Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Проблемам налогов и современной налоговой политики РФ сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы формирования и реализации налоговой политики 8
1.1 Сущность, содержание и типы налоговой политики 8
1.2 Методы осуществления налоговой политики 15
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 21
2 Анализ основных направлений налоговой политики РФ 28
2.1 Анализ целей налоговой политики в области налогообложения 28
природных ресурсов
2.2 Исследование целей налогового стимулирования инновационной деятельности и развития человеческого капитала 34
2.3 Оценка результативности достижения фискальных задач налоговой политики 42
3 Пути совершенствования налоговой политики РФ 50
3.1 Направления реформирования налогообложения природных ресурсов 50
3.2 Разработка рекомендаций по усилению стимулирующей роли налогов в регулировании инновационной деятельности и развития человеческого капитала 56
3.3 Предложения по совершенствованию формирования доходов бюджетов разных уровней в условиях децентрализации налоговых полномочий 61
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Реферат1.doc

— 509.50 Кб (Скачать документ)

 

         Рассмотрев данную таблицу можно сказать, что величина доходов бюджета расширенного правительства от налогообложения нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2005 г. до 31,7 % ВВП по итогам 2010 г.

       Проанализировав данный параграф можно сделать вывод о том, что фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 39,7% ВВП в 2005 г. до 35,3 % ВВП по итогам 2010 г. Величина доходов бюджета расширенного правительства от налогообложения нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2005 г. до 31,7 % ВВП по итогам 2010 г.

        Рассмотрев данную главу и проанализировав ее сделаем вывод, что за рассматриваемый период 2007-2011 гг., налоги и сборы и регулярные платежи в федеральный бюджет РФ за пользование природными ресурсами в 2011 г. составили 1670,4 млрд. р., что на 44 % больше чем в 2007 г. Поступления администрируемых ФНС доходов, за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет с каждым годом возрастает. Динамика положительна. Здесь мы можем заметить, что поступления по данным платежам носят прогрессивный характер и значительно увеличиваются. Поступления в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 г. по 2011г значительно снизились, в 2011 г. они составили 30,8 млрд. р., что на 47 млрд. р. меньше, чем в 2007 г. Поступления платежей в республиканский бюджет РМ в 2011 г. возросли по сравнению с 2007 г. на 65 %, и составили 32,2 млрд.р., в 2010 г. показатель данных платежей составил 16,7 млрд. р., в 2009 г. – 28,4 млрд. р., в 2008 г. – 25,7 млрд. р. Наблюдается положительная динамика. Можем сделать вывод, что поступления по данным платежам в республиканский бюджет Республики Мордовия увеличились.

          Значительный рост поступления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2011 г. обусловлен повышением тарифов страховых взносов на ОПС с 20 % до 26 % и на ОМС в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 1,1 % до 3,1 %, ростом фонда оплаты труда работника, с которого взимаются страховые взносы, с 415 тыс. р. в год до 463 тыс. р., ростом зарплат, а также системной работой со страхователями всех категорий. Так же, что выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета. Определяется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций. В связи с созданием технопарка «Сколково» приняты специальные меры, связанные с налогообложением прибыли инновационных компаний, получивших статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов.

          Фискальная политика оказывает большое влияние на развитие государства и на складывающуюся ситуацию в стране. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 39,7% ВВП в 2005 г. до 35,3 % ВВП по итогам 2010 г. Величина доходов бюджета расширенного правительства от налогообложения нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов на протяжении последних шести лет существенно снизилась – с 36,5% ВВП в 2005 г. до 31,7 % ВВП по итогам 2010 г.

 

           3 Пути совершенствования налоговой политики РФ

           3.1 Направления реформирования налогообложения природных ресурсов

 

            В период 2012-2014 гг.  будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.».

           Взимание налогов и сборов может оказывать различные эффекты на поведение экономических агентов, создавать различные стимулы как для организаций, так и для физических лиц. Однако основной задачей налогообложения является обеспечение доходов бюджетной системы. При этом с учетом необходимости обеспечения сбалансированности федерального бюджета в среднесрочной перспективе следует предпринимать усилия, направленные на увеличение доходного потенциала налоговой системы.

            В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения  потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системы налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения [35].

