Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа
Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться ни одно государство. Во многих странах он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Малый бизнес способствует более полному и качественному удовлетворению потребностей населения, усилению конкуренции, внедрению инноваций, созданию новых рабочих мест, сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры, а также формированию среднего класса.
Введение……………………………………………………………….
Методологические основы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь……………………………………………….
Основные понятия и сущность налогообложения. Функции налогов……………………………………………………………
Основные принципы построения налоговой системы……………
Место малого бизнеса в экономике государства, его роль и значение ……………………………………………………………..
Общая характеристика малого бизнеса……………………………
Социально-экономическая роль малого бизнеса ………………...
Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2013 году
Анализ системы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь ………………………………………………………………..
Правовые основы налогообложения малых предприятий……….
Анализ налогообложения малого бизнеса Республики беларусь
Основные направления совершенствования малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….
Опыт налогообложения малого бизнеса за рубежом…………..
Проблемы и пути совершенствования малого бизнеса в Республики Беларусь………………………………………………
Налоговое стимулирование малого бизнеса…………………….
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Приложение А……………………………………………
малого бизнеса в Республики Беларусь
Государству развитие частного бизнеса крайне выгодно: согласно анализу специалистов, при одной и той же технологии эффективность частного производства эффективнее государственного на 30-40%. Это означает, что при улучшении производительности труда возрастают объемы производства.
Развитие предпринимательского сектора в Беларуси очень сильно отстает от аналогичных процессов в других странах. Хотя за последнее десятилетие наблюдался определенный рост: если в 2003 году число малых предприятий на 1000 человек составляло 2.5, то в 2010 этот показатель достиг значения 7.2.
Однако темпы роста
количества МП и
За последние два
года, в течение которых
Это свидетельство того, что уровень привлекательности предпринимательской деятельности для экономически активного населения продолжает оставаться достаточно низким. Сегодня существует необходимость в разработке и дальнейшем применении грамотной политики, которая позволит увеличить число предпринимателей в стране.
Среди проблем, мешающих нормальному развитию бизнеса в стране, оказались согласно исследованию инфляция и макроэкономическая нестабильность (54.7%), недостаток и сложность привлечения финансирования (30.9%), высокие ставки налогов и сложная налоговая система (26.8% и 18.4% соответственно), юридическая незащищенность (23.4%) и государственное административное регулирование, лицензирование и сертификация (19.4%).
Кроме проблем с
финансированием, факторами,
Источниками финансирования в случае открытия и расширения бизнеса, служат личные сбережения предпринимателей (69% и 86% соответственно). Следующий источник для старта — денежные средства родственников (40%) и кредиты банков (24%). При расширении бизнеса банковские кредиты выходят на второе место по значимости (27%), а займ родственников на третье (18%).
Самой популярной причиной
того, что респонденты решили
не открывать свое дело, а оставаться
работниками по найму стала
проблема с привлечением
Существующая система образования не соответствует вызовам и требованиям переходной экономики, в условиях которой вынуждены работать предприниматели. Следовательно, необходимо проводить различные виды тренингов и развивать программы бизнес образования для предпринимателей с целью повышения эффективности их уровня работы за счет акцентирования внимания на развитии бизнес навыков.
Переход к социально ориентированной
рыночной экономике предусматривает
появление в Республике Беларусь
прослойки предпринимателей и развитой
рыночной инфраструктуры, а также
наличие действенного государственного
механизма распределения
Обладая весьма скромными
размерами, за счет большого их количества
малые предприятия в
Определяющим фактором развития малого предпринимательства является система налогообложения, учитывающая особенности его существования. Так, одна из основных задач Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы – совершенствование законодательства, регулирующего вопросы осуществления деятельности субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, в целях снижения налоговой нагрузки и упрощения налогового администрирования [2].
Перед органами законодательной власти стоит двоякая задача в решении вопросов о направлении реформирования налогообложения малого бизнеса: с одной стороны, для малого бизнеса необходимо обеспечить сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, что должно способствовать общему снижению налоговой нагрузки. С другой стороны, необходимо обеспечить стабильные налоговые поступления от субъектов предпринимательства в бюджеты различных уровней. Таким образом, необходимость изучения зарубежного опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства для достижения оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов и обусловила актуальность темы.
Мировая практика выработала два основных подхода к налогообложению малого бизнеса. Первый подход заключается в использовании режима, основанного на общеустановленной системе налогообложения. Второй подход основан на применении специальных режимов налогообложения. Первый вариант – введение различных упрощенных способов определения налоговой базы на основе фактических результатов деятельности (налогообложение потока денежных средств или валовой выручки). Второй вариант основан на вмененном налогообложении и предполагает косвенную оценку потенциального дохода налогоплательщика и введение фиксированного налога, заменяющего один или несколько налогов.
Подход, основанный на общеустановленной
системе налогообложения, в наименьшей
степени выделяет субъектов малого
предпринимательства среди
Одним из основных налоговых
стимулов является применение в рамках
общеустановленной налоговой
Применение упрощенного налогообложения малого бизнеса многими странами обусловлено существованием значительных различий в издержках уплаты налогов в зависимости от размера предприятия. Считается, что экономия на масштабе оказывает дискриминирующее воздействие на субъектов малого предпринимательства. Специальные режимы налогообложения позволяют снизить издержки малого бизнеса по уплате налогов и тем самым улучшают экономическую среду и создают стимулы для его развития [4, с.107].
Выделяют несколько вариантов установления базы упрощенного налогообложения для малого предпринимательства. В работе Shome P., Schutte С. Рассматриваются два типа – налогообложение потока денежных средств и налогообложение валовой выручки.
В случае налогообложения потока денежных
средств налоговой базой
Основным преимуществом
База налогов с валовой
Выбор базы налогообложения зависит от того, какие налоги предполагается заменить налогом на малое предпринимательство. База потока наличности является лучшей, если налог заменяет налог на прибыль. Использование валовой выручки в качестве базы налогообложения целесообразно использовать только тогда, когда преобладают соображения администрирования.
Рассмотрим варианты систем налогообложения на основе вмененного дохода. Термин «вмененный» означает существование обоснованных предположений, что нормальный доход налогоплательщика должен совпадать с суммой, определенной при применении косвенного метода или быть не меньше, когда вменение используется в качестве минимального налогообложения.
Выделяют несколько видов
Разработано немало методов оценки
и определения налоговых
Республика Беларусь успешно
применяет подходы к
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применяемая в республике
налоговая система имеет
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.
Таким образом, Республике Беларусь
необходимо используя зарубежный опыт
реформировать свое налоговое законодательство
с целью его упрощения и
большей прозрачности для населения.
Оптимальным можно считать
Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.