Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Проблемам налогов и современной налоговой политики РФ сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение 5
1 Теоретические основы формирования и реализации налоговой политики 8
1.1 Сущность, содержание и типы налоговой политики 8
1.2 Методы осуществления налоговой политики 15
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 21
2 Анализ основных направлений налоговой политики РФ 28
2.1 Анализ целей налоговой политики в области налогообложения 28
природных ресурсов
2.2 Исследование целей налогового стимулирования инновационной деятельности и развития человеческого капитала 34
2.3 Оценка результативности достижения фискальных задач налоговой политики 42
3 Пути совершенствования налоговой политики РФ 50
3.1 Направления реформирования налогообложения природных ресурсов 50
3.2 Разработка рекомендаций по усилению стимулирующей роли налогов в регулировании инновационной деятельности и развития человеческого капитала 56
3.3 Предложения по совершенствованию формирования доходов бюджетов разных уровней в условиях децентрализации налоговых полномочий 61
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
Рассмотрев данную таблицу можно сказать, что величина доходов бюджета расширенного правительства от налогообложения нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2005 г. до 31,7 % ВВП по итогам 2010 г.
Проанализировав данный параграф можно сделать вывод о том, что фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 39,7% ВВП в 2005 г. до 35,3 % ВВП по итогам 2010 г. Величина доходов бюджета расширенного правительства от налогообложения нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2005 г. до 31,7 % ВВП по итогам 2010 г.
Рассмотрев данную главу и проанализировав ее сделаем вывод, что за рассматриваемый период 2007-2011 гг., налоги и сборы и регулярные платежи в федеральный бюджет РФ за пользование природными ресурсами в 2011 г. составили 1670,4 млрд. р., что на 44 % больше чем в 2007 г. Поступления администрируемых ФНС доходов, за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет с каждым годом возрастает. Динамика положительна. Здесь мы можем заметить, что поступления по данным платежам носят прогрессивный характер и значительно увеличиваются. Поступления в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 г. по 2011г значительно снизились, в 2011 г. они составили 30,8 млрд. р., что на 47 млрд. р. меньше, чем в 2007 г. Поступления платежей в республиканский бюджет РМ в 2011 г. возросли по сравнению с 2007 г. на 65 %, и составили 32,2 млрд.р., в 2010 г. показатель данных платежей составил 16,7 млрд. р., в 2009 г. – 28,4 млрд. р., в 2008 г. – 25,7 млрд. р. Наблюдается положительная динамика. Можем сделать вывод, что поступления по данным платежам в республиканский бюджет Республики Мордовия увеличились.
Значительный рост поступления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 г. обусловлен повышением тарифов страховых взносов на ОПС с 20 % до 26 % и на ОМС в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1,1 % до 3,1 %, ростом фонда оплаты труда работника, с которого взимаются страховые взносы, с 415 тыс. р. в год до 463 тыс. р., ростом зарплат, а также системной работой со страхователями всех категорий. Так же, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Определяется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций. В связи с созданием технопарка «Сколково» приняты специальные меры, связанные с налогообложением прибыли инновационных компаний, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.
Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 39,7% ВВП в 2005 г. до 35,3 % ВВП по итогам 2010 г. Величина доходов бюджета расширенного правительства от налогообложения нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2005 г. до 31,7 % ВВП по итогам 2010 г.
3 Пути совершенствования налоговой политики РФ
3.1 Направления реформирования налогообложения природных ресурсов
В период 2012-2014 гг. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.».
Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.
В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения [35].
В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного. При этом планируется, что в совокупности принимаемые меры по увеличению доходов федерального бюджета от налогообложения газовой и нефтедобывающей отраслей должны привести к увеличению доходов федерального бюджета, поступающих в 2012 г. и плановом периоде 2013 и 2014 гг. в условиях утвержденного прогноза социально-экономического развития по сравнению с действующим законодательством: в 2012 г. – на сумму до 150 млрд. р., в 2013 г. – на сумму до 168,3 млрд. р. и в 2014 г. – на сумму до 185,9 млрд. р.
Для этого, в течение 2011 г. планируется внести изменения в главу 26 Кодекса, предусматривающие ежегодное увеличение ставки НДПИ при добыче газа горючего природного, начиная с 2012 г., для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также для налогоплательщиков, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50 %.
В случае, если начиная с 1 января 2012 г. будет прекращено действие освобождение поставок природного газа в рамках проекта «Голубой поток», предусмотренное статьей 6 Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 г., а также в условиях досрочной отмены применения льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемой на Верхнечонском и Талаканском нефтегазоконденсатных месторождениях, то налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых добычи газа горючего природного указанными категориями в 2012 г. планируется осуществлять по ставке 431 р. за 1 000 кубических метров газа, в 2013 г. – 502 р. за 1 000 кубических метров газа и с 2014 г. – 544 р. за 1 000 кубических метров газа [35].
Иными категориями налогоплательщиков, осуществляющих добычу газа, указанные налоговые ставки будут применяться с понижающими коэффициентами: в 2012 г. – 0,582, в 2013 г. – 0,528, а с 2014 г. – 0,511.
В случае, если указанное выше освобождение поставок природного газа в рамках проекта «Голубой поток» сохранится, что налоговые ставки НДПИ при добыче газа природного горючего, добываемого налогоплательщиками, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также налогоплательщиками, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50 %, составят: в 2012 г. – 509 р. за 1 000 кубических метров газа, в 2013 г. – 582 р. за 1 000 кубических метров газа и в 2014 г. – 622 р. за 1 000 кубических метров газа. При этом иными категориями налогоплательщиков, осуществляющих добычу газа, указанные налоговые ставки будут применяться с понижающими коэффициентами: в 2012 г. – 0,493, в 2013 г. – 0,455, а с 2014 г. – 0,447.