     

 

          В целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного. При этом планируется, что в совокупности принимаемые меры по увеличению доходов федерального бюджета от налогообложения газовой и нефтедобывающей отраслей должны привести к увеличению доходов федерального бюджета, поступающих в 2012 г. и плановом периоде 2013 и 2014 гг.  в условиях утвержденного прогноза социально-экономического развития по сравнению с действующим законодательством: в 2012 г. – на сумму до 150 млрд. р., в 2013 г. – на сумму до 168,3 млрд. р. и в 2014 г. – на сумму до 185,9 млрд. р.

           Для этого, в течение 2011 г. планируется внести изменения в главу 26 Кодекса, предусматривающие ежегодное увеличение ставки НДПИ при добыче газа горючего природного, начиная с 2012 г., для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также для налогоплательщиков, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50 %.

            В случае, если начиная с 1 января 2012 г. будет прекращено действие освобождение поставок природного газа в рамках проекта «Голубой поток», предусмотренное статьей 6 Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о поставках российского природного газа в Турецкую Республику через акваторию Черного моря от 15 декабря 1997 г., а также в условиях досрочной отмены применения льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемой на Верхнечонском и Талаканском нефтегазоконденсатных месторождениях, то налогообложение налогом на добычу полезных ископаемых добычи газа горючего природного указанными категориями в 2012 г. планируется осуществлять по ставке 431 р. за 1 000 кубических метров газа, в 2013 г. – 502 р. за 1 000 кубических метров газа и с 2014 г. – 544 р. за 1 000 кубических метров газа [35].

           Иными категориями налогоплательщиков, осуществляющих добычу газа, указанные налоговые ставки будут применяться с понижающими коэффициентами: в 2012 г. – 0,582, в 2013 г. – 0,528, а с 2014 г. – 0,511.

           В случае, если указанное выше освобождение поставок природного газа в рамках проекта «Голубой поток» сохранится, что налоговые ставки НДПИ при добыче газа природного горючего, добываемого налогоплательщиками, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также налогоплательщиками, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50 %, составят: в 2012 г. – 509 р. за 1 000 кубических метров газа, в 2013 г. – 582 р. за 1 000 кубических метров газа и в 2014 г. – 622 р. за 1 000 кубических метров газа. При этом иными категориями налогоплательщиков, осуществляющих добычу газа, указанные налоговые ставки будут применяться с понижающими коэффициентами: в 2012 г. – 0,493, в 2013 г. – 0,455, а с 2014 г. – 0,447.

             В дальнейшем ставка НДПИ при добыче газа горючего природного будет устанавливаться в зависимости от мировой цены на углеводородное сырье по аналогии с налогообложением добычи нефти, а также в зависимости от темпов роста внутренних цен на газ.

            Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2012 г. прогнозируется в сумме 2 087 386,0 млн. р.  (3,56 % к ВВП), в том числе по нефти – 1 779 651,2 млн. р.; по газу горючему природному – 275 836,6 млн. р.; по газовому конденсату – 11 175,9 млн. р.; по прочим полезным ископаемым –13 465,4 млн. р.; по нефти, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации, – 7 256,9 млн. р.

            Расчеты поступления налога на добычу полезных ископаемых произведены на основе планируемого объема добычи полезных ископаемых, прогнозируемого уровня цен на полезные ископаемые, среднегодового курса доллара США по отношению к рублю, а также с учетом изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

            В расчетах поступления налога на добычу полезных ископаемых учтены налогооблагаемый объем добычи нефти в размере 450,962 млн. т. при общем объеме добычи – 489,7 млн. т., объем добычи газа горючего природного в размере 615,04 млрд. куб. м при общем объеме добычи – 638,5 млрд. куб. м. В соответствии с законодательно установленным порядком при определении налогооблагаемых объемов не учитывались объемы добычи нефти и газа горючего природного по месторождениям, по которым ведется разработка на условиях соглашений о разделе продукции (по нефти – 15,728 млн. тонн и по газу горючему природному – 19,7 млрд. куб. м); необлагаемые объемы добычи (в т.ч. нормативные потери) нефти – 0,73 млн. т., газа горючего природного – 2,52 млрд. куб. м; объемы добычи нефти на участках недр, расположенных в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области и Красноярского края, полностью или частично в Азовском и Каспийском морях, объемы добычи сверхвязкой нефти, газа горючего природного (за исключением попутного газа), закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче газового конденсата, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых по нулевой ставке, – 20,44 млн. тонн нефти и 1,24 млрд. куб. м газа горючего природного. Объем добычи нефти на континентальном шельфе Российской Федерации принят в размере 1,84 млн. т.

