Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:43, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Проблемам налогов и современной налоговой политики РФ сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические основы формирования и реализации налоговой политики 8
1.1 Сущность, содержание и типы налоговой политики 8
1.2 Методы осуществления налоговой политики 15
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма 21
2 Анализ основных направлений налоговой политики РФ 28
2.1 Анализ целей налоговой политики в области налогообложения 28
природных ресурсов
2.2 Исследование целей налогового стимулирования инновационной деятельности и развития человеческого капитала 34
2.3 Оценка результативности достижения фискальных задач налоговой политики 42
3 Пути совершенствования налоговой политики РФ 50
3.1 Направления реформирования налогообложения природных ресурсов 50
3.2 Разработка рекомендаций по усилению стимулирующей роли налогов в регулировании инновационной деятельности и развития человеческого капитала 56
3.3 Предложения по совершенствованию формирования доходов бюджетов разных уровней в условиях децентрализации налоговых полномочий 61
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Реферат1.doc

— 509.50 Кб (Скачать документ)

 

 

           


          2 Анализ основных направлений налоговой политики РФ

            2.1 Анализ целей налоговой политики в области налогообложения природных ресурсов

 

            Реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики на 2010 г. и плановый период 2011 и 2012 гг.» и «Основными направлениями налоговой политики на 2011 г. и плановый период 2012 и 2013 гг.», проводилась во взаимосвязи с Основными направлениями антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 г. и Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.

            Принят Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», внесенный Правительством Российской Федерации, предусматривающий индексацию ставок НДПИ при добыче нефти и горючего природного газа темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию; принят Федеральный закон от 4 июня 2011 г. № 125-ФЗ «О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающего установление ставки НДПИ в размере 0 р. в отношении газа горючего природного, используемого при разработке месторождений углеводородов с применением технологии сайклинг- процесса; принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающий: понижающий коэффициент к базовой ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на участках недр, с начальными извлекаемыми запасами нефти до 5 млн. тонн; ставку НДПИ в размере 0 р. в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого АО; ставку НДПИ в размере 0 р. в отношении газа горючего природного, использованного для производства сжиженного природного газа, добытого на участках недр, расположенных полностью или частично на территории полуострова Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, а также газового конденсата, добытого совместно с указанным газом; ставку НДПИ в размере 0 р. в отношении нефти, добытой на участках недр, расположенных полностью или частично в Черном и Охотском морях [8].

          В рамках реализации Основных направлений налоговой политики, одобренных Правительством Российской Федерации в предыдущие периоды, были внесены следующие изменения в законодательство о налогах и сборах.

          Принят Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 425-ФЗ «О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», предусматривающий введение нового порядка исчисления НДПИ при добыче угля и установление порядка налогового учета расходов налогоплательщиков, связанных с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля на участках недр с высоким уровнем метанообильности и склонностью угля к самовозгоранию [9].

            В частности, установлена возможность применения налогового вычета путем уменьшения суммы исчисленного налога на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий труда при добыче угля. Предельная величина налогового вычета определяется как произведение суммы налога и коэффициента Кт, определяемого для каждого участка недр с учетом степени метанообильности и склонности угля к самовозгоранию.

             Значение Кт устанавливается в принятой налогоплательщиком учетной политике и не может превышать 0,3.

              Налогоплательщики по своему выбору смогут использовать указанный налоговый вычет, либо учитывать произведенные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

              Принят Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», устанавливающий ставку НДПИ в размере 0 % при добыче кондиционных руд олова на территории Дальневосточного федерального округа, сроком на 5 лет.

         Поступления платежей за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет РФ рассмотрим в таблице 2.1. [54].

 

         Таблица 2.1 – Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов, за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет, млрд. р.

Виды налоговых доходов

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонения

(+;-)

Темп роста, %

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, в том числе:

1157,4

1637,5

1006,3

1408,3

1670,4

513

144

Налог на добычу полезных ископаемых

1122,9

1604,7

981,5

2376,6

1637,7

514,8

146

Нефть

1017,3

1493,0

887,6

1266,8

1505,7

488,4

148

Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья

0,0

90,5

75,0

85,1

111,8

21,3

124

Газ конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья

0,0

8,4

6,6

9,4

4,7

-3,7

56

 

    За рассматриваемый период налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами в 2011 г. составили 1670,4 млрд. р., что на 44 % больше чем в 2007 г. Поступления администрируемых ФНС доходов, за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет с каждым годом возрастает. Динамика положительна. Здесь мы можем заметить, что поступления по данным платежам носят прогрессивный характер и значительно увеличиваются. Данные показатели могут говорить о сравнительно оптимальной работе налоговых органов. Так же это обусловлено повышением цены на нефть (с 75,5$ в декабре 2009 года – сентябре 2010 года до 107,7$ в декабре 2010 года – сентябре 2011 года, или на 42,6%).

Поступления платежей за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет РФ рассмотрим в таблице 2.2.[54].

 

Таблица 2.2 – Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов, за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет, млрд. р.

Виды налоговых доходов

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Отклонения

(+;-)

Темп роста, %

Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами, в том числе:

77,8

105,1

74,7

32,4

30,8

-47

40

Налог на добычу полезных ископаемых

74,5

103,4

72,3

29,7

28,3

-46,2

39

Нефть

53,6

78,6

46,7

0,0

0,0

-6,9

87

Газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Газ конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья

0,0

0,4

0,3

0,0

0,0

-0,1

75

 

 

Рассмотрев данную таблицу можно сказать, что поступления в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 г. по 2011г значительно снизились, в 2011 г. они составили 30,8 млрд. р., что на 47 млрд. р. меньше, чем в 2007 г.

         Факторы, приводящие к уменьшению поступления налога:

                    – снижение мировой цены на нефть марки «Юралс» – на 155 997,3 млн. р.;

                    – сокращение прогнозируемых объемов добычи прочих полезных ископаемых – на 1 242,2 млн. р.

Показатели платежей за пользование природными ресурсами в республиканский бюджет Республики Мордовия рассмотрим на рисунке 2.1. [53].

 

 

            Рисунок 2.1 – Динамика показателей платежей за пользование природными ресурсами в республиканский бюджет Республики Мордовия, млрд. р.

           Рассмотрев данный рисунок можно сказать, что поступления платежей в 2011 г. возросли по сравнению с 2007 г. на 65 %, и составили 32,2 млрд.р., в 2010 г. показатель данных платежей составил 16,7 млрд. р., в 2009 г. – 28,4 млрд. р., в 2008 г. – 25,7 млрд. р. Наблюдается положительная динамика. Можем сделать вывод, что поступления по данным платежам в республиканский бюджет Республики Мордовия увеличились.

          Факторы, приводящие к увеличению поступления налога:

                    – повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный – на 131 929,7 млн. р.;

                    – увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на нефть с 419 до 446 р. за т. – на 113 805,2 млн. р.;

                    – рост прогнозируемых объемов добычи нефти – на 15 475,6 млн. р., газа горючего природного – на 5 711,7 млн. р. и нефти, добываемой на континентальном шельфе Российской Федерации, – на 4 547,5 млн. р.;

                    – увеличение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю – на 6 732,8 млн. р.;

                    – повышение цен на газовый конденсат – на 2 966,6 млн. р.

           Уровень собираемости определен исходя из фактических поступлений налога за 2011 г. и принят в расчетах налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в размере 100 %, прочих полезных ископаемых – 99,9 %.

         Таким образом проанализировав данный параграф можно сделать вывод, что за рассматриваемый период 2007-2011 гг., налоги и сборы и регулярные платежи в федеральный бюджет РФ за пользование природными ресурсами в 2011 г. составили 1670,4 млрд. р., что на 44 % больше чем в 2007 г. Поступления администрируемых ФНС доходов, за пользование природными ресурсами в федеральный бюджет с каждым годом возрастает. Динамика положительна. Здесь мы можем заметить, что поступления по данным платежам носят прогрессивный характер и значительно увеличиваются. Поступления в консолидированный бюджет РФ за период с 2007 г. по 2011г значительно снизились, в 2011 г. они составили 30,8 млрд. р., что на 47 млрд. р. меньше, чем в 2007 г. Поступления платежей в республиканский бюджет РМ в 2011 г. возросли по сравнению с 2007 г. на 65 %, и составили 32,2 млрд.р., в 2010 г. показатель данных платежей составил 16,7 млрд. р., в 2009 г. – 28,4 млрд. р., в 2008 г. – 25,7 млрд. р. Наблюдается положительная динамика.

 

           2.2 Исследование целей налогового стимулирования инновационной деятельности и развития человеческого капитала

 

         Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование : Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (в ред. от 28 декабря 2010 г.) были установлены пониженные тарифы страховых взносов, в том числе [6]:

          – для организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [7];

           – для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;

           – для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 г. бюджетными научными учреждениями в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и образовательными учреждениями высшего профессионального образования в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [7];

          – для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации (за исключением средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного и (или) эротического характера).

            Выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.

            Во внебюджетные фонды  в федеральный бюджет в 2009 г. поступило 5 428,9 млн. р., что на 116,9 млн. р. больше поступлений соответствующего периода прошлого года (темп роста 102,2%).

Информация о работе Налоговая политика