В дальнейшем ставка НДПИ при добыче газа горючего природного будет устанавливаться в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ.
Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2012 г. прогнозируется в сумме 2 087 386,0 млн. р. (3,56 % к ВВП), в том числе по нефти – 1 779 651,2 млн. р.; по газу горючему природному – 275 836,6 млн. р.; по газовому конденсату – 11 175,9 млн. р.; по прочим полезным ископаемым –13 465,4 млн. р.; по нефти, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации, – 7 256,9 млн. р.
Расчеты поступления налога на добычу полезных ископаемых произведены на основе планируемого объема добычи полезных ископаемых, прогнозируемого уровня цен на полезные ископаемые, среднегодового курса доллара США по отношению к рублю, а также с учетом изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 1 января 2012 г.
В расчетах поступления налога на добычу полезных ископаемых учтены налогооблагаемый объем добычи нефти в размере 450,962 млн. т. при общем объеме добычи – 489,7 млн. т., объем добычи газа горючего природного в размере 615,04 млрд. куб. м при общем объеме добычи – 638,5 млрд. куб. м. В соответствии с законодательно установленным порядком при определении налогооблагаемых объемов не учитывались объемы добычи нефти и газа горючего природного по месторождениям, по которым ведется разработка на условиях соглашений о разделе продукции (по нефти – 15,728 млн. тонн и по газу горючему природному – 19,7 млрд. куб. м); необлагаемые объемы добычи (в т.ч. нормативные потери) нефти – 0,73 млн. т., газа горючего природного – 2,52 млрд. куб. м; объемы добычи нефти на участках недр, расположенных в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края, полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, объемы добычи сверхвязкой нефти, газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых по нулевой ставке, – 20,44 млн. тонн нефти и 1,24 млрд. куб. м газа горючего природного. Объем добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации принят в размере 1,84 млн. т.
При прогнозируемой на 2012 г. мировой цене на нефть марки "Юралс" в размере 100,0 долларов США за баррель и среднегодовом курсе доллара США по отношению к рублю в размере 28,7 р. за доллар США коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составит 9,3467. Средневзвешенная налоговая ставка по нефти с учетом корректировки на указанный коэффициент на 2012 г. принята в размере 4 172,4501 р. за тонну нефти. По остальным видам полезных ископаемых налоговые ставки учтены в размерах, установленных в главе 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации с учетом внесенных изменений.
В расчетах налога на добычу полезных ископаемых на 2012 г. учтено изменение налогового законодательства, вводимое в действие с 1 января 2012 г. Ставка налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный из всех видов месторождений устанавливается для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения и налогоплательщиков, являющимися организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 % (далее – собственники объектов Единой системы газоснабжения), в размере 509 р. за 1000 куб. м при действующей ставке – 251 р. за 1000 куб. м. При этом налогообложение для налогоплательщиков, не являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, производится по установленной ставке, умноженной на коэффициент 0,493. В результате изменения законодательства поступление налога в федеральный бюджет увеличится на 122 658,6 млн. р.
По сравнению с уточненной оценкой за 2011 г. прогнозируется увеличение поступления налога на 123 929,6 млн. р. или на 6,3 %.
Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2013 г. прогнозируется в сумме 2 205 510,3 млн. р. (3,4 % к ВВП), что на 118 124,3 млн. р. или на 5,7 % больше суммы, планируемой на 2012 г.
На увеличение поступления налога оказали влияние: повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть с 446 до 470 р. за т. – на 99 597,6 млн. р.; увеличение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю – на 44 068,0 млн. р.; повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный с 509 до 582 р. за 1000 куб. м – на 42 046,5 млн. р.; рост прогнозируемых объемов добычи газа горючего природного – на 21 574,4 млн. р., нефти на континентальном шельфе Российской Федерации – на 6 730,1 млн. р., прочих полезных ископаемых – на 568,8 млн. р.;повышение цен на газовый конденсат – на 624,2 млн. р..
Факторы, приводящие к уменьшению поступления налога: снижение мировой цены на нефть марки «Юралс» – на 90 075,6 млн. р.; сокращение прогнозируемых объемов добычи нефти – на 7 009,7 млн. р.
Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2014 г. прогнозируется в сумме 2 424 803,0 млн. р. (3,34 % к ВВП), что на 219 292,7 млн. р. или на 9,9 % больше суммы, планируемой на 2013 г..
Увеличение поступления налога обусловлено влиянием следующих факторов: повышение мировой цены на нефть марки «Юралс» – на 100 758,0 млн. р.; увеличение прогнозируемых объемов добычи нефти – на 40 561,6 млн. р., газа горючего природного – на 10 525,2 млн. р., нефти на континентальном шельфе Российской Федерации – на 6 984,1 млн. р., прочих полезных ископаемых – на 866,2 млн. р.; повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю – на 35 718,5 млн. р.; увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный с 582 до 622 р. за 1000 куб. м – на 22 884,1 млн. р.; повышение цен на газовый конденсат – на 995,0 млн. р.
Таким образом рассмотрев данный параграф можно сделать вывод, что в целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного. Для этого, в течение 2011 г. планируется внести изменения в главу 26 Кодекса, предусматривающие ежегодное увеличение ставки НДПИ при добыче газа горючего природного, начиная с 2012 г., для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также для налогоплательщиков, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50 %. Кроме того, следует проработать вопрос установления ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.