Налогообложение малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:09, дипломная работа

Описание

Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться ни одно государство. Во многих странах он определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта. Малый бизнес способствует более полному и качественному удовлетворению потребностей населения, усилению конкуренции, внедрению инноваций, созданию новых рабочих мест, сглаживанию колебаний экономической конъюнктуры, а также формированию среднего класса.

Содержание

Введение……………………………………………………………….
Методологические основы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь……………………………………………….
Основные понятия и сущность налогообложения. Функции налогов……………………………………………………………
Основные принципы построения налоговой системы……………
Место малого бизнеса в экономике государства, его роль и значение ……………………………………………………………..
Общая характеристика малого бизнеса……………………………
Социально-экономическая роль малого бизнеса ………………...
Системы налогообложения предприятий Беларуси в 2013 году
Анализ системы налогообложения малого бизнеса Республики Беларусь ………………………………………………………………..
Правовые основы налогообложения малых предприятий……….
Анализ налогообложения малого бизнеса Республики беларусь
Основные направления совершенствования малого бизнеса в Республике Беларусь………………………………………………….
Опыт налогообложения малого бизнеса за рубежом…………..
Проблемы и пути совершенствования малого бизнеса в Республики Беларусь………………………………………………
Налоговое стимулирование малого бизнеса…………………….
Заключение………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………
Приложение А……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМНАЯ.docx

— 198.51 Кб (Скачать документ)

 

 

 

    1. Проблемы и пути совершенствования

малого бизнеса в Республики Беларусь

 

Государству развитие частного бизнеса крайне выгодно: согласно анализу  специалистов, при одной и той  же технологии эффективность частного производства эффективнее государственного на 30-40%. Это означает, что при улучшении  производительности труда возрастают объемы производства.

Развитие предпринимательского сектора в Беларуси очень сильно отстает от аналогичных процессов  в других странах. Хотя за последнее  десятилетие наблюдался определенный рост: если в 2003 году число малых  предприятий на 1000 человек составляло 2.5, то в 2010 этот показатель достиг значения 7.2.

 Однако темпы роста  количества МП и индивидуальных  предпринимателей (ИП) оставляют желать  лучшего. В 2009 году количество  МП и ИП составляло 62.7 и 216 тысяч,  в 2011-м — 72.2 и 232 тысячи соответственно.

 За последние два  года, в течение которых правительство  наиболее активно стало продвигать  идею развития частной инициативы, рост МП и ИП составил лишь 13% и 7.4% соответственно. Если говорить  о доле экономически активного  населения, занятого в предпринимательском  секторе, то она составляет  приблизительно 13% всей экономически  активной рабочей силы, тогда  как в развитых экономиках достигает 70%.

 Это свидетельство того, что уровень привлекательности предпринимательской деятельности для экономически активного населения продолжает оставаться достаточно низким. Сегодня существует необходимость в разработке и дальнейшем применении грамотной политики, которая позволит увеличить число предпринимателей в стране.

Среди проблем, мешающих нормальному  развитию бизнеса в стране, оказались  согласно исследованию инфляция и макроэкономическая нестабильность (54.7%), недостаток и сложность  привлечения финансирования (30.9%), высокие  ставки налогов и сложная налоговая  система (26.8% и 18.4% соответственно), юридическая  незащищенность (23.4%) и государственное  административное регулирование, лицензирование и сертификация (19.4%).

 Кроме проблем с  финансированием, факторами, демотивирующими наемных работников при открытии бизнеса выступают также недостаток знаний и предпринимательских навыков.

 Источниками финансирования в случае открытия и расширения бизнеса, служат личные сбережения предпринимателей (69% и 86% соответственно). Следующий источник для старта — денежные средства родственников (40%) и кредиты банков (24%). При расширении бизнеса банковские кредиты выходят на второе место по значимости (27%), а займ родственников на третье (18%).

 Самой популярной причиной  того, что респонденты решили  не открывать свое дело, а оставаться  работниками по найму стала  проблема с привлечением финансирования (33%). Далее следовали высокие риски (25%), отсутствие бизнес-навыков (18% и непонимание того, с чего и какой бизнес стоит начать (15% и 13% соответственно), а также то, что придется слишком много работать (16%).

 Существующая система образования не соответствует вызовам и требованиям переходной экономики, в условиях которой вынуждены работать предприниматели. Следовательно, необходимо проводить различные виды тренингов и развивать программы бизнес образования для предпринимателей с целью повышения эффективности их уровня работы за счет акцентирования внимания на развитии бизнес навыков.

