Налогообложение малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа

Описание

Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться ни одно государство. Во многих странах он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Малый бизнес способствует более полному и качественному удовлетворению потребностей населения, усилению конкуренции, внедрению инноваций, созданию новых рабочих мест, сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры, а также формированию среднего класса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Методологические основы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь……………………………………………….
Основные понятия и сущность налогообложения. Функции налогов……………………………………………………………
Основные принципы построения налоговой системы……………
Место малого бизнеса в экономике государства, его роль и значение ……………………………………………………………..
Общая характеристика малого бизнеса……………………………
Социально-экономическая роль малого бизнеса ………………...
Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2013 году
Анализ системы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь ………………………………………………………………..
Правовые основы налогообложения малых предприятий……….
Анализ налогообложения малого бизнеса Республики беларусь
Основные направления совершенствования малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….
Опыт налогообложения малого бизнеса за рубежом…………..
Проблемы и пути совершенствования малого бизнеса в Республики Беларусь………………………………………………
Налоговое стимулирование малого бизнеса…………………….
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Приложение А……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 198.51 Кб (Скачать документ)

Государственная регистрация  МП для их производственной деятельности производится в первоочередном порядке.

Малое предприятие может  быть ликвидировано по решению учредителей, хозяйственного суда либо регистрирующего органа.

Хозяйственный суд может  принять решение о ликвидации МП в случаях:

- осуществления последним  деятельности без лицензии либо запрещенной законодательством;

- сокрытия (занижения) прибыли  (доходов) и других объектов  налогообложения в течение 12 месяцев  подряд;

- наличия убытков по  итогам второго и последующих  финансовых годов и ненаправления регистрирующему и налоговому органу сообщений о причинах возникновения убытков;

- наличия задолженности  по платежам в бюджет и государственные  целевые бюджетные и внебюджетные  фонды более б месяцев подряд  с даты образования задолженности;

- уменьшения стоимости  чистых активов МП по результатам  второго и каждого последующего  финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда.

Регистрирующий орган  может принять решение о ликвидации МП в случаях:

- нарушения установленных  законодательством сроков регистрации акций;

- нарушения сроков и  порядка формирования минимального размера уставного фонда;

- неосуществления предусмотренной  учредительными документами предпринимательской  деятельности в течение 6 месяцев  подряд и ненаправления регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах неосуществления такой деятельности.

Все работы по закрытию деятельности МП производит ликвидационная комиссия:

- помещает в газете  «Рэспублика» сообщение о ликвидации МП, в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;

- составляет перечень  кредиторов с указанием сумм долга;

- уведомляет в письменном  виде кредиторов о ликвидации МП;

- принимает все возможные  меры к выявлению кредиторов  и получению дебиторской задолженности;

- сосредоточивает денежные  средства МП на единых расчетном  и валютном счетах в одном  банке, закрывает все счета в других банках;

- оценивает имущество  МП;

- рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;

- обеспечивает соблюдение  прав и интересов увольняемых работников;

- утверждает смету расходов  по ликвидации МП, в том числе  по финансированию деятельности ликвидационной комиссии;

- составляет в установленном  порядке ликвидационный баланс  и представляет его регистрирующему  органу со всей документацией  и отчетом о работе ликвидационной комиссии.

Малые предприятия как  хозяйствующие субъекты обязаны  уплачивать установленные налоги и  сборы (пошлины), по которым они признаются плательщиками.

Согласно общей части  Налогового кодекса Республики Беларусь, налогом признается обязательный индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления до нежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский  и (или) местные бюджеты, взимаемый  с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий  совершения в отношении их государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных  разрешений (лицензий), либо в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Республики Беларусь.

Налог считается установленным  в случае, когда определены плательщики  и следующие элементы налогообложения:

- налоговая база;

- налоговый период;

- налоговая ставка;

- порядок исчисления налога;

- порядок и сроки уплаты налога.

