Налогообложение организаций финансового сектора экономики (на примере коммерческого банка)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:52, дипломная работа

Описание

ктуальность. Проблемы развития и совершенствования налогообложения как одного из важнейших инструментов государственного воздействия на становление рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской экономической науке и практике.
Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.

Содержание

Введение
Теоретические основы налогообложения организаций финансового сектора экономики
Экономическая сущность и основные принципы налогообложения юридических лиц
Нормативно-правовая база налогообложения юридических лиц
1.3. Специфика налогообложения организаций финансового сектора экономики
Опыт налогообложения организаций финансового сектора экономики в России и в мире
Мировой опыт налогообложения организаций финансового сектора
Особенности налогообложения коммерческих банков в России
2.3. Проблемы и перспективы развития налогообложения банков в России
Анализ практики налогообложения ОАО КБ «__________»
Характеристика ОАО КБ «_______»
Порядок налогообложения прибыли банка
Анализ налоговой нагрузки банка
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Налогообложение организаций финансового сектора экономики.rtf

— 953.13 Кб (Скачать документ)

     32 206 742,36 * 2% = 644 134,85

     И рассчитаем налог за 2002 год (налогооблагаемое имущество приведено в приложении 5).

     И в 2002 году налогооблагаемая база составила:

Соответственно, сумма налога за этот год равна:

     39 215 733,19 * 2% = 784 314,66

     Заметный рост налога был заметен лишь в 2002 году, (его динамика составляет 22% по сравнению с 2001 годом, для сравнения динамика роста этого налога в 2001 году по сравнению с 2000 годом составляет всего 1,63%) это в первую очередь связано с техническим  перевооружением, проводимым в банке в 2002 году, и увеличением проводимых лизинговых операций. Опять таки, по динамике этого налога можно охарактеризовать состояние организации. Таким образом, можно говорить о возможности  банка стать на новые рубежи работы и обслуживания клиентов, связи с улучшением технической обеспеченности персонала банка.

     Налог на пользователей автомобильных дорог является налогом по обороту, то есть, размер налога зависит от операций по реализации продукции, работ, услуг.

     Налогооблагаемой базой этого налога будет выручка от реализации работ и услуг. Однако, некоторые операции не подлежат налогообложению, согласно Инструкции МНС РФ от 04 апреля 2000 года №59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды».

     Ставка налога до 2001 года была 2,5%, с 2001 года - 1%.

     Расчет налогооблагаемой базы налога и суммы, уплаченные налога за 2000, 2001 и 2002 года приведены соответственно в приложении 6, где налог за 2000 год рассчитывается по ставке 2,5%, а за остальные года по ставке 1%.  

     Очевидно, что наблюдаемое резкое снижение налога в 2001 году, всецело зависит от снижения ставки, рост же налога в 2002 году (на 15,27% по сравнению с 2001 годом) всецело зависит только от увеличения банком оборота услуг. И, опять таки, как и с предыдущими налогами, рост динамики платежа налога показывает положительную динамику работы банка.

     На наш взгляд, следует также упомянуть один из основных налогов, который является главным источником дохода Федерального бюджета Российской Федерации, - налог на добавленную стоимость.

     Следует сразу отметить, что в уплате НДС банками в 2001 году произошли некоторые изменения, где была немного снижена налогооблагаемая база, и при некоторых условиях можно полностью освободится от уплаты этого налога. Однако, в первую очередь это касается мелкие кредитные учреждения, чтобы предоставить им возможность развернуться. Для средних и крупных банков это нововведение практически никак не отразилось на уплате НДС, и порядок расчета этого налога, можно сказать, остался прежним.

     Следует сказать, что НДС, довольно специфичный для банков налог, благодаря тому, что большинство банковских операций не подлежит налогообложению этим налогом. Это обусловлено главным образом тем, что цена на банковские услуги очень чувствительна к изменениям, и увеличение их на 1-2% может привести к резкому снижении доходности банка, а если обложить эти операции НДС, то цена их возрастет на 10-20%, что просто-напросто приведет к краху банковской системы.

     Следовательно, только незначительная часть операций проводимых банками подлежит обложению НДС, и то большинство этих операций не относятся к банковским.

     Ставка налога составляет 20%.

     В 2002 году по сравнению с 2000 годом в целом наблюдается рост налогооблагаемой базы в среднем на 48%, при этом сумма уплаченного налога возросла на 52%.

     Кроме вышеперечисленных налогов, банк уплачивает еще ряд других, однако они составляют довольно незначительные суммы.