 

    1. Налоговое стимулирование малого бизнеса

 

Переход к социально ориентированной  рыночной экономике предусматривает  появление в Республике Беларусь прослойки предпринимателей и развитой рыночной инфраструктуры, а также  наличие действенного государственного механизма распределения доходов, способного повысить заинтересованность предпринимателей в их деятельности. Эффективное экономическое развитие требует функционирования как крупных  и средних предприятий, так и  субъектов малого предпринимательства.

Обладая весьма скромными  размерами, за счет большого их количества малые предприятия в экономически развитых странах выступают важными  субъектами экономики. Так, малое предпринимательство  представляет до 70 % рабочих мест, а  доля его участия в ВВП оценивается  в 30 – 50 %. В настоящее время роль малого бизнеса в белорусской экономике незначительна: доля малых предприятий в ВВП в последние годы не превышает 11,4%, а по количеству рабочих мест – 17,6% средней численности работников [1].

Определяющим фактором развития малого предпринимательства является система налогообложения, учитывающая  особенности его существования. Так, одна из основных задач Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010-2012 годы – совершенствование законодательства, регулирующего вопросы осуществления деятельности субъектов малого предпринимательства, в первую очередь, в целях снижения налоговой нагрузки и упрощения налогового администрирования [2].

Перед органами законодательной  власти стоит двоякая задача в  решении вопросов о направлении  реформирования налогообложения малого бизнеса: с одной стороны, для  малого бизнеса необходимо обеспечить сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных и оказывающих  негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, что должно способствовать общему снижению налоговой нагрузки. С другой стороны, необходимо обеспечить стабильные налоговые поступления от субъектов предпринимательства в бюджеты различных уровней. Таким образом, необходимость изучения зарубежного опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства для достижения оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов и обусловила актуальность темы.

Мировая практика выработала два основных подхода к налогообложению  малого бизнеса. Первый подход заключается  в использовании режима, основанного на общеустановленной системе налогообложения. Второй подход основан на применении специальных режимов налогообложения. Первый вариант – введение различных упрощенных способов определения налоговой базы на основе фактических результатов деятельности (налогообложение потока денежных средств или валовой выручки). Второй вариант основан на вмененном налогообложении и предполагает косвенную оценку потенциального дохода налогоплательщика и введение фиксированного налога, заменяющего один или несколько налогов.

Подход, основанный на общеустановленной  системе налогообложения, в наименьшей степени выделяет субъектов малого предпринимательства среди остальных  налогоплательщиков. Данный режим заключается  в сохранении всех видов налогов  для малого предпринимательства, но предусматривает для данной категории  налогоплательщиков целый ряд льгот  или же каких-либо налоговых стимулов [3].

Одним из основных налоговых  стимулов является применение в рамках общеустановленной налоговой системы  прогрессивных ставок налогообложения, то есть увеличение налоговой ставки по мере роста налоговой базы. Действенной  льготой, предоставляемой вновь  созданным малым предприятиям, являются налоговые каникулы. Помимо этого, как отдельные меры стимулирования в отношении малого предпринимательства могут применяться менее строгие требования по ведению налогового и бухгалтерского учета, упрощен порядок предоставления различной отчетности.

Применение упрощенного  налогообложения малого бизнеса  многими странами обусловлено существованием значительных различий в издержках  уплаты налогов в зависимости  от размера предприятия. Считается, что экономия на масштабе оказывает  дискриминирующее воздействие на субъектов малого предпринимательства. Специальные режимы налогообложения позволяют снизить издержки малого бизнеса по уплате налогов и тем самым улучшают экономическую среду и создают стимулы для его развития [4, с.107].

Выделяют несколько вариантов  установления базы упрощенного налогообложения  для малого предпринимательства. В  работе Shome P., Schutte С. Рассматриваются два типа – налогообложение потока денежных средств и налогообложение валовой выручки.

В случае налогообложения потока денежных средств налоговой базой является чистая выручка, то есть доход предприятия. Здесь выделяют R-налоги, RF-налоги и S-налоги. При R-налогах налоговой базой является разница между выручкой от реализации продукции и стоимостью используемых в производстве факторов, то есть чистый поток реальных транзакций в денежном выражении, за исключением финансовых транзакций. В базу RF-налогов включается также разница между полученными и выплаченными кредитами и разница между полученными и выплаченными процентами, то есть чистый финансовый поток денежных средств. S-налогом облагаются чистые потоки средств от предприятия акционерам, то есть сумма выплаченных дивидендов и выкупленных акций за вычетом новых выпусков акций.

Основным преимуществом налогов  на поток денежных средств является то, что налогообложению подлежит прибыль, то есть добавленная стоимость. Данная система налогообложения достаточно справедлива ввиду зависимости суммы налогов от фактических финансовых результатов деятельности предприятий. В то же время это обуславливает нестабильность налоговых поступлений, что является важным недостатком.

База налогов с валовой выручки  является более простой для исчисления по сравнению с налогами на поток  денежных средств, что обусловлено  отсутствием необходимости в  оценке факторов производства. Помимо этого, независимость налоговой  базы от фактических финансовых результатов  деятельности предприятий обуславливает  стабильность налоговых поступлений. Однако серьезным недостатком является то, что налогообложению подлежит валовая выручка, а не добавленная  стоимость.

Выбор базы налогообложения зависит  от того, какие налоги предполагается заменить налогом на малое предпринимательство. База потока наличности является лучшей, если налог заменяет налог на прибыль. Использование валовой выручки в качестве базы налогообложения целесообразно использовать только тогда, когда преобладают соображения администрирования.

Рассмотрим варианты систем налогообложения  на основе вмененного дохода. Термин «вмененный»  означает существование обоснованных предположений, что нормальный доход  налогоплательщика должен совпадать  с суммой, определенной при применении косвенного метода или быть не меньше, когда вменение используется в качестве минимального налогообложения.

Выделяют несколько видов вмененного налогообложения, которые различаются  своим воздействием на стимулы к  извлечению доходов, величину налоговых  поступлений, распределение налогового бремени и административными  издержками.

  1. Оспоримые или неоспоримые. При оспоримом методе налогоплательщик, не согласный с результатом применения метода, может апеллировать, удостоверяя, что его фактический доход, подсчитанный по обычным правилам налогового учета, меньше, чем рассчитанный по вмененному методу. Неоспоримое налогообложение не может быть обжаловано.
  2. Минимальные или исключительные методы налогообложения являются видами неоспоримого. Минимальное вмененное налогообложение не отменяет определение налоговых обязательств по обычным правилам, однако предписывает, чтобы они были не меньше определенных по правилу вменения. В свою очередь, исключительное вмененное налогообложение предполагает определение налоговых обязательств только на основе вменения, даже если обычные правила могут привести к более высоким обязательствам.
  3. Механические (формальные) или дискреционные методы вмененного налогообложения выделяются в зависимости от степени свободы, предоставленной налоговым властям. Формальные методы вменения предполагают определение налоговых обязательств по заранее определенным правилам, не подразумевающим предоставления налоговым властям свободы в установлении налоговых обязательств. При дискреционных методах налоговые обязательства в значительной степени определяются по усмотрению применяющего их агента. Дискреционные методы обычно бывают оспоримыми, иначе представители налоговых органов получают значительные возможности для произвола. Формальные методы могут быть как оспоримыми, так и неоспоримыми.

Разработано немало методов оценки и определения налоговых обязательств при вмененном налогообложении. Вменение по стандарту предполагает установление фиксированной суммы налога в зависимости от профессии или вида деятельности. Метод приблизительной оценки означает оценку дохода каждого плательщика в индивидуальном порядке на основе показателей, являющихся специфичными для данной профессии или вида деятельности.

Республика Беларусь успешно  применяет подходы к налогообложению  малого бизнеса, выработанные мировой  практикой. Так, субъекты малого предпринимательства могут применять общий порядок налогообложения, уплачивать налог при упрощенной системе налогообложения либо единый налог с индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Однако нерешенной остается проблема повышения заинтересованности в проявлении предпринимательской инициативы, и немаловажна в этом роль налоговых методов. Поэтому дальнейшее совершенствование налогового законодательства для достижения оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной функциями налогов является необходимым.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Применяемая в республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемых в европейских странах и в  странах СНГ, однако активное участие  Беларуси в региональных экономических  группировках и, в частности, в Евразийском  экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальной налоговой системы.

Формирование равной налоговой  нагрузки в пределах объединенной экономики  является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движения товаров, труда  и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.

Таким образом, Республике Беларусь необходимо используя зарубежный опыт реформировать свое налоговое законодательство с целью его упрощения и  большей прозрачности для населения. Оптимальным можно считать способ взаимоотношений федерального бюджета  и местных бюджетов, когда налоги и сборы непосредственно относящиеся к территориям взимаются в их бюджеты полностью (или большая часть), что способствует конкуренции между местными органами власти с целью привлечения инвестиций и непосредственного развития подконтрольных территорий.

Тем не менее, налоговая система  Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой  нагрузки и организации всего  процесса налогообложения.

Информация о работе Налогообложение малого бизнеса