           При прогнозируемой на 2012 г. мировой цене на нефть марки "Юралс" в размере 100,0 долларов США за баррель и среднегодовом курсе доллара США по отношению к рублю в размере 28,7 р. за доллар США коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, составит 9,3467. Средневзвешенная налоговая ставка по нефти с учетом корректировки на указанный коэффициент на 2012 г. принята в размере 4 172,4501 р. за тонну нефти. По остальным видам полезных ископаемых налоговые ставки учтены в размерах, установленных в главе 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации с учетом внесенных изменений.

           В расчетах налога на добычу полезных ископаемых на 2012 г. учтено изменение налогового законодательства, вводимое в действие с 1 января 2012 г. Ставка налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный из всех видов месторождений устанавливается для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения и налогоплательщиков, являющимися организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 % (далее – собственники объектов Единой системы газоснабжения), в размере 509 р. за 1000 куб. м при действующей ставке – 251 р. за 1000 куб. м. При этом налогообложение для налогоплательщиков, не являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, производится по установленной ставке, умноженной на коэффициент 0,493. В результате изменения законодательства поступление налога в федеральный бюджет увеличится на 122 658,6 млн. р.

            По сравнению с уточненной оценкой за 2011 г. прогнозируется увеличение поступления налога на 123 929,6 млн. р. или на 6,3 %.          

            Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2013 г. прогнозируется в сумме 2 205 510,3 млн. р. (3,4 % к ВВП), что на 118 124,3 млн. р. или на 5,7 % больше суммы, планируемой на 2012 г.

           На увеличение поступления налога оказали влияние: повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть с 446 до 470 р. за т. – на 99 597,6 млн. р.; увеличение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю – на 44 068,0 млн. р.; повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный с 509 до 582 р. за 1000 куб. м – на 42 046,5 млн. р.; рост прогнозируемых объемов добычи газа горючего природного – на 21 574,4 млн. р., нефти на континентальном шельфе Российской Федерации – на 6 730,1 млн. р., прочих полезных ископаемых – на 568,8 млн. р.;повышение цен на газовый конденсат – на 624,2 млн. р..

         Факторы, приводящие к уменьшению поступления налога: снижение мировой цены на нефть марки «Юралс» – на 90 075,6 млн. р.; сокращение прогнозируемых объемов добычи нефти – на 7 009,7 млн. р.

          Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2014 г. прогнозируется в сумме 2 424 803,0 млн. р. (3,34 % к ВВП), что на 219 292,7 млн. р. или на 9,9 % больше суммы, планируемой на 2013 г..

         Увеличение поступления налога обусловлено влиянием следующих факторов: повышение мировой цены на нефть марки «Юралс» – на 100 758,0 млн. р.; увеличение прогнозируемых объемов добычи нефти – на 40 561,6 млн. р., газа горючего природного – на 10 525,2 млн. р., нефти на континентальном шельфе Российской Федерации – на 6 984,1 млн. р., прочих полезных ископаемых – на 866,2 млн. р.; повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю – на 35 718,5 млн. р.; увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный с 582 до 622 р. за 1000 куб. м – на 22 884,1 млн. р.; повышение цен на газовый конденсат – на 995,0 млн. р.

           Таким образом рассмотрев данный параграф можно сделать вывод, что в целях выравнивания уровня налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли в плановом периоде продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного. Для этого, в течение 2011 г. планируется внести изменения в главу 26 Кодекса, предусматривающие ежегодное увеличение ставки НДПИ при добыче газа горючего природного, начиная с 2012 г., для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, а также для налогоплательщиков, в которых суммарная доля участия указанных собственников объектов Единой системы газоснабжения составляет свыше 50 %. Кроме того, следует проработать вопрос установления ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых превышает 50 процентов, в зависимости от мировых цен на соответствующие полезные ископаемые.

Информация о работе Налоговая политика