Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:52, дипломная работа
ктуальность. Проблемы развития и совершенствования налогообложения как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской экономической науке и практике.
Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.
Введение
Теоретические основы налогообложения организаций финансового сектора экономики
Экономическая сущность и основные принципы налогообложения юридических лиц
Нормативно-правовая база налогообложения юридических лиц
1.3. Специфика налогообложения организаций финансового сектора экономики
Опыт налогообложения организаций финансового сектора экономики в России и в мире
Мировой опыт налогообложения организаций финансового сектора
Особенности налогообложения коммерческих банков в России
2.3. Проблемы и перспективы развития налогообложения банков в России
Анализ практики налогообложения ОАО КБ «__________»
Характеристика ОАО КБ «_______»
Порядок налогообложения прибыли банка
Анализ налоговой нагрузки банка
Заключение
Список литературы
Можно заметить, что в за 2002 год по сравнению с 2000 годом наблюдается рост как доходов банка (практически по всем статьям примерно на 38%) так и расходов (примерно на 32%).
Теперь можно перейти непосредственно к расчету налогооблагаемой базы, и расчету самого налога.
Итак, в 2000 году налогооблагаемая база будет равна 6653529,81 , соответственно сумма уплаченного налога в рублях будет:
6653529,81 * 43% = 2861017,82
В 2001 году налоговая база равна 9718288,79 , сумма уплаченного налога:
9718288,79 * 43% = 4178864,18
В 2002 году налоговая база равна 13224754,00, сумма уплаченного налога:
13224754,00 * 24% = 3173940,96
Следует учесть, что эти данные не совсем полные. В распоряжении банка есть государственные ценные бумаги, по которым он получает доход в виде процентов, а ставка налога по такому виду доходов отличается от основной ставки, и она равна 15%, на протяжении всего рассматриваемого периода.
В течение 2000 года банк получил доход в виде процентов по государственным ценным бумагам в сумме 2184586,13, соответственно сумма налога равна
2184586,13* 15% = 327687,92
Таким образом, общая сумма налога уплаченного ОАО «ЯРСОЦБАНК» в бюджет в 2000 году равна 3188705,74 рублей.
Соответственно, в 2001 году сумма процентного дохода по государственным ценным бумагам равна 2611617,98, сумма уплаченного налога будет равна
2611617,98 * 0,15% = 391742,70
Общая сумма налога на прибыль, уплаченная в 2001году равна 4570606,88 рублей.
В 2002 году процентный доход составил 6240621,24, сумма уплаченного налога в этом году равна
6240621,24 * 0,15% = 936093,19,
Общая сумма налога в 2002 году составила 4110034,15 рублей.
На основе
вышеприведенных расчетов рассмотрим
динамику платежей по налогу на прибыль
за 2000 - 2002 года, которая приведена в таблице
3.
Таблица 3.Динамика платежей налога на прибыль за 2000 - 2002 года
Сумма
налога за 2000 год
В руб. |
Сумма налога за
2001 год
В руб. |
Динамика налога за 2000 - 2001 года в % | Сумма налога за
2002 год
В руб. |
Динамика налога за 2001 - 2002 года в % | Динамика налога за 2000 - 2002 года в % |
3188705,74 | 4570606,88 | 143,34 | 4110034,15 | 89,92 | 128,89 |
Приступая к анализу этих данных, следует сразу обратить внимание на резкое снижение сумм налога в 2002 году, которая объясняется снижением ставки налога. Однако на протяжении данного периода наблюдается рост налогооблагаемой прибыли банка, в связи с чем в 2001 году, еще при старом налоговом режиме наблюдался рост налога на доходы кредитных организаций, главным образом благодаря увеличению доходов по процентам от размещенных кредитов, та же динамика наблюдается и в 2002 году, что свидетельствует о нормализации работы банка после кризиса. И если данная политика в работе банка будет продолжаться и в последующих годах, то опять таки будет наблюдаться рост налога на прибыль.
Также, следует обратить внимание на существенный рост доходов от процентов по государственным ценным бумагам, в особенности резкий скачок этого вида доходов произошел в 2002 году, в связи с чем произошло резкое увеличение уплаты налога на прибыль по данному виду дохода. Этот показатель говорит о возросшем доверии банка к государству и, следовательно, существует тенденция к увеличению вложений средств в эту область, связи с динамика роста процентного дохода будет расти, соответственно будет расти и сумма налога на прибыль по данному источнику.
Таким
образом, в целом по данному виду налога
можно сказать, что есть тенденция к росту
налоговых сумм, уплачиваемых банком в
бюджет, в первую очередь благодаря постепенному
росту доходности банка, но поскольку
произошла налоговая реформа, платежи
в бюджет резко упали. Конечно, с точки
зрения банка, это положительный момент,
поскольку теперь можно больше средств
направлять на расширение деятельности
организации, однако с точки зрения бюджета,
дела обстоят иначе, так как произошло
довольно резкое снижение доходов поступающих
по этому налогу. Но здесь существует и
положительная сторона, главным образом
она заключается в том, что многие организации
выйдут из тени, а, следовательно, увеличатся
налоговые платежи. Также многие предприятия
направят больше средств на расширения
своей деятельности, что в будущем может
привести к довольно значительному росту
платежей по налогу на прибыль организаций.
ОАО ЯРСОЦБАНК уплачивает следующие налоги:
Также организация уплачивает следующие налоги:
Следует отметить, что тяжесть налогового бремени подоходного налога ложится на работников организации, а налога на покупку иностранной валюты, на лица, которые приобретают или продают валюту кредитной организации. Поэтому, при рассмотрении динамики налоговых платежей и тяжести налогового бремени эти налоги рассмотрены не будут.
Следующим налогом, который мы рассмотрим, будут платежи во внебюджетные фонды (которые с 2001 года объединены в Единый социальный налог). До 2001 года существовало четыре внебюджетных фонда, куда платились взносы:
После объединения этих платежей в единый налог, служба занятости была убрана, и осталось только три фонда. Также, с введением Единого социального налога, была снижена ставка: если до 2001 года суммарная ставка платежей во все внебюджетные фонды была равна 38,5%, то с введением ЕСН она снизилась до 35,6% (основная ставка). При этом была введена регрессивная шкала ставок, которая позволяла при определенных обстоятельствах снизить ставку налога до 2%, однако такой ставкой могут воспользоваться очень незначительное число предприятий и организаций работающих в Российской Федерации. Однако, больше изменений в расчете этого налога не было.
База, как взносов, так и налога рассчитывается как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиком за налоговый период в пользу физических лиц.
Таким образом, для ЯРСОЦБАНКа налоговая база будет равна фонду оплаты труда.
Теперь можно перейти непосредственно к расчету налога.
В 2000 году фонд оплаты труда составил 3848837,45 рублей, дальнейший расчет платежей представлен в таблице 4
Таблица 4. Платежи во внебюджетные фонды, в рублях1
ПФСтавка 28% |
ГФСССтавка 5,4% |
ФОМССтавка 3,6% |
СЗСтавка 1,5% |
ИтогоСтавка 38,5% |
1077674,49 |
207837,22 |
138558,15 |
57732,56 |
1481802,42 |
В 2001 году фонд оплаты труда составил 4665011,04 рублей, однако у четырех человек заработная плата за этот период превысила 100000 рублей, таким образом, следует рассмотреть возможность применения регрессивной шкалы ставок налога.
Регрессивную шкалу ставок Единого социального налога можно применять, если в 2000 году средняя заработная плата работников организации составила не менее 50 000 рублей (здесь в расчет не берется заработная плата 10% самых высокооплачиваемых работников).
Заработная
плата за предыдущий отчетный период 10%
самых высокооплачиваемых работников
составила 577 325,62 рубля, заработная плата
остальных 90% работников составила 4 087
685,42 рубля. Таким образом, в целом по организации
средняя заработная плата за 2000 год составила:
то есть, право на применение регрессивной шкалы в 2001 году организация не имеет.
ПФ
Ставка 28% |
ФССРФСтавка 4% |
ФОМС |
Итого,Ставка 35,6% | |
Федеральный
фонд
Ставка 0,2% |
Территориальные фондыСтавка 3,4% | |||
1306203,10 |
186600,44 |
9330,02 |
158610,38 |
1660743,94 |
В 2002 году фонд оплаты труда составил1 6 536 078,15 рублей, при этом шесть человек имели заработную плату свыше 100 000 рублей за отчетный период. Опять таки, необходимо проверить, может ли организация применять регрессивную шкалу ставок налога или нет.
По сравнению с 2001 году в 2002 году методика определения правомерности использования регрессивной шкалы несколько изменилась.
В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиком, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев истекших в текущем налоговом периоде составляет сумму менее 2 500 рублей, то налог уплачивается по максимальной ставке.
Здесь также присутствует правило, что при расчете средней заработной платы на одного работника, из расчета исключаются 10% самых высокооплачиваемых работников.
Так как, в этой работе расчет налогов делается в целом по годам, мы рассчитаем среднею величину заработной платы тоже за год.
Переходя к рассмотрению налога на имущество юридических лиц, следует заметить, что за период 2000 - 2002 годов практически никаких изменений в расчете этого налога не было.
Налогооблагаемая база определяется как среднегодовая стоимость имущества по формуле средней хронологической:
где n1, n2, n3, n4, n5 - соответственно стоимость налогооблагаемого имущества на начало отчетного года, на начало второго, третьего, четвертого кварталов и на конец года.
Следует заметить, что при расчете стоимости налогооблагаемого имущества, его сумму необходимо уменьшать на сумму амортизации начисленной на данный вид имущества. Ставка налога равна 2%.
Расчет поквартальной стоимости налогооблагаемого имущества приведен соответственно за 2000 год в приложении 3.
Произведем
расчет налогооблагаемой базы за 2000 год:
Сумма уплаченного налога в 2000 году равна:
31
691 056,98 * 2% = 633 821,14
Теперь проведем расчет налога на имущество за 2001 год (приложение 4).
сумма налога уплаченного в 2001 году равна: