Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа
Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться ни одно государство. Во многих странах он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Малый бизнес способствует более полному и качественному удовлетворению потребностей населения, усилению конкуренции, внедрению инноваций, созданию новых рабочих мест, сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры, а также формированию среднего класса.
Введение……………………………………………………………….
Методологические основы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь……………………………………………….
Основные понятия и сущность налогообложения. Функции налогов……………………………………………………………
Основные принципы построения налоговой системы……………
Место малого бизнеса в экономике государства, его роль и значение ……………………………………………………………..
Общая характеристика малого бизнеса……………………………
Социально-экономическая роль малого бизнеса ………………...
Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2013 году
Анализ системы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь ………………………………………………………………..
Правовые основы налогообложения малых предприятий……….
Анализ налогообложения малого бизнеса Республики беларусь
Основные направления совершенствования малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….
Опыт налогообложения малого бизнеса за рубежом…………..
Проблемы и пути совершенствования малого бизнеса в Республики Беларусь………………………………………………
Налоговое стимулирование малого бизнеса…………………….
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Приложение А……………………………………………
Государственная регистрация МП для их производственной деятельности производится в первоочередном порядке.
Малое предприятие может быть ликвидировано по решению учредителей, хозяйственного суда либо регистрирующего органа.
Хозяйственный суд может принять решение о ликвидации МП в случаях:
- осуществления последним деятельности без лицензии либо запрещенной законодательством;
- сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения в течение 12 месяцев подряд;
- наличия убытков по
итогам второго и последующих
финансовых годов и
- наличия задолженности
по платежам в бюджет и
- уменьшения стоимости
чистых активов МП по
Регистрирующий орган может принять решение о ликвидации МП в случаях:
- нарушения установленных законодательством сроков регистрации акций;
- нарушения сроков и
порядка формирования
- неосуществления
Все работы по закрытию деятельности МП производит ликвидационная комиссия:
- помещает в газете «Рэспублика» сообщение о ликвидации МП, в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;
- составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга;
- уведомляет в письменном виде кредиторов о ликвидации МП;
- принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;
- сосредоточивает денежные
средства МП на единых
- оценивает имущество МП;
- рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;
- обеспечивает соблюдение прав и интересов увольняемых работников;
- утверждает смету расходов по ликвидации МП, в том числе по финансированию деятельности ликвидационной комиссии;
- составляет в установленном
порядке ликвидационный баланс
и представляет его
Малые предприятия как хозяйствующие субъекты обязаны уплачивать установленные налоги и сборы (пошлины), по которым они признаются плательщиками.
Согласно общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления до нежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения:
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
В зависимости от характера
деятельности, объемов выручки от
реализации продукции (работ, услуг) и
численности наемных работников
малые предприятия могут
Общая система налогообложения предполагает уплату перечня республиканских и местных налогов и сборов, установленных Общей частью Налогового кодекса, Законом о бюджете на очередной финансовый год.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Местными признаются налоги
и сборы, устанавливаемые нормативными
правовыми актами (решениями) местных
Советов депутатов и
К республиканским налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль;
- налоги на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
- подоходный налог с физических лиц;
- экологический налог;
- налоги на недвижимость;
- земельный налог;
- налог на добычу(изъятие) природных ресурсов;
-сбор за проезд автомобильных
транспортных средств
- оффшорный сбор;
- гербовый сбор;
- консульский сбор;
- государственная пошлина;
- патентные пошлины;
- таможенные пошлины и таможенные сборы.
К местным налогам и сборам относятся:
- налог за владение собаками;
- курортный сбор;
- сбор с заготовителей.
В Беларуси в 2012 году для субъектов малого бизнеса, применяющих упрощенную систему налогообложения, ставки налога без уплаты НДС уменьшились с 8% до 7%, а при уплате НДС – с 6% до 5%. Вступающий в силу в 2013 году новый Налоговый кодекс Беларуси предусматривает снижение этих ставок соответственно до 5% и 3%. Кроме того, увеличены критерии валовой выручки (с Br3,4 млрд. до Br8,2 млрд.) и численности работников (с 15 до 50 человек) для применения упрощенной системы без уплаты НДС.
2.2. Анализ системы
Понятие конкурентоспособности сегодня уже применимо не только к бизнесу, им оперируют государства, корректируя свою налоговую политику. Поэтому одним из главных резервов консолидации бюджета, сокращения бюджетного дефицита признано повышение экономической активности за счет снижения нагрузки на бизнес, в том числе налоговой. В этой связи сделать налоговый режим в республике предсказуемым, стабильным и конкурентоспособным, обеспечивающим рентабельную работу плательщиков, минимизировать риски инвесторов по фискальным параметрам – одна из основных задач государства на данном этапе.
Стимулирующая функция налоговой системы занимает важнейшее место в этом глобальном процессе. В ходе проводимой налоговой реформы, по последней оценке Всемирного банка, рейтинг Беларуси по разделу «Налогообложение» в 2011 году поднялся на 27 позиций. В отчете «Ведение бизнеса-2012», составленном по законодательству 2010 года, Беларусь находится на 156-й позиции. В сравнении с аналогичным отчетом предыдущего года прослеживается снижение по всем показателям, формирующим индикатор налогообложения. Налоговая нагрузка снижена с 80,4% до 62,8%, количество выплат уменьшено с 82 до 18 платежей, время, затрачиваемое на исчисление налогов, сокращено с 798 до 654 часов.
На улучшение рейтинга в 2011 году повлияло изменение налогового законодательства. Отменены оборотный налог, налог на приобретение автотранспортных средств, уменьшены ставки местных налогов, сокращена периодичность уплаты по налогу на прибыль и НДС, изменены подходы к формированию затрат, упрощен порядок исчисления налога на прибыль, НДС, экологический налог, сокращено количество налоговых деклараций и объем реквизитов, обязательных к заполнению, расширена система электронного декларирования.
С 1 января 2011 года в Беларуси отменены пять платежей в бюджет. Сокращена периодичность уплаты НДС – плательщикам предоставлено право отчитываться и уплачивать НДС поквартально, отменены авансовые платежи по НДС. Введено декларирование налога на прибыль по итогам за год с квартальной уплатой текущих платежей. Упрощен порядок и увеличен объем налоговых вычетов по НДС. Сокращен объем справочных сведений налоговых деклараций. Все эти шаги в налоговой системе позволят, по предварительной оценке, улучшить показатель «налогообложение» в отчете «Ведение бизнеса-2013» до 125-й позиции.
Кроме того, с 1 января 2012 года
снижена ставка налога на прибыль
до 18%. Снижены ставки налога по упрощенной
системе налогообложения. Введен механизм
переноса убытков. Отменена обязанность
плательщиков предоставлять в налоговый
орган документы, подтверждающие право
на использование налоговых льгот
при представлении налоговых
деклараций. Упрощен порядок
Также систематизированы нормы, регулирующие ведение и функционирование электронного банка данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. С 39 до 6 сокращен перечень таких бланков. Упрощен порядок приема наличной выручки с использованием кассового оборудования, сокращен перечень документов, представляемых для регистрации кассового оборудования в налоговые органы, продлены сроки использования кассового оборудования. Либерализирована процедура маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками: импортерам предоставлено право производить маркировку не только за рубежом, но и на территории Беларуси. Сокращен перечень маркируемых товаров. Такие мероприятия также позволят снизить налоговую нагрузку и уменьшить временные затраты. И это, по предварительной оценке, позволит обеспечить Беларуси в отчете «Ведение бизнеса-2014» по показателю налогообложения 119-ую позицию (без снижения отчислений в Фонд соцзащиты).
Основной акцент в 2012 году
сделан на совершенствование налогового
администрирования как
На 2012 год запланировано создать центр электронного информирования плательщиков о налоговых событиях. Налоговые органы будут сами направлять электронные и СМС-сообщения плательщикам (без их запросов) и сообщать им о переплате, наличии задолженности, об обязанности представить декларацию о доходах и имуществе, представлять документы и дополнительные пояснения, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Также на текущий год запланировано организовать сервис «Личный кабинет» на портале МНС для плательщиков, имеющих сертификаты электронно-цифровой подписи. В настоящее время налоговую отчетность в электронном виде подают более 50% субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, то есть свыше 71 тыс. плательщиков, из них более 52 тыс. организаций и 18 тыс. индивидуальных предпринимателей. Помимо представления налоговых деклараций в виде электронного документа, плательщики, используя сервис личного кабинета, получают возможность доступа к электронному консультированию, сверке расчетов с бюджетом, направления заявок на зачет (возврат) налогов, на переход на специальные режимы налогообложения, на получение справок и сведений.
По инициативе МНС на электронное декларирование уже перешли Фонд соцзащиты, Белгосстрах.
Достоверность оценки
налоговой системы Беларуси и,
как следствие, в