     Следует лишь отметить, что общая сумма всех остальных налогов уплаченных в бюджет составляла:

  • В 2000 году - 48 643,16 рублей;
  • В 2001 году - 53 186,11 рублей;
  • В 2002 году - 60 586,64 рубля.
 

     Для качественной оценки влияния налогов на финансовое состояние организации существует ряд методик. С  начала рассмотрим коэффициент налогового бремени, предложенный Департаментом налоговых реформ Минфина РФ, который показывает соотношение суммы уплаченных налогов к доходу организации:

     
        Сумма всех уплачиваемых налогов *100%
        Доход организации за отчетный период
 
 

     Итак, в 2000 году этот показатель равен: 

     

 

     В 2001 году:

     

 

     В 2002 году:

       

     Рис 1. Налоговое бремя банка за 2000 - 2002 гг.,

      (тыс. руб.) 

     Итак, как видно из рисунка 1, налоги занимают очень незначительное место по сравнению с доходами, следовательно по этой диаграмме сложно проследить динамику налоговых платежей. Поэтому обратимся непосредственно к коэффициентам.

     Заметна динамика снижения тяжести налогового бремени в 2002 году с 8,1% до 7,3%. Такое положение дел объясняется в первую очередь снижением налоговой ставки налога на прибыль, однако, следует заметить, что в 2002 году налоговое бремя было меньше, чем в 2000 году, при этом налоговые платежи в 2002 году были заметно больше, нежели в 2000 году. Это можно объяснить только с довольно резким повышением выручки банка, что может говорить об увеличении работ проводимых банком по размещению своих услуг.

     Для банковского сектора применяется отдельный показатель - коэффициент налогов1, который показывает отношение налоговых платежей к работающим активам, то есть к активам, которые непосредственно приносят доход.

     Коэффициент налогов равен:

     
        Сумма все налоговых платежей *100
        Работающие активы
 

     Аналогично второму показателю, который мы рассматривали выше, суммы уплаченных налогов, если бы организация не платила налоги, могли бы пойти в работающие активы и приносить доход.

     Итак, в 2000 году коэффициент налогов равен:

        

     В 2001 году:

     

     В 2002 году:

         

     Рис. 2. Коэффициент налогов за 2000 - 2002 гг., (% по отношению к работающим активам).

     Здесь мы опять видим динамику снижения налогового бремени, следует обратить внимание, что она происходит без скачков, которые, как правило, происходили в 2002 году, как было на прошлых диаграммах. Это в первую очередь связано с динамикой работающих активов, которая, очевидно замедлила темпы в 2002 году. И если в 2001 году снижение налогового бремени произошло благодаря только повышению этих активов, то на протяжении 2002 года, можно говорить, что налоговое бремя снизилось из-за снижения налога на прибыль.

     Подытоживая расчеты этих трех показателей, можно сделать следующие выводы.

     Динамика налогового бремени, сложившаяся на протяжении 2000-2002 годов имеет тенденцию к уменьшению, главным образом по двум причинам:

  1. Увеличение прибыли полученной ОАО ЯРСОЦБАНК и увеличение оборотных средств задействованных им же.
  2. Проведенная налоговая реформа, которая снизила платежи по налогу на прибыль.

     Такая ситуация может говорить только о положительной тенденции в финансовом состоянии Ярсоцбанка: во-первых, работа организации стала более эффективной, о чем говорит динамика налогового бремени в показателях, рассмотренных выше. И, во-вторых, снижение налогового бремени, которое напрямую связано со снижением уплаты налогов в бюджет, что в свою очередь позволяет банку иметь в своем распоряжении больше средств, которые можно направить на расширение деятельности.

 

    Заключение 

      На примере ОАО «Ярсоцбанк»  был проведен анализ налоговых платежей за период 2000 - 2002 годов, главным налогом из которых является налог на прибыль. На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

      В 2002 году произошли значительные изменения в налоговой системе , что отразилось на налогообложении анализируемого банка. Если на протяжении 2000-2001 годов налоговые платежи составляли довольно высокие суммы, с динамикой роста, как самих платежей, так и финансовых результатов банка. За последний год платежи в бюджет резко замедлили свой рост, при этом, в свете довольно значительного роста финансовых результатов, можно говорить, что они упали. Как уже отмечалось, такое положение дел связано в первую очередь со снижением ставки налога на прибыль до 24%.

      Как было замечено, произошли изменения в уплате налога на пользователей автодорог, НДС и в платежах во внебюджетные фонды. Однако, существенным влиянием на работу банка оказал из них только налог на пользователей автодорог, связи со снижением ставки с 2,5%, до 1%, и хотя ставка налога была  довольно низкая, этот налог является налогом по обороту, поэтому суммы, зачисляемые в бюджет, были по нему довольно высокие, следовательно, такое снижение ставки позволило банку высвободить более полумиллиона рублей. Что повело за собой снижение налогового бремени, при чем довольно значительное.