В зависимости от характера  деятельности, объемов выручки от реализации продукции (работ, услуг) и  численности наемных работников малые предприятия могут применять  общую или упрощенную систему  налогообложения.

Общая система налогообложения  предполагает уплату перечня республиканских  и местных налогов и сборов, установленных Общей частью Налогового кодекса, Законом о бюджете на очередной финансовый год.

Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных  Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налоги на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

- подоходный налог с  физических лиц;

- экологический налог;

- налоги на недвижимость;

- земельный налог;

- налог на добычу(изъятие) природных ресурсов;

-сбор за проезд автомобильных  транспортных средств иностранных  государств по автомобильным  дорогам общего пользования Республики  Беларусь;

- оффшорный сбор;

- гербовый сбор;

- консульский сбор;

- государственная пошлина;

- патентные пошлины;

- таможенные пошлины и  таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

- налог за владение  собаками;

- курортный сбор;

- сбор с заготовителей.

В Беларуси в 2012 году для  субъектов малого бизнеса, применяющих  упрощенную систему налогообложения, ставки налога без уплаты НДС уменьшились  с 8% до 7%, а при уплате НДС – с 6% до 5%. Вступающий в силу в 2013 году новый Налоговый кодекс Беларуси предусматривает снижение этих ставок соответственно до 5% и 3%. Кроме того, увеличены критерии валовой выручки (с Br3,4 млрд. до Br8,2 млрд.) и численности работников (с 15 до 50 человек) для применения упрощенной системы без уплаты НДС.

 

2.2. Анализ системы налогообложения  Республики Беларусь

 

Понятие конкурентоспособности  сегодня уже применимо не только к бизнесу, им оперируют государства, корректируя свою налоговую политику. Поэтому одним из главных резервов консолидации бюджета, сокращения бюджетного дефицита признано повышение экономической активности за счет снижения нагрузки на бизнес, в том числе налоговой. В этой связи сделать налоговый режим в республике предсказуемым, стабильным и конкурентоспособным, обеспечивающим рентабельную работу плательщиков, минимизировать риски инвесторов по фискальным параметрам – одна из основных задач государства на данном этапе.

Стимулирующая функция налоговой  системы занимает важнейшее место  в этом глобальном процессе. В ходе проводимой налоговой реформы, по последней  оценке Всемирного банка, рейтинг Беларуси по разделу «Налогообложение» в 2011 году поднялся на 27 позиций. В отчете «Ведение бизнеса-2012», составленном по законодательству 2010 года, Беларусь находится на 156-й позиции. В сравнении с аналогичным отчетом предыдущего года прослеживается снижение по всем показателям, формирующим индикатор налогообложения. Налоговая нагрузка снижена с 80,4% до 62,8%, количество выплат уменьшено с 82 до 18 платежей, время, затрачиваемое на исчисление налогов, сокращено с 798 до 654 часов.

На улучшение рейтинга в 2011 году повлияло изменение налогового законодательства. Отменены оборотный  налог, налог на приобретение автотранспортных средств, уменьшены ставки местных  налогов, сокращена периодичность  уплаты по налогу на прибыль и НДС, изменены подходы к формированию затрат, упрощен порядок исчисления налога на прибыль, НДС, экологический  налог, сокращено количество налоговых  деклараций и объем реквизитов, обязательных к заполнению, расширена система  электронного декларирования.

С 1 января 2011 года в Беларуси отменены пять платежей в бюджет. Сокращена периодичность уплаты НДС – плательщикам предоставлено право отчитываться и уплачивать НДС поквартально, отменены авансовые платежи по НДС. Введено декларирование налога на прибыль по итогам за год с квартальной уплатой текущих платежей. Упрощен порядок и увеличен объем налоговых вычетов по НДС. Сокращен объем справочных сведений налоговых деклараций. Все эти шаги в налоговой системе позволят, по предварительной оценке, улучшить показатель «налогообложение» в отчете «Ведение бизнеса-2013» до 125-й позиции.

Кроме того, с 1 января 2012 года снижена ставка налога на прибыль  до 18%. Снижены ставки налога по упрощенной системе налогообложения. Введен механизм переноса убытков. Отменена обязанность  плательщиков предоставлять в налоговый  орган документы, подтверждающие право  на использование налоговых льгот  при представлении налоговых  деклараций. Упрощен порядок администрирования  НДС. Установлена обязанность принятия местными Советами депутатов решений  об увеличении (уменьшении) ставок земельного налога и налога на недвижимость до начала налогового периода. Законодательно закреплено, что организации со среднесписочной  численностью работников свыше 50 человек  должны представлять налоговые декларации только в электронном виде. Помимо этого, плательщики имеют доступ к электронному консультированию, сверке расчетов с бюджетом. Действуют и  другие инструменты улучшения налогового администрирования.

Также систематизированы  нормы, регулирующие ведение и функционирование электронного банка данных бланков  документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции. С 39 до 6 сокращен перечень таких бланков. Упрощен порядок приема наличной выручки с использованием кассового  оборудования, сокращен перечень документов, представляемых для регистрации  кассового оборудования в налоговые органы, продлены сроки использования кассового оборудования. Либерализирована процедура маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками: импортерам предоставлено право производить маркировку не только за рубежом, но и на территории Беларуси. Сокращен перечень маркируемых товаров. Такие мероприятия также позволят снизить налоговую нагрузку и уменьшить временные затраты. И это, по предварительной оценке, позволит обеспечить Беларуси в отчете «Ведение бизнеса-2014» по показателю налогообложения 119-ую позицию (без снижения отчислений в Фонд соцзащиты).

Основной акцент в 2012 году сделан на совершенствование налогового администрирования как составного элемента налоговой системы. Это обусловлено тем, что перечень и ставки налогов, а также состав налоговых льгот практически достигли оптимального уровня, в том числе для привлечения инвестиций. В этой связи дальнейшая работа будет сосредоточена на улучшении индикатора «количество времени». То есть поставлена задача сокращать время при осуществлении налоговых процедур.

На 2012 год запланировано  создать центр электронного информирования плательщиков о налоговых событиях. Налоговые органы будут сами направлять электронные и СМС-сообщения плательщикам (без их запросов) и сообщать им о переплате, наличии задолженности, об обязанности представить декларацию о доходах и имуществе, представлять документы и дополнительные пояснения, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Также на текущий год запланировано  организовать сервис «Личный кабинет» на портале МНС для плательщиков, имеющих сертификаты электронно-цифровой подписи. В настоящее время налоговую отчетность в электронном виде подают более 50% субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, то есть свыше 71 тыс. плательщиков, из них более 52 тыс. организаций и 18 тыс. индивидуальных предпринимателей. Помимо представления налоговых деклараций в виде электронного документа, плательщики, используя сервис личного кабинета, получают возможность доступа к электронному консультированию, сверке расчетов с бюджетом, направления заявок на зачет (возврат) налогов, на переход на специальные режимы налогообложения, на получение справок и сведений.

По инициативе МНС на электронное  декларирование уже перешли Фонд соцзащиты, Белгосстрах.

 Достоверность оценки  налоговой системы Беларуси и,  как следствие, в положительной  оценке мировыми рейтинговыми  агентствами условий ведения  бизнеса в равной мере должны  быть заинтересованы государство и хозяйствующие субъекты. От такой оценки зависит объем привлекаемых средств как в уставный капитал, доли, паи действующих и создаваемых организаций, так и стоимость продаваемой иностранным инвесторам на территории республики недвижимости, а также предоставляемых кредитов, займов. И каким бы хорошим ни было национальное законодательство, здесь нельзя обойтись без усилий предпринимателей, без предложенных ими перспективных инвестиционных бизнес-проектов. Без этого все усилия государства по созданию условий для ведения бизнеса будут бесперспективными. Поэтому государство и бизнес должны работать на общий результат, стремиться к достижению поставленной задачи улучшения рейтинга по налогообложению.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса