Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Проблемам налогов и современной налоговой политики РФ сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Введение 5
1 Теоретические основы формирования и реализации налоговой политики 8
1.1 Сущность, содержание и типы налоговой политики 8
1.2 Методы осуществления налоговой политики 15
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 21
2 Анализ основных направлений налоговой политики РФ 28
2.1 Анализ целей налоговой политики в области налогообложения 28
природных ресурсов
2.2 Исследование целей налогового стимулирования инновационной деятельности и развития человеческого капитала 34
2.3 Оценка результативности достижения фискальных задач налоговой политики 42
3 Пути совершенствования налоговой политики РФ 50
3.1 Направления реформирования налогообложения природных ресурсов 50
3.2 Разработка рекомендаций по усилению стимулирующей роли налогов в регулировании инновационной деятельности и развития человеческого капитала 56
3.3 Предложения по совершенствованию формирования доходов бюджетов разных уровней в условиях децентрализации налоговых полномочий 61
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
2 Анализ основных направлений налоговой политики РФ
2.1 Анализ целей налоговой политики в области налогообложения природных ресурсов
Реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.», проводилась во взаимосвязи с Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г. и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.
Принят Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации, предусматривающий индексацию ставок НДПИ при добыче нефти и горючего природного газа темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию; принят Федеральный закон от 4 июня 2011 г. № 125-ФЗ «О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающего установление ставки НДПИ в размере 0 р. в отношении газа горючего природного, используемого при разработке месторождений углеводородов с применением технологии сайклинг- процесса; принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающий: понижающий коэффициент к базовой ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на участках недр, с начальными извлекаемыми запасами нефти до 5 млн. тонн; ставку НДПИ в размере 0 р. в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого АО; ставку НДПИ в размере 0 р. в отношении газа горючего природного, использованного для производства сжиженного природного газа, добытого на участках недр, расположенных полностью или частично на территории полуострова Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, а также газового конденсата, добытого совместно с указанным газом; ставку НДПИ в размере 0 р. в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в Черном и Охотском морях [8].
В рамках реализации Основных направлений налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в предыдущие периоды, были внесены следующие изменения в законодательство о налогах и сборах.
Принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение нового порядка исчисления НДПИ при добыче угля и установление порядка налогового учета расходов налогоплательщиков, связанных с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля на участках недр с высоким уровнем метанообильности и склонностью угля к самовозгоранию [9].
В частности, установлена возможность применения налогового вычета путем уменьшения суммы исчисленного налога на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля. Предельная величина налогового вычета определяется как произведение суммы налога и коэффициента Кт, определяемого для каждого участка недр с учетом степени метанообильности и склонности угля к самовозгоранию.
Значение Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике и не может превышать 0,3.
Налогоплательщики по своему выбору смогут использовать указанный налоговый вычет, либо учитывать произведенные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
Принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающий ставку НДПИ в размере 0 % при добыче кондиционных руд олова на территории Дальневосточного федерального округа, сроком на 5 лет.
Поступления платежей за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет РФ рассмотрим в таблице 2.1. [54].
Таблица 2.1 – Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов, за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет, млрд. р.
Виды налоговых доходов | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Отклонения (+;-) | Темп роста, % |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, в том числе: | 1157,4 | 1637,5 | 1006,3 | 1408,3 | 1670,4 | 513 | 144 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1122,9 | 1604,7 | 981,5 | 2376,6 | 1637,7 | 514,8 | 146 |
Нефть | 1017,3 | 1493,0 | 887,6 | 1266,8 | 1505,7 | 488,4 | 148 |
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья | 0,0 | 90,5 | 75,0 | 85,1 | 111,8 | 21,3 | 124 |
Газ конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья | 0,0 | 8,4 | 6,6 | 9,4 | 4,7 | -3,7 | 56 |
За рассматриваемый период налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами в 2011 г. составили 1670,4 млрд. р., что на 44 % больше чем в 2007 г. Поступления администрируемых ФНС доходов, за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет с каждым годом возрастает. Динамика положительна. Здесь мы можем заметить, что поступления по данным платежам носят прогрессивный характер и значительно увеличиваются. Данные показатели могут говорить о сравнительно оптимальной работе налоговых органов. Так же это обусловлено повышением цены на нефть (с 75,5$ в декабре 2009 года – сентябре 2010 года до 107,7$ в декабре 2010 года – сентябре 2011 года, или на 42,6%).
Поступления платежей за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет РФ рассмотрим в таблице 2.2.[54].
Таблица 2.2 – Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов, за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет, млрд. р.
Виды налоговых доходов | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | Отклонения (+;-) | Темп роста, % |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, в том числе: | 77,8 | 105,1 | 74,7 | 32,4 | 30,8 | -47 | 40 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 74,5 | 103,4 | 72,3 | 29,7 | 28,3 | -46,2 | 39 |
Нефть | 53,6 | 78,6 | 46,7 | 0,0 | 0,0 | -6,9 | 87 |
Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Газ конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья | 0,0 | 0,4 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | -0,1 | 75
|
Рассмотрев данную таблицу можно сказать, что поступления в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 г. по 2011г значительно снизились, в 2011 г. они составили 30,8 млрд. р., что на 47 млрд. р. меньше, чем в 2007 г.
Факторы, приводящие к уменьшению поступления налога:
– снижение мировой цены на нефть марки «Юралс» – на 155 997,3 млн. р.;
– сокращение прогнозируемых объемов добычи прочих полезных ископаемых – на 1 242,2 млн. р.
Показатели платежей за пользование природными ресурсами в республиканский бюджет Республики Мордовия рассмотрим на рисунке 2.1. [53].
Рисунок 2.1 – Динамика показателей платежей за пользование природными ресурсами в республиканский бюджет Республики Мордовия, млрд. р.
Рассмотрев данный рисунок можно сказать, что поступления платежей в 2011 г. возросли по сравнению с 2007 г. на 65 %, и составили 32,2 млрд.р., в 2010 г. показатель данных платежей составил 16,7 млрд. р., в 2009 г. – 28,4 млрд. р., в 2008 г. – 25,7 млрд. р. Наблюдается положительная динамика. Можем сделать вывод, что поступления по данным платежам в республиканский бюджет Республики Мордовия увеличились.
Факторы, приводящие к увеличению поступления налога:
– повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный – на 131 929,7 млн. р.;
– увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть с 419 до 446 р. за т. – на 113 805,2 млн. р.;
– рост прогнозируемых объемов добычи нефти – на 15 475,6 млн. р., газа горючего природного – на 5 711,7 млн. р. и нефти, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации, – на 4 547,5 млн. р.;
– увеличение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю – на 6 732,8 млн. р.;
– повышение цен на газовый конденсат – на 2 966,6 млн. р.
Уровень собираемости определен исходя из фактических поступлений налога за 2011 г. и принят в расчетах налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в размере 100 %, прочих полезных ископаемых – 99,9 %.
Таким образом проанализировав данный параграф можно сделать вывод, что за рассматриваемый период 2007-2011 гг., налоги и сборы и регулярные платежи в федеральный бюджет РФ за пользование природными ресурсами в 2011 г. составили 1670,4 млрд. р., что на 44 % больше чем в 2007 г. Поступления администрируемых ФНС доходов, за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет с каждым годом возрастает. Динамика положительна. Здесь мы можем заметить, что поступления по данным платежам носят прогрессивный характер и значительно увеличиваются. Поступления в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 г. по 2011г значительно снизились, в 2011 г. они составили 30,8 млрд. р., что на 47 млрд. р. меньше, чем в 2007 г. Поступления платежей в республиканский бюджет РМ в 2011 г. возросли по сравнению с 2007 г. на 65 %, и составили 32,2 млрд.р., в 2010 г. показатель данных платежей составил 16,7 млрд. р., в 2009 г. – 28,4 млрд. р., в 2008 г. – 25,7 млрд. р. Наблюдается положительная динамика.
2.2 Исследование целей налогового стимулирования инновационной деятельности и развития человеческого капитала
– для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [7];
– для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;
– для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [7];
– для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера).
Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Во внебюджетные фонды в федеральный бюджет в 2009 г. поступило 5 428,9 млн. р., что на 116,9 млн. р. больше поступлений соответствующего периода прошлого года (темп роста 102,2%).