      Рассматривая динамику коэффициентов налогового бремени, снова видим тенденцию к ее снижении, при этом она прослеживается на всем рассматриваемом мной периоде. Особенно ярко выражена она в 2002 году, что и должно было произойти.

      Однако, есть и негативные моменты. С введением нового налога на прибыль, возникли существенные проблемы с толкованием некоторых его статей, что может повести за собой некоторые неприятные последствия, вплоть до начислений штрафов и пени налоговой инспекцией. Хотя по некоторым статьям, которые можно толковать двояко, организация может уменьшить свое налоговое бремя, однако, здесь, скорее всего, власть будет находится у налоговых инспекторов, следовательно, банк от этого никакой выгоды не получит.

Конечно, проблемы, возникшие с введением закона, решаются: с введением более точных трактовок статей или с нарастанием опыта служащих банка, которые непосредственно исчисляют налоги. Но все-таки необходимо решать такие вопросы на государственном уровне как можно скорее. При этом, необходимо руководствоваться не только своим личным мнением, а так же учитывать мнение кредитных организаций, так как все бремя ложится именно на них.

      Если говорить в целом, то в налоговой системе произошли значительные положительные сдвиги, которые позволили кредитным организациям существенно уменьшить налоговое бремя, что хорошо скажется на их финансовом состоянии. Если сравнивать налоговые платежи российских банков с зарубежными, мы видим, что в нашей стране ситуация сложилась более выгодная, чем на западе. Но, хотя сумма налогов уплачиваемых в бюджет у нас гораздо меньше, доходность банков у нас ниже, главным образом из-за слабо развитого промышленного сектора.

      Хотя налоговые реформы помогают снизить бремя налоговых платежей, дальнейшее проведение реформы все еще очень необходимо, чтобы поднять как банковский сектор, так и все остальные сектора экономики. Затем уже можно будет даже повышать налоговые ставки, что в принципе уже незначительно скажется на финансовых результатах организаций.      

       Развитие банковского дела в России и совершенствование налоговой системы - два параллельных и взаимосвязанных пути. С помощью государственного регулирования налогообложения кредитных организаций, проявления стимулирующей функции налогов можно достичь значительных успехов в уменьшении финансового дисбаланса и стабилизации экономики. 

 

    Список литературы

Нормативно-правовые документы
 
 
  1. Конституция Российской Федерации// М.: «Проспект», 2003.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: части первая и вторая. - М.: Юрайт-Издат, 2005. 458 с. (Российское федеральное законодательство)
  3. Закон РСФСР от 1 октября 1992 г. “О налогообложении доходов банков”// Консультант плюс
  4. Закон РФ от 27 декабря 1991г. ''Об основах налоговой системы Российской Федерации''.// Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 11
  5. Закон РФ от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость».
  6. Приказ Госналогслужбы РФ ''О порядке учёта налогоплательщиков'' от 13 июня 1996г.// Консультант плюс
  7. Приказ МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447 (ред. от 22.05.2001 г.) “Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации”// Консультант плюс
  8. Приказ МНС РФ от 26. февраля 2004 г. № БГ-3-02/98 “Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 25 “Налог на прибыль организаций” части второй Налогового кодекса Российской Федерации”// Консультант плюс
  9. Приказ МНС РФ от 29 декабря  2000г. (ред. от 13.11.2001г.)  № БГ-3-07/465 “Об утверждении методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса)”// Консультант плюс
  10. Постановление Правительства РФ ''Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль'' № 490 от 16 мая 1994г.// Консультант плюс
  11. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ ''О бюджетной политике на 2005 год''// Консультант плюс
  12. Инструкция ГНС РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 11 декабря 1995 г. № 39
  13. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» от 10 августа 1995 г. № 37.
  14. Инструкция ГНС РФ от 7 апреля 1992 г. “О порядке налогообложения доходов банков”// Консультант плюс  
  15. Инструкция Госналогслужбы РФ от 08 июня 1995 г. (ред. от 18.01.2002 г.) №33 “О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий”// Консультант плюс 
  16. Письмо ГНС РФ от 23 сентября 1994 г. № НП-6-01/362, Минфина РФ от 21 сентября 1994 г.№ 130 (ред. от 27.06.1995) “ о порядке применения отдельных пунктов положения “Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями”, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 №490”// Консультант плюс

Информация о работе Налогообложение организаций финансового сектора экономики (на примере коммерческого банка)