

 

  1. Анализ системы налогообложения малого бизнеса

Республики Беларусь

 

2.1. Правовые основы налогообложения  малых предприятий 

 

Вопрос о том, какие  организационно-правовые формы могут  принимать малые и средние  предприятия, имеет большое социально-экономическое  значение. Речь идет о возможности  населения включаться в предпринимательскую  деятельность, а потому и о масштабах  малого и среднего бизнеса. В ряде стран с развитой рыночной экономикой государство стремится как можно больше людей вовлечь в предпринимательскую деятельность, поэтому законодательством предусмотрены разнообразные формы создания малых и средних предприятий. При этом в хозяйственной практике выявляется общая тенденция: чем меньше масштабы бизнеса, тем проще порядок его государственной регистрации.

Выбор организационно-правовой формы предприятия зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

1) задачи, которые ставятся  перед предприятием при его создании;

2) размер капитала, которым располагают основатели;

3) ответственность, которую  хотели бы взять на себя  вкладчики капитала: ограниченная или неограниченная;

4) степень участия вкладчика  капитала в управлении предприятием;

5) наличие или отсутствие  у основателя предприятия профессиональных  знаний;

6) налоговое законодательство.

Согласно законодательству Республики Беларусь, основными формами  предпринимательской деятельности в нашей стране являются:

1) предпринимательство без  образования юридического лица (индивидуальные предприниматели);

2) предпринимательство с  образованием юридического лица.

Предпринимательство с образованием юридического лица может осуществляться в форме хозяйственных товариществ  или обществ, а также унитарных предприятий.

Хозяйственные товарищества подразделяются на полные и коммандитные. Хозяйственные общества включают акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.

Как свидетельствуют данные официальной статистики, более 10 % малых  предприятий республики функционируют  в виде обществ с ограниченной ответственностью (ООО), свыше 20% - в  форме унитарных предприятий (УП), около 18 % - в виде обществ с дополнительной ответственностью (ОДО), около 15 % - в  форме закрытых акционерных обществ (ЗАО).

Порядок создания и закрытия малых предприятий (МП) определяется Положением о государственной регистрации  и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 в редакции Декрета  Президента Республики Беларусь от 16.11.2000 г. № 22.

Государственная регистрация  субъектов хозяйствования производится по месту их нахождения.

Деятельность без государственной  регистрации либо на основании недостоверных  данных, представленных для государственной  регистрации, или осуществление  ими деятельности, не указанной в  учредительных документах (свидетельстве  о государственной регистрации  индивидуального предпринимателя), является незаконной и запрещается. Доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местный бюджет в судебном порядке.

Государственная регистрация  МП осуществляется облисполкомами (Минским  горисполкомом), которые вправе делегировать часть полномочий по регистрации  местным исполнительным и распорядительным органам. Если МП создается в свободной  экономической зоне, его регистрация  производится администрацией СЭЗ. Государственная  регистрация производственных предприятий  осуществляется также Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Могилевским  горисполкомами.

До подачи документов в  регистрирующий орган один из учредителей (участников) создаваемого МП должен согласовать  с этим органом наименование предприятия.

Для государственной регистрации  МП учредители представляют в регистрирующий орган:

- заявление;

- анкету установленного образца;

- копию решения о создании предприятия;

- учредительные документы;

- документы, подтверждающие  внесение вклада в уставный фонд;

- документы, содержащие  сведения о собственниках имущества;

- гарантийное письмо или  другой документ, подтверждающие  право на размещение МП по месту нахождения;

- платежный документ, подтверждающий  внесение платы за регистрацию.  Плата за регистрацию создаваемого  предприятия составляет 60 евро, за  внесение изменений и дополнений  в учредительные документы – 15 евро.

Государственная регистрация  субъектов хозяйствования производится в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов. При необходимости  получения дополнительных сведений о собственниках имущества регистрирующий орган вправе продлить срок регистрации  до двух месяцев с уведомлением об этом собственников имущества.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса